Занятие-дискуссия "Природа зависимости. Бери от жизни все только хорошее!"
методическая разработка на тему

Шеронова Светлана Павловна

Занятие предназначено  для учащихся 7-9 классов. Содержит интересные задания: обсуждение в группах утверждений по проблеме вредных привычек, подбор ассоциаций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие-дискуссия

«Природа зависимости. Бери от жизни все только хорошее!»

Цели занятия:

- профилактика табакокурения, употребления алкоголя, наркотиков среди подростков;

 - развитие у подростков ценностного отношения к собственному здоровью.

Задачи:

образовательные задачи:

  • предоставление обучающимся информации о курении, алкоголе, наркотиках;
  • расширение информированности подростков о ситуации личной опасности и безопасности, о причинах и последствиях табакокурения, употребления, алкоголя и наркотиков.

воспитательные задачи:

  • способствовать формированию у подростков здорового образа жизни и ответственного поведения;
  • способствовать формированию у подростков навыков анализа и критической оценки информации, получаемой о курении, алкоголе, наркотиках.

развивающие задачи:

  • способствовать развитию рефлексии, мышления, силы воли;
  • способствовать развитию умения говорить «нет», умения принимать правильные и альтернативные решения;
  • способствовать развитию умения формировать и выражать свои мысли, умения слушать и слышать, понимать некоторые особенности взаимодействия с людьми.

Целевая аудитория.

Участники: подростки - возраст 13-15 лет.

Организационно-методическое и ресурсное обеспечение.

Условия проведения: пространство для свободного перемещения участников. Класс для проведения занятия.

Методическое обеспечение:

листы формата А4, карандаши, фломастеры, большие листы с провокационными тезисами, доска, мел. Информационный материал к занятию – презентация о наркотиках, теоретический материал о сигаретах, алкоголе.

Время проведения: 2 часа.

Состав участников - 15-25 человек.

1

Ход занятия.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня наше занятие посвящено вредным привычкам и называется «Природа зависимости. Бери от жизни  все только хорошее!», так как у человека, употребляющего алкоголь, сигареты и наркотики, развивается зависимость. Занятие пройдет в форме дискуссии.

 Мы с вами попробуем разобраться, как же человек становится зависимым от вредных привычек.

1) Упражнение «Почему люди курят, употребляют алкоголь, наркотики?»

Учитель: Сейчас мы с вами выявим причины, побуждающие человека употреблять алкоголь, сигареты, наркотики. Вы будете перечислять причины, я буду фиксировать их на доске (ответы детей).

На доске учитель записывает причины употребления алкоголя, сигарет, наркотиков.

Учитель: А теперь давайте посмотрим, что у нас получилось, и подумаем, как можно по-другому реализовать и удовлетворить свои потребности  (ответы детей).

 Учитель:  Детям предлагается небольшой информационный материал

   по табакокурению.

2) Утверждения по табакокурению.

Учитель: Ребята, сейчас вам предлагается несколько утверждений по

табакокурению. Вам необходимо определить, какое из утверждений является верным, а какое – неверным.

Учитель зачитывает утверждения, дети – отвечают.

  1. Подростки курят, чтобы «быть как все».
  2. Некурящие вынуждены страдать от заболеваний дыхательной системы в результате пассивного курения.
  3. Курение помогает расслабиться, когда человек нервничает.
  4. В легких человека, выкуривающего в день в течение года по пачке сигарет, оседает 1 литр табачной смолы.
  5. Физические упражнения нейтрализуют вред, наносимый курением.
  6. Большинство подростков в состоянии бросить курить в любое время.
  7. Табакокурение является одной из основных причин заболеваний сердца.
  8. Большинство курящих получают от курения удовольствие и не собираются бросать.

(Ответы детей: утверждения 1, 2, 4, 7- верно; 3, 5, 6, 8- неверно).

3) Упражнение «Тихая дискуссия»

Учитель: Эта работа будет проходить в коллективной форме. Для этого необходимо разбиться на три группы. Итак, вы разбились на группы. Каждой группе лист с несколькими провокационными утверждениями. Каждая группа должна сначала, не обсуждая с остальными, записать на листе бумаги свое мнение или замечание по данным высказываниям. Высказывания, с которыми вы согласны, должны быть помечены.

2

Утверждения для 1 группы:

- Проблему алкоголизма решить нельзя, так как нет общества, свободного от алкоголя.

- Подростки курят, чтобы успокоиться перед контрольной работой, экзаменом.

- Алкоголикам и тем, кто подвержен опасности стать алкоголиком, нельзя помочь.

Утверждения для 2 группы:

- Алкоголь- это средство, от которого можно стать зависимым.

- Если человек пьет или курит осознанно и в умеренных дозах, то его действия способствуют предупреждению зависимости.

- Нет ничего страшного в том, что подростки «балуются» сигаретами.

Утверждения для 3 группы:

- Только у людей, живущих вне общества, возникают проблемы с алкоголем.

- У подростков, которые постоянно курят, может развиться зависимость.

- Подросткам, употребляющим алкоголь для того, чтобы решить свои проблемы, угрожает опасность стать алкоголиками.

Учитель: Теперь, ребята, подведем итог. Обсудим высказывания, где вы затруднились принять решение.

В завершении дискуссии обсуждаются впечатления подростков о ходе дискуссии и её результаты.

      Учитель: Детям  предлагается небольшой информационный материал

   по употреблению алкоголя.

      4) Упражнение «Ассоциации»

Учитель: Эта работа будет проходить в коллективной форме. Для этого необходимо разбиться на три группы. Итак, вы разбились на группы. Выберите человека, который будет записывать. Первой группе слово «алкоголь», второй- «сигареты», третьей- «наркотики». Эти слова запишите по вертикали. На каждую букву записанного слова вы между собой обсуждаете ассоциации, которые приходят вам в голову по данной теме.

Выставка и обсуждение результатов.

Учитель: Детям предлагается небольшой информационный материал о наркотиках в виде презентации.

5) Обсуждение утверждений.

Учитель: Ребята, сейчас мы с вами обсудим утверждения по проблеме наркомании, опираясь на информацию из презентации.

Утверждения:

- наркомания - вредная привычка;

- прекратить употреблять наркотики можно в любой момент;

- наркомания не излечима;

- многие подростки начинают употребление наркотиков «за компанию»;

3

- люди, употребляющие наркотики, очень часто не осознают, что зависят от них;

- зависимость от наркотиков формируется только после их многократного употребления;

- продажа наркотиков не преследуется законом;

- лечение и реабилитация наркоманов должны быть абсолютно бесплатными, если государство хочет решить эту проблему.

 В ходе обсуждения обращается внимание на негативные последствия употребления наркотиков, на степень личной ответственности за привыкание к наркотикам.

Учитель: Итак, ребята, поведем итог нашего занятия. Сегодня мы выделили и обсудили три основные проблемы, с которыми сталкивается человек, - это табакокурение, употребление алкоголя, наркотиков, что приводит к развитию зависимостей: никотиновой, алкогольной, наркотической.

Учитель: Каждый из вас делает свой выбор. Я познакомлю  вас с 5 шагами отказа от вредных привычек:

- Сразу сказать твердое «нет»

- Согласиться со всеми доводами, но в конце сказать «нет».  «Я согласен с вами, но …»

- Если давление продолжается, можете перейти в наступление

- «Я не хочу больше говорить на эту тему»

- Предложить компромисс: «Давайте лучше …»

Учитель: Вредные привычки пагубно влияют на человека и на общество в целом. Поэтому каждый из вас должен знать и понимать о том вреде, который наносят курение, алкоголь и наркотики. Я верю, что вы сделаете правильный выбор, а вредные привычки не станут для вас привычными!

6) Рефлексия

В конце занятия учитель  предлагает детям анкету.

  • Больше всего мне понравилось:___________________________________
  • Больше всего мне запомнилось:___________________________________
  • Что я узнал нового:______________________________________________

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль воспитания в современном обществе. Есть мнение, что в современном мире хорошее воспитание – только помеха...

Есть  двери, в которые не только заходить, но даже и стучаться не стоит, потому что за ними нет тех людей, с которыми мне по пути!...

Здоровье человека и его зависимость от образа жизни - презентации

Здоровый образ жизни – комплексное понятие, включающее в себя множество составляющих. Сюда входят все сферы человеческого существования – начиная с питания и заканчивая эмоциональным настроем. Здоровы...

«Жизнь дается только один раз...» (Урок- размышление по повести М.Булгакова «Морфий»)

М. А.Булгаков - один из самых читаемых писателей XX века. Он не умел лукавить, приспосабливаться ни в жизни, ни в литературе, был не редкость цельным человеком, что, естественно, проявилось и в ...

"...только любовью, только ею движется жизнь"

Посвящается 200-летнему юбилею русского писателя И.С.Тургенева....

«ЭТО МИГ, ЭТО ЖИЗНЬ, ЭТО ТОЛЬКО НАЧАЛО…» (к 10-летию государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Республиканский центр образования»)

Сборник статей «Это миг, это жизнь, это только начало…» издан к 10-летию ГБОУ «Республиканский центр образования» и представляет собой, прежде всего, собрание материалов...

Игровая программа "Пусть в жизни будет только радость

Цели:способствовать созданию комфортной, доброжелательной обстановки в школьной среде; развивать психофизические способности детей инвалидов, эмоциональную сферу; воспитывать в детях чувство сопережив...

"Жизнь даётся только раз".

07.12.2022 г. в Центре прошло занятие с элементами тренинга для подростков по профилактике суицидального поведения "Жизнь даётся только раз". С целью формировать негативное отношение к суици...