Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся в рамках перехода на ФГОС II поколения
консультация по теме

Саватеева Ирина Петровна

 

Духовно-нравственное воспитание– педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное развитие– осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Общей целью является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dukhovno-nravtsvennoe_vospitanie_obuchayushchikhsya.docx33.33 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся в рамках перехода на ФГОС II поколения

Духовно-нравственное воспитание– педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное развитие– осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Общей целью является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Задачи духовно-нравственного воспитания определены как ожидаемые результаты в логике требований к личностным результатам общего образования и предусматривают:

1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

·    формирование    элементарных представлений о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;

·        представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

·        элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

·        элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;

·        интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

·        уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;

·        ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;

·        начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

·        элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;

·        интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населённого пункта), в котором находится образовательное учреждение;

·        стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села;

·        любовь к образовательному учреждению, своему селу, народу, России;

·        уважение к защитникам Родины;

·        умение отвечать за свои поступки;

·        негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

·        первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;

·        различение хороших и плохих поступков;

·        представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;

·        элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;

·        уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

·        установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

·        бережное, гуманное отношение ко всему живому;

·        знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;

·        стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;

·        представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

·        отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

·        первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

·        уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

·        элементарные представления об основных профессиях;

·        ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;

·        элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

·        навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

·        умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

·        умение соблюдать порядок на рабочем месте;

·        бережное отношение к результатам своего труда, труда Других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

·        отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.

4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

·        ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;

·        элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);

·        элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;

·        понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

·        знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;

·        интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;

·        первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;

·        первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

·        отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.

5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

·        развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

·        ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

·        элементарный опыт природоохранительной деятельности;

·        бережное отношение к растениям и животным.

6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

·        представления о душевной и физической красоте человека;

·        формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;

·        интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

·        интерес к занятиям художественным творчеством;

·        стремление к опрятному внешнему виду;

·        отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся лицея согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:

·        патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

·        социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

·        гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и  семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

·        семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

·        труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

·        наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

·        традиционные российские религии.

 Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных  школах, ценности традиционных российских религий принимаются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;

·        искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

·        природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);

·        человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования  опыта созидательной реализации этих ценностей на практике. 

Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

 

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации следующих направлений:

Направление 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности:  любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское обществ; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

Направление 2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

Направление 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и  настойчивость, бережливость.

Направление 4. Формирование ценностного отношения к  семье, здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.

Направление 5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

Направление 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.

 

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся

         Реализация программы предполагает создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник лицея, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:

·        в содержании и построении уроков;

·        в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеучебной деятельности; в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;

·        в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся;

·        в специальных событиях, спроектированных с  учетом определенной ценности и смысла;

·        в личном  примере ученикам.

Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов-участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных российских религиозных объединений.

Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания  личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе следующих принципов:

·        нравственного примера педагога – нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам;

·        социально-педагогического партнерства – целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ;

·        индивидуально-личностного развития – педагогическая поддержка самоопределения личности, развития ее способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации;

·        интегративности программ духовно-нравственного воспитания – интеграция духовно-нравственного развития и воспитания в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную;

·        социальной востребованности воспитания – соединение духовно-нравственного развития и воспитания с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора.

Программа реализуется в рамках урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, социальных и культурных практик.

Достижению результатов способствует тематическое единство всех предметных линий, выраженных в следующих тезисах:

«Я в мире и мир во мне»: важно, чтобы обучение способствовало построению образа «Я», которое включает в себя самопознание, саморазвитие и самооценку, формирование гражданской идентичности личности, принятие и осмысление нравственных и культурных ценностей, правил взаимодействия с окружающим миром.

«Хочу учиться!»: ребенок часто задает вопрос «почему?», ему интересно знать все и обо всем. Наша задача сохранить этот интерес и при этом научить ребенка самостоятельно находить ответы, планировать свою деятельность и доводить ее до конца, оценивать результат, исправлять ошибки и ставить новые цели.

 «Я общаюсь, значит, я учусь»: процесс обучения невозможен без общения. Нам кажется чрезвычайно важным строить процесс обучения как совершенствование субъект-субъектного и субъект-объектного общения, то есть, во-первых, учить ребенка свободно вести конструктивный диалог, слушать и слышать собеседника, а во-вторых, формировать информационную культуру — находить необходимые источники знаний учить получать информацию из различных источников, анализировать ее, и, конечно, работать с книгой.

«В здоровом теле здоровый дух!»: здесь важно и сохранить здоровье учеников в процессе обучения, и научить детей самим  заботиться о здоровье, понимая, что здоровье – это не только физическая, но и духовная ценность.  В этой связи, в понятие здоровье включены не только правила гигиены и правила безопасного поведения, но и определенные ценностные установки: умение сопереживать, сочувствовать, заботиться о себе, о природе,  об окружающих людях, беречь и чтить то, что ими создано.

Эти тезисы раскрываются через тематические направления: «Моя семья - мой мир», «Моя страна - мое Отечество», «Природа и культура  - среда нашей жизни»,«Моя планета - Земля», которые интегрируют учебный материал разных предметов и позволяют эффективнее  формировать у ребенка целостную картину мира и базовые национальные ценности.

Средствами разных учебных предметов в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации. Учащиеся знакомятся с образцами служения Отечеству, постигают причастность каждого человека, каждой семьи к жизни России, осознают значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины, чтобы уже в этом возрасте почувствовать себя гражданами великой страны.

Календарь традиционных лицейских дел и праздников

 

Время проведения

Тема мероприятия

Сентябрь

1 сентября – День знаний; 

 Праздник Букваря

Октябрь

Проведение школьного этапа предметных олимпиад

День учителя

День пожилого человека, акция «Забота», «Волонтеры»

Ноябрь

День народного единства;

День матери

Декабрь

Научно-практическая конференция «Мы дети XXI века»

Январь

Новогодний праздник.

Февраль

День защитника России. 

Март

Праздник мам;

Декада науки

«Интеллектуальный потенциал России»

Апрель

«Блеск интеллекта» (отчет МАН «Интеллект» и воспитательной деятельности лицеистов»)

Май

«Никто не забыт, ничто не забыто»,

Работа волонтерского движения

До свидания, школа; Здравствуй, лето!

Июнь

Работа детского школьного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Колокольчик»

Трудовая практика, в том числе профильных классов

Июль

Трудовая практика, в том числе профильных классов

Август

Трудовая практика, в том числе профильных классов

Социальные проекты

В школе реализуются следующие социальные проекты:

 

ПУТЕШЕСТВИЯ – проект предполагает организацию различных путешествий (видеопутешествия, экскурсии, турпоходы, экспедиции), содержательно взаимосвязанных с духовно-нравственным аспектом содержания учебных предметов.

ВСТРЕЧИ – проект предполагает организацию встреч с интересными людьми разных возрастов, профессий,  как средство воспитания учащихся на личных примерах.

ИСКУССТВО – проект предполагает реализацию программы посещения музеев, концертных залов, театров, выставок и т.д.

                               Средовое проектирование

Создание среды, школьного пространства духовно-нравственного воспитания и развития учащихся является важнейшей задачей деятельности школы. Именно в этом пространстве декларируются, осмысливаются, утверждаются, развиваются и реализуются нравственные ценности.

В лицее организованы подпространства, позволяющие учащимся:

·        изучать символы российской государственности и символы родного края; общенациональные, муниципальные и школьные праздники; историю, культурные традиции, достижения учащихся и педагогов школы; связи школы с социальными партнерами;

·        осваивать культуру общения и взаимодействия с другими учащимися и педагогами (тематически оформленные рекреации, используемые в воспитательном процессе); эстетические ценности красоты, гармонии, совершенства в архитектурном и предметном пространстве школы; ценности здорового образа жизни (оборудование рекреации для организации игр на переменах или после уроков);

·        демонстрировать опыт нравственных отношений в урочной и внеурочной деятельности (наличие оборудованных помещений для проведения школьных праздников, культурных событий, социальных проектов).

 

   

Совместная деятельность лицея, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся

 

Одной из педагогических задач разработки и реализации данной программы является организация эффективного взаимодействия лицея и семьи в целях духовно-нравственного развития и воспитания учащихся в следующих направлениях:

·        Повышение педагогической культуры родителей  (законных представителей) учащихся путем проведения родительских конференций и тематических расширенных педагогических советов, организации родительского лектория, выпуска информационных материалов и публичных докладов школы по итогам работы за год и т.п.

·        Совершенствования межличностных отношений педагогов, учащихся и родителей путем организации совместных мероприятий, праздников, акций (например, традиционный весенний спортивный праздник, праздник Букваря, театральные постановки ко дню учителя и дню мамы и т.п.).

·        Расширение партнерских взаимоотношений с родителями путем привлечения их к активной деятельности в составе Совета лицея, активизации деятельности родительских комитетов классных коллективов учащихся, проведения совместных лицейских акций в микрорайоне и т.п.

Лицей ведет активное взаимодействие с социальными партнерами в целях ре6алиазции программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся. 

Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся

По каждому из заявленных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени общего образования планируется достижение следующих результатов:

1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

·        ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

·        элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

·        первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

·        опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

·        опыт социальной и межкультурной коммуникации;

·        начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

·        начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

·        нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

·        уважительное отношение к традиционным религиям;

·        неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

·        способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков Других людей;

·        уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

·        знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

·        ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

·        ценностное и творческое отношение к учебному труду;

·        элементарные представления о различных профессиях;

·        первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

·        осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

·        первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

·        потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

·        мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

·        ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

·        элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

·        первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

·        первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

·        знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

·        ценностное отношение к природе;

·        первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

·        элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

·        первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

·        личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

·        первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

·        первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

·        элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

·        первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

·        первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

·        первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

·        мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.

Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут: экспертные суждения (родителей, партнеров школы); анонимные анкеты, позволяющие  анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности;  различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения  детей. 

К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы, относятся:

·        ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.);

·        характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);

·        индивидуальные личностные характеристики (доброта, дружелюбие, честность и т.п.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Духовно-нравственное и спортивно-оздоровительное воспитание обучающихся через организацию внеурочной деятельности"

Выступление на педагогическом совете по проблеме воспитания подростающего поколения в условиях современной системы образования....

" Духовно-нравственное и спортивно-оздоровительное воспитание обучающихся через организацию внеурочной деятельности"

Выступление на педагогическом совете по проблеме воспитания подростающего поколения в условиях современной системы образования....

«Особенности духовно- нравственного воспитания школьников в условиях перехода на ФГОС второго поколения»

В данной разработке проанализированы негативные последствия отсутствия воспитания детей в школе, сделан вывод об усилении воспитательной работы, указаны  базовые национальные ценности, а также да...

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся общеобразовательной организации

  Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи на 2018 – 2022 годы составлена с учетом конкретных условий школы, особенностей ученического...

Олимпийское образование как средство духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся гимназии.

Основная идея заключается в том, что учебно-воспитательный процесс в условиях образовательного учреждения должен реализовать свои функции не только в форме передачи детям определенных знаний, умений и...

Обобщение опыта работы школы-лаборатории по теме «Духовно – нравственное, патриотическое и гражданское воспитание обучающихся в ОУ»

Представлен опыт работы школы по духовно-нравственному, патриотическому и гражданскому воспитанию обучающихся...

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся МБОУ «Замишевская СОШ» на 2016-2021 годы определяет систему работы образовательного учреждения по создан...