Проект "Подросток-креатив"
методическая разработка на тему
Характеристика проекта:
по форме - практико-ориентированный (содержат чётко обозначенный результат деятельности, ориентированный на социальные запросы его участников);
по времени – краткосрочный (реализация рассчитана на один учебный год);
по количеству– коллективный (над реализацией проекта будет работать коллектив педагогов лицея)
Определение актуальности проекта
В современной школе как противовес традиционному обучению активно стало возрождаться и развиваться такое направление образовательной технологии, как научно-исследовательская деятельность школьников. Это интересное направление как для самих учащихся, так для педагогов и родителей. Оно позволяет преодолеть рутину повседневности, сделать учебу интересной, расширить кругозор ребенка, повысить его культурный уровень, а самое главное, стимулировать интеллектуальную активность и вместе с ней – учебную деятельность.
Но, как правило, научно-исследовательская деятельность почему-то «распространяется» на учеников с повышенной мотивацией к обучению, и место ученику-подростку с девиантным поведением в таком виде деятельности не находится. А почему? Ведь спектр работ, которые предлагают исследование, наблюдение, анализ литературы, замыкается не только в рамках предметных образовательных областей. Сколько интересных идей можно развить на межпредметном пространстве? А если уж речь зашла о детях «группы риска», то, несомненно, социальные явления, их влияние на жизнь, на общение подростков в разных социальных группах, исследование молодёжных субкультур – это те темы, которые можно предложить подросткам с девиантным поведением для создания социальных проектов, тем самым, обеспечивсоциальную адаптацию и интеграцию в общество.
Не всегда подросток с девиантным поведением имеет низкие интеллектуальные способности. А скорее его социальный неуспех вызван рядом причин: социальная и педагогическая запущенность, педагогическая несостоятельность родителей, низкая мотивация к обучению. И тогда, если научно-исследовательской работа, реферат с частичным исследованием, трудно освоить ученику-подростку с девиантным поведением, то участие в создание и реализации социального проекта, направленного, повторимся, на его социальную адаптацию и интеграцию в общество,- это продуктивный вид совместной деятельности подростков и педагогов.
Наш проект описывает содержание работы с подростками девиантного поведения, в котором мы предлагаем, как построить и организовать с ними научно-исследовательскую работу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_podrostok-kreativ.doc | 102 КБ |
Предварительный просмотр:
-Характеристика проекта:
по форме - практико-ориентированный (содержат чётко обозначенный результат деятельности, ориентированный на социальные запросы его участников);
по времени – краткосрочный (реализация рассчитана на один учебный год);
по количеству – коллективный (над реализацией проекта будет работать коллектив педагогов лицея)
Определение актуальности проекта
В современной школе как противовес традиционному обучению активно стало возрождаться и развиваться такое направление образовательной технологии, как научно-исследовательская деятельность школьников. Это интересное направление как для самих учащихся, так для педагогов и родителей. Оно позволяет преодолеть рутину повседневности, сделать учебу интересной, расширить кругозор ребенка, повысить его культурный уровень, а самое главное, стимулировать интеллектуальную активность и вместе с ней – учебную деятельность.
Но, как правило, научно-исследовательская деятельность почему-то «распространяется» на учеников с повышенной мотивацией к обучению, и место ученику-подростку с девиантным поведением в таком виде деятельности не находится. А почему? Ведь спектр работ, которые предлагают исследование, наблюдение, анализ литературы, замыкается не только в рамках предметных образовательных областей. Сколько интересных идей можно развить на межпредметном пространстве? А если уж речь зашла о детях «группы риска», то, несомненно, социальные явления, их влияние на жизнь, на общение подростков в разных социальных группах, исследование молодёжных субкультур – это те темы, которые можно предложить подросткам с девиантным поведением для создания социальных проектов, тем самым, обеспечив социальную адаптацию и интеграцию в общество.
Не всегда подросток с девиантным поведением имеет низкие интеллектуальные способности. А скорее его социальный неуспех вызван рядом причин: социальная и педагогическая запущенность, педагогическая несостоятельность родителей, низкая мотивация к обучению. И тогда, если научно-исследовательской работа, реферат с частичным исследованием, трудно освоить ученику-подростку с девиантным поведением, то участие в создание и реализации социального проекта, направленного, повторимся, на его социальную адаптацию и интеграцию в общество,- это продуктивный вид совместной деятельности подростков и педагогов.
Наш проект описывает содержание работы с подростками девиантного поведения, в котором мы предлагаем, как построить и организовать с ними научно-исследовательскую работу.
Цель: создание условий для формирования позитивного социального поведения, социальной адаптации и интеграции в общество подростков с девиантным поведением через совершенствование механизмов и технологий взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Задачи:
- Совершенствовать содержание деятельности педагогов лицея в работе с подростками с девиантным поведением;
- Создать информационный педагогический банк материалов по обеспечению эффективности работы с подростками в условиях научно-исследовательской деятельности;
- Разработать комплексный план научно-исследовательской работы с подростками;
- Разработать диагностическую папку для реализации проекта и кооректировки;
- Издать брошюру с тезисами и работами учащихся.
Важнейшие целевые индикаторы и показатели проекта
- Удельный вес численности детей «группы риска», охваченных социально-активными технологиями в рамках реализации проекта;
- Уровень успешности детей «группы риска» в КТД и мероприятиях, спланированных образовательной Программе лицея в рамках научно-исследовательской деятельности.
- Уровень удовлетворенности родителей и учащихся организацией и реализацией проекта;
- Уровень эффективности воспитательной деятельности в рамках организации научно-исследовательской работы с подростками с девиантным поведением;
- Уровень эффективности функционирования методического банка по обеспечению эффективности работы с подростками в условиях научно-исследовательской деятельности;
- Обновить и дополнить содержание воспитательной деятельности образовательного учреждения материалами педагогического сопровождения детей «группы риска» в работе социального педагога.
Сроки и этапы реализации проекта
1-й этап - подготовительный (апрель–август 2009 года): создание информационного обеспечения проекта;
Цель этапа: Создание информационно-методического банка материалов для педагогов по обеспечению эффективности работы с подростками в условиях научно-исследовательской деятельности;
2-й этап - деятельный (2009-2010 учебный год): осуществление информационного обеспечения проекта; создание методического банка; реализация проекта;
Цель этапа: Реализация комплексного плана научно-исследовательской работы с подростками с девиантным поведением;
3-й этап – оценочный - (май-август 2010 года): мониторинг качества и эффективности деятельности проекта; обобщение и распространение результатов, полученных на предыдущих этапах.
Цель этапа: Анализирование и резюмирование итогов реализации проекта.
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта
1. Все дети «группы риска» будут охвачены участием в проекте;
- Повыситься Уровень успешности детей «группы риска» в КТД и мероприятиях, спланированных в образовательной Программе лицея;
- Повыситься уровень удовлетворенности родителей и учащихся организацией жизнедеятельности в лицее;
- Дополниться материалами методический банк, из этого будет следовать высокий уровень эффективности его функционирования;
- Повысится процент участия в учебной деятельности образовательного учреждения родителей детей «группы риска»;
- Обновится и дополнится содержание деятельности образовательного учреждения материалами для социального педагога в работе с детьми «группы риска».
Блоки реализации проекта
Название блока | Содержание деятельности |
Нормативно – правовой |
|
Организационный |
|
Методический |
|
Информационный |
|
Мотивационный |
|
Кадровый |
|
Финансовый |
|
Содержание проекта
Этап | Содержание деятельности | сроки |
подготовительный |
| Апрель –май 2009 года |
деятельный |
| Сентябрь 2009 года |
| Сентябрь-октябрь 2009 года | |
| Октябрь 2009 г.- Апрель 2010 г. | |
| Апрель 2010г. | |
| Апрель 2010г. по плану ОП лицея | |
оценочный |
| Май-август 2010 г. |
Управление процессом реализации проекта
Функции управления | Содержание деятельности |
информационно- аналитическая | Формирование банка данных об опыте по данной проблеме, новых исследованиях в области актуальных проблем педагогики, психологии и т.д., научно – методического материала о состоянии данной работы в лицее; |
мотивационно – целевая | Определение совместно с педсоветом, методическим советом и т.д. целей деятельности коллектива и отдельных преподавателей, направленной на реализацию проекта на каждом ее этапе. Разработка системы мотивации и создание ситуации успеха у подростков; |
планово-прогностическая | Совместно с управленческими структурами лицея планирование и организация работы по выбранным направлениям, прогнозирование результатов реализации проекта; |
организационно – исполнительская | Организация реализации проекта в рамках Образовательной Программы лицея, обобщение опыта социальных педагогов по реализации данного направления деятельности с подростками с девиантным поведением, осуществление повышения квалификации социального педагога лицея; |
контрольно – оценочная | Осуществление мониторинга и оценки состояния всех этапов реализации проекта; |
регулятивно – коррекционная | Обеспечение поддержания проекта в соответствии с образовательной системой, устранение нежелательных отклонений в работе. |
Кадровое обеспечение проекта
Ф.И.О. педагога | Функционал в реализации проекта | Функционал педагога в лицее | Кратное резюме педагога |
Елена Евгеньевна Боброва | Руководитель проекта | Зам. директора лицея по НМР | Образование высшее, заместитель директора лицея по научно-методической работе, педагогический стаж -28 лет, имеет высшую квалификационную категорию заместителя директора по научно-методической работе. Почётный работник общего образования Российской Федерации; награждена Грамотой Министерства образования Московской области. Руководитель научно-исследовательской деятельностью школьников лицея. |
Анна Сергеевна Хренова | Координатор проекта | Соц. педагог | Образование высшее, преподаватель культурологии педагогический стаж – 15 лет, имеет высшую квалификационную категорию заместителя директора по воспитательной работе; имеет опыт работы с детскими общественными организациями, была методистом Районного ДДТ по работе с общественными детскими организациями, подготовила финалиста-призёра областного конкурса «Лидер XXI века»; автор социальных проектов для работы школ актива старшеклассников. |
Ольга Михайловна Кубитович | консультант | Зам. директора лицея по ВР | Образование высшее, педагогический стаж – 23 года. Имеет высшую квалификационную категорию заместителя директора по воспитательной работе. В течение 5 учебных лет под её руководством успешно реализуются воспитательная программа лицея и социальные проекты. |
Елена Александровна Трушкина | консультант | Психолог лицея | Образование высшее, педагогический стаж – 5 лет, I квалификационная категория педагога-психолога. Владеет мониторинговыми технологиями и технологией психологического сопровождения учеников и семей учеников; имеет достаточный опыт по анализу диагностических материалов; |
Надежда Валенти- новна Токмакова | консультант | Препода- ватель физики | Образование высшее, педагогический стаж -10 лет. Имеет высшую квалификационную категорию учителя физики; классный руководитель коллектива, который дважды стал победителем конкурса «Лучший класс года», победитель национального проекта «Образование» на муниципальном уровне в 2008 году. |
Используемая литература
- Белых С.Л. Управление исследовательской активностью ученика: Методическое пособие для педагогов средних школ, гимназий, лицеев / Комментарии А.С. Саввичева. Под ред. А.С. Обухова. – М.: Журнал «Исследовательсакя работа школьников», 2007. – 56с.
- Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2.- C. 36-43.- (Филос.-психол. основы теории В. В. Давыдова).
- Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы, № 6, 1995
- Гузеев В. В. Образовательная технология: от приёма до философии М., 1996
- Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М., 2001. – 48 с.
- Исследовательская деятельность школьников. Интернет-портал // http://www.researcher.ru/servermap.html
- Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с 151-157
- Поддьяков А.Н. Проблемы психического развития ребенка: [Развитие творчества на всех этапах обучения как условие развития психич. активности детей: Данные исслед. Центра " Дошкольное детство " им. А.В. Запорожца]/ Н. Поддьяков // Дошкол. воспитание. -2001. -N 9. – C. 68-75.