«БЕЗОПАСНОЕ ОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ В ИНТЕРНЕТЕ»
статья по теме

Абрамович Марина Викторовна

Поиск решений по обеспечению информационной безопасности несовершеннолетних. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bezopasnyy_internet.rar593.31 КБ

Предварительный просмотр:

Марина Викторовна Абрамович

«БЕЗОПАСНОЕ ОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ В ИНТЕРНЕТЕ»

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5

города Кропоткин

Муниципального образования

Кавказский район

Для гармоничного развития личности,  ребенку необходимо освоение новых технологий, а соответственно и знакомство с Интернетом, как с глобальным источником информации. Стремительное развитие электронных средств информации и коммуникации заставляет задуматься над тем, как они влияют на образ жизни, воспитание и личностное становление подрастающего поколения. Как показывают исследования, на современном этапе развития информационного общества в сети Интернет России растет   количество молодежи  и детей. И все острее встают вопросы, на которые необходимо обратить внимание родителей и педагогов:

-С какими Интернет - угрозами сталкиваются дети и подростки России в сети?

-Насколько опасно отечественное киберпространство?

-Каковы способы защиты детей и подростков от рисков и опасностей глобальной "паутины"?

Пропаганда жестокости средствами СМИ, возрастающая роль Интернета, отсутствие цензуры является не только социальной, но и педагогической проблемой, т.к. напрямую зависит от уровня и качества образованности подрастающего поколения, степени зрелости личности и готовности ее к самореализации в обществе. Один из возможных путей разрешения проблемы информационной безопасности - обучение ребенка адекватному восприятию и оценке информации, ее критическому осмыслению на основе нравственных и культурных ценностей. При этом процесс обеспечения информационной безопасности основывается на умениях ребенка увидеть и нейтрализовать угрозу, исходящую от информационного воздействия.
Исследования показывают, что дети реже используют Интернет как библиотеку знаний, а делают упор на
игры и общение в сети. Анкетирование  учащихся 5-11 классов  показало:

- 56% детей выходят в Сеть без контроля взрослых;

- 3% назначались встречи с незнакомцами через Интернет;

- 63% детей используют Интернет для поиска учебной информации;

- 46% играют в игры;

-93% используют Интернет для общения.
            Сегодня сложно переоценить роль Интернета в организации общения. Ведь общение – есть способ взаимодействия людей друг с другом, а с появлением всемирной паутины это общение вышло за рамки одного дома, города и даже одной страны.  Какие же способы виртуального общения предлагает Интернет?

Общение в режиме On-Line через Интернет сродни диалогу в реальной жизни. Эта форма общения популярны как среди старшего, так и младшего поколений. Но если взрослый человек способен адекватно оценивать информацию, сортировать ее и избегать негатива, то дети нуждаются, чтобы их направляли и помогали им ориентироваться в постоянном потоке информации.  

Наиболее универсальное средство компьютерного общения это - электронная почта (Е-мэйл), которая представляет собой аналог хорошо известной системы общения через письма, отправляемые в конвертах, отличающаяся при этом тем, что письмо существует в виде электронного сообщения, которое отправляется с компьютера адресанта на почтовый сервер, а затем доставляется адресату на его почтовый ящик. Вся процедура отправки такого письма при хороших условиях занимает не более 3-5 минут.

Ещё один способ общения в Интернете это форумы, т.е. организация обмена информацией и общения между большим количеством собеседников, по определенной теме. Их главное отличие состоит в том, что при организации Интернет форумов не существует строгих ограничений на контингент участников – ими могут стать любые пользователи, зарегистрированные на том или ином форуме, не существует также и временных рамок обсуждения темы – процесс продолжается до тех пор, пока тема интересна для собеседников.

Несколько иным видом общения в Интернете является конференция, ее устройство напоминает доску объявлений, и газету одновременно. Никакого списка участников конференции не существует. Получать и отправлять сообщения может любой, чей компьютер связан с каким-нибудь другим компьютером, который получает сообщения конференции. Такое устройство конференции позволяет получать все сообщения по интересующим темам, независимо от того, кто их написал, и рассылать сообщение, не беспокоясь об адресах получателей - его прочтут те, кого оно может заинтересовать.

Существует «Ай Сик Ю» (ICQ - "I Seek You" - "Я тебя ищу" или просто «аська») - это программа, позволяющая общаться со своими друзьями в «он-лайн» - т.е. в режиме реального времени. Она действует по принципу электронной почты, только принцип ее работы ещё быстрее. Такой способ общения чем-то напоминает перебрасывание записками. Можно посылать им сообщения, разнообразные файлы, вызывать на чат, посылать приглашение для запуска сетевых программ и т.д.

Дневники, не успев выйти из моды, перекочевали в бескрайние просторы Интернета, и на них сразу обрушился бум популярности. Сегодня половина всех Интернет- дневников принадлежат подросткам, которые нередко публикуют в них свои реальные данные: возраст, город проживания, имя с фамилией и даже компрометирующие фотографии, что не может не беспокоить. Никто не должен получать конфиденциальную информацию о ребенке безведома родителей.    

Существует и много других способов виртуального общения в Интернете – это и сетевые игры (стратегические и интеллектуальные), и виртуальный мир (как сообщество людей, которые строят интерактивную виртуальную жизнь), и клубы (которые похожи на смесь конференции и чата) и др.  Интернет-журналы, по-другому блоги, и Интернет- дневники имеют одну суть – любой пользователь может выложить в нем свои мысли, переживания, рассказать о реальных и вымышленных событиях или о своей жизни. Как при этом злоумышленники могут воспользоваться конфиденциальными данными, предугадать невозможно.

Дети очень наивны и доверчивы по своей сути. Они зачастую не знают или не уделяют достаточно внимания своей безопасности и не ассоциируют собеседника в Интернете с реальным человеком, который вполне может быть злоумышленником. Задача родителей и учителей – научить ребенка правильному поведению с посторонними не только на улице, но и во всемирной паутине. Родители должны четко понимать, что тот факт, что ребенок общается с кем-то не лично, а посредством Интернета, не должен вводить в заблуждение. Увы, мошенников, воров, педофилов, психически нездоровых людей, агрессивных подростков и им подобных личностей в Интернете очень много и все они в поисках жертвы. И мы должны научить ребенка тому, как не стать такой жертвой. Дети должны знать о том, почему нельзя размещать личную информацию он-лайн. Адрес, телефон, место учебы, планы семьи и многое другое – информация приватная, она ни в коем случае не должна попадать на всеобщее обозрение. В самом крайнем случае, ребенок может поделиться этой информацией только с теми, кого он знает лично – одноклассниками или друзьями, но даже это нежелательно. Дети  должны понимать, что выложенный в открытый доступ адрес и статус вроде: «А мы на море!» — фактически приглашение для воров. Именно здесь, в соцсети,  преступнику легче всего найти себе жертву, выдавая себя за лицо другого пола, возраста, придумав другое имя и используя чужую фотографию. При помощи соцсети вполне можно назначить реальную встречу. И  ребенок должен четко понимать это. Если он слишком мал для того, чтобы в полной мере осознавать опасность, то имеет смысл ограничить его общение в Интернете. Ребенок обязан знать, что ни при каких обстоятельствах он не должен встречаться с Интернет- знакомыми, которых он не знает лично, без родителей, не должен идти к ним домой или соглашаться на встречи в нелюдных местах. В любом случае – меры безопасности общения с посторонними людьми в Интернете должны быть даже жестче, чем в реальной жизни.

 Разумеется, важно соблюсти тонкий баланс и не сделать общение в соцсети для ребенка постоянным поиском злоумышленников. В рамках разумного, социальные сети — это прекрасный инструмент общения и социализации для ребенка. Кроме того, Интернет может сблизить ребенка с родителями, которые могут обмениваться опытом и знаниями о новых технологиях и возможностях. Но обсуждение в семье Интернета, тем, на которые ребенок общается в сети, и новых знакомых должно быть ненавязчивым, таким же обычным, как обсуждение школьной жизни.

Интернет предоставляет множество возможностей для изучения мира, других культур, отдельных областей знаний, поиска редкой информации, новых знакомств и все это - прекрасная альтернатива безнадзорному познанию жизни в подворотнях. Доверие родителей и их участие в жизни ребенка – прекрасный фундамент безопасного общения ребенка в Интернете и получения полезных знаний и положительных эмоций.  Подводя итог,   мы, взрослые  должны помнить, что безопасность детей в Интернете, на 90% зависит от  нас. Я считаю, что для безопасности детей необходимо:

- работа цензуры за информацией в Интернете;

          - уделить особое внимание  работе с родителями, которые зачастую не осознают, насколько опасным бывает Интернет- пространство для их ребенка;
        - разработать единую образовательную  программу обучения детей;

        - целенаправленный процесс обучения должен начинаться с детского сада.

Таким образом, чтобы достигнуть наиболее эффективного результата, требуется взаимодействие государства, общества, семьи, школы и, конечно, самого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила безопасного путешествия детей в Интернете

З А Д А Ч И :-обсудить проблему  зависимости детей от Интернета- познакомить родителей с угрозами, с которыми дети могут столкнуться в Интернете- совместно найти пути решения данной проблемы...

Десять правил безопасности для детей в Интернете

Рекомендовано Министерством образования...

10 правил безопасности для детей в Интернете.

10 правил безопасности для детей в Интернете....

Десять правил безопасности для детей в Интернете

Десять правил безопасности для детей в Интернете...

Десять правил безопасности для детей в Интернете

Рекомендовано Министерством образования...