Педагогика ненасия. Техники ненасильственного поведения.
методическая разработка на тему
Методический материал, разработанный на основе нормативных документов, регламентирующих права и интересы малолетних граждан. Сборник призван помочь формированию у воспитанников младшего школьного возраста и педагогов учреждений общественного воспитания навыков ненасильственного урегулирования конфликтов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogika_nenasiliya.doc | 170 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор-составитель
Васильева А.Н.
социальный педагог
2012 год
Ничто не огрубляет юное человеческое сердце, не ожесточает его, как оскорбление.
Мы не покончим с преступностью среди несовершеннолетних, пока не исчезнет эта нетерпимая черта педагогического бескультурья –
оскорбления.
В.А.Сухомлинский
Уважаемые коллеги!
Представляю Вашему вниманию методический материал, разработанный на основе нормативных документов, регламентирующих права и интересы малолетних граждан. Сборник призван помочь формированию у воспитанников школьного возраста и педагогов учреждений общественного воспитания навыков ненасильственного урегулирования конфликтов.
Сегодня, наказание воспитанника детского дома, в силу его психических и физических проблем требует от нас педагогического такта, справедливости. Нельзя допускать превращения наказания в орудие мести и насилия над личностью ребенка.
Уважая и принимая ребенка таким, каким он есть, он будет уважать Вас.
Методические рекомендации включают:
- техники ненасильственного поведения;
- примерный перечень поощрений и наказаний воспитанников детского дома;
- интерактивные упражнения для педагогов и воспитанников.
Педагогика ненасилия.
Техники ненасильственного поведения
Педагогика ненасилия как направление педагогики сформировалось не так давно в научной теории и практике, несмотря на то, что идеи давно пропагандировались. Изначальная суть данного направления заключалась в объединении усилий прогрессивных педагогов, выступающих против различных форм принуждения, подавления достоинства детей и юношества. В настоящее время это и воспитание, и обучение на ненасильственной основе, в духе ненасилия, это подготовка детей к просоциальному (альтруистическому поведению), распространение миротворческих идей среди молодежи, воспитание миролюбия и гуманизма.
Опыт показывает, что никакие политики, правоохранительные органы, институты культуры, правозащитные организации не справятся с насилием, если в это активно не включатся педагоги.
Ненасильственные (просоциальные) действия – это действия, усиливающие позитивные намерения другой стороны, действия, связанные с благом или сохраняющие независимость и автономность каждого участника взаимодействия, не приносящие им ущерба.
Цель таких действий состоит в том, чтобы:
- сохранить, защитить, облегчить функционирование или содействие развитию того или иного «социального объекта» (человека, коллектива);
- усилить личность другого человека в противовес принуждению, где целью является ослабление, подавление личности.
Мотивы ненасильственных действий возникают на грани необходимости сохранения достойного представления о себе и не нанесении ущерба другим людям.
Результат - сохранение мира, хороших отношений, возможности позитивно решать любые, даже самые сложные проблемы.
К ненасильственным действиям можно отнести:
- ненасильственное действие как отказ от принуждения;
- ненасильственное действие как сотрудничество;
- ненасильственное действие как помощь;
- ненасильственное действие как любовь;
- ненасильственное действие как снижение
агрессивного потенциала противоположной стороны.
Ненасильственное действие как отказ от принуждения обеспечивает наиболее благоприятные условия для взаимодействия, дает возможность противоположной стороне проявиться в полной мере как личности, предоставить ей возможности свободного выбора. Мотивом такого действия является осознание неприемлемости принуждения, ориентации не на слабые, а на сильные позитивные качества противоположной стороны.
В качестве конкретных способов осуществления этих действий выступают:
- просьба (вместо требования и приказа);
- убеждение (вместо физической или словесной агрессии);
- организация (вместо дисциплинирования);
- компромисс (вместо конфронтации).
Способность к осуществлению ненасильственного действия как отказа от принуждения должна быть сформирована у людей любого возраста, только тогда взаимодействие будет носить оптимальный продуктивный характер.
Ненасильственное действие как сотрудничество - это взаимодействие детей и взрослых на равных. Такое действие может выражаться
- в присоединении партнера к своим целям и задачам,
- сознательном присоединении к целям и задачам партнера,
- выражении солидарности, согласованности,
- отказе от манипулирования,
- обмене инициативами.
С точки зрения педагогики ненасилия педагог должен уметь встать на позицию ребенка или уравнять позиции, что создаст определенный эмоциональный настрой - сотрудничества;
Ненасильственное действие как помощь способствует не только усилению личности (приведению в состояние лучше исходного), но и ее «выравниванию», приведению в нормальное или исходное состояние.
Непосредственными действиями в этом смысле являются
- подбадривание,
- услуга,
- снятие напряженного состояния,
- защита в случае нападок со стороны другого,
- принятия стороны жертвы в конфликте,
- перемещение в более безопасное место,
- физические действия по спасению.
Выполнение действий помощи часто становится потребностью человека и перерастает в милосердие.
Ненасильственное действие как любовь - это
- желание самореализоваться в другом человеке,
- произвести в нем позитивные, значимые изменения с целью усиления его личности.
Эти действия осуществляются на фоне доброжелательности и взаимопонимания, совместных переживаний происходящих перемен.
Ненасильственное действие как снижение агрессивного потенциала противоположной стороны - это
- приведение противоположной стороны к более спокойному состоянию, по возможности к состоянию сотрудничества, позитивному решению назревших проблем.
Педагогика ненасилия выступает против агрессии и рассматривает разработку ненасильственных методов снятия агрессии как одну из основных задач.
Можно выделить следующие направления по предотвращению агрессии:
1. Педагог сам должен исключить проявления агрессии из своего поведения, а если он все же выходит из себя, то надо это открыто признавать и извиняться;
2. Важно как можно быстрее выяснить причину агрессии и устранить ее;
3. Объяснить ребенку последствия его агрессивных действий для него самого и других людей;
4. В тех ситуациях, когда причиной агрессивного поведения является неадекватное представление ребенка о себе, нужно помочь ему познать себя и позитивно принять;
5. Хороший эффект дают способы переключения агрессии на другой объект без тяжелых последствий (например, «груша» для боксирования, посуда, куклы);
6. Успокоить воспитанника, дать ему высказаться;
7. Игротерапия, когда ребенок в игре становится в позицию агрессивного человека, он осознает всю нелепость своего поведения;
8. Посредничество;
9. Гуманизация системы взаимодействия взрослых и детей в учебном, воспитательном учреждении.
В книге В.А. Ситарова и В.Г. Маралова «Психология и педагогика ненасилия» представлены подробные характеристики позиций принуждения и ненасилия:
ПОЗИЦИЯ ПРИНУЖДЕНИЯ | ПОЗИЦИЯ НЕНАСИЛИЯ |
Раздражительность | Умение не раздражаться или использовать позитив своей раздражительности |
Обидчивость | Умение не обижаться или использовать позитив обид |
Эмоциональная неустойчивость | Эмоциональная устойчивость |
Неуверенность в себе | Уверенность в себе |
Негативная открытость (принятие, но с ориентацией на отрицательное) | Позитивная открытость (принятие с ориентацией на положительное) |
Эгоцентричность | Способность к социальной децентрации |
Наличие комплекса психологических защит | Отсутствие защит или их осознание |
Нетерпимость к чужому мнению, другим людям (детям, учащимся) | Терпимость к чужому мнению, другим людям (детям, учащимся) |
Ограничение субъективной свободы | Расширение границ субъективной свободы |
Приоритет дисциплинарных воздействий над организационным | Приоритет организационных воздействий над дисциплинарными |
Низкий уровень способности подключать детей к собственным целям и подключаться к целям детей и школьников | Высокий уровень способности подключать детей к собственным целям и подключаться к целям детей и учащихся |
Повышение у детей и учащихся напряженности и тревожности | Снижение у детей и учащихся и напряженности и тревожности |
Приоритет негативных форм оценивания над позитивными | Приоритет позитивных форм оценивания |
Преобладание реактивных форм реагирования над активными | Преобладание активных форм реагирования над реактивными |
Позитивные действия педагога
на недисциплинированность воспитанников
Ребенок обманывает |
|
Ребенок берет чужие вещи |
|
У ребенка вредные привычки |
|
Ребенок выражается нецензурно |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Примерный перечень поощрений и наказаний
За стремление учиться За примерное поведение За участие в труде За участие в конкурсах За бережливость Участие в жизни дома | стипендия игрушки сладости почетные грамоты организация поездок, походов для отличившихся |
Насилие Побеги Вредные привычки Порча имущества Нецензурная брань Оскорбление Нарушение режима | лишение развлечений, привилегий осуждение, укор, порицание обсуждение проступка на Совете дома |
В качестве примера для разработки предлагаю вам проект Положения о поощрениях и наказаниях. Данный документ не является образцовым, и может, постоянно дополнятся.
ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ПООЩРЕНИЯХ И НАКАЗАНИЯХ:
ПООЩРЕНИЯ
1. За соблюдение учебной дисциплины отсутствие прогулов, удовлетворительное поведение, запись и своевременное выполнение домашних заданий:
• по итогам недели: дополнительное время (при наличии) игры на компьютере;
• месяца: звание «Ученик месяца», «Лучший мастер месяца»;
• четверти: благодарность, стипендия;
• года: звание «Ученик года», ценный подарок.
2. За соблюдение устава детского дома:
• поездки на фестивали, праздники для воспитанников детских домов, цирковые представления, экскурсии.
3. За активное участие в жизни детского дома:
• конкурсы, соревнования, художественная самодеятельность - сладкие призы, подарки, сувениры, грамоты, благодарности.
НАКАЗАНИЯ
1. За недисциплинированность в школе:
а) дополнительные занятия в свободное время по каждому пропущенному уроку;
б) временное лишение дополнительных развлечений (кинотеатр, компьютерные игры).
2. За нецензурную брань, оскорбление взрослых и детей:
а) оскорбленный или человек, в присутствии которого нецензурно, оскорбительно выражались, в обязательном порядке пишет заявление в Совет по профилактики детского дома;
б) нарушитель приглашается на расширенный Совет дома с участием педагогов, членов Совета;
в) Совет воспитанников и педагогов, выносит решение о наказании в зависимое от ситуации и многократности совершения данного правонарушения. Но в любом случае виновный должен извиниться.
3. За порчу материальных ценностей:
виновник под руководством взрослого по мере возможности устраняет причиненный вред
4. За нарушение правил поведения в доме :
а) случай рассматривается на Совете по профилактике правонарушений;
б) ограничение прогулок за пределами территории детского дома;
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Интерактивные упражнения
для педагогов:
Упражнения может проводить руководитель МО, старший воспитатель для педагогов и детей с целью определения, должен ли педагог обладать какими-то специфическими качествами для того, чтобы работать в духе педагогики ненасилия.
ЗАДАНИЕ 1
«Высказывания»
Слушатели получают карточки с изречениями известных педагогов по вопросам поощрений и наказаний. В течение десяти минут им необходимо провести обсуждение изречений в группах, после чего представить общее мнение о том, насколько они актуальны и применимы в наше время.
Я предостерегаю от того отвратительного, недопустимого в воспитании явления, когда кроме приказа и требования ничего нет, когда не уважается воля ребенка.
В.А.Сухомлинский
Правильно, с достоинством воспринимать горькие, но справедливые слова старшего очень сложное дело, этому надо долго и настойчиво учить... В нашей профессии самая сокровенная тайна - умение воспитывать у питомцев правильное отношение к моему неодобрению, осуждению.
В.А.Сухомлинский
В умном порицании всегда есть оттенок удивления: «Я никогда не ожидал от тебя такого поступка, я считал и продолжаю считать тебя лучше, чем ты заявляешь о себе своим поступком».
Искусство порицания состоит в мудром сочетании строгости и доброты: ученик должен почувствовать в порицании педагога не только справедливую строгость, но и человеческую заботу о себе.
В.А. Сухомлинский
Ребенок ненавидит того, кто бьет.
В.А. Сухомлинский
Как правило, я прощаю ребенка, совершившего по ошибке дурной поступок. Прощение затрагивает самые чувствительные уголки детского самолюбия, рождает в душе ребенка волевую активность, направленную на то, чтобы исправить ошибку. Ребенок не только раскаивается в совершенном, но искупает вину активной деятельностью. Бывает обстоятельства, когда прощение производит гораздо более сильную моральную встряску, чем произвело бы в данном случае наказание.
В. А. Сухомлинский
Подлинная гуманность означает, прежде всего, справедливость... Справедливость - это чуткость учителя к индивидуальному духовному миру каждого ребенка. Шаблон, стрижка всех под одну гребенку - это проявление равнодушия, несправедливости.
В.А. Сухомлинский
Ничто не огрубляет юное человеческое сердце, не ожесточает его, как оскорбление. Мы не покончим с преступностью среди несовершеннолетних, пока не исчезнет эта нетерпимая черта педагогического бескультурья - оскорбления.
В.А. Сухомлинский
Наказание - это не только право, но и обязанность в тех случаях, когда наказание необходимо... Наказание должно разрешить и уничтожить один конфликт и не создавать новых конфликтов.
А.С. Макаренко
ЗАДАНИЕ 2
Педагогам и ребятам необходимо составить часть Устава детского дома о поощрениях и наказаниях. Аудитория делится на две группы. Первая – педагоги – которые разрабатывают систему поощрений. Вторая группа – дети – которые разрабатывают систему наказаний.
Время выполнения задания 20 минут.
Презентовать результат работы будут дети и оценят позицию взрослых с точки зрения выработанных критериев. Для работы предлагаю примерный перечень поощрений и наказаний.
Результатом работы, голосованием будет выработан проект положения о поощрениях и наказаниях (представленный ниже) для учреждения. Также воспитателям предлагается вместе с детьми разработать Положение о поощрениях и наказаниях для своей группы.
Поощрение и наказание являются одним из старейших и самых распространенных методов стимулирования личности ребенка.
Очень важно вовремя ободрить неуверенного, отстающего воспитанника, предупредить нежелательные поступки, ведь только вы воспитатели детского дома, вселяете в ребенка уверенность, желание преодолеть трудности, воспитываете целеустремленность и самостоятельность.
И самое важное – соблюдайте справедливость.
Решая вопрос о поощрении и наказании, чаще советуйтесь и обсуждайте это с воспитанниками
«Учить детей можно тем,
чтобы показывать пример добра»
Л.Н.Толстой
Содержание
- Техники ненасильственного поведения…………………...1
- Характеристики позиций принуждения и ненасилия…...6
- Позитивные действия педагога на недисциплинированность воспитанников……………………………………………. .….8
- Приложение 1…………………………………………………11
Примерный перечень поощрений и наказаний
Примерное положение о поощрениях и наказаниях
- Приложение 2…………………………………………………13
Интерактивное упражнение №1
Интерактивное упражнение №2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План урока: Техника безопасности и правила поведения в кабинете вычислительной техники
Техника безопасности и правила поведения в кабинете вычислительной техники....
ОКРУЖНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УЧАЩИХСЯ СЕКЦИЯ “ПЕДАГОГИКА” «КОРРЕКЦИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ»
В последние годы в связи с общесистемным кризисом нашего общества интерес к социально-педагогической коррекции подростков, учащихся в школе значительно возрос, что обусловило необходимость более...
Методические рекомендации "Техника безопасного поведения на байдарке".
Составлен перечень правил поведения на байдарке во время похода....
Инструкции по технике безопасности поведения детей на уроках хореографии
Методические рекомендации...
Формирование опыта нравственного поведения в коррекционной школе средствами театральной педагогики
Педагогические возможности театральной педагогики в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями...
Профилактика правонарушений и девиантного поведения несовершеннолетних средствами вальдорфской педагогики
В статье обзорно рассматриваются традиционные формы работы с учащимися вальдорфских школ, их положительное влияние на поведение школьников...
Курсовая работа по социальной педагогике Тема: «Основные направления социально-педагогической работы по профилактике девиантного поведения детей младшего школьного возраста»
Дестабилизация экономики, спад производства, снижение жизненного уровня в стране, разрушение старой системы ценностей и стереотипов, регулировавших отношения личности с обществом, - все это болезненно...