"Конвенция о правах ребенка"
методическая разработка (6 класс) по теме
"Презентация конвенции о правах ребенка" внеклассное мероприятие о правах несовершеннолетних 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
meropriyatie_konvenciya.doc | 60.5 КБ |
prezentaciya_konvencii.pptx | 875.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие
«Презентация Конвенции
о правах ребенка»
2011
Цели:
1. Представить учащимся международно-правовой акт «Конвенцию о правах ребёнка».
2. Познакомить учащихся с правами ребёнка, с правами несовершеннолетних по российскому законодательству. Рассказать о защите прав детей.
3. Научить детей отстаивать свои права.
4. Сформировать ценностное отношение к здоровому образу жизни.
Задачи:
- Создание условий для успеха, формирование ценностного отношения к нормам жизни, правилам поведения.
- Обучение учащихся правам ребёнка, правовым нормам общения, защите прав детей на основе анализа разговора литературных героев.
- Воспитание интереса у учащихся в изучении законов по правам несовершеннолетних.
Ход мероприятия.
1. Вступительное слово учителя. (слайд №1)
- Здравствуйте, сегодня у нас презентация важного документа международного значения - «Конвенции о правах ребёнка».
- «презентация» - подарок, представление;
- «конвенция» - договор, соглашение;
- «Конвенции о правах ребёнка» - соглашение государств о правах ребёнка.
Цели мероприятия: (слайд №2)
- Вы познакомитесь с правами ребёнка, с защитой прав детей, познакомитесь с законами РФ, где закреплены основные положения
«Конвенции о правах ребёнка».
(слайд №3)
Мы работаем под лозунгом:
«Знать законы, значит - защищать свои права».
2. Подготовительная работа к ознакомлению с «Конвенцией о правах ребёнка».
- Что такое право?
(это отсутствие ограничений, разрешение на что-либо).
Существует документ международного значения - «Всеобщая декларация прав человека», где закреплены гражданские, политические, социальные, экономические права, принадлежащие каждому человеку.
(Принята 10 декабря 1948 г. ООН).
Цель ООН - борьба за мир и сотрудничество между государствами.
Основная идея этого документа состояла в том, что человечество должно давать детям лучшее из того, что оно имеет. Но этот документ носил необязательный характер для государств.
ООН стала разрабатывать большой документ о правах детей, чтобы сделать их обеспечение обязательным для государств.
(слайд №4)
Таким документом стала «Конвенция о правах ребёнка».
(Принята 20 ноября 1989 г. ООН).
(слайд №5)
Этот день ежегодно отмечается как Всемирный день детей.
В этот день дети мира заявляют о своих правах и о том, что государства должны защищать их права.
Мы знаем, что есть случаи, когда нарушаются права детей. Не всё в мире спокойно.
(слайд №6)
- Посмотрите на карту. В мире есть «горячие точки» - это страны, где идут войны, совершаются террористические акты.
- Какие страны вы знаете, где в настоящее время идут военные действия?
В первую очередь страдают дети, они остаются сиротами, не могут посещать школу, занимаются воровством, нищенствуют. (слайд №7)
В процессе подготовки «Конвенции о правах ребёнка» её авторы учитывали следующие факты, касающиеся детей из экономически неблагополучных стран:
1) покинуты своими семьями около 100 млн. детей, которые существуют лишь за счет изнурительной работы, мелкого воровства, нищенства;
2) 120 млн. детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности посещать школу;
3) ежегодно около 3,5 млн. детей умирает от заболеваний, которые поддаются профилактике или лечению;
4) в развивающихся странах 155 млн. детей в возрасте до5 лет живут в условиях абсолютной бедности.
Дети должны знать свои права. Уметь их отстаивать. Изучение прав человека - это, прежде всего, воспитание уверенности в себе, терпимости.
У каждого человека есть права.
Ребёнок тоже человек, а значит и у него есть права.
Они отличаются от прав взрослых:
1) меньшими возможностями защитить самого себя;
2) физической и психологической незрелостью;
3) ранимостью;
4) зависимостью от опеки старших.
Поэтому и права его в чём-то глубже, шире, значительнее, «заботливее», чем права взрослого.
До принятия Конвенции в 1959 г. была принята «Декларация прав ребёнка».
(слайд №8)
Принцип 6 из Декларации прав ребенка гласит:
« Ребёнок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребёнок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющим семьи, и о детях, не имеющих достаточно средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям выдавались государственные или иные пособия на содержание детей».
- Ролевая игра по произведению Ж. Верна «Таинственный остров».
(слайд №9)
- Я предлагаю вам совершить небольшое путешествие и отправиться на остров Линкольна, где поселились 5 известных вам героев Жюля Верна из произведения «Таинственный остров».
Эти смельчаки совершили побег из плена на воздушном шаре и волею судеб и Жюля Верна оказались на таинственном острове.
Давайте послушаем, о чём они ведут разговор? (музыка)
Это 15-летний Герберт Браун, инженер Сайрес Смит и моряк Пенкроф, журналист Гедеон Спилет и негр Наб.
Разыгрывается сценка (приложение).
4. Обсуждение сценки. Работа над правами ребёнка.
- О чём вели разговор герои Жюля Верна?
- Как называется документ, в котором записаны права ребёнка?
- Кого Конвенция называет ребёнком?
- Назовите права ребёнка, о которых говорят герои.
(Учащиеся перечисляют права).
Да, верно. Эти права записаны в «Конвенции о правах ребёнка».
5. Работа с печатным материалом.
- У вас на столах лежит «Сокращённый перечень прав ребёнка» - (приложение).
- Посмотрите, какие ещё не назвали права? Дополните
- «Конвенции о правах ребёнка» (54 статьи) - называют «Мировой конституцией прав детей».
Это документ высокого международного уровня, соглашение, имеющее обязательную силу для всех государств, подписавших её.
(слайд №10)
В Конвенции права детей рассматриваются с 4-х аспектов: выживания, развития, защиты, обеспечения активного участия детей в жизни общества.
- С характеристикой данных аспектов вас познакомят участники данного мероприятия, исполняющие роль представителей российского законодательства.
( характеристика прав ребёнка по каждому аспекту)
- Какие права можно1назвать по данному аспекту?
6. Работа с законами РФ, в которых закреплены основные положения «Конвенции о правах ребёнка».
- Российское государство согласилось с Конвенцией. Значит, оно обязано принять такие законы, которые будут защищать права ребёнка.
Основные положения Конвенции закреплены в российских законах: Конституции РФ, ГК РФ, СК РФ, УК РФ и других российских законах.
По Конституции нашей страны каждый ребёнок имеет право на воспитание и заботу. Это право обеспечивается путём возложения на родителей равной обязанности по его воспитанию. Родительские права не должны противоречить интересам детей...».
Основные положения «Конвенции о правах ребёнка» закреплены в ГК РФ, СК РФ, УК РФ и в Уставе школы.
7. Подведение итогов.
Много говорили о правах ребёнка, о защите прав детства.
Когда речь идёт о детях, то должно произойти что-то необычно сказочное.
Это дерево волшебное, оно должно расцвести. А помогут нам права детей, с которыми мы сегодня познакомились.
(Учащиеся на плакат с изображением дерева прикрепляют цветы с надписью прав ребёнка).
(слайд № 11)
Значение «Конвенции о правах ребёнка».
1) Конвенция провозглашает ребёнка полноценной и полноправной личностью;
2) Права, закреплённые в Конвенции, наилучшим образом обеспечивают интересы детей.
3) Это документ, имеющий международное значение.
4) Является ориентиром для государств, её подписавших, в их стремлении сделать жизнь детей лучше, счастливее.
Человечество должно стремиться к процветанию, чтобы жизнь детей была счастливой и прекрасной. Было больше радости в жизни детей. Ярко светило солнце, было мирное небо над головой, чтобы чаще слышался детский смех, чтобы рядом всегда были мама и папа.
Ребята, вы имеете право расти в условиях свободы, развиваться физически и духовно здоровым нормальным путём.
Ни один ребёнок не может быть объектом произвола и должен постоять за себя. Вы имеете на это права.
(слайд № 12)
Звучит песня «Пусть всегда будет солнце...» («Солнечный круг»).
Результативность:
• формирование у учащихся знаний о правах ребёнка, зафиксированных в международно-правовых актах и в российских законах;
• 1формирование у учащихся умений защищать и отстаивать свои права;
• развитие интереса у учащихся в изучении законов по правам несовершеннолетних.
Приложение 1.
Сценка.
Пенкроф. Освоение острова уже почти закончено, все части его окрещены, здесь имеется естественная гавань, здесь оси, источники пресной воды, прекрасные дороги, телеграфная линия, верфь и даже фабрика, значит остается только одно — нанести остров Линкольна на карту!
Смит. Мы пригласили на остров всех желающих и заживем дружной семьей. Спилен Вы думаете, это возможно? Сейчас нас пятеро, мы действительно дружная семья. Но когда население острова увеличится, нужно будет регулировать отношения между людьми. Как вы собираетесь это делать?
Смит. Но существует же Всеобщая декларация прав человека, ею и будем руководствоваться. Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, имущественного, сословного или иного положения.
Наб. У нас будет настоящий остров справедливости!
Герберт. Вы не подумали о том, что пожелавшие приехать сюда могут быть людьми семейными. А у детей обязательно должны быть свои права.
Смит. Что ж, идея неплохая. Давайте подумаем, какие права могут быть у детей и назовем это Конвенцией о правах ребенка. Спилет, записывайте! Ваши предложения?
Герберт. Я считаю, что все права должны распространяться на всех детей без исключения. И государство, то есть правление нашего острова, обязано защищать эти права.
Спилет. А какие конкретно права записать?
Пенкроф. Каждый ребенок имеет право на имя при рождении, на получение гражданства.
Наб. Ребенок имеет право жить со своими родителями. Как часто негров разлучают со своими детьми.
Смит. Я считаю, нужно дополнить, за исключением тех случаев, когда это противоречит наилучшим интересам.
Наб. Но ребенок должен иметь право сохранить связь с родителями в случае разлучения с одним из них или с обоими.
Герберт. Ребенок имеет право свободно выражать свои взгляды, причем этим взглядам должно уделяться внимание при решении любых вопросов, затрагивающих данного ребенка.
Спилет. Родители должны видеть в своем ребенке самостоятельно развивающуюся личность, имеющую право на уважение ее человеческого достоинства и обеспечение ее интересов.
Герберт. Я думаю, дети должны уметь постоять за себя. Ребенок должен иметь право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей и самостоятельно обращаться за помощью к государству, не боясь «выносить сор из избы».
Наб. Я сам рос без родителей и знаю, что это такое, поэтому считаю, что государство обязано защитить ребенка, лишенного семьи и обеспечить ему ее замену. Только нужно обязательно учитывать его культурную принадлежность.
Смит. Нужно записать, что детям должно предоставляться все самое лучшее. Например, ребенок имеет право на медицинскую помощь, соответствующую наивысшим стандартам, которая может быть реально обеспечена; на образование, которое должно быть нацелено
на максимальное развитие личности, талантов, умственных и физических способностей; на отдых, досуг и участие в культурной и творческой жизни.
Пенкроф. Я бы хотел сказать о Герберте. Он все время работает наравне с нами. Ребенок должен иметь право на защиту в случаях, когда ему поручается работа, представляющая опасность для его здоровья, образования и развития,
Герберт. Я не ребенок!
Спилет. Все мои записи нужно начать с определения, кого же считать ребенком.
Смит. Запишите: ребенком признается лицо, не достигшее 18 лет.
Герберт. Я не согласен!
Смит. Герберт, ты всем нам как сын, поэтому мы всегда будем считать тебя ребенком. А чтобы не спорить сейчас, давайте запишем: «Государство должно устанавливать минимальный возраст для приема на работу и определять требования в отношении условий труда».
Спилет. Наверное, достаточно.
Наб. Пожалуйста, запишите еще: «Дети, принадлежащие к меньшинствам и коренному населению, имеют право пользоваться своей культурой, родным языком и исповедовать свою религию».
Смит. Есть еще какие-нибудь предложения?
Пенкроф. Я избороздил все моря и океаны, и такого насмотрелся. Что только не приходится терпеть бедным детям! Их пытают и лишают свободы, подвергают сексуальной эксплуатации, заставляют продавать наркотики. Я думаю, обо всем этом тоже нужно написать.
Смит. Я согласен. Спилет, пожалуйста, запишите, что государство должно защищать детей от всего этого. Ну как, Герберт, ты доволен? Теперь можно сказать, что дети на нашем острове будут защищены.
Герберт. О да, сэр, благодарю вас!
Приложение 2.
Конвенция о правах ребенка
Принята 20 ноября 1989 г. ООН.
В Конвенции права детей рассматриваются с четырех аспектов:
Выживания, развития, защиты, обеспечения активного участия детей в жизни общества.
Выживание. Самое главное право детей — это неотъемлемое право на
жизнь. Все государства должны обеспечить «в максимальной возможной
степени выживаемость и развитие ребенка». Также Конвенция признает
право каждого ребенка на доступ к пунктам медицинского обслуживания, на
уровень жизни, отвечающий стандарту (включающий пищу, чистую воду и
жилище), право на собственное имя и национальность.
Развитие. Конвенция предусматривает право ребенка на образование,
отдых и развлечения, на свободу выражения взглядов, право исповедовать
любую религию, право на свободу совести. Одно из положений Конвенции
утверждает, что родители должны, с учетом возраста и зрелости ребенка, с
уважением относиться к его взглядам.
Защита. Многие положения Конвенции предусматривают защиту ребенка в разных ситуациях: умственно отсталых, физически неполноценных детей, детей беженцев, детей-сирот, детей, по тем или иным причинам
расставшиеся со своими родителями. В некоторых случаях детей нужно
защищать от их собственных родителей.
Обеспечение активного участия в жизни общества. В Конвенции
записано, что все дети имеют право выражать свои убеждения и добиваться
того, чтобы их мнение учитывалось при принятии решений, касающихся их
жизни. Дети имеют право на личную жизнь, тайну корреспонденции и
защиту от незаконного посягательства на честь и репутацию.
Сокращенный перечень прав ребенка.
( из Конвенции о правах ребенка)
- У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных или политических убеждений.
- Право на имя при рождении, на получение гражданства.
- Право жить со своими родителями, за исключением тех случаев, когда это противоречит наилучшим интересам.
- Право сохранять связь с родителями в случае разлучения с одним из них или с обоими.
- Право на общение с обоими родителями.
- Право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей и самостоятельно обращаться за помощью к государству в необходимых случаях.
- Право свободно выражать свои взгляды и мнение.
- Право на уважение человеческого достоинства и обеспечение интересов.
- Право на достойный уровень жизни.
- Право на защиту от жестокого обращения.
- Право на медицинскую помощь.
- Право на образование.
- Право на отдых, досуг и участие культурной и творческой жизни.
- Право на защиту от экономической эксплуатации и выполнения опасной для жизни работы.
- Право на защиту от всех форм насилия.
- Государство должно устанавливать минимальный возраст для приема на работу.
- Право исповедовать любую религию.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели: 1. Представить учащимся международно-правовой акт «Конвенцию о правах ребёнка ». 2. Познакомить учащихся с правами ребёнка, с правами несовершеннолетних по российскому законодательству. Рассказать о защите прав детей . 3. Научить детей отстаивать свои права . 4. Сформировать ценностное отношение к здоровому образу жизни.
«Знать законы, значит - защищать свои права»
«Конвенция о правах ребенка» Принята - 20 ноября 1989г ООН
Факты, касающиеся детей из неблагополучных стран: 1. покинуты своими семьями около 100 млн. детей, которые существуют лишь за счет изнурительной работы, мелкого воровства, нищенства; 2. 120 млн. детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности посещать школу; 3. ежегодно около 3,5 млн. детей умирает от заболеваний, которые поддаются профилактике или лечению; 4 в развивающихся странах 155 млн. детей в возрасте до5 лет живут в условиях абсолютной бедности.
«Декларация прав ребёнка » Принцип 6: « Ребёнок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребёнок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющим семьи, и о детях, не имеющих достаточно средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям выдавались государственные или иные пособия на содержание детей».
4 аспекта 1. Выживание. 2. Развитие. 3. Защита. 4. Обеспечение активного участия детей в жизни общества.
Значение «Конвенции о правах ребенка» 1. Конвенция провозглашает ребёнка полноценной и полноправной личностью; 2. Права, закреплённые в Конвенции, наилучшим образом обеспечивают интересы детей. 3. Это документ, имеющий международное значение. 4. Является ориентиром для государств, её подписавших, в их стремлении сделать жизнь детей лучше, счастливее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Конвенция о правах ребенка" 10-11 классы
20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка. Ассамблее понадобилось всего лишь две минуты, чтобы официально превратить меж...
Конвенция о правах ребенка
Данная презентация была использована на родительском собрании....
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ РЕБЕНКА. КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА.
Цель: изучение данных документов....
Методическая разработка мероприятия "Права ребенка по Конвенции о правах ребенка".
На уроке учащиеся будут работать с правовыми документами: «Конвенцией о правах ребенка», Конституцией РФ в группе, вести дискуссию в группе, учиться устанавливать коммуникацию, общат...
Урок обществознания в 9-м классе по теме "Права ребенка. Конвенция о правах ребенка"
Разработка урока по обществознанию в 9-м классе по теме "Права ребенка. Конвенция о правах ребенка" ...
Классный час правовой тематики, посвященный Всемирному дню прав ребенка (20 ноября), Конвенции «О правах ребенка».
Цели: обобщить знания детей об основных правах ребенка; разделить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей; сформировать отрицательное отноше...
Презентация к интегрированному уроку "Конвенция о правах ребенка" (викторина "Права литературных героев")
Презентация к интегрированному уроку "Конвенция о правах ребёнка" содержит викторину "Права литературных героев", в которую входят вопросы и ответы на тему "Права ребёнка"...