Педагогические материалы
статья по теме
Тексты выступлений на педагогических советах, круглых столах и районных семинарах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Цели современного урока.doc | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели современного урока.
Организация процесса обучения прежде всего связана с четким определением его целей, а также их осознанием и принятием учащимися.
Цели обучения есть нечто иное, как идеальное (мысленное) предвосхищение его конечных результатов, т.е. того, к чему должны стремиться педагог и учащиеся. В этом смысле целевые установки учебного процесса делают для учащихся понятными смысл и способы организации учебного процесса, учебно-познавательной деятельности и оказывают существенное влияние на ее активизацию.
Существует 3 группы взаимосвязанных целей:
- Образовательные (овладение знаниями, умениями, навыками).
- Развивающие (развитие мышления, памяти, творческих способностей, а также умений и навыков).
- Воспитательные (формирование мировоззрения, нравственности, эстетической культуры).
Проектируя проведения учебных занятий, педагогу следует детально определить как образовательные, так и развивающе-воспитательные цели, а также тот уровень, на котором будут решаться эти цели. Их необходимо доводить до сознания учащихся, чтобы они хорошо понимали целевую направленность своей учебно-познавательной деятельности.
Нередко учителя основное внимание обращают на усвоение учащимися приемом произвольного внимания, а также способам мыслительной деятельности, приемам рационального запоминания и не заботятся о побуждении их к самостоятельности и творчеству в процессе овладения изучаемым материалом. Все это отрицательно сказывается на развивающей стороне обучения.
Важной развивающей и воспитательной задачей урочных занятий является формирование интереса к учению, усидчивости и настойчивости в овладении знаниями.
Кроме того, встает вопрос об учете индивидуальных особенностей мышления, памяти, сообразительности, способностей. Задача индивидуального подхода к учащимся решается более успешно, если на уроках широко практикуется самостоятельная работа учащихся.
Интересны также рекомендации по определению целей обучения, выработанные с точки зрения технологического подхода в обучении.
––Педагогическая технология - систематический метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования. Для технологического подхода характерно, как указывают ряд зарубежных исследователей (Р.Гонье, Л.Бригге, А.Д.Ромишовский), наличие некоторого воспроизводимого обучающего цикла, включающего обратную связь, диагностику и коррекцию. Вот этапы этого цикла:
а). Общая постановка целей обучения;
б). Переход к их детализации;
в). Предварительная оценка обученности, активизации ранее изученного (диагностики);
г). Коррекция на основе оперативной обратной связи;
д). Оценка результата (рефлексия)
Эти этапы и требования, формулируемые педагогической технологией, помогают учителям отвечать на извечные вопросы, возникающие в практике: какая цель должна быть достигнута и какова последовательность ее реализации?
В результате рождаются вариативные способы решения педагогических задач и разнообразные педагогические системы, в основе которых функционирует технологическая схема:
Цель––средства––правила
и
Последовательность их использования
Результат
Ранее уже были приведены общедидактические цели обучения(«должные»). Специфика технологического подхода в том, что он требует конкретизации.
Цели обучения формируются следующим образом:
- Диагностично, т.е. проверяемо и измеряемо;
- Цели обучения должны быть реальными, т.е. учитывать «базу знаний» об индивидуальных особенностях учащихся, включая их учебные возможности, сведения о работоспособности и перспективах учения.
- Цели формируются конструктивно, т.е. с учетом профессиональных возможностей педагогов, реализующих поставленные цели.
Использованная литература:
- Харламов И.Ф. Педагогика. Уч. пособие. 2-е изд. М.:высшая школа, 2002. 576 с.
- Кузибецкий А.И. Технологический подход в обучении: эволюция основных понятий и особенности содержания. Химия в школе. №5.2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Дидактические материалы экологической направленности"
В условиях новой системы аттестации педагогических работников одним из требований к первой и высшей квалификационной категории является наличие педагогического проекта. Надеюсь, что опыт моей работы б...
Применение гибких методов обучения детей с ОВЗ, опирающиеся на новаторские подходы к использованию педагогических материалов, оборудования и ИКТ.
Организация процесса познания – одна из важнейших задач, стоящих перед учителями школ, где обучаются дети с ограниченными физическими возможностями. Познавательная деятельность – это средство достижен...
Материалы педагогического совета "Личность педагога - основной фактор успешности педагогической деяткльности"
Выступление на педагогическом совете на тему "Личность педагога - основной фактор успешности педагогической деяткльности"...
Форма 4 п.4.1 Публикации педагогических разработок и методических материалов в СМИ, размещение материалов в сети Интернет
свидетельства о публикации в сети Интернет...
Выступление учителя английского языка на педагогических чтениях школьного уровня с материалом из собственного педагогического опыта с применением образовательных технологий на своих уроках.
Жизнь в современном обществе требует от школьников развития таких важных познавательных навыков, как умение выработать собственное мнение, осмыслить опыт, выстроить цепь доказательств, выразить себя я...
Сборник педагогических материалов ДОУ по познавательно-исследовательской деятельности
Сборник педагогических материалов ДОУ по познавательно-исследовательской деятельности...