Статья. Формирование речевой компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы
статья по русскому языку (5 класс)

Карпенко Анна Михайловна

Формирование речевой компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование речевой компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы

Карпенко Анна Михайловна – учитель

Разделы: русский язык, литература

Ключевые слова: речевые компетенции

2024 год

Что касается речей, тут важны три вещи: кто говорит, как говорит и что говорит, причем последнее наименее важно. Д. Морли

В современном обществе формирование речевой компетенции вызывает большой интерес, так как не секрет, что существует большая проблема, связанная с явным недостатком языкового воспитания, низкой языковой компетенцией большей части населения. Речевая компетенция учащихся – тема довольно актуальная на сегодняшний день.

Что же такое речевая компетенция?

Речевая компетенция входит в состав коммуникативной компетенции. И означает свободное практическое владение речью, умение говорить правильно, бегло и динамично как в диалоге, так и в виде монолога, хорошо понимать слышимую и читаемую речь, включая умение производить и понимать речь в любом стиле, т.е. способность использовать накопленный языковой материал в речи с целью общения.

Цель моей работы заключается в следующем:

- определить и утвердить методы и технологии, позволяющие наиболее эффективно формировать речевую компетенцию в условиях образовательного пространства школы.

Работая над проблемой, я ставлю перед собой задачи:

1. Научиться работать с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации, анализировать её, делать обобщения и выводы);

2. Формировать умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, проявляя уважения и терпимость к чужому мнению, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами; грамотно разрешать конфликты в общении; поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила общения, в формах монолога и диалога;

3. Повысить интерес к русскому языку и литературе и развивать мотивацию учебной деятельности; повысить результативность обучения; активизировать творческую деятельность – желание участвовать в различных творческих конкурсах.

У многих обучающихся беден словарный запас. Мало кто умеет аргументировать свои выступления, делать обобщенные выводы или просто свободно и произвольно общаться друг с другом. Зачастую они стараются заменить живую, культурную речь стандартной житейской мимикой и жестами, то есть примитивными невербальными способами общения, жаргонной речью, затрудняются в создании самостоятельных, связных, обобщенных устных и письменных высказываний. Многие обучающие не умеют извлекать и перерабатывать учебную информацию, затрудняются выделить главную мысль текста, свёртывать информацию до ключевых слов. Основным направлением в формировании речевой компетенции учащихся является ориентированность на текст. Мы живем в мире текстов, они нас окружают, мы их читаем, слушаем, изучаем, создаем сами, когда говорим, пишем…

Тексты – это наша речь, это жизнь нашего языка. А родному языку мы учимся постоянно. Поэтому вся работа строится на постижении художественного текста. Работая с текстом, мы воспитываем такие качества как любовь, патриотизм, милосердие, сострадание, добро. На уроках стараюсь создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества. Каждый урок строю так, чтобы заинтересовать учащихся, чтобы привить любовь к литературе и русскому языку.

Что такое компетентность, компетентностный подход?

Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Выходит, что компетенция для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения.

Коммуникация – акт общения, связь между двумя и больше индивидами, основанная на взаимопонимании, сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц.

Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию. Языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных.

Коммуникативная компетенция – это не только способность понимания чужих и порождение своих собственных высказываний, речевого поведения, адекватного целям, сферам, ситуациям общения, она включает в себя знания основных речеведческих понятий: стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте, умение анализировать текст. В связи с этим коммуникативный подход требует новых методов, форм и средств обучения, особой организации учебного материала в разделах «Развитие речи» и «Культура речи» на уроках русского языка. Кроме того, коммуникативный подход предполагает изучение языковых единиц с учетом их функций и взаимодействия в речи, усвоение особенностей функционирования грамматических форм и структур в различных типах и стилях речи, т. е. изучение фактов языка в единстве их формы, значения и функции.

Владение языком означает умение действовать, соблюдая нормы русского литературного языка и правила культуры речи. Каждый культурный человек должен быть знаком с разноаспектными словарями и справочниками по русскому языку и уметь ими пользоваться во всех сомнительных случаях.

К сожалению, наши ученики имеют серьёзные недостатки в развитии коммуникативной компетентности. Каковы причины?

  • снижение уровня читательской культуры;
  • снижение уровня индивидуального словарного запаса;
  • низкий уровень сформированности индивидуально-личностных оснований для коммуникативной компетентности.

Языковая компетенция.

Языковая компетенция – способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические средства, в конечном счёте – владение богатством языка как условие успешной речевой деятельности. Эти задачи традиционно решаются в школе путём введения новых пластов лексики, пополнения фразеологического запаса, обогащения грамматического строя речи учащихся: усваиваются морфологические нормы согласования, управления, построения предложений разных видов, речь школьников обогащается синонимическими конструкциями

Именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах – чтении, говорении, письме, аудировании. "Обучать общению, общаясь” – без этих условий нет урока.

Коммуникативная компетентность означает готовность ставить и достигать цели устной и письменной коммуникации: получать необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей.
Коммуникативный потенциал – это характеристика возможностей человека, которые и определяют качество его общения. Он включает наряду с компетентностью в общении ещё две составляющие: коммуникативные свойства личности, которые характеризуют развитие потребности в общении, отношение к способу общения и коммуникативные способности – способность владеть инициативой в общении, способность проявить активность, эмоционально откликаться на состояние партнёров общения, сформулировать и реализовать собственную индивидуальную программу общения, способность к самостимуляции и к взаимной стимуляции в общении.


Формирование коммуникативной компетенции – процесс длительный и достаточно сложный. Главная роль отводится урокам русского языка. Особую сложность в преподавании русского языка представляет соотнесение предметного курса и реального речевого опыта школьника, процесс приобретения знаний о языке и процесс овладения языком.
Что может сделать учитель русского языка и литературы, чтобы обеспечить коммуникативную компетенцию учеников? Прежде всего, создать оптимальные условия для продвижения каждого ученика в образовательном пространстве. Для этого и необходимо знать учебные возможности школьников каждого возраста.
На уроках развития речи особое внимание уделяется коммуникативным компетенциям на основе работы с текстом.

Работать над "развитием речи вообще” нельзя, важно в каждом классе сосредоточиться, что должны знать и уметь дети в определенных разновидностях устной и письменной речи. Однако в понятие коммуникативной компетенции входит не только овладение необходимым набором речеведческих и языковых знаний, но и формирование умений в области практического использования языка в процессе речевой деятельности. Это соотносится и с реализацией воспитательных задач по формированию социально активной личности, ориентирующейся в современном мире. Коммуникативная компетенция здесь становится частью культурной компетенции, ведёт к повышению общей гуманитарной культуры личности, формированию у неё высоких творческих, мировоззренческих и поведенческих качеств, необходимых для включения её в разнообразные виды деятельности.
Главным принципом формирования коммуникативной компетенции является личностная адресованность образования. Поэтому тема "Развитие речи” реализуется в первую очередь в возможности ввести учащихся в содержание данной темы различными путями в зависимости от личностно-психологических и физиологических особенностей учащихся.
Пути реализации коммуникативной компетенции учащихся состоят в том, что формы, методы и приемы работы направлены на то, чтобы содержание учебного материала было источником для самостоятельного поиска решения проблемы.

Пути реализации языковой и речевой компетенции.

Пути реализации коммуникативной компетенции учащихся состоят:

Формы и методы.

Формы, методы и приемы работы направлены на то, чтобы содержание учебного материала было источником для самостоятельного поиска решения проблемы.


В этом плане использование инновационных педагогических технологий играет большую роль. Исследовательский метод, дискуссии мозговой штурм, технология "критического мышления”, интерактивные, групповые формы и методы, коллективный способ обучения. Данные технологии развивают творческую активность, формируют мыслительную деятельность, учат школьников отстаивать свою точку зрения, помогают добиться глубокого понимания материала.

Работа в парах, в группах сменного состава позволяет решить и задачи воспитания: желание и умение сотрудничать в группах с одноклассниками. Главное в работе – школьники свободно говорят, спорят, отстаивают свою точку зрения, ищут пути решения проблемы, а не ждут готовых ответов.

Методы, ориентированные на устную коммуникацию

  • Все виды пересказа
  • Все формы учебного диалога
  • Доклады и сообщения
  • Ролевые и деловые игры
  • Учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов
  • Обсуждение, дискуссия, диспут
  • Выступления в качестве ведущих на мероприятиях

Методы, ориентированные на письменную коммуникацию

  • Сочинения и изложения
  • Телекоммуникационные тексты, сообщения
  • Участие в конкурсах сочинений

Подходы в обучении

а) Компетентностный подхода в обучении.


Успешное применение данного подхода в обучении обучении означает, что обучаемые знают язык, демонстрируют коммуникативные умения и способны успешно действовать вне школы, т.е. в реальном мире.


б) Деятельностный подход.


Данный подход положен в основу формирования коммуникативной компетенции, так как он обеспечивает самостоятельную творческую деятельность каждого ученика. Подход основан на положении П. Я. Гальперина о том, что в самостоятельной творческой деятельности каждого ученика надо идти от внешних практических материальных действий к действиям внутренним, теоретическим, идеальным. Т. е. обучение предполагает на первом этапе совместную учебно-познавательную деятельность под руководством учителя, а затем – самостоятельную. Речь идет о "зоне ближайшего развития”, которую необходимо учитывать при формировании коммуникативной компетенции.

Условия.
Для того чтобы формирование коммуникативной компетенции было результативным, более успешным, чтобы создать оптимальные условия для продвижения каждого ученика, необходимо знать учебные возможности обучающихся данного возраста.


При определении учебных возможностей учащихся учитываются два параметра:

а) обучаемость и учебная работоспособность. (Одним из критериев определения уровня обученности являются оценки в журналах. Уровень сформированности интеллектуальных умений определяется в процессе познавательной деятельности путем наблюдения. После определения уровней сформированности данных качеств, устанавливается общий уровень обучаемости каждого ученика.

б) уровень учебной работоспособности (определяется путем наблюдения за физической работоспособностью учащихся, сформированностью положительного отношения к учению. После определения уровней сформированности данных качеств, устанавливаются учебные возможности каждого).

Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции:

Речь и речевое общение.

Речь устная и письменная, монологическая (повествование, описание, рассуждение, сочетание видов монолога) и диалогическая.

Речевая деятельность.

Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Понимание информации текста, передача содержания. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний разной коммуникативной направленности.

Текст.

Текст как речевое произведение. Тема, микротема. Виды переработки текста (план, конспект, аннотация). Анализ текста.

Функциональные разновидности языка.

Стили речи, сфера употребления, стилевые жанры.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий является неотъемлемой частью языкового образования в школе.

Языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных.

Именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах – чтении, говорении, письме, аудировании. "Обучать общению, общаясь” – без этих условий нет урока.
По моему мнению, именно применение коммуникативной компетенции на уроках русского языка создаёт условия для развития интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению в любом культурном пространстве. Без развития коммуникативной компетенции не может быть конкурентоспособной, толерантной личности, потому что, начиная со среднего звена, с простого (языковой анализ текста) и заканчивая в старших классах лингвистическим анализом или интерпретацией текста, анализом сюжета, у учащихся формируются практические навыки. Все виды компетенции, сформированные у учащихся, проявляются при сдаче ЕГЭ.

Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение); создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно); составление плана, тезисов, конспекта; приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»); выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

На уроках русского языка предлагаю учащимся разнообразные виды заданий, позволяющие выражать свои мысли связно и адекватно, строить коммуникативно-целесообразные высказывания в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения. Это означает, что необходимо вырабатывать чувство языка, развивать аналитические и творческие способности учащихся – как на уровне содержания, так и на уровне языковых средств, что очень тесно взаимосвязано.

Формирование коммуникативных и языковых компетенций.

Компетенции

Общепредметные компетенции

Русский язык

Коммуникативная компетенция

Устный диалог

Задавание вопросов собеседнику.
Конструирование ответа на вопрос.

Диалог в письменной форме

Самопрезентация в форме резюме.

Полилог(коллективная дискуссия)

Ролевая форма представления текста произведения.

Языковая компетенция

Письмо

Орфографическая и пунктуационная грамотность.
Составление документации.

Речь

Орфоэпические нормы.

Чтение

Выразительность, эмоциональность

Выводы

Система работы с лингвистическим и художественным текстами необходима, так как она даёт подготовку к государственной (итоговой) аттестации учащихся.

Как известно, конечная цель обучения русскому языку – это практическая грамотность, языковая и речевая компетентность учащихся. Соединить деятельность школьников по выработке (закреплению) практических навыков грамотного письма и речевому развитию позволяет работа с текстом как основной дидактической единицей.

Применение коммуникативной компетенции на уроках русского языка создаёт условия для развития интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению в любом культурном пространстве.

Без развития коммуникативной компетенции не может быть конкурентоспособной, толерантной личности, потому что, начиная со среднего звена, с простого (языковой анализ текста) и заканчивая в старших классах лингвистическим анализом или интерпретацией текста, анализом сюжета, у учащихся формируются практические навыки. Все виды компетенции, сформированные у учащихся, проявляются при сдаче ЕГЭ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование речевой компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы

В работе рассматриваются основные причины, из-за которых у школьников возникают проблемы с овладением коммуникабельных навыков, и формулируются основные задачи педагога для решения этих проблем....

Обобщение опыта: «Формирование познавательной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы через систему эффективных уроков»

       Актуальность проблемы.    В настоящее время осознана важность и необходимость развития познавательной активности учащихся  на уроках русского язык...

Формирование языковой и речевой компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы

Формирование языковой и речевой компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы...

Формирование речевой компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы

Речь детей очень часто бедна просто потому, что они не стремятся  говорить более ярко, выразительно и разнообразно. Не секрет, что многие из нас  не обладают хорошо поставленным голосом, не ...

" Формирование речевой компетенции учащихся на уроках русского языка как средства воспитания творческой одаренной личности"

Доклад по теме " Формирование речевой компетенции учащихся на уроках русского языка..."...

Формирование речевой компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы

Сообщение о формах и методах формирования речевой компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы....