"Воспитание в семье формирует будущее ребёнка"
статья по теме

Описываются проблемы детей-сирот. Обобщается опыт воспитателей Алданского детского дома по работе в патронатных семьях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_v_seme_formiruet_budushchee_rebyonka.docx17.27 КБ

Предварительный просмотр:

«Воспитание в семье формирует будущее ребёнка»

Васютина Альбина алексеевна,

воспитатель

         В 2000 году было положено начало эксперимента по созданию патронатных семей под крышей Алданского детского дома. В эти годы руководство и педагоги находились в поиске путей совершенствования условий проживания, воспитания и развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Наши воспитанники с 90-х годов жили в условиях, максимально приближенных к семейным, домашним, но этого было мало. По стране в это время развивалась сеть приёмных, опекунских и патронатных семей. На первом этапе коллегиально были определены задачи по созданию замещающих семей: собрать, изучить нормативные документы по организации и созданию таких семей.

Вторым этапом работы стал подбор кандидатуры педагога-воспитателя патронатной семьи. Привлекли социально-педагогическую службу по разработке критериев подходящей кандидатуры: провели психологическое тестирование, анкетирование среди педагогов детского дома, чтобы кандидатура могла подойти по морально-нравственным, профессиональным, психологическим качествам личности педагога патронатной семьи. Значимым фактором являлось желание самого кандидата быть воспитателем патронатной семьи, желание заменить детям мать. Такая кандидатура вскоре была найдена и утверждена директором Алданского детского дома Антиповой Фаиной Андреевной.

Третьим этапом явилось определение количества и подбор детей детского дома для передачи в патронатную семью. Здесь важную роль сыграли психологи, социальные педагоги и работники Медико-корригирующего центра детского дома. Постоянно поддерживалась взаимосвязь с органами опеки и попечительства в деле оформления соответствующей документации. В результате были созданы две патронатные семьи с охватом 13 человек в возрасте от 2 до 13 лет. Патронатными воспитателями стали Ворошнина Наталья Петровна и Черепян Алена Владимировна.

Были заключены договора с филиалом Якутского музыкального колледжа об обеспечении бесплатными услугами воспитанников патронатной семьи. Администрацией детского дома обеспечивается создание полноценных условий проживания и развития семьи, организуется материальное и продовольственное обеспечение. Хозяйственная служба детского дома закреплена в помощь для укрепления и развития материально-технической базы семьи. Психологи и социальные педагоги ведут мониторинговые и тестовые исследования в патронатной семье, оказывается научно-методическая и профессиональная поддержка. В рамках проекта «Повернёмся лицом к детям-сиротам», созданным Попечительским советом детского дома, осуществляется социальное партнерство с музыкальной школой, филиалом Якутского музыкального колледжа, городской и районной администрацией. Сотрудники детского дома различных служб постоянно взаимодействуют с педагогами и детьми патронатных семей, оказывая им консультативную, морально-психологическую помощь. Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников

Работа психолога  в процессе сопровождения детей, проживающих в условиях патронатной семьи, строится по следующим направлениям:

  1. подбор детей в патронатные семьи по признакам психологической совместимости;
  2. консультативная и просветительская деятельность с приемными родителями, оказание им необходимой психологической поддержки и помощи;
  3. коррекционно-развивающая работа с воспитанниками, имеющими проблемы в эмоционально-волевой и интеллектуальной сферах;
  4. экспертная деятельность - определение психологического состояния воспитанников, проживающих в условиях патронатной семьи.

Подбор детей в патронатные семьи по признакам психологической совместимости. Все воспитанники, проходят углубленное психологическое обследование, чтобы впоследствии исключить факторы, травмирующие несовершеннолетних. Проводятся беседы, тестирование, анкетирование, наблюдение, опросы. Итогом такой работы становится подробное представление о характере, темпераменте, интеллекте воспитанников, что в дальнейшем помогает балалайке и в танцевальном кружке.

Детей приучаю к труду, и поэтому весной мы вскапываем огород, сажаем картофель и другие овощные культуры. В течение летнего периода вместе ухаживаем за огородом, собираем ягоду, все вместе собираем урожай. В жаркие летние дни ездим купаться на речку, отдыхать в лес или проводим время дома: занимаемся рисованием, лепкой, подвижными играми, оздоровительными процедурами.

Зимними вечерами, когда уже сделаны уроки, все вместе смотрим мультфильмы, читаем книги, поем песни, вяжем, вышиваем, шьем куклам одежду. Старшие дети показывают малышам спектакли, устраиваем дискотеки, показ мод. Всей семьей отмечаем праздники и дни рождения.

Я очень хочу и мечтаю, чтобы дети выросли полезными для общества людьми. Добрыми и внимательными к чужому горю. Буду счастлива, если кто-то из них продолжит мое дело. Мы очень счастливы. Мы одна семья. Мы очень любим друг друга, несмотря ни на что! Семью объединяют не кровные узы, не экономические, законные или общественные мотивировки. Даже не религиозные. Единственная связь, объединяющая семью - это любовь к детям. Любовь - это та пища, которая питает детей и маленьких и больших. Именно она и есть та прочная скала, на которой они могут построить свой дом.

БЫТЬ. Это значит - участвовать отдавать силы, желание; это означает преданность, жертвенность.

ЛЮБИТЬ друг друга (и говорить это друг другу). За семейное счастье ответственность несут все.

ОБЩАТЬСЯ. Уделять время для непринужденной беседы, где каждый может поделиться и подсказать, как поступить в той или иной ситуации. Чувствовать, что другие люди любят и ценят тебя - жизненно важная потребность всех людей. Вечером сказать - «Спокойной ночи!», утром - «Доброе утро!».

ПЕРЕДАВАТЬ опыт. Семья дает первую возможность познавать мир, она передает ценности, суждения, понятия и идеологию. Это оптимальная возможность вместе расти.

ПОМОГАТЬ. Где найдешь помощь и утешение в трудные моменты, если не в семье? Здоровая семья - это то место, куда идут, чтоб найти утешение, чтоб расти и возрождаться, заряжаться духовной энергетикой.

РЕШЕНИЕ проблем. Даже в очень хороших семьях есть проблемы; только их члены умеют преодолевать неизбежные трудности по мере того, как они встают перед ними. А также ответственное выполнение определенных обязанностей, умение серьезно трудиться, умение принимать решения, строить планы, забота о себе и других.

ПРАЗДНОВАТЬ главные события в жизни ребенка. В счастливой семье свой уклад, свои обычаи, свои традиции. Семья помнит и отмечает памятные даты: дни рождения, день ангела ребенка, а еще живет в обычной атмосфере радости и оптимизма.

ПРОЩАТЬ. Закончив ссору, забудь о ней. Семейная любовь полна прощения. Если бранить ребенка то так, чтобы он ни на миг не забывал о родительской любви. И так как дети называют меня мамой, я должна оправдать их доверие и любовь ко мне».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативный урок в 6 классе по теме "Планы моей семьи на будущее", грамматическая тема "Будущие времена"

Коммуникативный метод обучения английскому языку         Каждый день во внеурочное время я разрабатываю планы уроков, дополняю или меняю что - то в уже готовых,...

Консультация для родителей " Слушание музыки формирует личность ребёнка"

Очень часто родители считают, что ребёнка не стоит приобщать к музыке, если сам ребёнок не проявляет к ней особого интереса. Это не совсем верно. Ребёнку необходимо слушать музыку. Это формирует его в...

"Закон, семья, ребёнок (нравственное и правовое воспитание в семье)"

"Закон, семья, ребёнок (нравственное и правовое воспитание в семье)"....

Открытое родительское собрание «Экономическое и трудовое воспитание в семье как средство будущего профессионального и личностного определения подростков»

Цель: сформировать у родителей отчетливое представление о роли, возможностях, путях и способах трудового воспитания детей в семье.Форма проведения:      круглый стол...

Роль семьи в воспитании духовно-нравственных ценностей у ребёнка

Доклад по духовно-нравственному воспитанию на родительское собрание...

Областной проект "Всей семьей в будущее". Интеллектуально-спортивный праздник «Папа, мама, я- спортивная семья»

Цель: Обучение коллективному взаимодействию детей и родителей, пропаганда здорового образа жизни.Форма проведения: спортивная эстафета с элементами интеллектуальныхо игр.Ведущий: Добрый...

Традиции семьи, формирующие поликультурное пространство для воспитания детей.

Традиции семьи, формирующие поликультурное пространство для воспитания детей....