Социальное здоровье ученика
методическая разработка по теме
Определение социального здоровья. Процесс социализации личности. Функции социально-психологической службы по оказанию помощи ребёнку в процессе его социализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
socialnoe_zdorove_uchenika.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Социальное здоровье ученика.
Социальное здоровье определяется тем, насколько человек ладит с другими людьми. Социально здоровый человек может устанавливать и поддерживать отношения любви и дружбы с другими людьми, он уважает не только свои права, но и права других, умеет оказывать помощь нуждающимся и при необходимости принять помощь самому, он поддерживает здоровые отношения с родственниками, умеет находить новых друзей, умеет выразить свои потребности так, чтобы они были понятны окружающим и не ущемляли права других.
Иными словами, социальное здоровье – это коммуникативные умения человека, его умение общаться. Душевное и социальное здоровье еще называют одним общим термином – психосоциальное здоровье (А. М. Карпов).
Все уровни здоровья тесно связаны между собой и взаимно дополняют друг друга.
Социальное здоровье-это активная адаптация и саморегуляция человека в сложных условиях общества, его социальная роль и социальная активность.
- Это, прежде всего – свобода от вредных информационных воздействий. Необходимо защищаться от всего того, что программирует на саморазрушительное поведение – от всякой пропаганды алкоголя, табака, наркотиков, разврата, агрессии, от смакования тёмных сторон жизни.
- Умение жить в гармонии с самим собой: иметь цель в жизни, ценить то, что имеешь, позитивно относиться к самому себе и окружающим, уметь прощать себя за свои ошибки и стремиться их исправить, любить свою работу, свой дом, свой город, свою страну, природу, активно изменять себя и мир к лучшему.
- Умение жить в гармонии с окружающими. Можно много говорить об этикете, навыках общения, правилах поведения, но есть один универсальный закон, к которому всё приложится. Это – Любовь к ближнему.
Социализация личности
Социализацией называется процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.
В результате социализации формируются различные типы личности, социальные характеры, разнообразные потребности, ценностные ориентации.
Социализация личности школьника – процесс чрезвычайно значимый и сложный, результат реального взаимодействия школы и среды. В процессе социализации ребенок приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе, овладевает социальной деятельностью, социальным общением и поведением, осуществляется социальное становление индивида.
Под непосредственным влиянием ближайшего окружения школьника, его микросреды формируется система его ценностных ориентаций, жизненная позиция, которая выражается в деятельности, общении, повседневном поведении, формирует постепенно социальную позицию. Этот сложный, многогранный процесс будет целостным и действенным если обеспечивается сочетание воздействий (науки, искусства, политики, нравственности), на сознание школьника и вовлечение его в активную деятельность (на учебно-познавательную, общественно-политическую, трудовую, культурно-досуговую и др.), а также с побуждением к многоплановому и разностороннему общению в различных группах, коллективах, объединениях.
Критерии, которыми пользуются для определения социального здоровья - адекватное восприятие социальной действительности, интерес к окружающему миру, адаптация к физической и общественной среде, культура потребления, альтруизм, эмпатия, ответственность перед другими, бескорыстие, демократизм в поведении.
Критерии социальной зрелости:
- системность знаний о мире, их соответствие стандарту образования;
- устойчивый профессиональный интерес и высокая мотивация достижения жизненного успеха;
- способность к саморегуляции, адаптации и самореализации в социуме;
- готовность к сохранению своего здоровья и к семейной жизни;
- устойчивость социально-нравственных ориентаций, гражданская позиция
В нашей школе работает социально – психологическая служба.
Это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации.
Всю свою деятельность по формированию здорового образа жизни социальный
педагог проводит с учетом возрастных и индивидуальных физиологических
и психологических особенностей детей и взрослых. Существенное значение имеет и правильная оценка психологической ситуации в семье, классе школы.
Социально-педагогическая деятельность предусматривает выполнение
социальным педагогом следующих основных функций.
Первая функция деятельности социального педагога – диагностическая,
нацеленная на ликвидацию факторов риска приобщения детей к употреблению психоактивных веществ, - реализуется путем сбора информации о ребенке, склонном к употреблению психоактивных веществ; изучения и оценивания реальных особенностей его личности; выявления информации о семье ребенка; изучения источников негативного влияния на ребенка и устойчивости его к этому давлению;
изучение влияния на ребенка микросреды.
В нашей школе проведены анкетирования учащихся 8-9 классов по изучению уровня осведомлённости детей и подростков по проблеме употребления психоактивных веществ.
Анкетирование выявило, что источниками знаний о курении, алкоголе и наркотиках являются уроки в школе, СМИ. Впервые некоторые учащиеся попробовали курить, употреблять спиртные напитки в 9 -10 летнем возрасте. Поводом послужило любопытство, подражание более старшим товарищам, желание казаться взрослым. Учащиеся считают действенными мерами по борьбе с пагубными явлениями: запрет на продажу психоактивных веществ несовершеннолетним, запрет курения в общественных местах. Большинство учащихся считают, что став взрослыми, они смогут обходиться без употребления вредных веществ.
Вторая функция – прогностическая. Сущность ее заключается в том, что на
основе поставленного диагноза разрабатывается конкретная социально-
педагогическая программа деятельности с ребенком, склонным к употреблению психоактивных веществ, которая предусматривает этапные изменения и конечный результат социальной адаптации, коррекции и реабилитации.
Третья функция – образовательно-воспитательная, предусматривающая отбор
содержания социально-педагогической деятельности, а также методов ее
осуществления; определение тех социально значимых качеств, которые должны
быть воспитаны у ребенка в процессе его социальной реабилитации;
обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и
деятельность детей и взрослых; восполнение пробелов воспитания и
образования ребенка, употребляющего спиртные напитки, формирование
социальных умений и навыков, необходимых для преодоления проблемы.
Четвертая функция деятельности социального педагога – правозащитная,
обеспечивающаяся тем, что социально-педагогическая деятельность строится на
правовой основе, предусматривающей как соблюдение, так и защиту прав
ребенка.
Пятая функция – организаторская. Она обусловлена тем, что социально-
педагогическая деятельность с ребенком, склонным к употреблению психоактивных веществ, требует участия и скоординированности действий разных специалистов в зависимости от глубины проблемы; создает условия для проведения свободного времени и досуга; организации социально значимой деятельности детей, взрослых,
общественности в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки,
воспитания и развития ребенка, склонного к алкоголизму.
Шестая функция – коммуникативная. Её сущность заключается в том, что в
ходе реализации социально-педагогической деятельности возникает
необходимость установления множественных контактов между ее участниками с
целью обмена информацией.
Седьмая функция – предупредительно-профилактическая, которая
обеспечивает закрепление полученных положительных результатов и
предотвращает возможность появления рецидивов пьянства и алкоголизма, что
достигается социальным патронажем подопечных и оперативным реагированием в
экстремальной ситуации.
Организация свободного времени подростков, поскольку бессодержательный
досуг является ведущим фактором риска в развитии злоупотребления подростков психоактивными веществами. Необходима своеобразная яркая реклама деятельности кружков, секций, клубов, детских и юношеских организаций, чтобы дети могли выбрать
занятие по душе. Социальный педагог должен знать интересы, склонности и
увлечения детей и помочь организовать содержательный досуг.
Следует учитывать, что наибольший интерес подростки, особенно с девиантным поведением, проявляют не к интеллектуальной деятельности, а к занятиям спортом. Поэтому необходимо всячески поощрять занятия в спортивных секциях, организовывать
походы, спортивные состязания, школы выживания и другое.
Таким образом, роль школы, учителя, социального педагога в воспитании культуры здоровья трудно переоценить. Однако, успешная реализация этой важнейшей социальной задачи можно осуществить при определенном уровне подготовленности педагогов, включающей широкий круг знаний, навыков и умений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проекта "От здорового учителя к здоровому ученику"
Проблема здоровья населения России, в частности здоровья подрастающего поколения, являются причиной для беспокойства, как государства, так и самих граждан.Статистические данные дают для этого немало п...
Проект "От здорового учителя к здоровому ученику"
Проблема здоровья населения России, в частности здоровья подрастающего поколения, является причиной для беспокойства, как для государства, так и для всего общества в целом.Статистические данные дают д...
Педсовет по воспитательной работе "Организация работы школы по формированию ЗОЖ: от здорового учителя к здоровому ученику"
В разработке собрания приводится план подготовки и проведения, сценарий, выступления участников педсовета и др....
Дополнительный материал к урокам ОБЖ. "Оценка и самооценка основных факторов, влияющих на здоровье учеников основной школы. "Светофор здоровья"
Презентация "Дополнительный материал к урокам ОБЖ. "Оценка и самооценка основных факторов, влияющих на здоровье учеников основной школы. "Светофор здоровья" - подготовлена по материалам Ч...
«Социальная адаптация учеников с ограниченными возможностями здоровья в старших классах на уроках математики»
Проект реализуется через полную интеграцию общеобразовательных знаний по математике, предусмотренных программой коррекционной школы с использованием современных информационно-коммуникативных технологи...
Социальное здоровье ученика
Статья посвящена актуальной проблеме сохранения одного из компонентов здоровья – социального здоровья, в частности, сохранения социального здоровья современного школьника....
Социальный проект "Здоровое питание - здоровый ученик"
Данный проект предполагает создание на территории МБОУ Рощинской сош № 17 теплицы и посадок в открытом грунте овощей. Участниками проекта могут быть как школьники, так и учителя. Предполагается ...