В школьной лаборатории можно провести интересные занятия по русскому языку.
методическая разработка по русскому языку (5, 6, 7, 8 класс)
В школьной лаборатории можно провести интересные занятия по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.29 КБ |
Предварительный просмотр:
В школьной лаборатории можно провести интересные занятия по русскому языку. С большим интересом ученики 5 д,5 е,5 з и 6 е класса проводят работу с текстами. Один из приемов - "Прием «6 шляп» - способ развития критического мышления". Ребятам этот прием очень нравится. В чем же он заключается? Ребята делятся на 6 групп, у каждой группы свое задание. Данный метод позволяет структурировать, как коллективную, так и личную умственную деятельность, делая ее более продуктивной и понятной. «Шесть шляп мышления» – система анализа информации, в том числе текстовой, разработанная Эдвардом де Боно, которая позволяет эффективно структурировать групповую дискуссию с использованием различных ролей, обозначенных автором как «шесть цветных шляп», каждая из которых соответствует определенной функции в общем обсуждении.
Метод позволяет разделить мышление на 6 типов, каждому из которых отвечает метафорическая цветная "шляпа". Достоинство метода : наглядность, простота освоения и применения, умение видеть ситуацию и решение с нескольких точек зрения. Почему шляпы? Шляпу легко надеть и снять. Это относится и к нашей ситуации, поскольку мы должны уметь менять различные типы мышления с такой же легкостью, как и цветные шляпы.
Алгоритм организации чтения и анализа текстов.
Педагог объясняет, как использовать приём «шесть шляп мышления» для анализа текста.
Учащиеся читают фрагмент статьи.
Класс делится на шесть групп. Каждая группа выбирает одну из 6 ролей («шляп мышления») для анализа содержания текста.
Каждая группа представляет мнения/выводы/идеи по итогам прочтения фрагмента статьи с учетом выбранной роли («шляпы»).
Учащиеся обобщают информацию, представленную всеми группами, и формулируют выводы по итогам анализа фрагмента статьи.
Белая шляпа. Обучающийся перечисляет только представленные в тексте факты.
Красная шляпа. Обучающийся описывает чувства и эмоции, вызванные содержанием текста.
Чёрная шляпа. Обучающийся критикует написанное, пытается найти противоречия в содержании текста.
Жёлтая шляпа. Обучающийся занимает оптимистичную позицию, представляя однозначно положительные, на его взгляд, факты, найденные в тексте.
Зелёная шляпа. Обучающийся формулирует новые идеи и предложения, связанные с содержанием прочитанного в тексте.
Синяя шляпа. Обучающийся/учитель (в зависимости от возраста школьников) выступает в роли беспристрастного модератора и помогает структурировать обсуждение, предоставляя возможность высказаться каждой группе в соответствии с закрепленной ролью («шляпой»).
Использование приёма «Шесть шляп мышления» не ориентировано на выявление однозначно правильных или неправильных комментариев обучающихся по содержанию текста.
Для развития критического мышления имеет значение именно то, насколько точно группа следует закрепленной за ней роли («шляпе» определенного цвета), что помогает сформировать умение воспринимать один и тот же текст с различных позиций.
Текст для анализа.
Искусственный интеллект как образ жизни
«Ведомости. Город» изучил положения концепции Москвы «Умный город – 2030».
«Слишком умные все стали» – сейчас это можно сказать уже не только о людях. Умный дом, умный домофон, умное освещение улиц. По дорогам мчат автомобили без водителей, домофон узнает тебя в лицо, а уличное освещение меняется в зависимости от погоды. Это все фантазии или уже реальность? <...>
О том, чего москвичи ждут от технологий к 2030 г., спросили самих горожан. 87% жителей столицы ценят цифровые технологии за экономию времени, а 69% – за простой поиск и выбор услуг. <...>
Но эксперты отмечают, что с развитием услуг доставки появились и новые вызовы. Одна из главных проблем – нехватка кадров, рассказывает президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов. <...>
«Отказ от использования личного автотранспорта в пользу беспилотного такси» – один из пунктов московской «концепции будущего». Заказать беспилотную доставку еды из ресторанов уже могут сотрудники одного из деловых центров Москвы – ее привезут симпатичные роботы.
<...> Концепция умного города охватывает еще множество областей: здравоохранение, промышленность, культуру, туризм, финансы и др. В этой сфере много по-настоящему интересных направлений. Например, технологии умного освещения улиц. Когда яркость света и даже оттенок его могут меняться согласно тому, идет человек или стоит, какая в этот день погода и т. д. <...>
Алгоритм действия.
Модуль | Эффективно работаем с разными текстами |
Классы | 5–6 |
Продолжительность | 30 - 40 минут |
Стиль | публицистический |
Объём | 202 слова |
Источники | Ведомости. Город, «Искусственный интеллект как образ жизни», 02.06.2021 https://www.vedomosti.ru/gorod/smartcity/articles/iskusstvennii-intellekt-kak-obraz-zhizni |
Ход занятия | |
Объяснение способа применения приёма «шесть шляп мышления» | ≈5 минут |
Чтение фрагмента статьи | ≈5 минут |
Деление на 6 групп, выбор каждой группой одной из 6 ролей («шляп мышления») | ≈1 минута |
Представление мнения/выводов/идей по итогам прочтения фрагмента статьи с учетом выбранной роли («шляпы») с использованием опорных вопросов | ≈20 минут |
Обобщение учащимися информации, представленной всеми группами | ≈4 минуты |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика, коррекция и консультирование школьной дезадаптации и неуспешности на коррекционно-развивающих занятиях по русскому языку в условиях ЦПМСС «Северо-Восток»
Диагностика, коррекция и консультирование ...

Интересные задания по русскому языку для 7 класса
В этой презентации собрано несколько заданий для повторения правописания причастий...
Рабочая программа кружковых занятий по русскому языку и литературе в 10 (11) классе "Исследовательская лаборатория"
Данная программа помогает работать с ребятами в области русского языка и литертуры с точки зрения поиска и нахождения ответов на интересующие их вопросы, учит работать с научной информацией, гот...