зож
материал по теме
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 44
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛЮБЕРЕЦКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Формирование потребности здорового образа жизни.
Социальный педагог:
Т.В. Ровенская
Люберцы 2012 год.
Формирование потребности здорового образа жизни.
Здоровье подрастающего человека – это проблема не только социальная, но и нравственная. Человек должен чувствовать потребность быть здоровым, беречь и укреплять здоровье, ценить счастье здоровья. Молодой человек сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей.
Одной из задач, стоящих перед социальным педагогом, является воспитание у подрастающего поколения потребности в здоровом образе жизни.
Приобщение детей и юношества к проблеме сохранения своего здоровья – это прежде всего процесс социализации.
Объединяя усилия родителей, педагогов, специалистов я стараюсь формировать у подрастающего поколения понятие здорового образа жизни, объясняя, зачем нужны соответствующие навыки и привычки.
По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие, которыми я руководствуюсь в своей работе:
- личная гигиена;
- рациональное питание;
- оптимальный двигательный режим;
- закаливание;
- положительные эмоции;
- отказ от вредных привычек (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ).
И самая главная задача, которую я ставлю перед собой – формирование должной мотивации к здоровому образу жизни. Действительно, большинство людей знают, что курить, пить и употреблять наркотики вредно, но очень многие взрослые привержены этим привычкам. Никто не спорит с тем, что надо двигаться, закаляться, но большинство взрослых людей ведут малоподвижный образ жизни. Неправильное, нерациональное питание приводит к увеличению числа людей с избыточным весом и всеми вытекающими последствиями. Трудности современной жизни оставляют весьма мало места для положительных эмоций.
Изложенное позволяет сделать вывод, о том что « знания» взрослых людей о здоровом образе жизни не стали убеждениями, что нет мотивации к заботе о собственном здоровье.
Если для взрослых людей алкоголь, в первую очередь, является средством снятия стресса, повышения настроения, ухода (хотя бы на время) от решения сложных житейских проблем, то для подростка, школьника основная причина употребления алкоголя – неумение (а в ряде случаев и отсутствие возможности) правильно, с пользой для себя и общества организовать свой досуг. Воспитание потребности в правильной организации досуга, во всемерном развитии своего физического и духовного потенциала – вот основная задача для меня, как социального педагога, в антиалкогольной и антинаркотической работе среди школьников нашей МОУ гимназии №44.
Довольно часто при беседах с подростками на тему борьбы с « зеленым змием» выясняется, что у них отсутствует четкое разграничение понятий « пьянство» и « алкоголизм». Их следует различать: пьянство – это форма аморального, антисоциального поведения, алкоголизм – это уже болезнь. И в среде подростков необходимо бороться с пьянством, чтобы не пришлось лечиться от алкоголизма. И своими мероприятиями, во-первых, мы (социальный педагог, классные руководители, врачи-специалисты) доводим до сведения подростов информацию о том вреде, который наносит пьющий человек своему здоровью и здоровью своих близких (в первую очередь – детей), а во- вторых, рассказываем подросткам о сути алкоголизма.
Проводя беседы со школьниками о вреде наркомании, токсикомании и курении, мы доводим до их сведения следующее: как известно. Человек становится заядлым курильщиком или алкоголиком не сразу: для этого должно пройти определенное время, а для того, чтобы стать наркоманом,
(то есть, чтобы возникла физическая и психическая зависимость от наркотика) достаточно 1-2 раза его попробовать.
Формы такой работы в МОУ гимназия № 44 разнообразны:
- антинаркотические акции (ежегодно):
Люберецкий район против наркотиков « Выбери жизнь!»;
«Всероссийская акция, приуроченная к Всемирному дню борьбы
со СПИДом.
уроки здоровья под девизом « Мы за здоровый образ жизни!»:
« Азбука здоровья» (1-4 классы);
« Здоровье – твое богатство»(5-11 классы);
« Защитник Отечества – защитник здоровья»;
«За здоровье и безопасность наших детей»;
7 апреля ежегодно - «Всероссийский урок здоровья».
- спортивные мероприятия.
Деятельность социального педагога нацелена на формирование здоровых социально-психологических установок путём просвещения родителей и внушения мысли о личной ответственности родителей за здоровье детей.
Семейная профилактика проводится в форме бесед социального педагога, классных руководителей медсестры Люберецкой детской поликлиники Бутурлиной Н.В., консультаций сотрудников Центра психолого–педагогической реабилитации и коррекции « Ариадна»: врача-нарколога Цапина В. Ю., врача-психолога Лукичёва В. В. на родительских собраниях, экскурсий.
Здоровье, как важнейшее свойство является мерой духовной культуры, показателем качества жизни и в тоже время результатом нравственных уложений социальной политики.
Известно, что в системе профилактики спорт играет главенствующую роль. Ведь сама двигательная деятельность заставляет человека концентрироваться на активном образе жизни. А у ребят и девчонок безусловно есть иногда лаже неосознанная потребность в физическом совершенствовании. Им хочется быть сильными и здоровыми, нравится друг другу. Патриотизм, любительский спорт, который основан на философии олимпизма, и здоровый образ жизни - вот что должно являться альтернативой модели поведения, отвлекающей молодого человека от наркотиков и алкоголя.
И, безусловно, главное место в этом блоке занимает именно патриотизм. Идеи патриотизма и государственности традиционно свойственны нашей молодежи. Это неоднократно подтверждалось в самые тяжелые моменты российской истории.
Мы должны помогать и помогаем молодым людям становиться патриотами. Наш российский патриотизм должен строиться на основе лучших спортивных и культурных традиций, на гордости за славное спортивное прошлое России и Люберецкого района. Нужно объединять молодежь под флагами российских достижений, на примере живых олимпийских легенд, а Люберцам есть чем гордиться. Есть чем гордиться и нашей спортивной МОУ гимназии №44.
Отсюда понятно, насколько важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.