«Что такое Родина?»
методическая разработка на тему
Цели и задачи:
- установить контакт с детьми;
- создать благоприятную атмосферу для дальнейших занятий;
- актуализировать в сознании детей образ Родины;
- познакомить воспитанников со значением понятий «Родина», «малая родина», «достопримечательность»;
- создать условия для осознания детьми любимых мест в родном городе.
Реквизит: 2 набора карточек с названием районов города и их достопримечательностей, рисунки с изображением исторической реконструкции крепости Оскол.
Ход занятия:
Воспитатель:
Здравствуйте, дети! Сегодня мы начинаем не совсем обычные занятия. Почему необычные? Да потому, что на этих занятиях мы будем говорить о том, что является дорогим, важным и любимым для каждого человека – о месте, где он родился и вырос, где он живёт, где живут его близкие люди, о неповторимой и прекрасной природе, которая окружает его. Вы уже догадались, о чём будет идти речь на наших занятиях?
Если дети не отвечают, что «о Родине», то задаются наводящие вопросы:
- Как называется место, в котором человек родился?
- За что шли воевать с немецко-фашистскими захватчиками наши деды и прадеды?
После ответов открывается плакат со словом «Родина».
Воспитатель:
- А как называется наша Родина?
Ответы детей.
Воспитатель:
Родина любого человека имеет свою историю, культуру, природные, экономические и политические особенности. Эти особенности отличают одну страну от другой, делают её неповторимой, привлекательной и любимой для её жителей.
История нашего города, так же как и нашей страны очень богата событиями:
Воспитатель:
В 1593 году в царствование Фёдора Ивановича ставится на реке Оскол, усть Оскольца крепость Оскол, который получает впоследствии название «Старого». Построение крепости являлось «…как настоятельной государственной необходимостью». Крепость должна была защищать южные границы государства Российского от набегов крымских татар.
Заранее раздаются на парты рисунки с изображением исторической реконструкции крепости Оскол.
Воспитанник 1:
О самом построении Старого Оскола, к сожалению, ничего неизвестно, так как «строительные» книги сгорели во время бывшего в нём пожара в 1711 году, неизвестно также, кто ставил Оскол, и когда строительство было окончено.
Воспитатель:
С древних времён люди стремились селиться на территориях, наиболее удобных для проживания. Как правило, поселения располагались на берегах рек и озёр. Территории, на которых люди обустраивали свои поселения, отличались друг от друга. В одном месте было больше лесов, в другом – лугов и полей. Одни поселения стояли на реках, другие – на озёрах. А какие природные особенности нашего города или страны вы знаете?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Давайте поиграем в игру – кто вспомнит больше всего фактов из истории нашего города или страны?
Дети называют факты из истории страны или города. Подводятся итоги – кто больше всего назвал фактов.
Воспитатель:
А теперь послушайте рассказы других детей, которые заранее подготовили небольшие доклады об истории старооскольского края.
Воспитатель:
Итак, продолжим. Шли годы, столетия… Город перестал выполнять функции охранной крепости.
Воспитанник 2:
В начале прошлого столетия в старооскольской земле были открыты залежи богатой руды с содержанием железа 52%. Наш край надолго связал свою судьбу с уникальным месторождением. Началось освоение подземных богатств староосколья. Постепенно город стал расти и развиваться.
Воспитанник 3:
Но мирное течение жизни прервало нападение фашистской Германии на Советский Союз (так раньше называлась наша Родина) в июне 1941 года. Многие оскольчане встали на борьбу с врагом. После призыва в армию резко сократилась численность работающих мужчин. На их место встали женщины и дети. Работали по 12 часов в сутки, без праздников и выходных. Предприятия города работали круглосуточно. На работу пошли даже те, кому было 11 -13 лет.
Воспитанник 4:
Утром 3 июля 1942 года в город вошли передовые части противника. С 3 июля 1942 года и по 5 февраля 1943 года территория города и район находились в зоне оккупации. За эти 7месяцев нашему краю был нанесён большой урон. Были сожжены здания от налётов авиации, более двух тысяч парней и девушек были угнаны на работу в Германию, свыше 300 человек повешены и расстреляны.
Воспитанник 5:
Освобождение староосколья началось со второй половины января 1943 года. Шли ожесточённые бои. При поддержке 20 и 28 миномётных бригад, 208 ночной ближнебомбардировочной дивизии утром 5 февраля 1943 года бойцы 340 и 107-й стрелковых дивизий решительным штурмом овладели городом Старый Оскол.
В ожесточённых боях на территории нашего края погибли свыше 6000 воинов, прах которых хранят 30 братских могил – 6 из них на территории города.
Воспитанник 6:
После окончания войны надо было восстанавливать страну, её экономику. И каждый город и деревня этой большой страны как могли поднимали разрушенное войной хозяйство. Староосколью придавалась большая роль в дальнейшем развитии горнорудной промышленности. Старооскольский край вступил в новый этап своего развития. Старый Оскол вновь привлёк к себе внимание, но уже как промышленный центр.
Воспитатель:
Древний город, четыре века назад ставший крепостью на тревожном южном рубеже Московского государства, живёт новой жизнью. Меняется облик Старого Оскола, но никогда не изменить его прошлого, его историю. Как не изменить и историю всей нашей страны. Каждый народ, каждая страна имеют свою неповторимую культуру. Культура – это творчество писателей и поэтов, художников и артистов, памятники архитектуры и истории, это всё то, что отражает неповторимость народа, его традиции, быт. Назовите известные вам культурные особенности нашего города или страны.
Дети называют культурные особенности нашего города, страны.
Во время выполнения этого задания необходимо помочь детям правильно сформулировать свои мысли поправляя их и подсказывая им.
Главная задача – максимально актуализировать знания ребят о своей Родине и закрепить у них информацию о том, что Родина – это и история, и культура, и природа.
Воспитатель:
Итак, мы с вами только что услышали, как в нашем родном городе много интересных и красивых мест. А вы знаете, как называются особенно красивые места, а также то, что имеет историческую и культурную ценность? Такие места называются достопримечательностями. А сейчас я предлагаю вам сыграть в игру, которая определит, у кого из вас самая лучшая память.
Дети делятся на две группы.
Первый вариант.
Каждый член первой группы должен будет запомнить название одного района города (которое будет записано на карточках), а каждый ребёнок второй группы – одну из достопримечательностей какого-либо района (тоже на карточках).
Далее воспитатель зачитывает название района и его достопримечательность. Ребята в каждой команде находят соответствующую карточку и запоминают её содержание. После того, как были названы все районы с их достопримечательностями, воспитатель собирает карточки и предлагает по памяти первой команде назвать район, а второй – его достопримечательность.
Второй вариант – «Лото».
Каждой команде раздаётся набор карточек с названием районов и достопримечательностей. Ребятам нужно запомнить название района города и соответствующую ему достопримечательность. После того, как воспитатель назовёт все районы и их достопримечательности, ребятам даётся задание как можно быстрее сложить карточки: район и находящаяся на его территории достопримечательность. Оцениваются время и правильность выполнения задания.
Подводятся итоги игры.
Воспитатель:
А сейчас я попрошу всех по очереди сказать, что на сегодняшнем занятии вам запомнилось, понравилось, на что вы обратили внимание?