Занятие-дискуссия "Природа зависимости. Бери от жизни все только хорошее!"
методическая разработка на тему
Занятие предназначено для учащихся 7-9 классов. Содержит интересные задания: обсуждение в группах утверждений по проблеме вредных привычек, подбор ассоциаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie-priroda_zvisimosti.beri_ot_zhizni_vse_tolko_khoroshee.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие-дискуссия
«Природа зависимости. Бери от жизни все только хорошее!»
Цели занятия:
- профилактика табакокурения, употребления алкоголя, наркотиков среди подростков;
- развитие у подростков ценностного отношения к собственному здоровью.
Задачи:
образовательные задачи:
- предоставление обучающимся информации о курении, алкоголе, наркотиках;
- расширение информированности подростков о ситуации личной опасности и безопасности, о причинах и последствиях табакокурения, употребления, алкоголя и наркотиков.
воспитательные задачи:
- способствовать формированию у подростков здорового образа жизни и ответственного поведения;
- способствовать формированию у подростков навыков анализа и критической оценки информации, получаемой о курении, алкоголе, наркотиках.
развивающие задачи:
- способствовать развитию рефлексии, мышления, силы воли;
- способствовать развитию умения говорить «нет», умения принимать правильные и альтернативные решения;
- способствовать развитию умения формировать и выражать свои мысли, умения слушать и слышать, понимать некоторые особенности взаимодействия с людьми.
Целевая аудитория.
Участники: подростки - возраст 13-15 лет.
Организационно-методическое и ресурсное обеспечение.
Условия проведения: пространство для свободного перемещения участников. Класс для проведения занятия.
Методическое обеспечение:
листы формата А4, карандаши, фломастеры, большие листы с провокационными тезисами, доска, мел. Информационный материал к занятию – презентация о наркотиках, теоретический материал о сигаретах, алкоголе.
Время проведения: 2 часа.
Состав участников - 15-25 человек.
1
Ход занятия.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня наше занятие посвящено вредным привычкам и называется «Природа зависимости. Бери от жизни все только хорошее!», так как у человека, употребляющего алкоголь, сигареты и наркотики, развивается зависимость. Занятие пройдет в форме дискуссии.
Мы с вами попробуем разобраться, как же человек становится зависимым от вредных привычек.
1) Упражнение «Почему люди курят, употребляют алкоголь, наркотики?»
Учитель: Сейчас мы с вами выявим причины, побуждающие человека употреблять алкоголь, сигареты, наркотики. Вы будете перечислять причины, я буду фиксировать их на доске (ответы детей).
На доске учитель записывает причины употребления алкоголя, сигарет, наркотиков.
Учитель: А теперь давайте посмотрим, что у нас получилось, и подумаем, как можно по-другому реализовать и удовлетворить свои потребности (ответы детей).
Учитель: Детям предлагается небольшой информационный материал
по табакокурению.
2) Утверждения по табакокурению.
Учитель: Ребята, сейчас вам предлагается несколько утверждений по
табакокурению. Вам необходимо определить, какое из утверждений является верным, а какое – неверным.
Учитель зачитывает утверждения, дети – отвечают.
- Подростки курят, чтобы «быть как все».
- Некурящие вынуждены страдать от заболеваний дыхательной системы в результате пассивного курения.
- Курение помогает расслабиться, когда человек нервничает.
- В легких человека, выкуривающего в день в течение года по пачке сигарет, оседает 1 литр табачной смолы.
- Физические упражнения нейтрализуют вред, наносимый курением.
- Большинство подростков в состоянии бросить курить в любое время.
- Табакокурение является одной из основных причин заболеваний сердца.
- Большинство курящих получают от курения удовольствие и не собираются бросать.
(Ответы детей: утверждения 1, 2, 4, 7- верно; 3, 5, 6, 8- неверно).
3) Упражнение «Тихая дискуссия»
Учитель: Эта работа будет проходить в коллективной форме. Для этого необходимо разбиться на три группы. Итак, вы разбились на группы. Каждой группе лист с несколькими провокационными утверждениями. Каждая группа должна сначала, не обсуждая с остальными, записать на листе бумаги свое мнение или замечание по данным высказываниям. Высказывания, с которыми вы согласны, должны быть помечены.
2
Утверждения для 1 группы:
- Проблему алкоголизма решить нельзя, так как нет общества, свободного от алкоголя.
- Подростки курят, чтобы успокоиться перед контрольной работой, экзаменом.
- Алкоголикам и тем, кто подвержен опасности стать алкоголиком, нельзя помочь.
Утверждения для 2 группы:
- Алкоголь- это средство, от которого можно стать зависимым.
- Если человек пьет или курит осознанно и в умеренных дозах, то его действия способствуют предупреждению зависимости.
- Нет ничего страшного в том, что подростки «балуются» сигаретами.
Утверждения для 3 группы:
- Только у людей, живущих вне общества, возникают проблемы с алкоголем.
- У подростков, которые постоянно курят, может развиться зависимость.
- Подросткам, употребляющим алкоголь для того, чтобы решить свои проблемы, угрожает опасность стать алкоголиками.
Учитель: Теперь, ребята, подведем итог. Обсудим высказывания, где вы затруднились принять решение.
В завершении дискуссии обсуждаются впечатления подростков о ходе дискуссии и её результаты.
Учитель: Детям предлагается небольшой информационный материал
по употреблению алкоголя.
4) Упражнение «Ассоциации»
Учитель: Эта работа будет проходить в коллективной форме. Для этого необходимо разбиться на три группы. Итак, вы разбились на группы. Выберите человека, который будет записывать. Первой группе слово «алкоголь», второй- «сигареты», третьей- «наркотики». Эти слова запишите по вертикали. На каждую букву записанного слова вы между собой обсуждаете ассоциации, которые приходят вам в голову по данной теме.
Выставка и обсуждение результатов.
Учитель: Детям предлагается небольшой информационный материал о наркотиках в виде презентации.
5) Обсуждение утверждений.
Учитель: Ребята, сейчас мы с вами обсудим утверждения по проблеме наркомании, опираясь на информацию из презентации.
Утверждения:
- наркомания - вредная привычка;
- прекратить употреблять наркотики можно в любой момент;
- наркомания не излечима;
- многие подростки начинают употребление наркотиков «за компанию»;
3
- люди, употребляющие наркотики, очень часто не осознают, что зависят от них;
- зависимость от наркотиков формируется только после их многократного употребления;
- продажа наркотиков не преследуется законом;
- лечение и реабилитация наркоманов должны быть абсолютно бесплатными, если государство хочет решить эту проблему.
В ходе обсуждения обращается внимание на негативные последствия употребления наркотиков, на степень личной ответственности за привыкание к наркотикам.
Учитель: Итак, ребята, поведем итог нашего занятия. Сегодня мы выделили и обсудили три основные проблемы, с которыми сталкивается человек, - это табакокурение, употребление алкоголя, наркотиков, что приводит к развитию зависимостей: никотиновой, алкогольной, наркотической.
Учитель: Каждый из вас делает свой выбор. Я познакомлю вас с 5 шагами отказа от вредных привычек:
- Сразу сказать твердое «нет»
- Согласиться со всеми доводами, но в конце сказать «нет». «Я согласен с вами, но …»
- Если давление продолжается, можете перейти в наступление
- «Я не хочу больше говорить на эту тему»
- Предложить компромисс: «Давайте лучше …»
Учитель: Вредные привычки пагубно влияют на человека и на общество в целом. Поэтому каждый из вас должен знать и понимать о том вреде, который наносят курение, алкоголь и наркотики. Я верю, что вы сделаете правильный выбор, а вредные привычки не станут для вас привычными!
6) Рефлексия
В конце занятия учитель предлагает детям анкету.
- Больше всего мне понравилось:___________________________________
- Больше всего мне запомнилось:___________________________________
- Что я узнал нового:______________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль воспитания в современном обществе. Есть мнение, что в современном мире хорошее воспитание – только помеха...
Есть двери, в которые не только заходить, но даже и стучаться не стоит, потому что за ними нет тех людей, с которыми мне по пути!...
Здоровье человека и его зависимость от образа жизни - презентации
Здоровый образ жизни – комплексное понятие, включающее в себя множество составляющих. Сюда входят все сферы человеческого существования – начиная с питания и заканчивая эмоциональным настроем. Здоровы...
«Жизнь дается только один раз...» (Урок- размышление по повести М.Булгакова «Морфий»)
М. А.Булгаков - один из самых читаемых писателей XX века. Он не умел лукавить, приспосабливаться ни в жизни, ни в литературе, был не редкость цельным человеком, что, естественно, проявилось и в ...
"...только любовью, только ею движется жизнь"
Посвящается 200-летнему юбилею русского писателя И.С.Тургенева....
«ЭТО МИГ, ЭТО ЖИЗНЬ, ЭТО ТОЛЬКО НАЧАЛО…» (к 10-летию государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Республиканский центр образования»)
Сборник статей «Это миг, это жизнь, это только начало…» издан к 10-летию ГБОУ «Республиканский центр образования» и представляет собой, прежде всего, собрание материалов...
Игровая программа "Пусть в жизни будет только радость
Цели:способствовать созданию комфортной, доброжелательной обстановки в школьной среде; развивать психофизические способности детей инвалидов, эмоциональную сферу; воспитывать в детях чувство сопережив...
"Жизнь даётся только раз".
07.12.2022 г. в Центре прошло занятие с элементами тренинга для подростков по профилактике суицидального поведения "Жизнь даётся только раз". С целью формировать негативное отношение к суици...