«Соблюдение социальных предписаний (традиции, обычаи, условности) в авторской песне»
статья по теме

Кристина Васильевна Новокшонова и Татьяна Владимировна Шкурко

«Соблюдение социальных предписаний (традиции, обычаи, условности) в авторской песне»

Выступление педагогогов дополнительного образовании  Татьяны Владимировны Шкурко и Кристины Васильевны Новокшоновой на районном научно-практическом семинаре «Роль русских народных традиций в формировании личности ребёнка» 29 февраля 2012 года проходившем в Солнечногорском районе Московской области на базе МАОУ ДОД ДДТ "Юность"

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Соблюдение социальных предписаний

(традиции, обычаи, условности)

в авторской песне»

Выступление педагогогов дополнительного образовании                                                                Татьяны Владимировны Шкурко и Кристины Васильевны Новокшоновой

на районном научно-практическом семинаре

«Роль русских народных традиций в формировании личности ребёнка» 29 февраля 2012 года

        С жизнью человека связаны народные обычаи, а также церковные таинства, обряды и праздники, традиции. Национальная память народа - это то, что хранит каждого человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору. С древних времен музыка играла большую роль в жизни славян. Об этом свидетельствуют многие исторические и литературные памятники. В этих документах отмечается необычная любовь славян к пению, недаром их называли "песнелюбцами".

Авторская песня несет в себе огромный педагогический потенциал. Работая с данным песенным жанром дает учащимся возможность овладеть целостной системой представлений о культуре, быте русского народа, географии,    литературе и истории.

А́ВТОРСКАЯ ПЕ́СНЯ — это песенный жанр, возникший во второй половине пятидесятых годов XX века, где автор стихов и музыки песни является непременным ее исполнителем, в основном под гитарный аккомпанемент. Авторская песня жива словом и принадлежит прежде всего к явлениям художественной культуры. В связи с главенствующим значением текста, творцами авторской песни являются обычно не музыканты, а поэты. Появление авторской песни связано с такими именами как Б. Окуджава, Ю. Визбор, М. Анчаров, Н. Матвеева, А. Городницкий, позднее А. Галич, В. Высоцкий, Ю. Ким и другими. К середине 60-х годов ХХ века авторская песня сформировалась как особый вид искусства. Среди множества  определений, есть одно очень интересное, которое выражает сущность авторской(бардовской) песни: «Это музыкальное интонирование русской поэтической речи».

 Говоря о содержательности песен, бардовские имеют высокую значимость на когнитивном уровне, что обусловлено наличием в текстах песен большого количества культурных кодов, а также информации об истории страны, менталитете, морально-этических нормах, ее традициях,  обычаях, и других составляющих содержания культуры.

        Впитывая и переплавляя в себе различные литературные и музыкальные стили, воспринимая и претворяя по своему предшествующие и современные богатства народно-поэтической и песенной культуры, авторская песня проложила своё самобытное, художественно- интонационное направление. В 1983г. в своей диссертации «Современная авторская песня: опыт этнологического исследования», кандидат исторических наук МГУ Королёва Т.В. пишет: «… Будучи в целом ярким самобытным явлением российской культуры второй половины XX и начала XXI-го вв., авторская песня в совокупности несёт в себе большой потенциал для изучения этого явления с этнологической точки зрения (этнокультурологии, этносоциологии, этнопсихологии и т.п.). Вот лишь штрихпункты этнологических аспектов, которые могут быть предметом специального изучения: трактовка этноса, этнические стереотипы, этносоциология жизненного цикла (детства, юности, взрослости, старости), этносоциология урбанизации, пути национального возрождения, черты традиционной и современной культуры и многое другое».

        История культурного развития - неотъемлемая часть общего исторического процесса,  а «этнокультура - это код национального самосознания». Как этнокультурное явление, являющееся продолжением прежней народной традиции самодеятельного песнетворчества, авторская песня вбирает в себя разнообразие богатейшей российской словесной и музыкальной традиций. В целом авторская песня опирается на многовековой опыт народа-языкотворца: на песни шуточные и игровые, на скоморошьи погудки, частушки, раёк, уличный говор, русскую сатиру. Так, например, мы часто используем в своей речи пословицы и поговорки. Бардовская песня по пословицам рассказывает детям и взрослым в легкой, иногда в юмористической, а порой в серьезной форме всю глубину мудрости, накопленной народом. Как пример, можно привести слова  песни

 «Лирическая»,  Владимира Высоцкого:

…Соглашайся хотя бы на рай в шалаше,                                                                   Если терем с дворцом кто - то занял.

        Творчество бардов стало частью культуры российского общества. Чтобы понять Россию, важно сохранить русский фольклор. Говоря о музыкальных традициях русского народа, стоит вспомнить, что существовали разные песенные жанры: баллады, былины, исторические, трудовые, солдатские песни,  всевозможные колыбельные, обрядовые, плачи, женские, плясовые-хороводные, детские потешки, песенки – скороговорки, духовные стихи и скоморошины и другое. Многое роднит бардовскую песню с народным фольклором: вариативность стихов и мелодий. Авторская песня, действуя на чувства неразрывно связывает соприкоснувшуюся с ней личность, с российским менталитетом, с российской самоидентификацией. Производит впечатление поэзия бардов включающая в себя информативный блок посвященный праздничным обрядам, особому духу праздника у русского народа.

         Бардовские песни запечатлевают в сознании народа память о важнейших событиях и лицах истории, выражают народное понимание истории. Известно внушительное количество бардовских произведений в текстах которых с большой силой выражены патриотические идеи — гордость за свою Родину, осознание необходимости ее защиты, а также идея народной свободы. Много песен посвящены войнам, силе духа русского народа и его великим победам.

Виктор Берковский - один из наиболее признанных мастеров композиторской авторской песни, родился в 1932 году.      Практически всю жизнь наряду с напряженной преподавательской и научной работой Виктор Берковский сочиняет музыку - им написано около 200 песен, многие из которых стали не просто широко известными, но являются подлинными "песнями нашего века". Песни послевоенного мальчика о войне хранят в памяти людей, как это было.

        Было время когда в силу определенных обстоятельств создавались препятствия не только в соблюдении, но даже просто в познании духовных традиций русский народа.  Религиозные мотивы получили широкое распространение в творчестве бардов.

Булат Шалвович Окуджава несомненно являлся ярчайшим представителем интеллигенции того времени. Для него религия была источником не только жизненных сил, но и вдохновения, именно Библия стала одним из неисчерпаемых источников его поэзии. На его песнях выросло не одно поколение интеллигентов. Воплощением мировоззрения поэта, его миропонимания, стало стихотворение, которое называется                 

"Молитва".

Пока земля еще вертится, пока еще ярок свет,

Господи, дай же ты каждому, чего у него нет:

Мудрому дай голову, трусливому дай коня,

Дай счастливому денег, и не забудь про меня.

Пока земля еще вертится, Господи – твоя власть!

Дай рвущемуся к власти навластоваться всласть,

Дай передышки щедрому, хоть на исходе дня

Каину дай раскаяние...И не забудь про меня

Я знаю, ты все умеешь, я верую в мудрость твою,

Как верит солдат убитый, что он проживает в раю,

Как верит каждое ухо тихим речам твоим,

Как веруем и мы сами, не ведая, что творим.

В строках прослеживается обряд христианского богослужения, точнее молитвы: "Господи – твоя власть, верую в мудрость твою".

Опираясь на фольклорные традиции, бардовская песня имеет  ориентацию на коллективное пение, что, безусловно, дает ощущение единения, и духовной близости с людьми. В песнях бардов присутствует дух романтики и творческого поиска, она воодушевляет на новые знакомства и сотрудничество.

        Обычно бардовские песни исполняются под гитару. Гитара, как музыкальный  инструмент, которым непременно хочется овладеть, интересует в основном подростковый возраст (11 – 17 лет), характеризующийся важной функцией в развитии:-  переходом из детства во взрослость. Чтобы справиться с новыми проблемами, они стремятся показать себя с сильной стороны и прилагают умения, ресурсы и знания которыми обладают. Участие в концертах, конкурсах и фестивалях позволяет самосовершенствоваться, а также дает возможность знакомиться  с разными новыми людьми, находить много друзей.

        Авторская песня является благодатной почвой для сохранения традиций и обычаев, поэтому именно авторская песня актуальна не только в обучении игре на инструменте, но несет в себе огромный идеологический и интеллектуально развивающий потенциал. Пёстрая языковая и музыкальная стихия авторской песни сопряжена с историческим прошлым нашей страны и одновременно весьма чутко откликается на события современности (в том числе - повседневности). Она поддерживает у слушателей историческую память и социальную причастность ко всему, что происходит вокруг. У слушателей, авторская (бардовская) песня, поддерживает не только историческую память, но и создает социальную причастность ко всему, что происходит вокруг. Песни под гитару способны объединить любой коллектив. Они сроднили многих людей разных возрастов и интересов. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вопросы викторины по теме "Русский народ: праздники, традиции, обычаи"

Урок-викторина ( внеклассное мероприятие) рекомендуется проводить в предверии Нового года ( Святок).Вопросы составлены для учащихся старших классов....

Традиции, обычаи воспитания казаков

Этапы воспитания- рождение, крестины, возрастные процессы воспитания...

Учебный проект Международный этикет. Традиции, обычаи и культура разных стран"

1. Проект «Международный этикет. Традиции, обычаи и культура   разных стран»2. Учебный проект. Русский язык.3. Факультативный курс « Культура речи – речевое мастерство».4. Средняя школа. 8 к...

Значение изучения детьми истории кубанского фольклора, казачьих традиций, обычаев

Беседа с родителями по данной теме с целью привлечения детей в фольклорные коллективы....

Внеклассное мероприятие авторской песни для старшеклассников «Песни XX века»

План:       1.Что такое «авторская песня»?       2.Из истории бардовской песни.       3.Современные барды - кт...

Методическая разработка урока "Традиции, обычаи и праздники в Великобритании"

Данная методическая разработка адресована преподавателям и раскрывает особенности организации обучения и проведения занятия по теме «Традиции, обычаи и праздники в Великобритании».  Изучение инос...

Авторская песня "Династия врачей моей семьи"Бурловой Марии,воспитанницы студии "Камертон", объединения "Авторская песня"

Авторская песня "Династия врачей моей семьи"Бурловой Марии - 9 лет, воспитанницы студии "Камертон", объединения "Авторская песня" МКОУ ДОД Дом детского творчества г. Кушва, Свердловской области.Эта пе...