Исследование девиантного поведения
тест по теме

Толстопятых Ирина Анатольевна

Предварительный просмотр:

Анкета “Взаимоотношения в семье.”

Ф. И. О. ____________________________________________________________

Предлагаемая анкета поможет определить взаимоотношения в семье, выявить семейные конфликты и наметить пути их устранения.

1. Вы считаете взаимоотношения в вашей семье:

*  очень хорошими;

*  хорошими;

*  не очень хорошими;

*  плохими;

*  очень плохими.

2. Считаете ли вы свою семью дружным семейным коллективом?

*  не совсем;

*  нет;

*  да.

3. Какие семейные традиции способствуют укреплению вашей семьи? (перечислите эти традиции).

4. Как часто ваша семья собирается вместе?

*  ежедневно;

*  по выходным дням;

*  редко.

5. Что делает ваша семья, собравшись вместе?

*  решает сообща жизненные проблемы;

*  занимается семейно-бытовым трудом;

*  работает на приусадебном участке;

*  вместе проводит досуг, смотрит телепередачи;

*  обсуждает вопросы учебы детей;

*  делится впечатлениями о прожитом дне, о своих успехах и неудачах;

*  каждый занимается своим делом;

*  допишите…

6. Бывают ли в вашей семье ссоры, конфликты?

*  да;

*  часто;

*  иногда;

*  редко;

*  не бывают.

7. Чем обусловлены ссоры, конфликты?

* непониманием членами семьи друг друга;

* нарушением этики взаимоотношений (грубость, неверность, неуважение и др.);

* отказом участвовать в семейных делах, заботах;

* разногласиями в вопросах воспитания детей;

* злоупотреблениями алкоголем;

* другими обстоятельствами (укажите какими).

8. Каковы способы разрешения конфликтов в вашей семье?

* примирение;

* обсуждение ситуации и принятие обоюдоприемлемого решения;

* прекращение конфликтов на некоторое время;

* обращение за помощью к другим людям (родителям, соседям, друзьям, учителям);

* конфликты практически не разрешаются, имеют затяжной характер.

9. Бывают ли дети свидетелями или участниками семейных конфликтов между взрослыми?

* да;

* нет;

* иногда.

10. Как реагируют дети на семейные конфликты?

* переживают, плачут;

* становятся на сторону одного из родителей;

* пытаются помирить;

* уходят из дома;

* замыкаются в себе;

* относятся безразлично;

* становятся озлобленными, неуправляемыми;

* пытаются найти поддержку у других людей.

11. Что вы намерены делать для укрепления семейно-бытовых отношений и улучшения микроклимата в семье?____________________________________



Предварительный просмотр:

Тест-анкета «Кругозор»

Ф.И.______________________________________________________________

1. Назови в порядке предпочтения школьные предметы, которые кажутся тебе самыми интересными:

1) ___________________________________________________________________________

2) ___________________________________________________________________________

3) ___________________________________________________________________________

Школьные предметы самые полезные ____________________________________________,

самые трудные для тебя ________________________________________________________

2. Назови самые трудные школьные уроки, если такие у тебя есть:

1) ___________________________________________________________________________

2) ___________________________________________________________________________

3) ___________________________________________________________________________

3. Допиши незаконченные предложения:

- Охотнее всего я встречаюсь в школе ..___________________________________________

_____________________________________________________________________________.

- Меньше всего в школе мне хотелось бы встречаться с..._____________________________

_____________________________________________________________________________

- После школьных уроков я охотнее всего занимаюсь ...______________________________

_____________________________________________________________________________

- В свободное время я больше всего интересуюсь...__________________________________

_____________________________________________________________________________

- Мое любимое занятие дома ...___________________________________________________

_____________________________________________________________________________

- Со сверстниками мне интереснее всего ..._________________________________________

_____________________________________________________________________________

- Мне нравятся такие люди ...____________________________________________________

_____________________________________________________________________________

- Мне нравятся телепередачи ...___________________________________________________

_____________________________________________________________________________

- Главным событием моей жизни в этом году было ...________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Свое свободное время я предпочитаю тратить ...___________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- В моей жизни меня огорчает ...__________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- В будущем я хотел бы ..._______________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Анкета “Мотивация к школьному обучению”.

1.Укажите свою Ф.И.___________________________________________________

2. Уроки, по каким предметам ты посещаешь:

А) с желанием_________________________________________________________

Б) без желания_________________________________________________________

В) не могу сказать______________________________________________________

3. Каким учеником ты себя считаешь:

А) способным

Б) хорошим

В) средним

Г) малоспособным

Д) трудно обучаемым

4. Какой ты видишь свою школу в настоящее время:

А) второй дом

Б) «принудиловка»

В) любимое место

Г) дом творчества

Д) школа радости

Е) место, где тебя позорят

Ж) школа общения

З) место, куда не хочется возвращаться

И) цыганский табор

К) место, где чувствуешь себя хуже других

5. Оцени в себе названные качества по пятибалльной системе:

честность

правдивость

доброта

щедрость

коллективизм

товарищество

трудолюбие

работоспособность

сила воли

настойчивость

оптимизм

вера

скромность

достоинство

выдержка

терпимость

активность

предприимчивость

честь

самостоятельность

независимость

любознательность

увлеченность

культурность

воспитанность

смелость

решительность

умение постоять за себя

6. Как ты оцениваешь свои отношения с окружающими:

А) доверительные

Б) полное взаимопонимание

В) уважительные

Г) отсутствие взаимопонимания

Д) конфликтные

Е) неуважительные

7. Какие из жизненных целей являются для тебя главными? Пронумеруй их по значимости:

фирменные вещи

красивая внешность

деньги

широкая образованность и эрудиция

верные друзья

интересная профессия

здоровье

власть над другими

физическая сила

уважение окружающих

творческие способности

ум

удачная карьера

развлечения

самореализация личности

признание общества

8. На вопрос о «вредных привычках», ты бы смог ответить искренне?

 А) да

Б) нет

Если «Да», то, возможно, наберешься, смелости и укажешь свою «вредную привычку»?

9. Что по – твоему можно сделать, чтобы ситуация в вашем классе немного улучшилась?

А) Все и так хорошо, изменять ничего не нужно

Б) Я считаю, что нужно изменить следующее________________________________

И таким образом_______________________________________________________

10. Твое отношение к проводимым анкетированию, тестам и различным опросам

а) равнодушное

б) они ничего не дают

в) они помогают лучше разобраться в себе, в своем «Я»

г) это способ выговориться

д) решение некоторых проблем



Предварительный просмотр:

Сколько в тебе агрессии

Тренинговое занятие для подростков

«Умеем ли мы общаться?»

Сегодня мы поговорим об общении. Ваш жизненный опыт еще мал, и порой вы не знаете, как вести себя в разных ситуациях, как поступать, чтобы не было конфликтов. Давайте, прежде всего, проверим, конфликтная ли вы личность. Для этого ответьте на вопросы анкеты.

Ключ: «а)» - 4 очка, «б)» - 2 очка, «в)» - 0 очков. Идет подсчет баллов. Класс разбивается на три психологических типа.

22 -32 очка. Вы тактичны и миролюбивы, уходите от споров и конфликтов, избегайте критических ситуаций на работе и дома. Изречение «Платон мне друг, но истина дороже!» не может быть вашим девизом. Вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости и, если обстоятельства потребуют, высказывайтесь принципиально,  невзирая на лица.

12 – 20 очков. Вы слывете человеком конфликтным. Но это преувеличение. Вы конфликтуете, только если нет иного выхода, когда все другие средства исчерпаны. Вы способны твердо отстаивать свое мнение, не думая, как это отразится на отношениях к вам товарищей. При этом вы не «выходите за «рамки», не унижайтесь до оскорблений. Все это вызывает к вам уважение.

До 10 очков. Споры и конфликты – это ваша стихия. Ведь вы любите критиковать других, если же услышите замечания в свой адрес – может съесть человека живьем. Это критика ради критики. Не будьте эгоистом. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами. Ваша несдержанность отталкивает людей. Не поэтому ли у вас нет настоящих друзей? Постарайтесь обуздать свой характер.

АНКЕТА

  1. В Центре начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция:

а) не принимаю участия;

б) кратко высказываюсь в защиту той точки зрения, которую считаю правильной;

в) активно вмешиваюсь и «вызываю огонь на себя».

2. Выступаете ли вы на досугах с критикой взрослых?

а) нет;

б) только если имею для этого веские основания;

в) критикую всегда и по любому поводу.

3. Часто ли вы спорите с друзьями?

а) только в шутку и то если это люди не обидчивые;

б) лишь по принципиальным вопросам;

в) споры – моя стихия.

4. Вы стоите в очереди. Как вы реагируете, если кто-то лезет вперед?

а) возмущаюсь в душе, но  молчу: себе дороже;

б) делаю замечание – надо же научить грубияна хорошему тону;

в) прохожу вперед и начинаю наблюдать за порядком.

5. Дома на обед подали несоленый суп. Ваша реакция.

а) не буду поднимать бучу из-за пустяка;

б) молча возьму солонку;

в) не удержусь от едких замечаний, и, быть может, демонстративно откажусь от еды.

6. На улице или в транспорте вам наступили на ногу…

а) с возмущением посмотрю на обидчика;

б) сухо без эмоций сделаю замечание;

в) выскажусь, не стесняясь в выражением.

7.Кто-то в семье купил вещь, но тактичным комментарием;

а) промолчу;

б) ограничусь коротким, но тактичным замечанием;

в) выскажу все, что я об этом думаю.

8. Не повезло, на улице в лотерею вы просадили кучу денег. Как вы к этому отнесетесь?

а) постараюсь казаться равнодушным, но дам себе слово никогда больше не участвовать в этом безобразии;

б) не скрою досаду, но отнесусь к происшедшему с юмором, пообещав взять реванш;

в) проигрыш испортит мне настроение, подумаю, как отомстить обидчикам.



Предварительный просмотр:

Анкета “Я и мои друзья”

Ф. И. О. ___________________________________________________________

1. У вас есть круг друзей?

*  да;

*  нет.

2. Что вас объединяет:

*  работа с техникой, посещение кино;

*  игра на гитаре;

*  хобби;

*  другое (допишите)__________________________________________________

3. Кому из друзей вы смогли бы доверить тайну?_________________________

4. К кому из друзей вы обратились бы за помощью в трудной ситуации?

5. Какие качества ценят в вас друзья?___________________________________

6. Вспомните случаи, когда вы помогли кому-нибудь из друзей выйти из

затруднительного положения или справиться с какой-либо проблемой. _____

7. Как вы себя чувствуете со своими друзьями:

*  и скучно, и грустно, и некому руку подать;

*  жизнь прекрасна и удивительна;

*  то взлет, то посадка (падение).

8. Каких друзей вам хотелось бы иметь, и чего вы больше всего боитесь в дружбе?__________________________________________________________

9. Какие качества характера и поступки больше всего приветствует в кругу ваших друзей?_____________________________________________________

10. Как бы вы определили группу, с которой больше всего общаетесь, где чаще всего проводите свободное время:

*  мои друзья;

*  моя компания, тусовка;

*  мой двор;

*  моя команда;

*другой вариант (допишите)_________________________________________________

11. Есть ли у вас взрослые, с которыми вы общаетесь? Кто это?____________

12. Возникают ли у вас конфликты? Если да, то, как обычно они разрешаются:

* миром;

* дракой;

* благодаря вмешательству лидера;

* благодаря вмешательству взрослого;

* компромиссом части ребят.

13. Как относятся взрослые (родители, соседи) к вашей группе:

* доброжелательно;

* враждебно;

* нейтрально;

* равнодушно;

* запрещают общение.

14. Отметьте, с какими утверждениями вы согласны:

* даю друзьям советы для их же пользы;

* со мною часто советуются;

* не могу принять важное решение без моих друзей;

* никто не понимает меня по-настоящему;

* мне легче принять решение самому и поставить всех в известность.



Предварительный просмотр:

Карта изучения особенностей воспитанника

__________________________________________________________________

Направленность

1.   Эгоистическая

2.   Несформировавшаяся

3.   Групповая (я как все)

4.   Поведение определяется общими интересами

Нравственная характеристика

*  отношение к общественным нормам

1. Беспринципность, побуждает других к плохому поведению

2. Слово расходится с делом, идет на компромисс со своей совестью

3. Нравственен при благоприятных условиях и требованиях извне

4. Нетерпим к аморальности других

*  самооценка

1.   Нетерпим к критике в свой адрес, критичен к другим,  нетребователен к себе

2.   Снисходителен к своим недостаткам

3.   Завышенная или заниженная самооценка

4.   В основном совпадают оценка коллектива и самооценка

5.   Самокритичен, требователен к себе и другим, объективная самооценка

Волевая характеристика

1. Безволен или упрям. Поведение вызывает протест окружающих, конфликтное поведение

2.   Своеволен или слабохарактерен, неадекватное поведение

3.   Несамостоятелен, податлив чужому влиянию, действует по указанию других

4.   Проявляет волю при достижении цели, умеет владеть собой в сложных ситуациях

Умственная характеристика

1.    Не хочет учиться и не умеет думать, забывчив, ленив, ограничен

2.    Недобросовестно относится к учебе, не умеет мыслить, трудно улавливает суть вопроса

3.    Может хорошо учиться, но учится неравномерно, интересы неустойчивы

4.    Хорошая память, умеет мыслить, любознателен, но в одной области

5.      Отличается сообразительностью, любознательностью, эрудицией, умеет отстаивать

свою точку зрения

Эмоциональная характеристика

1.   Жесток или равнодушен к другим, распущен, пессимист

2.   Проявляет грубость, черствость, пессимистичен или истеричен

3.   Эмоционально неустойчив: то весел, то расстроен, все зависит от личного успеха или

неудач

4.   Обладает высокой восприимчивостью, чувствителен к добру и злу, но нередко разочаровывает себя и других

5.     Проявляет человечность, сопереживает, сочувствует товарищам и взрослым, отзывчив, порядочен

Трудовая   характеристика

1.   Ленив, живет за счет других людей,  не любит работу,  требующую напряжения

2.   Неспособен к самостоятельному систематическому труду, избегает трудовых обязанностей, стремится переложить работу на других

3.   Трудится под нажимом извне, требований взрослых или товарищей, быстро устает, работу выполняет некачественно

4.   Способен обслуживать себя, выполняет работу, но без особого старания, инициативы, любит делать только то, что нравится

5.   Воспитана потребность в добросовестном труде и учении, умеет трудиться сообща,

обладает высокой работоспособностью и чувством ответственности

Результаты обучения (нужное подчеркнуть)

       

  «5» «4 – 5» «4» «4 – 3» «3» «3 – 2»

Сведения о семье (нужное подчеркнуть)   

  Полная         Благополучная      Многодетная  Неполная              Неблагополучная



Предварительный просмотр:

Карта личности

__________________________________________________________________

1. Состояние здоровья и развития воспитанника (заполняется медсестрой  или с его слов):__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.1 Общая оценка здоровья учащегося (по данным медицинской карты)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.2. Признаки повышенной нервозности: отсутствуют; повышенная утомляемость, пониженная работоспособность, подавленное настроение, повышенная возбудимость, вспышки гнева, агрессивность по отношению к учителям, отказ от контактов, общих дел, склонность к разрушительным действиям, садизм, другие признаки

1.3 Патологические влечения:

* курит (не курит, курит эпизодически, систематически);

* употребляет спиртные напитки (не употребляет, употребляет эпизодически, систематически);

* употребляет токсические или наркотические вещества  (не употребляет, употреблял однократно, эпизодически, систематически).

1.4. Состоит на диспансерном учете, по поводу чего ______________________________

_____________________________________________________________________________

2. Психологическая атмосфера семьи_________________________________________

2.1 Данные о родителях:

Отец: ________________________________________________________________________

образование __________________________________________________________________

профессия, место работы _______________________________________________________

Мать: ________________________________________________________________________

образование __________________________________________________________________

профессия, место работы _______________________________________________________

2.2 Другие члены семьи _______________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.3 Тип семьи:

* благополучная (родители морально устойчивы, владеют культурой воспитания, эмоциональная атмосфера семьи положительная);

* неблагополучная, в том числе:

- педагогически некомпетентная (родители не владеют культурой воспитания; признаки: отсутствие единства требований, ребенок безнадзорен, жестокое обращение, систематические физические наказания, низкая осведомленность об интересах, поведении ребенка вне школы);

- нравственно-неблагополучная (родители ведут аморальный образ жизни, пьянствуют, тунеядствуют, содержат притон, имеют судимость, воспитанием детей не занимаются);

- конфликтная (в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера, между родителями постоянные конфликты,  родители повышенно раздражительны, жестоки, нетерпимы);

2.4 Характер взаимоотношений родителей с ребенком:

* семейный диктат (систематическое подавление инициативы и чувства собственного достоинства ребенка);

* чрезмерная опека (удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждение от трудностей, забот, усилий);

* попустительство (уклонение от активного участия в воспитании ребенка, пассивность, признание полной автономии ребенка);

* сотрудничество (отношение взаимного уважения, совместное переживание радостей, горя и т.п.).

2.5 Организация режима труда и отдыха:

* какие обязанности выполняет в семье ___________________________________________

* соблюдает ли режим дня ______________________________________________________

* кто и в какой степени помогает и контролирует выполнение домашнего задания _____________________________________________________________________________

* как организовано общение учащегося в семье во время досуга, летнего отдыха, отпуска родителей ____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3. Особенности учебной деятельности:

3.1 Успеваемость учащегося ___________________________________________________

3.2 Отношение к учению: положительное, нейтральное, равнодушное, отрицательное;

3.3 Интеллектуальные возможности учащегося: высокие, средние, низкие

3.4 Мотивы учения: познавательный интерес к предметам, осознание необходимости учиться в школьном возрасте, стремление получить оценку, заслужить одобрение взрослых, стремление избежать наказания, стремление к самоутверждению в группе сверстников.

4. Положение в классном коллективе, отношение к коллективу

4.1 Позиция учащегося в коллективе: лидер (звезда), предпочитаемый, принятый, отвергаемый (изолированный);

4.2 Взаимоотношения с другими одноклассниками: деловые, ровные, дружеские, теплые, конфликтные, ни с кем не общается;

4.3 Манера, стиль общения с окружающими:

* доминантный стиль (уверен в себе, стремится навязать свое мнение, легко перебивает, но не дает перебить себя, нелегко признает свою неправоту);

* недоминантный  стиль (застенчив, уступчив, легко признает себя неправым, нуждается в поощрении при разговоре);

* экстраверт (постоянно направлен на общение, легко входит в контакт, любопытен, открыт, полон внимания к окружающим);

* интроверт (не склонен к контактам, замкнут, предпочитает общению деятельность, в разговоре немногословен).

4.5 Отношение к общественному мнению:

* активно-положительное (понимает критику, согласен с ней, недостатки стремится исправлять и т.п.);

* пассивно-положительное (понимает критику, согласен с ней, но недостатки не исправляет);

* безразличное (не реагирует на критику, не меняет поведения);

* негативное (спорит, не согласен с замечаниями, поведения не меняет).

5. Отношение к общественной деятельности и общественно полезному труду:

5.1 Отношение к общественным поручениям: с готовностью, без видимого интереса, отказывается;

5.2 Выполнение общественных поручений: добросовестное, недобросовестное, по настроению, под нажимом, с инициативой;

5.3 Отношение к трудовым делам класса: принимает активное участие, безразличен, демонстративно отказывается;

5.4 Отношение к физическому труду:

* положительное (трудолюбие, часто предпочитает физический труд умственному, имеет "золотые руки");

* равнодушное (не выделяет физический труд как интересную деятельность, от него не отказывается, но выполняет без инициативы);

* отрицательное (ленив, трудится недобросовестно, под нажимом, к физическому труду относится свысока, пренебрежительно);

5.5 Отношение к общественному имуществу: относится бережливо, по-хозяйски, относится равнодушно, относится демонстративно пренебрежительно вплоть до умышленной порчи имущества.

6. Направленность интересов

6.1. Проявляет интерес к деятельности: физический труд, умственный труд, техническая деятельность, общественно-политическая деятельность, организаторская деятельность, художественная (артистическая, литературная, музыкальная, хореографическая и т.п.), спортивная деятельность;

6.2. В каких кружках (секциях) состоит (состоял) ________________________________

_____________________________________________________________________________

6.3 Культурный кругозор: посещает ли и насколько часто театры, музеи, выставки_____ _____________________________________________________________________________

6.4. Каковы читательские интересы, какую литературу предпочитает, регулярность чтения (книг не читает, читает эпизодически, читает систематически).

7. Особенности сферы свободного общения учащегося

7.1. Сколько времени уделяется "уличному" общению в течение недели, часы вечернего прихода домой;______________________________________________________

7.2. С кем имеет дружеские связи вне класса, какое влияние они оказывают на учащегося;

_____________________________________________________________________________

7.3 Постоянное или предпочитаемое место "уличного" общения (клуб, двор, подъезд и т.п.);_______________________________________________________________________

7.4 Содержание общения в уличных играх: работа с техникой, авто-мото-техникой, посещение кино, игра на гитаре, прослушивание музыкальных записей, разговоры на разные темы, бесцельное времяпрепровождение, выпивка, курение, азартные игры и др.

8. Самооценка личности

8.1 Уровень самооценки

* адекватная (правильно оценивает свои положительные и отрицательные качества, личные возможности и достижения);

* завышенная (некритичен по отношению к себе, преувеличивает свои достижения);

* заниженная (излишне самокритичен, недооценивает свои положительные качества и личные достижения);

9. Особенности поведения

9.1. Положительные поступки учащегося. Как часто они совершаются _____________

_____________________________________________________________________________

Возможные мотивы их совершения _____________________________________________

9.2. Отрицательные поступки  (проступки), их появление (эпизодически, систематически), их характер: грубость, драки, прогулы, опоздания на уроки, нарушения  дисциплины в классе, отказ от требований, поручений, не работает в классе на уроках;

9.3. Правонарушения учащегося: воровство, вымогательство у младших и слабых, избиение младших и слабых, попытки к насилию, жестокое обращение с животными, проявление садистских наклонностей, грубые нарушения общественного порядка (хулиганство) и т.п.;

9.4. Отношение к своим проступкам: равнодушно, переживает, оправдывает, осуждает;

9.5. Как относится к педагогическим воздействиям: с ожесточением, равнодушно, понимает и старается выполнить требования;

9.6. Состоит на учете внутри школы ____________________________________________

в КДН и  ЗП __________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Карта обследования дезадаптированного подростка

Фамилия, имя, отчество .................................................................................................................

Год рождения, класс .......................................................................................................................

I. Здоровье: хорошее (5), удовлетворительное (4), слабое (3), патология(2), хронические болезни (1).

II. Учеба: удовлетворительная (5), слабая (4), неудовлетворительная (3), оставил школу, ПТУ, работает (2), не работает, не учится (1).

III.Поведение: примерное (5), хорошее (4), удовлетворительное(3),неудовле-творительное (2), состоит на учете в ОДН (1).

IV. Общественная активность: организатор коллективных дел (5), активный участник коллективных дел (4), пассивный участник коллективных дел(3), не участвует в общественной жизни (2), бойкотирует, дезорганизует коллективные мероприятия (1).

V. Отношение к учебе: охотное (5), избирательное (4), равнодушное (3),

неохотное (2), крайне неохотное (1).

VI. Состав семьи: мать, отец, бабушка, дедушка (5), только мать и отец(4), мать и отчим, мачеха и отец (3), одна мать, один отец (2), нет родителей - бабушка, дедушка, другие родственники (1).

VII. Количество детей в семье....................................................................................................

VIII. Образование родителей: высшее (5), незаконченное высшее (4), среднее-специальное (3), общее среднее (2), неполное среднее (1).

IX. Степень выраженности аморальных проявлений в семье:

1 - повседневные проявления аморальности, алкоголизм родителей, необходимость в лишении родительских прав и изъятии детей;

2 - частые запои, дебоши, аморальное поведение родителей;

3 - у родителей эпизодические запои, семейные скандалы;

4 - один из родителей склонен к выпивкам, скандалам;

5 - семья ведет здоровый образ жизни.

X. Степень выраженности асоциальных, стяжательских взглядов, убеждений в семье:

1 - в семье не осуждаются нетрудовые доходы, допускаются любые средства достижения корыстных целей;

2 - преобладают стяжательские настроения;

3 - для семьи характерна духовная, идейная индифферентность;

4 - духовные потребности недооцениваются;

5 - семья характеризуется разумным сочетанием духовных и материальных потребностей.

XI. Характер эмоциональных отношений в семье:

1 - напряженно-конфликтные отношения;

2 - эмоционально-холодные, отчужденные отношения;

3 - эпизодически возникающие конфликты, отчуждение, холодность;

4 - отношения ровные, но без эмоциональной близости;

5 - атмосфера дружбы, взаимопонимания и поддержки.

XII. Характеристика дружеского внешкольного общения со сверстниками:

1 - криминогенные группы, состоящие на учете в ПДН за различные правонарушения: мелкие кражи, угоны, бродяжничество и др.

2 - асоциальные группы: выпивки, сквернословие, драки, мелкое хулиганство;

3 - общение на основе пустого времяпрепровождения;

4 - досуговые группы с совместными формами отдыха и общения;

5 - на основе общих полезных интересов, совместных занятий в кружках, секциях, увлечений спортом, коллекционированием и т.п.

Показатели социального развития подростка

XIII. Наличие положительно ориентированных жизненных планов и профессиональных намерений:

1 - профессиональные намерения и планы отсутствуют из-за негативизма и циничного отношения к труду;

2 - планы и намерения отсутствуют по легкомыслию и бездушности;

3 - планы неопределенные, иногда нереальные;

4 - планы и профессиональные намерения в основном определились, но нет активной подготовки к будущей профессии;

5 - профессиональные планы и намерения выражены четко, осуществляются ознако-мление с будущей профессией, подготовка к ней.

XIV. Степень сознательности и дисциплинированности по отношению к учебной деятельности:

1 - отношение негативное, к урокам не готовится, пропускает занятия;

2 - к урокам готовится нерегулярно, под контролем взрослых;

3 - отношение добросовестное, но без увлечения, не ради знаний, а ради оценок;

4 - отношение сознательное, добросовестное, интерес проявляется избирательно, не ко всем предметам;

5 - отношение увлеченное, сознательное, добросовестное.

XV. Уровень развития полезных интересов, знаний, навыков, умений(спортивные, трудовые, технические, художественные и т.д.):

1 - индифферентность интересов, преобладание пустого времяпрепровождения;

2 - интересы поверхностные, неустойчивые, развлекательного характера;

3 - интересы и полезные занятия не получили самостоятельного углубленного развития, формируются больше под влиянием других;

4 - интересы глубокие, разносторонние, но не закреплены в полезных знаниях, навыках, умениях;

5 - глубокие интересы, выражающиеся в самостоятельной работе по закреплению полезных знаний, навыков, умений.

XVI. Отношение к педагогическим воздействиям:

1 - резкая, грубая форма неприятия любых педагогических воздействий, замечаний, порицаний;

2 - неприятие педагогических воздействий в форме пассивного сопротивления, игнори-рования, упрямства;

3 - избирательное отношение к педагогическим воздействиям в зависимости от характера взаимоотношений с учителями;

4 - к замечаниям учителей склонен прислушиваться, наказания и поощрения правильно воспринимает;

5 - чутко реагирует на замечания учителей, болезненно переживает порицания, старается не повторять осуждаемых действий, поступков.

XVII. Коллективистские проявления, способности считаться с коллективными интересами, нормами коллективной жизни:

1 - бравирует своим негативным отношением к нормам коллективной жизни, к обще-ственному мнению в классе;

2 - к общественному осуждению относится равнодушно;

3 - внешне конформное поведение, но не живет интересами коллектива;

4 - с большей частью класса сохраняет товарищеские отношения, дорожит общественным мнением;

5 - развитое чувство справедливости, товарищества, взаимовыручки и взаимопомощи.

XVIII. Способность критически, с позиций норма морали и права оценивать поступки окружающих, друзей, сверстников, одноклассников:

1 - открытое неприятие норм морали, права, одобрительное отношение к циничным антиобщественным поступкам;

2 - в большей степени ориентируется на антиобщественные нормы и ценности, и в соответствии с ними оценивает поступки окружающих;

3 - равнодушное, безразличное отношение к нарушениям норма общественной морали, права, «нейтральность» ценностно-нормативных проявлений;

4 - способен различать «плохие» и «хорошие» поступки и поведение, осуждать и одобрять их;

5 - активное неприятие антиобщественных проявлений, стремление бороться с ними.

XIX. Самокритичность, наличие навыков самоанализа:

1 - навыков самоанализа и самокритичности не имеет и не стремится их развивать;

2 - самоанализ может иногда возникнуть под влиянием осуждения окружающих;

3 - самоанализ отсутствует либо слабо выражено критическое отношение к себе;

4 - самоанализ и самокритичность проявляются, но не всегда выражаются в активных условиях по самовоспитанию;

5 - самоанализ и самокритичность являются основой программы самовоспитания и самосовершенствования.

XX. Внимательное, чуткое отношение к окружающим:

1 - проявление жестокости по отношению к товарищам, младшим, слабым, животным;

2 - способность совершать жестокие поступки «за компанию», под влиянием других;

3 - равнодушие, невнимательность в отношении с одноклассниками, товарищами;

4 - сопереживание по отношению к близким, родным;

5 - высоко развитая действенная эмпатия, выражающаяся в способности сопереживать не только близким, но и окружающим в чужой боли, радости, стремление помочь.

XXI. Волевые качества. Невосприимчивость к дурному влиянию. Способность самостоятельно принимать решения и преодолевать трудности при их выполнении:

1 - использование сильных волевых качеств в антиобщественных целях;

2 - слепое подчинение чужому негативному влиянию, импульсивность, слабая волевая регуляция поведения;

3 - стремление уходить от ситуаций, требующих волевого начала, преодоления трудно-стей принятия решений, сопротивления среде и т.д.;

4 - хорошо выраженная волевая саморегуляция, позволяющая противостоять чужому влиянию, преодолевать трудности внешнего и внутреннего характера;

5 - сильные волевые начала, проявляющиеся не только на уровне саморегуляции собственного поведения, но и в коллективе, в способности направлять коллективные общественно полезные действия.

XXII Внешняя культура поведения:

1 - неряшливость, запущенность одежды, прически, отсутствие культурных навыков общественного поведения;

2 - безвкусица внешнего вида, бравирование псевдомодной одеждой, прической, вульгарность манер;

3 - безразличие к внешности, отсутствие эстетического начала в отношении к своему внешнему виду, к манере поведения;

4 - аккуратный, подтянутый внешний вид, высокая культура поведения;

5 - эстетическая воспитанность, развитое чувство вкуса, проявляющееся в одежде, поведении, манере держаться.

XXIII. Отношение к алкоголю:

1 - злоупотребление алкоголем либо регулярное употребление наркотиков, токсических веществ;

2 - эпизодическое употребление алкоголя либо токсических веществ;

3 - нейтральное, терпимое отношение к алкоголю, непонимание вреда, который приносят алкоголь, токсические вещества;

4 - осознанный отказ от употребления спиртного, связанный с пониманием социальной опасности и вреда алкоголя;

5 - активная позиция в борьбе с алкоголизацией и наркоманией.

XIV. Отношение к курению:

1 - закрепившаяся привычка к курению;

2 - эпизодическое курение;

3 - воздержание от курения благодаря запретам родителей, учителей;

4 - осознанный, самостоятельный отказ от курения;

5 - активное неприятие курения в отношении себя и своих товарищей

(выбор друзей).

XV. Культура речи:

1 - сквернословие, употребление нецензурных выражений в общественных местах, в присутствии девушек, женщин, взрослых;

2 - эпизодическое сквернословие «по случаю»;

3 - избегание нецензурных выражений;

4 - активное стремление очистить речь от сквернословия;

5 - высокая культура речи, богатый лингвистический запас.

                          Карта заполняется социальным педагогом на основе наблюдения, изучения

учебной, общественной, трудовой деятельности несовершеннолетнего, характера его взаимоотношений с одноклассниками, учителями, родителями, друзьями, а также в результате бесед, сбора независимых характеристик, которые несовершеннолетнему, условиям его семейного и школьного воспитания и внешкольной среды дают окружающие.



Предварительный просмотр:

Тест «Что мы знаем о курении?»

При ответе на вопрос, напишите  слово «верно» или «неверно».

  1. Подростки курят, чтобы «быть как все».

__________________________________________________________________

  1. Некурящие вынуждены страдать от заболеваний дыхательной системы в результате пассивного курения.

__________________________________________________________________

  1. Курение помогает расслабиться, когда человек нервничает.

__________________________________________________________________

  1. В легких человека, выкуривающего каждый день в течение года по пачке сигарет, оседает 1 литр табачной смолы.

__________________________________________________________________

  1. Физические упражнения нейтрализуют вред, наносимый курением.

__________________________________________________________________

  1. Одной сигареты вполне достаточно, чтобы участился пульс, повысилось кровяное давление, нарушились нормальное кровоснабжение и циркуляция воздуха в легких.

__________________________________________________________________

  1. Большинство курящих получают от курения удовольствие и не собираются бросать.

__________________________________________________________________

  1. Табакокурение является одной из основных причин заболеваний сердца.

__________________________________________________________________

  1. Большинство подростков в состоянии бросить курить в любое время.

__________________________________________________________________

  1. Нет ничего страшного в том, что подростки «балуются» сигаретами, если они оставят это занятие до того, как курение превратится в привычку.

__________________________________________________________________

ПРАВИЛЬНЫЕ ВАРИАНТЫ ОТВЕТА НА ТЕСТ «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О КУРЕНИИ»

  1. Подростки курят, чтобы «быть как все».

1.Верно.

  1. Некурящие вынуждены страдать от заболеваний дыхательной системы в результате пассивного курения.

2. Верно.

  1. Курение помогает расслабиться, когда человек нервничает.

3. Неверно.

  1. В легких человека, выкуривающего каждый день в течение года по пачке сигарет, оседает 1 литр табачной смолы.

4. Верно.

  1. Физические упражнения нейтрализуют вред, наносимый курением.

5. Неверно.

  1. Одной сигареты вполне достаточно, чтобы участился пульс, повысилось кровяное давление, нарушились нормальное кровоснабжение и циркуляция воздуха в легких.

6. Неверно.

  1. Большинство курящих получают от курения удовольствие и не собираются бросать.

7. Неверно.

  1. Табакокурение является одной из основных причин заболеваний сердца.

8. Верно.

  1. Большинство подростков в состоянии бросить курить в любое время.

9. Неверно.

10. Нет ничего страшного в том, что подростки «балуются» сигаретами, если они оставят это занятие до того, как курение превратится в привычку.

10. Неверно.



Предварительный просмотр:

Тест «Ваша уличная компания».

Цель: выявление принадлежности подростков к группе риска в компаниях различной направленности.

Постарайтесь выбрать наиболее подходящий вариант ответа:

1. Как часто собирается Ваша компания?

  • Каждый день – 1
  • Через день – 2
  • Реже – 5

2. Где Вы чаще всего собираетесь?

  • В подвале или бродите по улице -1
  • На площадке перед домом или  в подъезде -3
  • У кого-либо на квартире -5

3. Сколько в группе признанных лидеров?

  • Один -1
  • Несколько -3
  • Ни одного -5

4.Приходилось ли вместе с группой «балдеть» ночь напролет?

  • Да -1
  • Часов до 2-х ночи -3
  • Нет -5

5. В каком количестве группа употребляет спиртные напитки?

  • Без ограничений -1
  • До легкого опьянения -3
  • Не употребляет -5

6. Сколько членов группы курят?

  • Все -1
  • Половина -3
  • Менее 10 процентов -5

7. Сколько членов группы потребляют «травку», иные наркотики?

  • Все -1
  • Около половины -3
  • Никто -5

8. Обсуждаются ли в Вашей группе вопросы интимной жизни?

  • Да -1
  • Иногда -3
  • Нет -5

9. Участвует ли Ваша группа в защите своей территории?

  • Да -1
  • Некоторые, но в других группах -3
  • Нет -5

10. Есть ли среди членов группы люди с преступным опытом?

  • Да -1
  • Не уверен, но возможно -3
  • Нет -5

11. Участвовала ли Ваша группа в коллективных драках?

  • Да -1
  •  Некоторые, но в составе других групп -3
  • нет -5

12. Что бы предприняли члены группы, если бы кто-то заявил о своем уходе из нее?

  • Избили-1
  • Припомнили все долги -3
  • Ничего

Если Вы набрали от 12 до 17 баллов, то все, как говорится, ясно: у Вашей группы сложилась явная антисоциальная ориентация.  Вам может казаться, что ничего особенного с Вами не происходит, поскольку «все так себя ведут». Во –первых, не все. Многие делают вид, что им «море по колено». Но на самом деле они стараются контролировать свои действия, и дальше шумных тусовок дело не идет. Они не хотят рисковать будущим.

        Во-вторых, Вы настолько втянулись в жизнь соей группы (возможно, уже банды), что никаких норм для Вас не существует. А ведь еще шаг и … Прозрение наступает, когда за спиной начинают лязгать стальные запоры, а на суде вчерашние закадычные дружки начинают «топить» друг друга.

        Рекомендации. Трудно советовать сменить эту группу на кружок кройки и шитья, Но решительный шаг для ухода сделать надо! Для начала нужно хотя захотеть уйти

Если Вы набрали 18 и 42 баллов, то, скорее всего Вы общаетесь с теми, кто проводит время в поисках разнообразных способов убить время. Для этого все средства хороши, лишь бы «предки не докучали». В такой группе, в общем-то, можно чувствовать себя неплохо- особого напряжения нет, никто ничего не требует, ничего не навязывает. Но и тоска не покидает – ведь абсолютно ничего не происходит.

Рекомендации. Пожалейте свое время! Его так мало осталось до того момента, когда на Вас обрушатся настоящие житейские заботы. Попробуйте для начала сочетать, пустую трату времени с хорошим делом. Например, разберите слова какой-нибудь популярной песни на иностранном языке. Каждый день должно происходить что-то полезное, интересное.

Если Вы набрали свыше 43 баллов, то, видимо. Ваша уличная группа является обычной группой сверстников, в которой происходит нормальное человеческое общение. В такой группе может быть очень интересно. Как правило, проводя часть времени в такой группе, люди еще имеют массу самых разнообразных интересов и дел вне ее.

Рекомендации. Старайтесь делать все, чтобы Ваши партнеры по группе чувствовали себя с Вами легко и раскованно. Всегда поступайте по отношению к друзьям так, как Вы бы хотели, чтобы относились к Вам. Не смотрите туда, где все кажется более интересным. Сами делайте жизнь интересной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Девиантное поведение - один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (...

Исследования мотивации к учебной деятельности у детей с девиантным поведением. Методические рекомендации для специальных учебно-воспитательных учреждений. Методическое пособие

Заместитель директора по УВР Ефимова С.В.ГКСУВУ "СОШ № 1 (закрытого типа)"                 В настоящей работе рассмотре...

Исследование девиантного поведения

Исследование девиантного поведения...

Исследование девиантного поведения

Исследование девиантного поведения...

Исследование девиантного поведения

Исследование девиантного поведения...

Пилотный план исследования. Девиантного поведения.

Анкетирование и обработка результатов....

Девиантное поведение подростка. Технологии работы социального педагога с подростками девиантного поведения.

Причины, которые являются источником девиантного поведения, требуют особого изучения, так как их учет будет способствовать эффективной организации социально-педагогической деятельности с такими ...