КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
статья по теме
Учебно-воспитательный процесс в условиях общеобразовательного учреждения должен реализовывать свои функции не только в форме передачи детям суммы знаний , умений, и навыков, но и реально готовить ученика к жизни, к участию в строительстве современного общества.
Одной из актуальных проблем во всём мировом сообществе является повышение качества образования. Решение этой проблемы связано с переосмыслением цели и результатов образования. Концепция модернизации российского образования поставила перед школой и в частности перед учителем ряд задач, одна из которых – формирование ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Бадыкова С.Г., учитель математики
МБОУ «СОШ № 8», г. Октябрьского
Учебно-воспитательный процесс в условиях общеобразовательного учреждения должен реализовывать свои функции не только в форме передачи детям суммы знаний , умений, и навыков, но и реально готовить ученика к жизни, к участию в строительстве современного общества.
Одной из актуальных проблем во всём мировом сообществе является повышение качества образования. Решение этой проблемы связано с переосмыслением цели и результатов образования. Концепция модернизации российского образования поставила перед школой и в частности перед учителем ряд задач, одна из которых – формирование ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования.
Учителю важно понимать, что основным результатом его деятельности должна стать не только система знаний, умений и навыков, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, коммуникативной, информационной, гражданско-правовой и других сферах.
Следует выделить семь ключевых образовательных компетенций. Анализ их содержания позволил прийти к выводу, что поставить ученика в ситуацию самоопределения позволяет ценностно-смысловая компетенция.
Учителю необходимо внедрять такие приёмы работы на уроке, благодаря которым ученики несознательно усваивали бы общекультурную компетенцию, а использование приёмов, способствующих обучению и развитию у учеников способности к самообразованию, позволяет реализация учебно-познавательной компетенции.
На уроке математики, как и на других уроках, учитель должен обучить ученика способам работы с информационными технологиями. В этом состоит суть информационной компетенции.
Ещё один важный приём, который должен учитель стремиться использовать на уроках - это приём коммуникации, при котором учитель сможет подготовить ученика к реализации себя в социуме, овладеть средствами коммуникации. Это предполагает коммуникативная компетенция.
Очень важно, чтобы те знания, умения и навыки, которыми ученик овладел, он смог бы применить в жизни. Поэтому, на мой взгляд, одной из самых важных компетенций является социально-трудовая компетенция.
Также не менее важно на каждом уроке обучать ребёнка заботиться о своем здоровье, сформировать основы безопасности жизнедеятельности. Это подразумевает компетенция личностного самосовершенствования.
Одну из сторон общекультурной компетенции хочется выделить и усилить. Особенность контингента обучающихся в школах такова, что достаточно много детей из неблагополучных семей. Поэтому считаю целесообразным выделить гражданско-правовую компетенцию, подразумевающую воспитание правопослушного гражданина.
Главной составляющей в учебном процессе, на мой взгляд, является воспитание личности человека. В год 70-летия Сталинградской битвы хочу выделить ещё одну сторону общекультурной компетенции и назвать её личностно - патриотической компетенцией.
Для развития ключевых компетенций предлагаю некоторые конкретные приемы.
1.Использование на уроках математических фокусов:
24+12-36=30+15-45
4(6+3-9)=5(6+3-9)
4=5
2*2=5?
С помощью этого типа нестандартных задач возможна реализация учебно-познавательной компетенции.
2. А вот еще один важный прем на уроках математики: составление задач обучающимися. В год 450-летия присоединения Республики Башкортостан к России я проводила конкурс по составлению учащимися математических задач о Республике Башкортостан. Ученики должны были при этом использовать лишь реальные факты и статистические данные. Вот некоторые из них.
1. Расстояние от г. Октябрьского до г. Уфы 200 км. ¾ часть всего пути туристы проехали на автобусе, а остальной путь – на велосипедах. Сколько километров туристы проехали на велосипедах?
2.Для приготовления блюда «Чак-чак» необходимо 450г муки, 100г яиц ,5г соли , 10г сметаны , 400г масла, 250г сахара ,150г мёда, 35г воды .Какую часть всех продуктов составляет мёд?
В этом году, в год 70-летия Сталинградской битвы, я объявила конкурс на составление задач по этой тематике.
На первый взгляд может показаться, что этот приём можно отнести к приёмам общекультурной компетенции. Однако в условиях задач прослеживается та грань, которая отвечает за воспитание чувства патриотизма, любви к Родине. Таким образом, реализуется личностно-патриотическая компетенция.
3. Как было сказано выше, учитывая специфику школ, была выделена гражданско-правовая компетенция. Примером служит использование на уроках проблемной ситуации. Например, ставится проблемная задача: какое количество дополнительных объединений и спортивных секций необходимо школе №8, чтобы 740 обучающихся были заняты во внеучебное время? Эта задача заставляет обучающихся задуматься о необходимости заниматься в дополнительных объединениях и спортивных секциях.
Реализация компетентностного подхода на уроках способствует активизации познавательной деятельности учащихся, повышению интереса к предмету, нацеливает ученика и учителя на конечный результат: самостоятельное приобретение конкретных умений, навыков учебной и мыслительной деятельности.
Принципиально изменяется позиция учителя. Его главной задачей становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность ученика, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически он создает условия, в которых становится возможным выработка каждым ребёнком на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных компетенций в процессе реализации им своих интересов и желаний, в процессе приложения усилий, взятия на себя ответственности и осуществления действий в направлении поставленных целей.
Любому человеку необходимо быть эффективным, конкурентоспособным работником, быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникабельным человеком, способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию. Все эти качества можно успешно формировать в школе, используя компетентностный подход в обучении любому предмету, в том числе и математике
Таким образом, жизнь компетентностного подхода зависит от самих учителей, от готовности его принять и реализовать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ статья на конференцию
Одной из главных целей обучения математике является подготовка учащихся к повседневной жизни, а также развитие их личности средствами математики. Математика позволяет обеспечить формирование как...
Статья "Реализация идей компетентностного подхода на уроке математики
Организация рефлективного осмысления результатов уроков в соответствии с требованиями ФГОС. Из опыта работы...
Реализация компетентностного подхода на уроках математики
Главной целью образования является развитие ребёнка как компетентной личности путём включения его в различные виды деятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс о...
Реализация идей компетентностного подхода на уроке математики
Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как ...
Выступление на педсовете на тему "Компетентностный подход на уроках математики"
В связи с изменениями в обществе в последние годы резко повысилась роль образования в жизни каждого человека. В условиях стремительно возрастающего объема информации человеку необходимо не только влад...
Реализация компетентностного подхода на уроках математики в условиях коррекционно образовательного учреждения.
На современном этапе развития общества, характеризующимся стремительным возрастанием объема научной информации и высокоинтеллектуальными технологиями общественного производства, необходим человек ново...