Программа "Здоровье"
материал на тему
Над данной программой я работала в качестве соц.педагога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zdorove.doc | 242 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1» г. Почепа
Утверждено
решением
педагогического совета
протокол №
от 08. 01. 2013 г.
Директор школы___________Цыганок С.И.
Сроки реализации: 2013 - 2017 годы
Почеп 2013 г.
Содержание разделов
комплексно - целевой программы «Здоровье»
- Цели и задачи программы.
- Статистические данные по итогам диспансеризации учащихся.
- Анализ здоровья учащихся и учителей.
- Причины заболеваемости участников образовательного процесса.
- Функциональное обеспечение реализации программы.
- Материально - техническая база школы.
- Этапы выполнения программы.
- Механизмы реализации программы.
- Формы работы с учащимися и их родителями по возрастам.
- Предполагаемые результаты реализации программы.
- Цели программы:
- Охрана и укрепление здоровья учащихся.
- Приобщение учащихся к ценностям здорового образа жизни.
Задачи программы:
- Создать систему комплексного мониторинга состояния здоровья детей.
- Снизить количество наиболее часто встречающихся в школьном возрасте заболеваний.
- Снизить поведенческие риски, представляющие опасность для здоровья.
- Привлечь к массовым занятиям спортом до 70% детей от всего контингента школьников.
- Создать благоприятный психологический климат, взаимоотношения товарищества и партнерства в среде школьников, ровесников, семьи.
- Профилактика заболеваний обучающихся и воспитанников на ранних стадиях в ходе систематически проводимой диагностики состояния здоровья.
- Привить учащимся потребность и умение самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья.
- Повысить профессиональную компетентность педагогов и общекультурную подготовку родителей.
- Сократить пропуски занятий учащимися по болезни.
- Повысить качество образования.
- Статистические данные по итогам диспансеризации учащихся
РЕЗУЛЬТАТЫ УГЛУБЛЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО ОСМОТРА
(2010 – 2011 учебный год)
Количество учащихся | |||||
1 – 4 классы | 5 – 9 классы | 10 – 11 классы | Всего | ||
1 | Подлежало м/осмотру | 297 | 304 | 82 | 683 |
2 | Количество учащихся, прошедших м/осмотр | 297 | 304 | 82 | 683 |
3 | Поставлено на диспансерный учет | 130 | 160 | 69 | 359 |
4 | Имеют группы здоровья: | ||||
1 группа | 116 | 59 | 17 | 192 | |
2 группа | 159 | 176 | 35 | 370 | |
3 группа | 17 | 65 | 29 | 111 | |
4 группа | 1 | 3 | - | 4 | |
5 ГРУППА | 2 | 3 | 1 | 6 | |
5 | Имеют физкультурные группы: | ||||
основная | 260 | 220 | 53 | 533 | |
подготовительная | 31 | 80 | 28 | 139 | |
специальная | 2 | 5 | 1 | 8 | |
освобожденная | 2 | 1 | - | 3 | |
6 | Имеют хронические заболевания | 3 | 3 | 1 | 7 |
7 | Выявлено: | ||||
снижение зрения | 8 | 11 | 6 | 25 | |
снижение слуха | 2 | 1 | - | 3 | |
нарушение осанки | 3 | 18 | 7 | 28 | |
сколиоз | - | 4 | - | 4 | |
дефект речи | 18 | - | - | 18 | |
прочие | 78 | 36 | 32 | 146 |
РЕЗУЛЬТАТЫ
УГЛУБЛЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО ОСМОТРА
( 2011 – 2012 учебный год )
Количество учащихся | |||||
1 – 4 классы | 5 – 9 классы | 10 – 11 классы | Всего | ||
1 | Подлежало м/осмотру | 310 | 326 | 80 | 713 |
2 | Количество учащихся, прошедших м/осмотр | 310 | 326 | 80 | 713 |
3 | Поставлено на диспансерный учет | 40 | 12 | 5 | 57 |
4 | Имеют группы здоровья: | ||||
1 группа | 134 | 76 | 16 | 226 | |
2 группа | 158 | 191 | 39 | 338 | |
3 группа | 16 | 53 | 24 | 93 | |
4 группа | - | - | - | - | |
5 группа | 2 | 6 | 1 | 9 | |
5 | Имеют физкультурные группы: | ||||
Основная | 280 | 257 | 57 | 594 | |
Подготовительная | 25 | 63 | 22 | 110 | |
Специальная | 4 | 4 | - | 8 | |
Освобожденная | 1 | 2 | 1 | 4 | |
6 | Выявлено учащихся с острыми заболеваниями | 1 | 1 | - | 2 |
7 | Выявлено: | ||||
снижение зрения | 3 | - | - | 3 | |
снижение слуха | - | - | - | - | |
нарушение осанки | 4 | 6 | 4 | 14 | |
сколиоз | - | - | - | - | |
дефект речи | 6 | - | - | 6 | |
прочие | 13 | 5 | 2 | 20 |
РЕЗУЛЬТАТЫ
УГЛУБЛЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО ОСМОТРА
( 2012 – 2013 учебный год )
Количество учащихся | |||||
1 – 4 классы | 5 – 9 классы | 10 – 11 классы | Всего | ||
1 | Подлежало м/осмотру | 316 | 332 | 81 | 729 |
2 | Количество учащихся, прошедших м/осмотр | 316 | 332 | 81 | 729 |
3 | Поставлено на диспансерный учет | 96 | 181 | 43 | 320 |
4 | Имеют группы здоровья: | ||||
1 группа | 130 | 80 | 14 | 224 | |
2 группа | 170 | 200 | 45 | 415 | |
3 группа | 15 | 50 | 24 | 89 | |
4 группа | 1 | 1 | 1 | 3 | |
5 группа | - | - | - | - | |
5 | Имеют физкультурные группы: | ||||
Основная | 270 | 280 | 53 | 603 | |
Подготовительная | 40 | 44 | 31 | 115 | |
Специальная | 5 | 4 | - | 9 | |
Освобожденная | 1 | 3 | - | 4 | |
6 | Выявлено учащихся с острыми заболеваниями | 3 | 3 | 1 | 7 |
7 | Выявлено: | ||||
снижение зрения | 4 | - | - | 4 | |
снижение слуха | - | 2 | - | 2 | |
нарушение осанки | 5 | 13 | 6 | 24 | |
сколиоз | 1 | 1 | - | 2 | |
дефект речи | 2 | 1 | - | 3 | |
прочие | 40 | 38 | 3 | 81 |
Распределение учащихся
по группам здоровья
Распределение учащихся
по группам для занятий
физической культурой
Учащиеся, находящиеся
на диспансерном учете
- Анализ здоровья учащихся и учителей
- Анализ здоровья учащихся
Здоровье учащихся в последние годы вызывает особую тревогу у всего общества в целом.
На здоровье ребенка оказывают влияние различные факторы: экология, питание, режим дня, психологические перегрузки в школе, стрессовые ситуации и т.д.
Анализируя состояние здоровья учащихся в нашей школе, выявлено следующее.
За последние 3 года статистика практически здоровых детей изменялась следующим образом:
2010 - 2011 - 21%
2011 - 2012 - 23%
2012 - 2013 - 18%
Уменьшился процент учащихся, находящихся на диспансерном учете:
2010 - 2011 - 36%
2011 - 2012 - 62%
2012 - 2013 - 55%
Уменьшается процент учащихся, имеющих четвертую – пятую группы здоровья (дети - инвалиды):
2010 - 2011– 2,4%
2011 - 2012 – 2,4%
2012 - 2013 – 1,8%
Высок процент учащихся, подверженных инфекционным заболеваниям:
2010 - 2011 - 27%
2011 - 2012 - 26%
2012 - 2013 - 23%
У небольшого количества учащихся наблюдается нарушение осанки:
2010 - 2011 – 6,4%
2011 - 2012 – 2,3%
2012 - 2013– 4,3%
Процент нарушения зрения небольшой, но прослеживается тенденция его увеличения:
2010 - 2011 – 2,3%
2011 - 2012 – 0,5%
2012- 2013 – 3,9%
Из вышесказанного можно сделать вывод, что причины такого состояния учащихся следующие:
- Интенсификация учебного процесса.
- Недостаточное психолого - педагогическое сопровождение в образовательном процессе.
- Слабое участие некоторых родителей в вопросах сохранения здоровья учащихся.
- Слабое участие медицинского работника школы в пропаганде здорового образа жизни.
- Анализ здоровья учителей
В последнее время наблюдается постоянное ухудшение здоровья всех категорий населения. Не являются исключением и учителя. Более того педагоги являются одной из самых неблагополучных в плане здоровья категорий российского населения. Учитель, ушедший в своё болезненное состояние, становится неэффективным, бесполезным и даже опасным для детей.
Анализируя состояние здоровья учителей нашей школы за последние три года, выявлено следующее.
Пик заболеваемости:
Учебный год | Месяц |
2010 - 2011 | Декабрь |
2011 - 2012 | Февраль |
2012 - 2013 | Январь |
При собеседовании с учителями выявлено, что «подрывает» их здоровье:
- низкая престижность его, резко заниженное самосознание учителей о ценности своего здоровья;
- синдром хронической усталости;
- стрессы, депрессия, нервные расстройства.
Это обусловлено многими факторами:
- загруженность учебной работой;
- не всегда ровные отношения с учениками и их родителями, коллегами и администрацией;
- посещение уроков проверяющими, критика, подготовка к родительским собраниям, педсоветам, совещаниям;
- бытовые и семейные проблемы;
- нерациональное питание.
- Причины заболеваемости участников образовательного процесса
- Причины заболеваемости детей:
- Интенсификация учебного процесса.
- Недостаточное психолого - педагогическое сопровождение в образовательном процессе.
- Слабое участие части родителей в вопросах сохранения здоровья учащихся.
- Слабое участие медицинского работника школы в пропаганде здорового образа жизни.
- Непопулярность здоровьесохраняющих стереотипов поведения.
- Недостаточная согласованность в действии педагогов, психологов и медработников по решению данного вопроса.
- Причины заболеваемости учителей:
- Несоблюдение санитарно - гигиенических норм при составлении расписания в связи с перегруженностью школы.
- Отсутствие необходимого психологического сопровождения.
- Непопулярность здоровьесберегающих стереотипов поведения.
- Функциональное обеспечение реализации программы
- Функции медицинской службы:
- Проведение диспансеризации учащихся школы;
- Проведение медицинского осмотра учащихся, определение уровня их физического развития;
- Выявление учащихся специальной медицинской группы.
- Функции администрации:
- Обеспечение реализации программы: организация, координация, контроль;
- Разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению здоровья учащихся и ее контроль;
- Организация работы во время каникул, организация кружковой работы и ее контроль.
- Функции социального педагога и психолога:
- Создание банка данных неблагополучных семей и обеспечение поддержки детей из таких семей;
- Работа с детьми «группы риска» и их родителями;
- Мониторинг состояния здоровья учащихся.
- Функции классного руководителя:
- Санитарно - гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
- Организация и проведение мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся, по предупреждению детского травматизма на дорогах, по предупреждению наркомании, токсикомании, табакокурения и алкоголизма;
- Организация и проведение профилактической работы с родителями по программе здоровья (встречи родителей с представителями правоохранительных органов, ГИБДД, ОПДН, медработниками и т.д.);
- Организация и проведение внеклассных мероприятий в рамках программы здоровья;
- Проведение мониторинга психофизического и физического здоровья учащихся.
- Функции библиотекаря:
- Предоставление необходимой литературы;
- Анонсирование статей методических разработок по вопросам культуры сбережения здоровья.
- Материально - техническая база школы
- кабинетов с оснащенностью 50 - 80 %.
- Столовая для организации питания.
- Спортивный зал
- Спортивная площадка на территории школы.
- Спортивные сооружения:
- Яма для прыжков;
- Сектор для метания;
- Шведские стенки;
- Турники;
- Баскетбольная площадка;
- Волейбольная площадка;
- Полоса препятствий.
- Актовый зал.
- Хореографический зал.
- Библиотека.
- Бассейн.
- Этапы выполнения программы «Здоровье»
Этап | Наименование мероприятия | Сроки реализации | Исполнители |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Анализ и создание условий, необходимых для сохранения и укрепления здоровья школьников в образовательном учреждении | |||
1.1 | Осуществление контроля за соблюдением требований СаНПиНа | 2013-2017 гг. | Администрация школы, соц. педагог |
1.2 | Проведение экспертной оценки хода реализации инновационных педагогических технологий | 2013-2017 гг. | Методические объединения |
1.3 | Развитие материально - технической базы школы:
| 2013-2017 гг. | Администрация школы |
1.4 | Переподготовка и повышение квалификации педагога-психолога, педагогов по вопросам культуры сбережения здоровья, повышение уровня знаний педагогического коллектива через семинары, лекции и другие формы работы | 2013-2017 гг. | Администрация школы, методические объединения, творческая группа |
1.5 | Разработка и издание методических рекомендаций по применению здоровьесберегающих технологий на различных уроках, разработка учебных, диагностических, оздоровительных программ | 2013-2017 гг. | Творческая группа |
2. Организация и проведение диагностических мероприятий | |||
2.1 | Организация и осуществление комплексного мониторинга состояния здоровья учащихся | 2013-2017 гг. | Медицинские работники, соц. педагог |
2.2 | Создание базы данных о состоянии здоровья учащихся и учителей на основе комплексной оценки | 2013-2017 гг. | Медицинские работники, соц. педагог |
3. Организация профилактических, оздоровительных и коррекционных мероприятий | |||
3.1 | Обеспечение качественного и рационального питания школьников и педагогов | 2013-2017 гг. | Администрация школы, соц. педагог, работники столовой |
3.2 | Работа по коррекции нарушений опорно - двигательного аппарата | 2013-2017 гг. | Учителя физической культуры |
3.3 | Психопрофилактическая работа, направленная на повышение степени устойчивости при стрессовых ситуациях | 2013-2017 гг. | Психолог |
3.4 | Работа по профилактике и коррекции нарушения зрения у школьников | 2013-2017 гг. | Медицинские работники |
4. Формирование системы знаний о здоровьесбережении | |||
4.1 | Различные формы урочной и внеурочной деятельности | 2013-2017 гг. | Медицинские работники, кл. руководители, уч. физкультуры, психолог, соц. педагог |
4.2 | Организация и проведение олимпиад, спортивных праздников и состязаний для школьников с участием родителей и педагогов | 2013-2017 гг. | Администрация школы, уч. физкультуры |
5. Работа с родителями | |||
5.1 | Различные формы работы с родителями | 2013-2017 гг. | Администрация школы, родит. комитет, |
6. Внешние связи школы в рамках реализации программы «Здоровье» | |||
6.1 | Установление связей и сотрудничество с общественными и другими заинтересованными организациями | 2013-2017 гг. | Администрация школы, соц. педагог |
6.2 | Популяризация форм здоровьесберегающей деятельности через все доступные средства массовой информации | 2013-2017 гг. | Администрация школы, соц. педагог |
7. Механизмы реализации программы
1. Создание творческой группы по оздоровительным и коррекционно – реабилитационным мероприятиям (медицинские работники, педагоги, воспитатели, психолог и др.).
2. Выделение комнаты психологической разгрузки.
3. Укрепление материальной базы диагностическими, программно – техническими средствами.
4. Оптимизация расписания уроков и внеурочной деятельности школьников.
5. Изменения в структуре уроков, позволяющие включить в них различные виды физкультурных и оздоровительных пауз.
6. Организация совместной деятельности школы, детской поликлиники, спортивного клуба «Лидер», реабилитационного центра.
8. Формы работы с учащимися и их родителями в рамках реализации программы «Здоровье» по возрастам
Класс | Темы классных часов | Праздники, общешкольные мероприятия | Конкурсы | Работа с родителями |
Младший школьный возраст – 1-4 классы Задачи: 1. Формирование навыков санитарно-гигиенической культуры. 2. Пропаганда здорового образа жизни, профилактика заболеваний органов зрения, пищеварения, сколиоза. 3. Организация работы по профилактике детского травматизма на дорогах. | ||||
1 классы | Культура питания, уход за телом и одеждой. Режим дня. Как необходимо сидеть за столом во время занятий. Культура чтения. Что необходимо помнить, оставаясь одному дома. | Мой друг «Мойдодыр» «Веселые старты» | Знатоков «Все без исключения должны знать правила дорожного движения» Рисунков «Осторожно! Дети!» | Режим дня первоклассника. Рабочее место первоклассника. Гармония общения – залог психического здоровья учащихся. |
2 классы | Режим дня. Роль прогулки для здоровья. Закаливание. Культура питания. | «Веселые старты» «Сильнее, выше, быстрее» Игра по правилам дорожного движения | Рисунков «За здоровый образ жизни» Знатоков «Перекресток» | Роль физических занятий в жизни ребенка. Встреча с работником ГИБДД «Как уберечь ребенка от травм на дорогах» |
3-4 классы | Режим дня. Культура одежды. Что делать, чтобы не заболеть. Мой рабочий стол. Лекарственные растения. Культура питания. Качество приготовленной пищи. | «Веселые старты» «Папа, мама, я – спортивная семья» «Дорога к победе над собой" | Рисунков «Курить – здоровью вредить» «Зеленая аптека» Знатоков ПДД «Осторожно! Движение!» | Режим питания ребенка – школьный завтрак. Встреча с психологом «Как избежать стрессов и психических расстройств ребенка» |
Младший подростковый возраст – 5-6 классы Задачи: 1. Приобщение учащихся к здоровому образу жизни. 2. Профилактике детского травматизма на дорогах. | ||||
5-6 классы | Режим дня. Режим работы и отдыха. Культура питания. Культура одежды. О продуктах питания. Как куда одеваться. Гигиена мальчиков и девочек. Спорт в жизни человека. О вреде курения. Я расту. | Дни здоровья «Веселые старты» «Осенний марафон» «Классный руководитель, я – спортивная семья» | Плакатов «За здоровый образ жизни» Рисунков «Планета в опасности» | Об особенностях развития младшего подростка. Встреча с психологом. Встреча с врачом. |
Средний подростковый возраст – 7-8 классы Задачи: 1. Приобщение учащихся к здоровому образу жизни. 2.Профилактика наркомании, токсикомании, табакокурения и алкоголизма. 3. Профилактике травматизма. 4. Профилактика заболеваний органов зрения, пищеварения, психических расстройств. | ||||
7-8 классы | Что такое здоровье. Способы укрепления здоровья. Фитотерапия. Культура питания. Культура одежды. Уход за телом. Подросток и никотин. Подросток и алкоголь. Человек и наркотики. | Дни здоровья Спортивные соревнования по волейболу, баскетболу, футболу Проектирование на темы «Курить – здоровью вредить», «Нет наркотикам!», «Сохраним родную планету», «Путь к здоровью» | Фотоконкурс «Красота – великая сила», «Спорт – вместо наркотиков», «Экологические проблемы родного города» Плакатов «Скажем наркотикам – нет!» | Особенности физического и психического развития подростка. Встреча с работниками ОПДН. Лекции врача-нарколога, врача-инфекциониста по предупреждению наркомании и венерических заболеваний. |
Старший подростковый возраст – 9-11 классы Задачи: 1. Приобщение учащихся к здоровому образу жизни. 2.Профилактика наркомании, токсикомании, табакокурения и алкоголизма. 3. Профилактике преступности. | ||||
9-11 классы | Единство физического, духовного и психического воспитания. Роль спорта в жизни человека. Из истории алкоголя и никотина: причины быстрого распространения. Как стильно, модно, удобно одеваться? Как устоять от соблазна «попробовать»? Алкоголь – наркоток – преступление. Секс и подростки. «Прелести» свободной любви. Встречи с психологом, врачами, инспекторами ИДН. | Спортивные соревнования по легкой атлетике, баскетболу, волейболу, теннису. Игра «Зарница» Дни здоровья Выполнение проектов в рамках программы «Здоровье» | Плакатов «Скажем наркотикам – нет!» «Сохраним родную природу!» | Особенности полового развития старшего подростка. Подросток – преступник: причины, последствия. Как уберечь ребенка от «дурного» влияния. |
9. Предполагаемые результаты реализации программы
- Создать систему комплексного мониторинга состояния здоровья детей.
- Изменение у всех субъектов образовательного процесса отношения к своему здоровью: выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательным воздействиям окружающей среды, желания и умения вести здоровый образ жизни.
- Повышение социально – психологической комфортности в детском и педагогическом коллективе.
- Увеличение числа школьников, занимающихся в спортивных кружках и секциях.
- Сокращение у учащихся и педагогов:
- Острых респираторных заболеваний на 20%;
- Числа рецидивов хронических заболеваний на 20%;
- Количества психоэмоциональных расстройств на 20%.
- Повышение уровня обученности школьников и качества знаний.
- Повышение информированности обучающихся по вопросам здоровьесбережения.
- Мне нравится (1)
Комментарии
Полезная информация
Спасибо за подробное описание программы. материал очень качественный