Социальное здоровье ученика
методическая разработка по теме

Определение социального здоровья. Процесс социализации личности. Функции социально-психологической службы по оказанию помощи ребёнку в процессе его социализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon socialnoe_zdorove_uchenika.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Социальное здоровье ученика.

Социальное здоровье определяется тем, насколько человек ладит с другими людьми. Социально здоровый человек может устанавливать и поддерживать отношения любви и дружбы с другими людьми, он уважает не только свои права, но и права других, умеет оказывать помощь нуждающимся и при необходимости принять помощь самому, он поддерживает здоровые отношения с родственниками, умеет находить новых друзей, умеет выразить свои потребности так, чтобы они были понятны окружающим и не ущемляли права других.

Иными словами, социальное здоровье – это коммуникативные умения человека, его умение общаться. Душевное и социальное здоровье еще называют одним общим термином – психосоциальное здоровье (А. М. Карпов).

Все уровни здоровья тесно связаны между собой и взаимно дополняют друг друга.

Социальное здоровье-это активная адаптация и саморегуляция человека в сложных условиях общества, его социальная роль и социальная активность.

  1. Это, прежде всего – свобода от вредных информационных воздействий. Необходимо защищаться от всего того, что программирует на саморазрушительное поведение – от всякой пропаганды алкоголя, табака, наркотиков, разврата, агрессии, от смакования тёмных сторон жизни.
  2. Умение жить в гармонии с самим собой: иметь цель в жизни, ценить то, что имеешь, позитивно относиться к самому себе и окружающим, уметь прощать себя за свои ошибки и стремиться их исправить, любить свою работу, свой дом, свой город, свою страну, природу, активно изменять себя и мир к лучшему.
  3. Умение жить в гармонии с окружающими. Можно много говорить об этикете, навыках общения, правилах поведения, но есть один универсальный закон, к которому всё приложится. Это – Любовь к ближнему.

Социализация личности

Социализацией называется процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.

В результате социализации формируются различные типы личности, социальные характеры, разнообразные потребности, ценностные ориентации.

Социализация личности школьника – процесс чрезвычайно значимый и сложный, результат реального взаимодействия школы и среды. В процессе социализации ребенок приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе, овладевает социальной деятельностью, социальным общением и поведением, осуществляется социальное становление индивида.

Под непосредственным влиянием ближайшего окружения школьника, его микросреды формируется система его ценностных ориентаций, жизненная позиция, которая выражается в деятельности, общении, повседневном поведении, формирует постепенно социальную позицию. Этот сложный, многогранный процесс будет целостным и действенным если обеспечивается сочетание воздействий (науки, искусства, политики, нравственности), на сознание школьника и вовлечение его в активную деятельность (на учебно-познавательную, общественно-политическую, трудовую, культурно-досуговую и др.), а также с побуждением к многоплановому и разностороннему общению в различных группах, коллективах, объединениях.

Критерии, которыми      пользуются для определения  социального здоровья  - адекватное восприятие  социальной действительности, интерес к окружающему миру, адаптация к физической и общественной  среде, культура потребления, альтруизм, эмпатия, ответственность  перед другими, бескорыстие, демократизм в поведении.
            Критерии социальной зрелости:

- системность знаний о мире, их соответствие стандарту образования;

- устойчивый профессиональный интерес и высокая мотивация достижения жизненного успеха;

- способность к саморегуляции, адаптации и самореализации в социуме;

- готовность к сохранению своего здоровья и к семейной жизни;

- устойчивость социально-нравственных ориентаций, гражданская позиция

        В нашей школе работает  социально – психологическая служба.

   Это     разновидность профессиональной деятельности, направленная  на оказание  помощи  ребенку  в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на  создание условий  для его самореализации.

            Всю свою деятельность по формированию здорового образа жизни социальный

педагог проводит с учетом возрастных и  индивидуальных  физиологических

и психологических особенностей детей и взрослых. Существенное значение   имеет и правильная оценка психологической ситуации в семье, классе школы.

            Социально-педагогическая   деятельность   предусматривает    выполнение

социальным педагогом следующих основных функций.

            Первая функция деятельности  социального  педагога  –  диагностическая,

нацеленная на ликвидацию факторов риска  приобщения  детей  к  употреблению психоактивных веществ,  - реализуется путем  сбора  информации  о  ребенке,  склонном  к  употреблению психоактивных веществ;  изучения  и  оценивания   реальных   особенностей   его личности;  выявления  информации  о  семье  ребенка;   изучения   источников негативного  влияния  на  ребенка  и  устойчивости  его  к  этому  давлению;

изучение   влияния   на   ребенка микросреды.

            В нашей школе проведены анкетирования учащихся 8-9 классов по изучению уровня осведомлённости детей и подростков по проблеме употребления психоактивных веществ.

        Анкетирование выявило, что источниками знаний о курении, алкоголе  и наркотиках являются уроки в школе, СМИ. Впервые некоторые учащиеся попробовали курить, употреблять спиртные напитки в 9 -10 летнем возрасте. Поводом послужило любопытство, подражание более старшим  товарищам,  желание   казаться   взрослым. Учащиеся считают действенными мерами по борьбе с пагубными явлениями: запрет на продажу психоактивных веществ несовершеннолетним, запрет курения в общественных местах. Большинство учащихся считают, что став взрослыми, они смогут обходиться без употребления вредных веществ.

            Вторая функция – прогностическая. Сущность ее заключается в том, что на

основе  поставленного   диагноза   разрабатывается   конкретная   социально-

педагогическая программа деятельности с ребенком,  склонным  к  употреблению психоактивных веществ,  которая предусматривает этапные изменения и  конечный  результат  социальной адаптации, коррекции и реабилитации.

            Третья функция – образовательно-воспитательная, предусматривающая отбор

  содержания  социально-педагогической  деятельности,  а  также  методов  ее

осуществления; определение тех социально значимых  качеств,  которые  должны

быть  воспитаны  у  ребенка  в   процессе   его   социальной   реабилитации;

обеспечение  целенаправленного   педагогического  влияния  на  поведение   и

деятельность  детей  и   взрослых;   восполнение   пробелов   воспитания   и

образования   ребенка,   употребляющего   спиртные   напитки,   формирование

социальных умений и навыков, необходимых для преодоления проблемы.

            Четвертая функция деятельности социального  педагога  –  правозащитная,

обеспечивающаяся тем, что социально-педагогическая деятельность строится  на

правовой  основе,  предусматривающей  как  соблюдение,  так  и  защиту  прав

ребенка.

            Пятая функция – организаторская. Она обусловлена  тем,  что  социально-

педагогическая деятельность с  ребенком,  склонным  к  употреблению психоактивных веществ,  требует участия и скоординированности действий разных специалистов в зависимости  от глубины проблемы; создает  условия   для  проведения  свободного  времени  и досуга;  организации  социально  значимой  деятельности   детей,   взрослых,

общественности в решении задач социально-педагогической  помощи,  поддержки,

воспитания и развития ребенка, склонного к алкоголизму.

            Шестая функция – коммуникативная. Её сущность заключается в том, что  в

ходе    реализации    социально-педагогической    деятельности     возникает

необходимость установления множественных  контактов между ее  участниками  с

целью обмена информацией.

            Седьмая   функция    –    предупредительно-профилактическая,    которая

обеспечивает   закрепление   полученных    положительных    результатов    и

предотвращает  возможность появления рецидивов пьянства и  алкоголизма,  что

достигается социальным патронажем подопечных и оперативным  реагированием  в

экстремальной ситуации.

             Организация свободного времени подростков, поскольку бессодержательный

досуг является ведущим фактором риска в развитии злоупотребления  подростков психоактивными веществами.  Необходима  своеобразная  яркая  реклама  деятельности  кружков, секций, клубов, детских и юношеских организаций, чтобы  дети  могли  выбрать

занятие по душе. Социальный педагог  должен  знать  интересы,  склонности  и

увлечения детей и помочь организовать содержательный досуг.

        Следует  учитывать,  что наибольший интерес подростки, особенно с  девиантным  поведением,  проявляют не  к  интеллектуальной  деятельности,  а  к   занятиям   спортом.   Поэтому необходимо всячески поощрять занятия в спортивных  секциях,  организовывать

походы, спортивные состязания, школы выживания и другое.

            Таким образом, роль школы, учителя, социального педагога в воспитании культуры здоровья трудно переоценить. Однако, успешная реализация  этой  важнейшей  социальной задачи  можно   осуществить   при   определенном   уровне   подготовленности педагогов, включающей широкий круг знаний, навыков и умений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта "От здорового учителя к здоровому ученику"

Проблема здоровья населения России, в частности здоровья подрастающего поколения, являются причиной для беспокойства, как государства, так и самих граждан.Статистические данные дают для этого немало п...

Проект "От здорового учителя к здоровому ученику"

Проблема здоровья населения России, в частности здоровья подрастающего поколения, является причиной для беспокойства, как для государства, так и для всего общества в целом.Статистические данные дают д...

Педсовет по воспитательной работе "Организация работы школы по формированию ЗОЖ: от здорового учителя к здоровому ученику"

В разработке собрания приводится план подготовки и проведения, сценарий, выступления участников педсовета и др....

Дополнительный материал к урокам ОБЖ. "Оценка и самооценка основных факторов, влияющих на здоровье учеников основной школы. "Светофор здоровья"

Презентация "Дополнительный материал к урокам ОБЖ.  "Оценка и самооценка основных факторов, влияющих на здоровье учеников основной школы. "Светофор здоровья" - подготовлена по материалам   Ч...

«Социальная адаптация учеников с ограниченными возможностями здоровья в старших классах на уроках математики»

Проект реализуется через полную интеграцию общеобразовательных знаний по математике, предусмотренных программой коррекционной школы с использованием современных информационно-коммуникативных технологи...

Социальное здоровье ученика

Статья посвящена актуальной проблеме сохранения одного из компонентов здоровья – социального здоровья, в частности, сохранения социального здоровья современного школьника....

Социальный проект "Здоровое питание - здоровый ученик"

Данный проект предполагает создание на территории МБОУ Рощинской сош № 17 теплицы и посадок в открытом грунте овощей. Участниками проекта могут быть как школьники, так и учителя.  Предполагается ...