Программа профилактики повторных правонарушений "Трудный Я!"
статья по теме
Недостатки в воспитательной системе, бездуховность и низкий культурный уровень многих семей оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение. Растет число правонарушений в подростковой среде, злостных нарушителей в школе. Грубость, лень, нечестность, сквернословие, неуважение к старшим, воровство, хулиганство, бродяжничество, курение, употребление спиртных напитков — все это проявляется в комплексе у учащихся, состоящих на профилактическом учете в ОДН ОП-1, внутришкольном учете.
Ежегодный мониторинг и анализ список учащихся, состоящих на профилактическом учете явились первопричиной разработки и реализации программы профилактики повторных правонарушений «Трудный Я!».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dlya_starshikh_klassov.doc | 72 КБ |
Программа профилактики табабкокурения | 45 КБ |
Программа индивидуальных занятий | 105.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 46
с углубленным изучением отдельных предметов
Программа профилактики
повторных правонарушений
« Трудный Я!»
Составитель: социальный педагог Людмила Андреевна Голубь
Классы: 8-10
г. Сургут
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Этот трудный старший школьный возраст…
Недостатки в воспитательной системе, бездуховность и низкий культурный уровень многих семей оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение. Растет число правонарушений в подростковой среде, злостных нарушителей в школе. Грубость, лень, нечестность, сквернословие, неуважение к старшим, воровство, хулиганство, бродяжничество, курение, употребление спиртных напитков — все это проявляется в комплексе у учащихся, состоящих на профилактическом учете в ОДН ОП-1, внутришкольном учете.
Ежегодный мониторинг и анализ список учащихся, состоящих на профилактическом учете явились первопричиной разработки и реализации программы профилактики повторных правонарушений «Трудный Я!».
Решить вопрос искоренения правонарушений, снижения количества учащихся, поставленных на профилактический учет невозможно только одному социальному педагогу, необходима помощь классных руководителей, родителей, квалифицированных специалистов. В этой связи на групповые занятия приглашаются специалисты различных служб города (Центра социальной помощи семье и детям «Зазеркалье», отдела полиции №1, центра медицинской профилактики, центра социальной помощи семье и детям «Юнона»), родители и классные руководители.
Работа по профилактике правонарушений предполагает 18 занятий,18 академических часов, которые направлены на анализ поступков через осмысление своего поведения в групповой работе учащихся старшего школьного возраста. Частота проведения — 2 раза в месяц (2, 4 неделя месяца, кроме первого и последнего учебного месяца).
На занятиях поднимаются различные темы, такие как: «Кто я?», «Жизнь — это..», «Какой я вижу свою будущую семью», «Понятие морали и нравственности», «ЗОЖ или вредные привычки?», «Дружба», что позволяет ребятам примерит на себя различные социальные роли. Предусмотрены круглые столы, беседы, диспуты, рассуждения на предложенную тему, занятия-практикумы. с привлечением специалистов в разных областях социальной среды, приглашение родителей, классных руководителей.
Цель программы групповых занятий: профилактика повторных правонарушений, снижение количества учащихся, состоящих на профилактическом учете в ОДН ОП-1, ВШУ.
Задачи решаемые данной программой:
- Осуществлять мероприятия по профилактике правонарушений.
- Формировать морально-волевые качества школьников.
- Создать условия для доверительного общения, восприятия информации о негативном влиянии противоправного поведения на жизнь человека.
- Обучать детей эффективным методам поведения в нестандартной ситуации, формировать стрессоустойчивую личность, способную строить свою жизнь в соответствии с нравственными принципами общества.
Ребятам предлагаются следующие формы и методы работы: диспут, беседа, рассуждение, круглой стол, занятие-практикум, семинар.
Методы изучения: анализ списков учащихся, состоящих на учете в ОДН ОП-1, ВШУ, беседы с классными руководителями.
Для достижения положительного результата используются следующие технологии: личностность-ориентированные, групповые, коллективные.
Под профилактикой подразумевают научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей. Поэтому программа составлена на следующих научных и методологических принципах:
1. Дифференцированность - учёт возрастных особенностей и специфики работы с детьми группы риска.
2. Принцип законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними.
3. Принцип поддержки семей и взаимодействия с ней.
Условия формирования групповых занятий
Группы подростков формируются из числа состоящих на учете в ОДН, КДН, ВШУ и данная работа является обязательной. Кроме того, участниками занятий могут стать подростки группы риска, направленные педагогами-психологами школы, классными руководителями после консультации или неоднократных встреч. Целесообразно включать в группу подростков примерно одинакового возраста, что позволит избежать подавления младших старшими. В группе не должно быть более 6-8 подростков. Меньший состав группы допускается. Пример сверстников очень показателен для ребят. При этом не нужно опасаться, что подростки усвоят только негативные способы поведения, ведь вся программа направлена именно на коррекцию отклоняющегося поведения и у них есть возможность познакомиться с конструктивными способами взаимодействия.
Получение согласия родителей или опекунов на групповую работу с ребенком не обязательно.
Критерии результативности: снятие учащихся с профилактического учета с положительной динамикой, уменьшение количества или отсутствие нарушений в школе.
Список литературы
- Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб.для студ.пед.вузов/. - М.: Издательский центр «Академия», 2002
- Социальная педгогика: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений/. М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002
- Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М.: ТЦ Сфера, 2002
- Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддрежка детй группы ристка: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений/Л.Я.Олифиренко, Т.И.Шульга.-М.: Издательский центр «Академия», 2002
- Леванова Е.А. Готовясь работать с подростками.— М., 1993
- Наш проблемный подросток: учебное пособие / под ред. Л.А. Регуш.— СПб., 1999.
1. Р.В. Овчарова Справочная книга социального педагога М., 2002.
2. Л.Я. Олиференко Обеспечение комплексной безопасности в образовательном учреждении (теория и практика) М, 2006.
3. Т.А. Шишковец Справочник социального педагога М., 2005.
4. Ю.А. Клейберг Социальная психология девиантного поведения М, 2004.
5. Г.С. Семенов Методика работы социального педагога М., 2006.
6. С.А. Беличева Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска М., 2006.
7. И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова Рабочая книга
школьного психолога М., 1995.
8. В.Г. Дмитриева, Ф.П. Черноусова, И.В. Яркова Социальный педагог в образовательном учреждении М., 2007.
9. Федеральный закон «Об основах системы профилактике
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120 -
ФЗ от 24.06.1999 г.
10. Федерального закона «Об ограничении курения табака» № 87 - ФЗ от 10.07.2001 г.,
Календарно-тематическое планирование
групповых занятий по программе «Я!»
№ | Тема | Общее кол-во часов | Теоретическая часть | Практическая часть |
1 | Вводное. Знакомство группы, с правила поведения в группе. | 1 | 1 | - |
2 | «Кто я?» «Какой я?» | 1 | 0,5 | 0,5 |
3 | «Общение». Занятие -практикум | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | «Поговорим о деньгах» | 1 | 1 | - |
5 | «Жизнь — это...»Занятие -рассуждение | 1 | 1 | - |
6 | «Путешествие в мир эмоций» Занятие-практикум | 1 | - | 1 |
7 | «Я и полиция (профилактика правонарушений)». Занятие с приглашение инспектора ОДН ОП -1 | 1 | 0,5 | 0,5 |
8 | «Человек. Личность. Гражданин!» | 1 | 0,5 | 0,5 |
9 | «ЗОЖ или вредные привычки?» Приглашение специалиста ЦМП | 1 | 1 | - |
10 | Семинар «Молодежь и преступность» (с приглашением инспектора ОДН ОП-1, родителей, классных руководителей, педагога-психолога) | 1 | 0,5 | 0,5 |
11 | «Важность семьи в жизни человека» | 1 | 0,5 | 0,5 |
12 | «Уход из семьи: вызов или отчаяние» | 1 | 0,5 | 0,5 |
13 | «Конфликты. Как с ними бороться?» Занятие с элементами игры | 1 | 0,5 | 0,5 |
14 | «Дружбой дорожить умейте» | 1 | 0,5 | 0,5 |
15 | «Путь к себе» Занятие - рассуждение | 1 | 0,5 | 0,5 |
16 | Семинар «Познай людей и самого себя» (приглашается инспектор ОДН ОП-1) | 1 | 0,5 | 0,5 |
17 | «Вирус сквернословия» Занятие с приглашением специалиста ЦСПСиД «Юнона» | 1 | 1 | - |
18 | «Я человек, но какой?» Практикум Завершение работы | 1 |
Итого: 18 часов 9 часов 9 часов
График проведения групповых занятий
№ занятия | Учебный месяц | Учебная неделя |
1 | сентябрь | третья |
2 | сентябрь | четвертая |
3 | октябрь | вторая |
4 | октябрь | четвертая |
5 | ноябрь | вторая |
6 | ноябрь | четвертая |
7 | декабрь | вторая |
8 | декабрь | четвертая |
9 | январь | вторая |
10 | январь | четвертая |
11 | февраль | вторая |
12 | февраль | четвертая |
13 | март | вторая |
14 | март | четвертая |
15 | апрель | вторая |
16 | апрель | четвертая |
17 | май | вторая |
18 | май | четвертая |
Предварительный просмотр:
Автор: Людмила Андреевна Голубь
Должность: социальный педагог, I квалификационная категория
Закончила Тобольский Государственный Педагогический институт имени
Д. И. Менделеева, 2003г.
Разработала профилактические программы в рамках работы Центра здоровья
Награждена благодарственным письмом администрации МБОУ СОШ 46 за творческий подход в организации пришкольного лагеря и дипломом Центра детского творчества г. Сургута за участие в городской акции «Я — гражданин России!»
Принимала участие в Международном заочном конкурсе «Образование 21 века».
Место работы: МБОУ СОШ № 46 с углубленным изучением отдельных предметов
Контактный телефон: 35-35-41, 65-37-02
Профилактическая программа
«9 ступеней к своему здоровью»
Сигарету, мальчик, брось,
чтобы зло не прижилось
Человек приходит в этот мир не только для своего комфортного существования и личного счастья. Его ум, умения, опыт, вся его жизнь необходимы его детям, обществу, будущим поколениям. Достойным существование человека на земле помогает сделать здоровье, духовное и физическое, которое является главным достоянием человека.
Нельзя рассматривать здоровье как элементарное отсутствие физических дефектов у человека или болезней. Устав Всемирной организации здравоохранения трактует понятие «здоровье» как «состояние полного социального и духовного благополучия». В результате научных исследований доказано влияние факторов риска, среди которых и вредные привычки, на возникновение различных форм патологии организма. Курение ведет к возникновению ишемической болезни сердца, заболеванию легких и т.д.
А что значит быть здоровым для ребенка? Это значит – развивать в гармонии свои физические и духовные силы, обладать выносливостью и уравновешенностью, уметь противостоять действию, как неблагоприятных факторов внешней среды, так и своего внутреннего мира.
Государственная политика в интересах детей является приоритетной областью деятельности российских органов власти. Правовой основой обеспечения охраны и укрепления здоровья детей школьного возраста в России, являются Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12.12.1993, устанавливающая в статье 41 право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, законы Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, законодательные акты субъектов федерации, ведомственные нормативно-правовые документы, постановления глав администрации и местного самоуправления. Функционально вопросами детства занимаются на местах органы образования, здравоохранения, социальной защиты населения, внутренних дел, а также профсоюзные, молодежные, детские организации.
Воспитание хороших, здоровых привычек у подрастающего поколения будут способствовать возвращению детей в красоту слова и благородства поступка. Поэтому одной из задач системы образования является проведение лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий.
Перед педагогом часто встает вопрос: как рассказать ребенку о сложных явлениях нашей жизни, не раня еще не окрепшую психику, не разрушая пока еще чистого детского восприятия окружающего мира, не давя на сознание и волю юного человека. Данная профилактическая программа составлена в рамках здоровьесберегающих технологий. Программа содержит цикл мероприятий, направленных на раннюю профилактику табакокурения. «9 ступеней к своему здоровью» - 9 учебных месяцев, то есть программа предусматривает в каждом учебном месяце одно профилактическое мероприятие. Настоящая программа предназначена для реализации социальным педагогом с учащимися 5-6 классов. Рассчитана на поэтапную реализацию в течение учебного года.
Цель: ранняя профилактика табакокурения.
Задачи:
1. Сохранить и укрепить здоровье школьников;
2. Пропаганда здорового образа жизни;
3. Сформировать навыки здорового образа жизни;
4. Научить высказывать свое мнение и отстаивать его;
5. Сформировать понятие о личной ответственности за свое здоровье.
Методы и формы реализации программы: классные часы, работа в группах, профилактические мероприятия, групповой выход в город с агитацией против курения. Для удобства работы весь материал распределен на циклы.
В результате программы у детей формируются::
- инициативность, активность;
- умение договариваться, убеждать;
- навыки противостояния табакокурению.
Ступень I
«Здоровье своими руками»
(классный час с практическим заданием, проводится в сентябре)
Цель: сформировать у ребят представление о полезных и вредных привычках, пропаганда ЗОЖ, развить творческие способности.
На классный час приглашается медицинский работник школы, проводит беседу с ребятами о здоровье человека, о необходимости бережного отношения к себе. Социальный педагог проводит беседу о здоровом образе жизни, о вредных привычках, о влиянии никотина на здоровье и в заключении классного часа дает практическое задание задание (из пластилина слепить свое здоровье).
Ступень II
«Я и сигарета — вместе НИКОГДА!»
(конкурс творческих работ, проводится в октябре)
Цель: профилактика табакокурения
Конкурс проводится для учащихся 5 и 6 классов отдельно, ребятам дается время для изготовления творческой работы (2 недели) на тему: «Я и сигарета — вместе НИКОГДА!».
Работы сдаются в кабинет социального педагога, где комиссия в составе социальных педагогов, педагогов-психологов и заместителя директора по воспитательной работе подводят итог. Победители награждаются публично перед своим классом грамотой и сладким призом.
Ступень III
Час общения
«Мое здоровье меня бережет»
(написание сочинение-рассуждения, проводится в ноябре)
Цель: разъяснить сущность процесса обдумывания своего поведения.
Социальный педагог проводит беседу с ребятами об умении принимать правильные решения, положительно влияющие на состояние здоровья. После, ученики пишут сочинение с элементами рассуждения на предложенную тему.
Ступень IV
«Курение — опасное увлечение»
(информационный классный час, проводится в декабре)
Цель: ознакомить с отрицательными последствиями курения, дать конкретные рекомендации по вопросам профилактики вредной привычки.
На классный час приглашается врач-нарколог, школьный психолог.
В начале классного часа разыгрывается сценка о влиянии сигареты на организм подростка. После чего выступает врач-нарколог.
В заключении классного часа школьный психолог проводит анкетирование по вопросам курения и дает советы.
Ступень V
«Здоровый образ жизни»
(классный час в форме деловой игры, проводится в январе)
Цель: дать понятие «ЗОЖ», выработать умения высказывать сове мнение и отстаивать его.
В ходе игры социальный педагог вместе с ребятами зачитывают притчу и обсуждают ее. После обсуждения ребята делятся на 3 группы (по рядам), каждая группа получает задание оформить плакат на разные темы, такие как : «Друзья и враги здоровья», «Это интересно!», «ЗОЖ».
В заключении игры подводятся итоги и раздается ребятам рефлексивный лист (Дерево решений).
Ступень VI
«Живи разумом, так и лекаря не надо»
(круглый стол, проводится в феврале)
Цель: продолжить формирование представления о курении как о вредной привычке, влияющей на общее самочувствие и внешность человека.
На круглый стол приглашаются по одному человеку от каждого класса. Так же приглашается инспектор ОДН ГОМ-1, педагог -психолог, врач-нарколог. Вступительное слово социального педагога, далее выступление врача-нарколога (статистка курильщиков). Вторая часть круглого стола посвящена разбору ситуаций по теме.
В заключении социальный педагог предлагает ребятам совместно с гостями собрать пословицы о здоровье. Подведение итого круглого стола.
Ступень VII
«Как отстоять свою точку зрения?»
(занятие -практикум, проводиться в марте)
Цель: научить учащихся отстаивать свою точку зрения.
Социальный педагог предлагает проиграть ситуацию, где нужно обосновать свой отказ и сказать решительное «нет». Во второй части занятия ребятам нужно составить правила убеждения другого (используя примеры). В третей части занятия ученики разбирают и обсуждают предложенные ситуации. Заключительное слово социального педагога.
Ступень VIII
Акция «Убей сигарету с нами!»
(выход в город, проводится в апреле)
Цель: профилактика табакокурения, убедить подростков в исключительной роли ЗОЖ в формировании физического и нервно-психического здоровья человека.
Инициативная группа ребят совместно с социальным педагогом выходит в город с агитационной акцией. Одна подгруппа распространяет листовки с информацией о профилактике курения, вторая подгруппа проводит социологический опрос у прохожих по вопросам курения. В завершении акции все ребята вместе «убивают» заранее подготовленную сигарету на глазах у прохожих и запускают в небо воздушные шары с девизом: «Я здоров!!!».
Ступень IX
Оформление стенда «Мы за чистые легкие»
Цель: подведение итогов работы за учебный год.
Данное мероприятие проводится в мае, как заключительный этап профилактической работы за учебный год. Самые активные участники награждаются дипломами «Я здоров!!!» и призами.
Список литературы
1. Если хочешь быть здоров: Сборник/ Сост.А.А.исаев.-М.: Физкультура и спорт, 1988.-352с.
2. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье: укрепление организма — Спб.: Акцидент, 1988. - 112с.
3. Сизанов А.Н., Хриптович В.А. Модульный курс профилактики курения. Школа без табака. 5-11 классы, ПТУ.М.: «ВАКО», 2004,272с.
4. Как сохранить здоровье школьников. Игры, классные часы, родительские собрания. 5-9 классы/авт-сост. О. Н. Рудякова. - Волгорад: учитель, 2008. - 143с.
5. Култинич Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей: 5-7 классы. - М.: ВАКО, 2008. - 208 с.
6. Формирование здорового образа жизни. 5-11 классы: классные часы/авт.-сост. Т.И.Магомедова, Л.Н. Канищева. - волгорад: Учитель, 2007.-136с.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 46
с углубленным изучением отдельных предметов
Программа индивидуальных занятий для учащихся,
состоящих на профилактическом учете
с применением методов арт-терапии
«Портфолио моего настроения»
Составитель: социальный педагог Людмила Андреевна Голубь
Классы: 2-7.
г. Сургут, 2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
“Картина может выразить то,
что не выразит и тысяча слов”
Восточная мудрость
Дети, подростки, их воспитатели обращаются к социальному педагогу в трудные минуты своей жизни. Разочарованные, потерявшие надежду, страдающие от мучительных сомнений, состоящие на профилактическом учете, не умеющие самостоятельно решить возникшие проблемы, они ждут понимания, сочувствия, человеческой поддержки и конкретной помощи. Помочь словом и делом, содействовать тому, чтобы каждый из них поверил в себя, раскрыл или развил творческие способности, снял излишнее эмоциональное напряжение — идея создания программы индивидуальных занятий «Портфолио моего настроения». Данная программа разработана для учащихся, состоящих на разных видах профилактического учета (ОДН ОП-1, внутришкольный учет)
В последнее время все чаще в школах нашей страны стали применяться методы арт - технологий. Арт-терапия (лечение искусством) является относительно новым направлением, означает лечение изобразительным творчеством с целью выражения человеком своего психоэмоционального состояния. Основателем данной методики является А. Хилл. Арт-терапия отлично зарекомендовала себя в работе с учащимися, состоящими на учете..
Индивидуальные занятия и анализ собственных работ предоставляют ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию или какую-либо личную проблему наиболее удобным для психики школьника способом.
Как сказал министр образования В.М. Филиппов:"У каждого ученика будет "портфолио", то есть индивидуальный "портфель" достижений.. Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной коммуникативной и др.).
А почему бы не создать портфолио настроения? Настроение — это наши эмоции. Всем известно, что ни всегда взрослые могут их контролировать, а что говорить о подростках, у которых пубертатный период менять всю их привычную жизнь в корне. Как правило учащиеся, совершившие правонарушения излишне эмоциональны, не всегда могут объяснить свой поступок и свои чувства в момент совершения правонарушения, могут во время учебного процесса неадекватно реагировать на замечания педагогов, нарушать «Правила поведения школьника», «Устав ОУ» в качестве протеса по отношению к миру и поэтому необходимо помочь подростку выплеснуть свои эмоции. В программа индивидуальных занятиях используются элементы арт-терапии, которые не требует специальной подготовки.
Цель программы: профилактика повторного асоциального поведения по средствам обеспечения эмоционального благополучия ребенка (снижение агрессивности и тревожности)
Задачи программы:
1. Овладеть способами снижения импульсивности, тревоги, агрессии.
2. Научиться снимать эмоциональное напряжение с помощью элементов арт-терапии.
3.Совершенствование коммуникативных навыков и творческих способностей.
Практическое значение: на индивидуальных занятиях у школьников постепенно происходит самопринятие, гармонизация личности, развиваются навыки рефлексии. Учатся осознавать своё поведение, мысли и чувства через анализ творческих работ.
Особенности индивидуальных занятий:
1.Индивидуальные занятия не требуют от учащихся, состоящих на учете каких-либо способностей к творчеству или художественных навыков.
2.Подростки, как правило, затрудняются в словесном описании своих переживаний, причин своего поведения, использование элементов арт-терапии помогает школьнику свободно самовыражаться.
3. Во время занятий, как правило, у учащихся преобладают положительные эмоции, творчество помогает преодолеть плохое настроение, апатию, безинициативность.
Индивидуальные занятия «портфолио моего настроения» предполагает индивидуальный график для каждого ученика. Программа рассчитана на младший и средний школьный возраст (2-7 классы), включает в себя 10 занятий по индивидуальному плану для каждого ученика (10 академических часов).
В результате занятий учащиеся должны научиться:
- Способам снятия эмоционального напряжения
- Анализу своего поведения, настроения, поступков.
Демонстративность, негативизм, агрессия уступают место инициативности и творчеству.
В реализации программы индивидуальных занятий «Портфолио моего настроения» применяются следующие принципы:
1. Принцип обратной связи (очень важно, чтобы после проведения каждого занятия подросток сам мог проанализировать выполненную работу)
2. Принцип привлекательности будущего дела (социальный педагог на занятии может заинтересовать подростка, показав ему привлекательность выполняемого дела, которое получится в завершении занятий)
Педагогические технологии, используемые в программе: технология игрового обучения, технология педагогического сотрудничества.
Методы работы: беседа, разъяснение, инструктаж, элементы арт-терапии (рисование, аппликация, рисование на стекле).
Методы изучения: беседа с классными руководителями, наблюдение за учащимися во время учебного процесса, на переменах, анализ списков учащихся, состоящих на профилактических учетах.
Критерии результативности:
1. отсутствие повторных нарушений;
2. отсутствие конфликтных ситуации благодаря изменению эмоционального состояния;
3. снятие с профилактического учета с положительной динамикой.
Календарно-тематическое планирование
индивидуальных занятий «Портфолио моего настроения»
№ | Тема занятия | Общее кол-во часов | Теоретическая часть | Практическая часть |
1 | «Мое настроение сегодня» | 1 час | - | 1 час |
2 | «Моя семья» | 1 час | - | 1 час |
3 | «Рисование на стекле» | 1 час | - | 1 час |
4 | «Сердце» | 1 час | - | 1 час |
5 | «Кто я?» | 1 час | - | 1 час |
6 | «Книга чувств» | 1 час | - | 1 час |
7 | «Дом, в котором я живу» | 1 час | - | 1 час |
8 | «Светофор настроения» | 1 час | - | 1 час |
9 | «Конверты радостей и огорчений» | 1 час | - | 1 час |
10 | «Карта моего внутреннего мира» | 1 час | - | 1 час |
Список литературы
- Грехова А.В. Педагогические возможности использования элементов арт-терапии на уроках искусства. – М., 2003
- Копытин А.И. Системная арт-терапия. - М.: 1999
- Копытин А.И., Свистовская М.А. Арт-терапия детей и подростков.- М.: 2001
- Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб.для студ.пед.вузов/. - М.: Издательский центр «Академия», 2002
- Социальная педгогика: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений/. М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002
- Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М.: ТЦ Сфера, 2002
- Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддрежка детй группы ристка: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений/Л.Я.Олифиренко, Т.И.Шульга.-М.: Издательский центр «Академия», 2002
- Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений.— М., 2001.
- Аникеева Н.П. Специфика игровой ситуации // Педагогика и психология игры: Межвуз. сб. науч. трудов.— Новосибирск, 1985.
- Волохов А. В. Теория и методика социализации ребенка в детских общественных организациях. Дис. док. пед. наук.— Ярославль, 1999.
- Леванова Е.А. Готовясь работать с подростками.— М., 1993.
- Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания.— Учебное пособие.— М., 2001
- Наш проблемный подросток: учебное пособие / под ред. Л.А. Регуш.— СПб., 1999.
- Титова Е.В. Если знать, как действовать: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1993.
- Шибутани Т. Социальная психология.— М., 1969.
___________________________
___________________________
___________________________
Портфолио моего настроения
Дата начала работы:
__________________
Руководитель:
социальный педагог
Л.А.Голубь
Дорогой друг!
Нам очень приятно, что ты принял наше предложение придти к нам на занятие.
Мы постараемся сделать наши занятия не такими как твои уроки, задания будут интересными, нетрадиционными. Вот увидишь.
Но есть одно условие, очень важное для нас и, надеемся, для тебя.
Нужно регулярно приходить к нам и не пропускать занятия.
А еще, стараться не скрывать перед нами свои эмоции, это тоже нам очень важно!
Также, ты можешь рассказывать нам о том, о чем посчитаешь нужным рассказать!
Мы ждем тебя!
И мы тебе очень рады!
Я ______________________________________________________________
Мое настроение сегодня
Возможно это потому, что ___________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
А может и потому, что _____________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
Меня беспокоит ___________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
У меня все хорошо ________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
Сегодня на занятии я _______________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мои впечатления от занятия
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата _______________
День недели _____________
Дорогой друг!
Сегодня мы с тобой будем работать в творческой обстановке, то есть с использованием красок и цветных карандашей. Прочитай внимательно инструкцию и ответь на вопросы, которые написаны ниже.
Инструкция: Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы каждый член семьи и ты были чем-то заняты. А после, вернись к этому листочку и ответь, пожалуйста, на вопросы. Приступай к работе!
_________________________________________________________________
Вопросы:
- Кто нарисован на рисунке и что делает каждый член семьи?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Где работают или учатся члены семьи?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Как в семье распределяются домашние обязанности?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Каковы взаимоотношения детей с отдельными членами семьи?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Как ты думаешь, взаимоотношения с семьей влияют на твое настроение?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
И еще один вопрос,
Как твое настроение?
__________________________________________________________________
Сегодня на занятии я _______________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мои впечатления от занятия
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата _______________
День недели _____________
Дорогой друг!
Сегодня мы с тобой встречаемся уже третий раз. Нам это очень приятно и важно.
Мы опять с тобой сегодня порисуем, но так как ты это делаешь обычно.
Сегодня ты будешь рисовать не на листке бумаги, а на стекле.
Сейчас возьми краски, кисточку, подготовь стакан с водой, подумай, что ты хочешь нарисовать. Что делать после рисования на стекле тебе расскажут.
И приступай к работе.
«Лестница»
Как я решаю свои проблемы
Комментарий ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Добрый день!
Сегодня четвертое занятие. Тебе понадобится ножницы, краски или карандаши, выбираешь самостоятельно, чем будешь работать.
А задание на сегодня такое:
Иногда взрослые говорят, что у них или «легко на сердце» или «тяжело на сердце». Давай, вместе с тобой определим, когда может быть на сердце тяжело, а когда легко, и с чем это может быть связано. Для этого на одной стороне сердечка напиши причины, от чего у тебя на сердце тяжело, и причины, от чего у тебя на сердце легко.
При этом, если хочешь, можешь вырезать сердечко и раскрасить его в тот цвет, которым посчитаешь нужным.
Приступай к работе!
Дорогой друг!
Сегодня у нас с тобой пятое занятие.
На этом занятии ты будешь думать, но не просто как ты привык (ла), а только о самом хорошем.
И начнем мы с тебя, то есть, ниже тебе будут предложены вопросы, на которые нужно будет ответить, итак…
«Кто я?»
«Чем я отличаюсь от других?»
1.________________________________________________________________
2. ________________________________________________________________
3. ________________________________________________________________
4. ________________________________________________________________
5. ________________________________________________________________
6. ________________________________________________________________
7. ________________________________________________________________
8. ________________________________________________________________
9. ________________________________________________________________
10. _______________________________________________________________
И еще одно небольшое задание на сегодня
Представь, что сейчас ты находишься дома, вся твоя семья вместе с тобой собирается ужинать.
Отметь, где бы ты хотел (а) сидеть за семейным обеденным столом, и расположи членов своей семьи вокруг обеденного стола
Сегодня на занятии я _______________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мои впечатления от занятия
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата _______________
День недели _____________
Дорогой друг!
Ты молодец! Сегодня уже шестое занятие! Мы поздравляем тебя!
Сегодняшнее занятие будет не таким как все предыдущие, потому что у тебя
есть уникальная возможность почувствовать себя сегодня писателем.
А писать ты будешь книгу, но такую которые ты видишь в школе,
в магазине, библиотеке.
Книга эта называется «книгой чувств».
Что такое чувство?
Наверно ты знаешь ответ на этот вопрос.
Каждый человек в своей жизни испытывает разные чувства,
постарайся сейчас их вспомнить.
Но, прежде, ответь на вопрос: как твое настроение сегодня?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Итак,
«Книга чувств»
_______________________________________________________________________
Чувства, которые я Чувства, которые я
испытываю в школе чаще всего испытываю дома
Чувства, которые я испытываю Что бы мне хотелось
со своими друзьями в себе изменить
Сегодня на занятии я _______________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мои впечатления от занятия
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата _______________
День недели _____________
Дорогой друг!
Встречаемся мы с тобой седьмой раз. Семья имеет огромное значение
для каждого человека. Сегодня на занятии мы будет говорить о твоей семье,
точнее не говорить, а строить дом, в котором будут жить те люди, которых
ты считаешь членами своей семьи.
Но, сначала ответь на вопросы:
- Как ты думаешь, кто является членами семьи?
________________________________________________________________
- Семья важна для тебя лично?
________________________________________________________________
- Когда ты вырастешь, ты будешь строить свою семью?
________________________________________________________________
- Опиши, как ты будешь это делать
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
А теперь приступай к построению и заселению дома!
«Дом, в котором я живу»
А теперь, после заселения, отобрази настроение каждого окошка в красках (используй цветных карандаши и ли краски)
Сегодня на занятии я _______________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мои впечатления от занятия
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата _______________
День недели _____________
Дорогой друг!
Сегодня у нас с тобой восьмая встреча. На этом занятии ты будешь
использовать для работы ножницы, клей и цветную бумагу. А делать
сегодня ты будешь светофор, но не тот светофор, который ты видишь
каждый день на улице, а твой личный светофор настроения.
Сейчас посмотри внимательно на цветную бумагу и выбери те цвета,
которые тебе по душе.
Не обязательно выбирать только три цвета, ты можешь создать те цветовые
гаммы, которые хочешь.
После того, как ты выберешь цвета, приступай к работе.
Когда готова будет цветовая гамма, тебе необходимо будет взять чистый
лист бумаги и приклеить на него светофор твоего настроения.
А если есть желание, можешь и оформить.
Начинай творить!
Сегодня на занятии я _______________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мои впечатления от занятия
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата _______________
День недели _____________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа профилактики суицидального поведения несовершеннолетних «Рука в руке»
По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди мо...
Программа «Профилактика табакокурения, алкоголизма, наркомании и ВИЧ-СПИДа»
Здоровье подрастающего поколения — важный показатель качества жизни общества и государства. Сегодня безопасность страны, политическая стабильность и экономическое благополучие находятся в тесной причи...
Программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
Программа для работы с безнадзорными детьми....
ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ СМЕШАННОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (1 – 4 классов)
За последние годы среди учащихся, поступающих в начальные классы , значительно увеличилось число детей с различными отклонениями в речевом развитии. С началом обучения...
ПРОФИЛАКТИКА ПОВТОРНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
В процессе эволюции и культурного развития Homo Sapiens количество и качество деяний (содеянного), рассматриваемых именно как преступные, не уменьшилось, а возросло. При этом можно говорить не просто ...
Программа профилактики употребления ПАВ среди учащихся в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» п. Палатка преимущественно реализуется в рамках первичной профилактики.
Программа профилактики употребления ПАВ среди учащихся в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» п. Палатка преимущественно реализуется в рамках первичной профилактики.Целью программы ...
Программа профилактики правонарушений и безнадзорности «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних »
Программа профилактики правонарушений и безнадзорности «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних », расчитанная на 3 года...