Урок - презентация «Монолог. Диалог. Полилог» 5 класс
презентация к уроку по русскому языку (5 класс)

Брянцева Светлана Васильевна

Урок - презентация «Монолог. Диалог. Полилог» 5 класс

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Монолог. Диалог. Полилог

Слайд 2

Цели урока : 1.Познакомиться с понятиями « монолог » , « диалог », и « полилог ". 2.Развивать умения и навыки составлять диалог на предложенную тему . 3. Расставлять знаки препинания при диалоге ; различать диалог и поли лог . 4.Воспитывать культуру речи .

Слайд 3

ПОВТОРИМ! (восстановите «дырявый» текст) Слова какого-либо лица , передаваемые от его имени , называ­ются .... Прямая речь пишется с ... буквы и заключается в ... . Слова автора , стоящие после прямой речи , начинаются с ... буквы , перед ними ставятся ... и ... Если прямая речь стоит после слов автора , то перед ней ста­вится ....

Слайд 4

ПРОВЕРЬ СЕБЯ! Слова какого-либо лица , передаваемые от его имени , называ­ются прямой речью . Прямая речь пишется с большой буквы и заключается в кавычки . Слова автора , стоящие после прямой речи , начинаются с маленькой буквы , перед ними ставятся запятая и тире . Если прямая речь стоит после слов автора , то перед ней ста­вится двоеточие .

Слайд 5

ПОВТОРИМ! Расставьте знаки препинания ( Работа на экране) Увидел Иван-царевич, что его стрелу лягушка держит. Хотел он бежать, отступиться от своей находки. А лягушка молвит ему человечьим голосом Бери стрелу, Иван-царевич, а меня замуж возьми, жалеть не будешь! Как же я тебя замуж возьму отвечает Иван-царевич.

Слайд 6

Закрепим! Составьте предложения с прямой речью и запишите их в тетрадь. Расставьте знаки препинания, составьте схемы. Мы спросили журавля Где же лучшая земля Лучше нет родного края о твечал он, пролетая

Слайд 7

Проверим! Составьте предложения с прямой речью и запишите их в тетрадь. Расставьте знаки препинания, составьте схемы. Мы спросили журавля : « Где же лучшая земля ?» А: «П ?» « Лучше нет родного края !» - о твечал он, пролетая. «П!» – а.

Слайд 8

Приехала Василиса Премудрая домой, хватилась — нет лягушечьей кожи! Бросилась она искать её. Искала, искала, не нашла и говорит Ивану- царевичу: — Ах, Иван-царевич, что же ты наделал?! Зачем спалил мою лягушечью кожу! Если бы ты ещё три дня подождал, я бы вечно твоею была. А теперь прощай, ищи меня за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в тридесятом государстве, у Кощея Бессмертного. Как три пары железных сапог износишь, как три железных хлеба изгрызёшь — только тогда разыщешь меня.

Слайд 9

Моно лог

Слайд 10

Стихотворение Э. Успенского “Все в порядке”. Мама приходит с работы . Мама снимает боты . Мама проходит в дом . Мама глядит кругом . - Был на квартиру налет ? - Нет . - К нам заходил бегемот ? - Нет . - Может быть , дом не наш ? - Наш . - Может , не наш этаж ? Наш . Просто приходил Сережка . И мы поиграли немножко . - Значит , это не обвал ? - Нет . - Слон у нас не танцевал ? - Нет . - Очень рада ! Оказалось , я напрасно волновалась !

Слайд 11

Диалог

Слайд 12

Стихотворение Н. Найденовой “В магазине” Сегодня в магазине шум и суета . Сегодня продавщица все время занята . Вот уж целых два часа Раздаются голоса : - Мне хорошую резинку ! - Мне альбом ! - А мне картинку . - Дайте кисточку и клей ! - И линейку подлинней . - Дайте два больших пенала ! - Дайте ножик раскладной ! - А у нас тетрадок мало . Нам прибавьте по одной !

Слайд 13

Поли лог

Слайд 14

ПОРАЗМЫШЛЯЕМ ! Сколько действующих лиц участвовало в этом разговоре ? Как мы смогли это определить ? Попробуйте самостоятельно сформулировать тему урока . Что мы будем сегодня изучать ?

Слайд 15

ОПРЕДЕЛИМСЯ В ПОНЯТИЯХ: Монолог ( logos переводится как «слово», «речь», «мысль», monos – «один») – слова, речь одного, не рассчитанная на ответную реакцию другого лица. Монолог используется для: передачи информации (сообщение, лекция); убеждения в чем-либо слушателей, побуждения их к действию.

Слайд 16

Структура диалога: состоит из взаимосвязанных реплик собеседников. Реплика – это слова каждого лица в диалоге. Диалог ( dia – «между», logos переводится как «слово», «речь», «мысль») - разговор, беседа двух лиц.

Слайд 17

Полилог ( poly – «много», logos переводится как «слово», «речь», «мысль») – разговор многих. Предполагается, что роль говорящего переходит от одного лица к другому, в противном случае разговор превращается в монолог.

Слайд 18

ПОРАБОТАЕМ С УЧЕБНИКОМ: (§ 16 стр.45) «На уроке» Что общего между прямой речью и диалогом и чем они различаются?

Слайд 19

Нужно запомнить ! 1. Монолог - речь одного человека. Полилог - разговор множества лиц. Диалог - разговор двух лиц . 2 . Диалог состоит из реплик - слов каждого лица . 3. Реплика - ответ , возражение , замечание на слово собеседника в диалоге . Каждая реплика пишется с новой строки . Перед каждой репликой ставится тире . - П! - П? - П.

Слайд 20

Нужно запомнить ! 4. Если реплика сопровождается словами автора , то ставятся те же знаки препинания , что и в предложениях с прямой речью , но без кавычек . 1. А: - П. 2. - П, - а. 3. - П! - а. - П? - а. 5. Речь героев в диалоге всегда пишется с прописной буквы , а слова автора - в зависимости от места положения.

Слайд 21

Нужно запомнить ! 6 . Диалог , как и прямая речь , часто сопровождается обращением . - Алексей , отца уважь ! 7. Диалог характерен для разговорного стиля. 8. В художественной литературе диалог нужен для характеристики героев. 9. В диалоге , как и в прямой речи , используются глаголы говорения и глаголы мысли .

Слайд 22

Какие глаголы используются в диалоге ? сказал спросил говорил произнес ответил попросил шепнул предложил воскликнул молвил крикнул отвечал поблаго-дарил продолжал

Слайд 23

Поэкспериментируем! Запишите данное четверостишие в форме диалога. Составьте схему. Мы спросили журавля : « Где же лучшая земля ?» « Лучше нет родного края !» - о твечал он, пролетая.

Слайд 24

Проверим! Как изменилась пунктуация? Мы спросили журавля : - Где же лучшая земля ? - Лучше нет родного края ! - о твечал он, пролетая. А: -П? -П! – а.

Слайд 25

Речевой этикет - Алло! Мне Витю. - Алло! - Ну, ты как? - Нормально, а ты? - Ничего. Что по русскому задали? - Составить диалог. -Ты составил? - Нет. Я не знаю, что писать. - И я не знаю. Пока! Какие правила речевого этикета нарушены в этом диалоге?

Слайд 26

ИГРА «СИТУАЦИЯ» Придумайте и запишите диалоги из 4-5 реплик, используя «волшебные слова» в рамке со страницы 49 учебника Поинтересоваться у прохожих, как пройти к театру . Разговор в кассе кинотеатра. Узнайте, какие фильмы идут и купите билеты . Автобус. Как выйти на нужной, незнакомой вам остановке ? Вы - покупатель в магазине. Узнайте, сколько стоит булка хлеба.

Слайд 27

Что мы узнали нового ? Диалог - это … Диалог состоит из … Каждая реплика пишется с … Знаки препинания ставятся так же , как и при прямой речи , но … Диалог используется в следующих стилях :… Монолог - это … Полилог – это …

Слайд 28

Закрепим! Составьте из двух предложений одно с прямой речью и запишите его в тетрадь. Расставьте знаки препинания, составьте схемы. Девочка удивилась. Разве страус не летает. В поход пойдём вместе. Ребята заявили.

Слайд 29

ПРОВЕРИМ! Составьте из двух предложений одно с прямой речью и запишите его в тетрадь. Расставьте знаки препинания, составьте схемы. Девочка удивилась : « Разве страус не летает ?» А: «П?» « В поход пойдём вместе !» - заявили ребята. «П!» – а.

Слайд 30

ПРАКТИКУМ: Упр.95* (по заданию)

Слайд 31

ПРАКТИКУМ Запишите текст в форме диалога, расставляя соответствующие знаки препинания.

Слайд 32

Творческая мастерская Придумайте и запишите диалоги из 4-5 реплик, используя «волшебные слова» в рамке со страницы 49 учебника. Диалог Солнца и Дождя. Кто полезнее человеку в природе Диалог Ручки и Тетради. Белоснежная Тетрадь возмущается грязью и помарками, оставляемыми Ручкой

Слайд 33

Домашнее задание . § 16 – прочитать Упр . 98 Или 3 . Составить диалог , используя одну из схем ( см . файл в Электронном дневнике ).

Слайд 34

Схема №1. 1. А: - П. П. 2. - П, - а. 3. - П, - а. 4. - П? - а.

Слайд 35

Схема №2. 1.А: - П. 2. - П, - а. 3. – П? - а. 4. – П! - а.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок+презентация Теорема Виета 8 класс

Урок изучения нового материала. Сопровождается презентацией...

Урок+презентация по геометрии 8 класс "Теорема о пересечении высот треугольника"

Разработка представляет собой урок геометрии в 8 классе, третий из цикла уроков «Замечательные точки треугольника». Его тема - «Теорема о пересечении высот треугольника». На уроке применяется практиче...

Конспект урока (презентация) математики в 6 классе "Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя единицами времени"

Урок коррекции и закрепления новых знаний. Презентация к уроку и конспект урока могут быть использованы учителями коррекционной школы VIII  вида, работающие по учебнику Капустина Г.М., Перова М.Н...

Урок-презентация в 7-м классе по теме "Have you ever been to a National Park?"

Казарян Сарра Дмитриевна, учитель английского языка, Ледовская Наталья Владимировна, учитель английского языка Статья отнесена к разделу: Преподавание иностранных языков Unit 4. How do you treat...

Урок русского языка "Диалог" (6 класс)

Урок русского языка "Диалог" 6 класс с применением групповых технологий...

Монолог. Диалог. Полилог.

Цели: дать превоначальные знания о монологе, диалоге, полилоге....