Ситуативный практикум Права, обязанности и ответственность несовершеннолетних
классный час (8 класс) по теме

 

Тема: Ситуативный практикум «Права, обязанности и ответственность несовершеннолетних»

 

 Цели и задачи классного часа:

  • воспитание правовой культуры школьников;
  • ознакомление учащихся с правами и обязанностями несовершеннолетних в сфере гражданских правоотношений, а также с понятием «ответственность несовершеннолетних».

.

            Ход классного часа

Учитель: Ребята, уже с 14-летнего возраста вам иногда приходится сталкиваться с проблемами гражданских правоотношений: как устроиться на временную работу, можно ли завести свою сберегательную книжку, как самостоятельно совершить какую-либо сделку и т.д. Одним словом, какие вы имеете права? На почти все права, в той или иной степени, ограничены и ответственностью. Об этом и пойдёт речь на

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Ситуативный практикум «Права, обязанности и ответственность несовершеннолетних»

 Цели и задачи классного часа:

  • воспитание правовой культуры школьников;
  • ознакомление учащихся с правами и обязанностями несовершеннолетних в сфере гражданских правоотношений, а также с понятием «ответственность несовершеннолетних».

.

        Ход классного часа

Учитель: Ребята, уже с 14-летнего возраста вам иногда приходится сталкиваться с проблемами гражданских правоотношений: как устроиться на временную работу, можно ли завести свою сберегательную книжку, как самостоятельно совершить какую-либо сделку и т.д. Одним словом, какие вы имеете права? На почти все права, в той или иной степени, ограничены и ответственностью. Об этом и пойдёт речь на сегодняшней нашей встрече.

Права и ответственность несовершеннолетних в сфере гражданских правоотношений.

        Согласно российскому законодательству право граждан самостоятельного осуществления любых гражданских сделок наступает с момента достижения ими гражданской дееспособности, т.е. с 18- летнего возраста.

        Гражданин, не достигший 18 лет, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. Также несовершеннолетний может приобрести дееспособность в полном объёме с момента эмансипации. В соответствии со ст.27 ГК РФ несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным (эмансипирован), если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Эмансипация производится по решению органа опеки и попечительства при наличии согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя. При отсутствии согласия любого из этих лиц эмансипация осуществляется по решению суда.

        При этом необходимо иметь в виду, что для совершения некоторых сделок необходимо получение специального разрешения (лицензии).

        Вместе с тем, дети в возрасте от 6 до 14 лет («малолетние») могут самостоятельно совершать:

  • мелкие бытовые сделки ;
  • сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации;
  • сделки по распоряжению средствами, предоставленными законными представителями или с согласия третьими лицами для определённой цели или свободного распоряжения

Остальные сделки от имени малолетнего могут совершать их законные представители. При совершении сделки, влекущей отчуждение имущества малолетнего, законный представитель должен получить предварительное согласие органа опеки и попечительства.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, без согласия законных представителей:

  • распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами;
  • осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;
  • в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;
  • совершать все сделки, которые предусмотрены законодательством для малолетних.

Остальные сделки несовершеннолетних могут быть совершены только с письменного согласия их законных представителей.

        Вопросы для обсуждения:

  • Приведите примеры гражданских сделок несовершеннолетних, которые могут быть призваны недействительными (Возможные рассуждения учеников.)
  • Поделитесь личным опытом, приходилось ли вам самостоятельно совершать законные гражданские сделки без согласия родителей (возможные рассуждения ребят.)

Учитель: Согласно законодательству имущественную ответственность по сделкам  малолетнего в возрасте от 6 до 14 лет, в том числе по сделкам, совершенным им самостоятельно, несут его законные представители (родители, опекуны), если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине.

        За вред, причинённый малолетним ребёнком, также несут ответственность его законные представители, если не докажут, что вред был причинён не по их вине.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут имущественную ответственность, как по сделкам, так и за причинённый вред.

        Однако, если такой несовершеннолетний причинил имущественный вред и у него нет личных средств для возмещения ущерба, вред должен быть возмещён полностью или в недостающей части его законными представителями, если они не докажут, что вред возник не по их вине.

        Права, свободы и законные интересы несовершеннолетних защищают в судебном процессе их законные представители. При этом, если подростку исполнилось 14 лет, суд обязан привлечь его к участию в деле.

        Вместе с тем федеральными законами могут быть  предусмотрены случаи, когда несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе лично (не через законных представителей) защищать в суде свои права, свободы и законные интересы.

Вопросы для обсуждения:

  • Если вам известны примеры правоотношений несовершеннолетних с учителями или администрацией нашей школы по проблемам возмещения учениками имущественного вреда, расскажите о них. (возможные рассуждения учеников.)

Учитель: Чтобы ваши права не были ущемлены, вы должны хорошо знать эти права. Рассмотрим некоторые права несовершеннолетних, о которых мы порой просто забываем. Например, законодательство позволяет несовершеннолетнему уже с 14 лет проживать отдельно от родителей с их согласия.

        Местом жительства  несовершеннолетних, не достигших 14 лет, признаётся место жительства их родителей либо иных законных представителей.

        В случае раздельного проживания родителей место жительства ребёнка определяется их соглашением, а при отсутствии - судом. При этом суд принимает во внимание возраст ребёнка, его привязанность к каждому из родителей, братьям, сестрам и другим членам семьи, нравственные и иные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребёнком, возможность создания ребёнку условий для воспитания и развития, а также другие обстоятельства, характеризующие обстановку, которая сложилась в месте проживания  каждого из родителей. Суд обязательно учитывает мнение ребёнка, достигшего 10 лет, при условии, что это не противоречит его интересам.

        Кроме этого подросток, достигший возраста 14 лет, вправе переменить своё имя, фамилию или отчество. При этом перемена имени лицом, не достигшим 18 лет(за исключением эмансипированных),производится при наличии согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя, а при отсутствии такого согласия-на основании решения суда.

        Перемена имени ребёнку, не достигшему возраста 14 лет, а также изменение присвоенной ему фамилии на фамилию другого родителя производится на основании решения органа опеки и  попечительства.

        Следует знать и о правах  несовершеннолетних в наследовании имущества. Согласно ст.1149 ГК РФ, несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследодателя (в том числе усыновлённые) наследуют, независимо от содержания завещания, не менее половины доли, которая причиталась бы каждому из них при наследовании по закону.

Вопросы для обсуждения:

  • Приходилось ли вам использовать свои права в сфере гражданских правоотношений? (варианты рассуждений ребят.)
  • Воспользуетесь ли вы своими правами в ближайшее время, после проведения сегодняшнего классного часа? (Ребята высказывают свои предположения.)

Юридическая ответственность  несовершеннолетних

Учитель: Ребята, чтобы понять, какую ответственность несут подростки за некоторые правонарушения, разберём определённые ситуации.

        Представьте, что ваши родители обращаются к юристу со следующими вопросами:

  • Какое максимальное наказание предусмотрено по заявлению за нанесение легких телесных повреждений в процессе бытового конфликта(скандал между двумя несовершеннолетними, переросший в драку) и что значит «прекращение дела в связи с примирением сторон».

Ответ на этот вопрос можно найти в ст. 115 УК РФ «Умышленное причинение легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство  здоровья  или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности,-наказывается штрафом в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок от 2 до 4 месяцев».

        Статья 76. «Освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим» УК РФ гласит: «Лицо, впервые совершившее преступление небольшой тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим и загладило причинённый потерпевшему вред». Основаниями освобождения от уголовной ответственности, предусмотренными данной статьёй, являются: а) совершение преступления небольшой тяжести, б) совершение такого преступления впервые; в) заглаживание вреда и г) примирение с потерпевшим.

        Уголовное дело в данном случае прекращается в связи с отсутствием заявления потерпевшего по ст.20 и 27 УПК (п.2ч.1).

        В нашем случае рассматриваемое дело не гражданское, а уголовное, тут нужно не примирение сторон, а примирение с потерпевшим. Так что если вы, участвуя в драке, били друг друга - нужны два примирения. Может быть, вы простите, а другая сторона -нет. Тогда вас осудят. Будьте внимательны и осторожны!

  • Какими нормами устанавливается, что при совершении несовершеннолетним ребёнком административного правонарушения родители привлекаются  к ответственности по ст.5.35 КоАП?

Ответ на этот вопрос может быть следующим. Ответственность по ст.5.35 КоАП РФ предусмотрена за неисполнение родителями или иными  представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних. Совершение несовершеннолетним лицом административного правонарушения, предусмотренного ст.5.35 КоАП РФ.

Учитель: А теперь поясните, о каких видах ответственности шла речь в приведенных ситуациях? (Вариант ответа учеников: «Об уголовной и административной ответственности».)

Обратимся вновь к Уголовному кодексу РФ:

Статья 87. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

1.   Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет.

2. К несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказание, а при освобождении от наказания судом они могут быть также помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого органа управления образованием.

Статья 88. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним.

  • Видами наказаний, назначаемых несовершеннолетним, являются:

а) штраф;

б) лишение права заниматься определенной деятельностью;

в) обязательные работы;

г) исправительные работы;

д) арест;

е) лишение свободы на определённый срок»

Правда, в ч.1 и 2 ст. 92 «Освобождение от наказания несовершеннолетних» уточняется, что совершеннолетний, осуждённый за совершение преступления небольшой или средней тяжести, может быть освобождён судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия.

В конце классного часа социальный педагог подводит учеников к мысли, что у каждого из них есть определённые права, обязанности, но, вместе с тем, и ответственность за свои поступки. Каждый подросток должен знать свои права и юридически правильно их использовать.

Самоанализ мероприятия.

Тема: Ситуативный практикум «Права, обязанности и ответственность несовершеннолетних»

 Цели и задачи классного часа:

1. воспитание правовой культуры школьников;

2. ознакомление учащихся с правами и обязанностями несовершеннолетних в сфере гражданских правоотношений, а также с понятием «ответственность несовершеннолетних».

   Была обеспеченна комплектность и взаимосвязь между этими задачами, но одной из главных была образовательная.

      Подготовительные этапы работы включают:

- подбор материала к  конкурсной программе;

- подбор литературы;

- приглашение заместителя директора по методической работе Ничковой Т.А.,  классного руководителя  7-го  класса Бакулиной И.Г.

         В мероприятии принимали участие учащиеся 7-х классов.

  Изложение материала основано на принципах педагогики:

  1. доступности
  2.  системности
  3.  Последовательности
  4. оптимизации знаний
  5. наглядности
  6. научности (правовой литературы)
  7. связью с жизнью.

Содержание воспитательного мероприятия соответствовало индивидуальным и психологическим особенностям учащихся школы-интерната.

Для достижения поставленных целей и задач в мероприятии мною использовались такие формы как:

  • Индивидуальные (беседа, рассказ, чтение)
  • Методы: словесные (рассказ, беседа, объяснение)

    проблемно-поисковый (навык поиска знаний)

    репродуктивный (объяснительно-иллюстрационный).

        Во время мероприятия мною были использованы такие средства (ТСО, правовая литература).

Мероприятие прошло в течение 40 минут.

        Психологическая атмосфера поддерживалась за счёт чтение Правил культуры поведения в общественных местах, проведение конкурса среди учащихся 8 класса на знание культуры поведения в общественных местах.

         Содержание воспитательного мероприятия способствовало  знакомству с четырьмя правилами поведения в общественных местах.

        Мероприятие способствовало расширению у учащихся кругозора знаний по культуре поведения в общественных местах и формирований интереса к ней. Ребятам хорошо отозвались о проведённом мероприятии, и высказали пожелание почаще проводить подобные мероприятия. Мне удалось полностью реализовать намеченные задачи.

Самоанализ мероприятия  провёл социальный педагог                            /Л.Н.Табитуев

SAM_0818


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Права, обязанности и ответственность несовершеннолетних.

Презентация, раскрывающая содержание этих категорий по возрастам....

Права, обязанности и ответственность несовершеннолетних (для учащихся 8 кл)

Этот материал могут использовать в своей работе классные руководители при проведении тематических классных часов...

"Права, обязанности и ответственность несовершеннолетних"

Внеклассное мероприятие, посвященное декаде "Подросток и закон" для старшеклассников....

Классный час "Права, обязанность и ответственность несовершеннолетних".

Классный час на правовую тему в 8 классе "Права, обязанность и ответственность несовершеннолетних"....

Конспект занятия «Права, обязанности и ответственность несовершеннолетних»

Занятие  поможет провести внеурочную деятельность с целью: профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания учащихся....

Права, обязанности и ответственность несовершеннолетних

02.06.2020 года в Центре прошло мероприятие "Права, обязанности и ответственности несовершеннолетних" с целью формирования правовой грамотности воспитанников, умение соблюдать и выполнять пр...

Права, обязанности и ответственность несовершеннолетних

Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего и международного законодательства обладает правами и свободами в сфере общих гражданских и политических прав, в области социального обеспечения, в о...