Опорные конспекты для 9 класса
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку
Предварительный просмотр:
ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ.
Правописание суффиксов имён прилагательных.
Суффикс -ив под ударением: ленивый, красивый Исключение: милостивый
Суффикс -ев (-еват, -евит) при безударном произношении: ключевой, соевый, боевой, молодцеватый
Суффикс - к 1)Если прилаг. имеет краткую форму: узкий – узок, дерзкий – дерзок
2)Образовано от сущ. с основой на К, Ч, Ц: немец – немецкий, рыбак - рыбацкий, ткач - ткацкий
Суффикс - ск в остальных случаях. Белорус – белорусский, Француз – французский.
Н и НН в именах прилагательных.
ЗАПОМНИТЕ: следует различать прилагательные, образованные от имён существительных (отымённые прилагательные) и образованные от глаголов (отглагольные прилагательные). В отымённых прилагательных пишется
Н в суффиксе -ИН гусиный, лебединый, в суффиксах -АН-, -ЯН-, ледяной, серебряный, кожаный
Исключения: стеклянный, деревянный, оловянный,
в кратком прилагательном пишем столько Н, сколько в полном: прекрасный – прекрасна, туманный-туманна
ЗАПОМНИТЕ НАПИСАНИЕ СЛОВ: ветреный (день, человек), ветряной (двигатель), свиной, багряный, рдяный, румяный, юный, рьяный, пьяный, синий. ветряная (мельница, оспа),
НН в суффиксах –ОНН-: экскурсионный, лекциОННый и -ЕНН-: утро - утрЕННий, торжествЕННый. Исключение: ветрЕНый
Если прилагательное образовано от существительного с основой на –Н, пишем –НН-: туман – тумаННый, дно - бездонный
В отглагольных прилагательных пишется НН, если прилагательное образовано от глагола с суффиксами -ОВА- (-ЕВА-):
маринОВАть – маринОВАННый.
Правописание суффиксов глаголов.
Суффикс –ова, -ева | Суффикс –ыва, -ива. |
Если в 1 лице ед.ч. глагол оканчивается на –ую, -юю. Заведовать – заведую, воевать – воюю. | Если в неопределенной форме и в прошедшем времени сохраняется тот же суффикс. Разведывать – разведывал – разведываю. |
Сначала определи, есть ли суффиксы–ова, -ева или –ыва, -ива-: разведывать – разведать.
СУФФИКС -ВА- ВСЕГДА ПОД УДАРЕНИЕМ: заболеть – заболевать, поэтому - заболеваю
Правописание безударного суффикса ГЛАГОЛА обусловлено конечным гласным основы неопределённой формы.
В глаголах прошедшего времени перед суффиксом Л сохраняется суффикс неопределенной формы - надеЯться - НадеЯлись..
Правописание суффиксов наречий.
-Н- и -НН- в наречиях на -0, -Е
1) -Н- пишется, если наречие образовалось от прилагательного с -Н-: интересно (интересный), увлекательно (увлекательный).
2) -НН- пишется, если наречие образовалось от прилагательного с -нн-: растерянно (растерянный), временно (временный).
Правописание суффиксов наречий зависит от приставки.
Приставки в- на- за- в конце суффикс –о: влево, направо, заново
Приставки с- до- с- в конце суффикс –а: сначала, добела, слева
Правописание букв Ё – Е – О после шипящих и Ц в суффиксах частей речи
Виды синтаксической связи между простыми предложениями в составе сложного.
Сочинительная связь | Подчинительная связь | Бессоюзная |
Слова или предложения равноправны, не зависят друг от друга (между ними нельзя поставить вопрос). Между простыми предложениями в составе сложносочинённого предложения ставятся союзы:. или, либо, то.., то.., не то.., не то... ; то ли... то ли, а, но, да(но), зато, однако, и, же, да(и), тоже, также; ни..., ни; как..., так и | Слово или предложение подчинено другому слову или предложению, от одного из них (главного) можно поставить вопрос к другому (зависимому). Между простыми предлож. в составе сложноподчинённого ставятся союзы:если, когда, что, где, который, куда, хотя, ибо, частица ли и др. | Предложения соединены только при помощи интонации. Еще в лугах трава не скошена, еще не вся черемуха тебе в окошко брошена. |
Правописание суффиксов причастий ЗАВИСИТ ОТ СПРЯЖЕНИЯ
Суффикс –УЩ, -ЮЩ-(действит.) –ЕМ- (страдат.), если причастие образовано от глагола 1 спряжения. Бороться – борющийся
Суффикс –АЩ, -ЯЩ-(действит.) --ИМ-(страдат.) Если причастие образовано от глагола 2 спряжения. Дышать – дышащий.
Гласные перед -Н-, -НН- в причастиях и отглагольных прилагательных
Суффикс –АНН, -ЯНН-(страдат.), если причастие образовано от глагола на –ать, -ять:Выдержать – выдержанный
Суффикс -ЕНН-, если причастие образовано от глагола на –еть, -ить, -ти, -чь: Изранить – израненный.
Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
1) Е пишется без ударения: верченый мальчик. 2) Ё пишется под ударением: решённая задача.
НН в полных причастиях:
1. Есть приставка, кроме НЕ Засушенный цветок.
2. Образовано от бесприставочного глагола совершенного вида: прочитать (сов. в.) - прочитанная книга, высушить (сов. в.) - высушенные грибы, бросить (сов. в.) - брошенная лодка, решить (сов. в.) – решённая.
3. Есть зависимые слова : сушенные на солнце грибы (есть зависимые от причастия слова).
Одна Н в кратких причастиях; каша сварена, книга прочитана, лодка брошена.
Различие кратких форм причастий и кратких форм прилагательных
1) Краткие причастия (только -н-): Войска сосредоточены. можно заменить глаголом: Войска сосредоточились.
2) Краткие прилагательные (с -к- и -нн-: столько -к-, сколько в полной форме): Ученица воспитанна и аккуратна. (Воспитанна и аккуратна — краткие прилагательные, т.к. здесь даётся характеристика ученицы, а не её действия. Можно образовать полные формы: Ученица воспитанная и аккуратная).
В отглагольных прилагательных пишется одна Н
1) если прилагательное образовано от глагола несовершенного вида: варить (нес. в.) - вареный картофель; сушить (нес. в.) - несушЁНые ягоды;
2) в сложных прилагательных, образованных из сочетаний наречий (гладко, мало, много и пр.) и отглагольных прилагательных: гладкокрашеный, малоезженый.
НО: гладковыкрашенный (полное причастие), так как вторая часть слова образована от глагола совершенного вида.
Исключения: невидаННый, неслыхаННый, неждаННый, медленный, желанный, священный, жеманный, слышанный, негадаННый, нечаяННый, брошенный, данный, конченный, купленный, лишённый, пленённый, прощённый, пущенный, священный, обещанный, отчаянный, деланный, смотренный, доморощенный, смотренный, чванный, чеканный, решённый, хваченный, явленный; встреченный, затеянный, обиженный, обретённый, обязанный, посещённый, снабжённый,
-Н-: коваНый, названый (брат), жёваНый, приданое,смышлёный, посажёНый (отец), непрошеНый, незваНый
Правописание суффиксов имён существительных.
Суффикс - ЕК Если при склонении выпадает гласная Замочек –замочка, дружочек–дружочка, сыночек - сыночка
Суффикс -ИК Не выпадает при склонении гласная Ключик – ключика, ларчик – ларчика, лучик- лучика.
Суффикс -ЧИК После Д –Т, З – С, Ж: Разведчик, летчик, грузчик, разносчик, перебежчик.
Суффикс -ЩИК В остальных случаях: Фонарщик, каменщик, танцовщик, рисовальщик.
Ё | Е | О |
В суффиксах отглагольных сущ. -ЁР-, -ЁВК-: стажЁР, корчЁВКа, ночЁВКа, ВНИМАНИЕ: после буквы Ц буква Ё никогда НЕ пишется! Только О (под ударением): облицОвка, танцОр | В суффиксах существительных БЕЗ ударения: овражЕк, ночЕнька, орешЕк, дочЕнька, речЕнька, грибочЕк | В суффиксах существительных (образованыот сущ.) ПОД ударением: девчОнка, речОнка, зайчОнок, бельчОнок, дружОк, бережОк, лужОк, воротничОк |
___ | В суффиксах прилагательных БЕЗ ударения: грешЕн (кр. прил.), ландышЕвый запах, бежЕвый цвет, ситцЕвое платье | В суффиксах прилагательных ПОД ударением: смешОн (кр. прил.), кумачОвый флаг, парчОвый халат, холщОвый мешок, камышОвый шалаш |
В суффиксах причастий и отглагольных прилагательных ПОД ударением: вооружЁнный, сгущЁнное, толчЁные, увлечЁнный | В суффиксах причастий и отглагольных прилагательных БЕЗ ударения: напомажЕнные, разряжЕнные положЕнные | __ |
В суффиксе наречия-исключения ПОД ударением: ещЁ | В суффиксах наречий БЕЗ ударения: говорить певучЕ, колючЕ; жгучЕ | В суффиксах наречий ПОД ударением: хорошО, свежО, говорить общО |
Суффикс ЕЦ 1) Муж.род с беглой гласной: морозец-морозца 2) Средний род , ударение падает на окончание: письмецо
Суффикс ИЦ 1) Женский род: Кормилица, лестница, книжица. 2)сред.род, ударение перед суффиксом: креслице
Суффикс -ИЧК Жен.род, образован. от основ на –ИЦ-: умница - умничка
Суффикс – ЕЧК Остальные случаи и на –МЯ: утро – утречко, имя-имечко
Суффикс –ИНК От сущ. на – ИНА: жемчужина - жемчужинка, соломина – соломинка.
Суффикс –ЕНК Одуш. сущ. жен.рода: француженка, неженка. Уменьшительные жен.р. основой на –Н: Сосна – сосенка
-ЕНЬК После шипящих и мягких согласных: Машенька, реченька, Катенька
- ИНЬК Только в словах: БАИНЬКИ, ЗАИНЬКА, ПАИНЬКА
- ОНЬК После остальных согласных: липонька, лисонька, Лизонька.
Н и НН в именах существительных.
В именах существительных пишется столько Н, сколько в слове, от которого оно образовано: нефтяной - нефтяНик, пленный - плеННик, образованный – образованность, гостиный - гостиница, изгнанный - изгнанник.
В существительных пишется НН, если одно Н входит в корень, а второе Н - в суффикс: бессонница, мошенник, осинник.
ЗАПОМНИТЕ: приданое, бесприданница.
Знак | Смыслоразличительная функция знака препинания |
Тезис о роли знаков препин. | Основное назначение пунктуации - передавать логику предложения, связь между его частями. Знаки препинания отмечают начало или конец синтаксической единицы. |
Запятая | Указывает на следование объектов и событий друг за другом. Информирует о наличии в предложении структурно равноправных элементов. |
Точка | Указывает на законченность предложения с точки зрения пишущего. Указывает на завершённость высказывания. |
Вопрос. и воскл. знак в конце | Указывает на членение речи, и на вопросительный характер предложения,. на ожидание ответа. Показывает, что автора волнует содержание его высказывания, показывает эмоциональную напряжённость |
Двоеточие | Ставят, когда хотят оказать, что далее следует пояснение сделанного сообщения (перед рядом однородных членов, в бессоюзном сложном предложении, перед прямой речью) Указывает на разъяснение предыдущей части высказывания. |
Тире | Указывает, что в предл. есть пропуск какого-то слова. *Значение противоположности Показывает, что в диалоге сменился автор или от прямой речи перешли к обычному тексту. |
Правописание приставок
Неизменяемые приставки От-, по-, до-, над-, под-, в-, с-, за-, об-, пред-, пере-. Отъехать, посмотреть, доработать, сбить, сделать, надпись. Запомни! Здесь, здание, здоровье, не видно ни зги. А- алогичный аморфный Па- паводок, паволока, пагуба Пра- (значение первоначальный, древний), прадед су- сумрак, суглинок дез-, диз(с)- дезинфекция, дизъюнкция, дисгармония Приставки, оканчивающиеся на З и С Без (с)- воз(с) - вз(с)- чрез(с)- через(с)- из(с)- низ (с)- раз(с) - (роз(с) Перед звонкими согласными з: разлюбить, измерить, возвысить Перед глухими согласными с: растереть, истратить, бесценный ЗАВИСЯТ ОТ УДАРЕНИЯ: раз(с) - (роз(с) под ударением - роз(с)- рОзвальни; без ударения - раз(с) развал Приставки не и ни в местоимениях и наречиях под ударением НЕ без ударения НИ нечто некого некто ничто никого никто негде некуда некогда нигде никуда никогда Различай приставки недо- и частицы не с приставкой до- Недо- (антоним пере-) Не до 1.Действие выполнено ниже Действие не нормы: доведено до конца: недосолить, недогрузить Не досмотрел фильм. Недосмотреть за ребёнком. Не доедают суп. 2.В недостаточном количестве: Не достаёт до окна Недостает терпения. (не дотягивается). | При- 1. Близость (пришкольный) 2.Присоединения (пришить) 3.Неполнота действия (приоткрыть) 4.Действия до конца (придумать) 5. Усиленное действие (приглядеться) 6.Действия в своих интересах (прикарманить) 7.Сопутствующие действия (припевать) Пре- 1.Значение степени качества (очень): предобрый (очень добрый) 2.Близкое к пере-: прервать (перервать) Различай написание по значению! Преумножить (сильно умножить) – приумножить незначительно) Пребывать (находиться) – прибывать (приходить) Предавать (кого-нибудь) – придавать (значение) Презирать (ненавидеть) – призирать (присматривать) Преклонить (почтительно) – приклонить (ветку к земле) Преступить (нарушить) – приступить (к чему-либо) Претворять (в жизнь) – притворять (дверь) Преходящий (временный) – приходящий (учитель) Приставки, пишущиеся через дефис Во-, в- , если есть суффиксы -ых- и –их- (во-первых, в-третьих) По-, если есть суффиксы -ому- и –ему- , -ски-, –ки-, -ьи- (по-волчьи, по-новому, по-русски, по-итальянски) Кое-: кое- когда, кое-где, (но кое с кем). Ы после приставок на согласную: безынтересный отыграть исключение: взимать И 1. после приставок: меж- (межинститутский) сверх- (сверхинтересный) 2. после иноязычных приставок: (суперигра, контригра) 3. во втором корне сложносокращённых слов: ( пединститут, спортинвентарь) |
Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении
Вид придаточного | Вопросы | Чем прикрепляется |
1.Определительное | Какой? Какой? | Союз. сл.: что, где, куда , когда, который, какой… |
2. Местоименно- определительное | Кто именно? Что именно? | Союз. сл.: кто, что Союзами: что, как, будто, чтобы… |
3. Изъяснительное | Вопросы косвенных падежей | Союз. сл.: кто, что, сколько, как, откуда, зачем… Союзами: будто Частицей: ли |
4. Степени | В какой степени? Насколько? | Союзами: что, как, будто, словно… Союз сл.: сколько |
5. Образа действия | Как? Каким образом? | Союзами и союз. сл.: что, как, чтобы, словно… |
6. Места | Где? Куда? Откуда? | Союз. сл.: где, куда, откуда |
7. Времени | Когда? Как долго? С (до) каких пор? | Союзами: когда (когда…то), едва, пока, с (до) тех пор как, как только, в то время как, после того как, чуть только… |
8. Условия | При каком условии? | Союзами: если, раз, когда, коли, кабы… |
9. Причины | Почему? Отчего? По какой причине? | Союзами: потому что, оттого что, так как, благодаря тому что, ибо… |
10. Цели | Зачем? Для чего? С какой целью? | Союзами: чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, дабы… |
11. Сравнительные | Как? В сравнении с чем? | Союзами: как, подобно тому как , чем, чем…тем, будто, как будто, словно, точно… |
12. Уступительные | Несмотря на что? | Союзами: хотя, несмотря на то что, пускай, как ни Союз. сл.: сколько ни, куда ни |
13. Следствия | Что из этого следует? | Союзом: так что |
14.Присоединительные | Что можно к этому добавить? | Союз. сл.: что, отчего, зачем, почему |
ОБОСОБЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ПРИЛОЖЕНИЙ
Нераспространенное – состоит из одного слова. Распространенное – из двух или более слов
Выделяются запятыми - обособляются | Примеры |
1. Любые определения и приложения (независимо от степени их распространенности и местоположения), если они относятся к личному местоимению | Дружившие с детства, они никогда не расставались. Они, агрономы, поехали работать в село. |
2. Согласованные распространенные определения и приложения, если они стоят после определяемого существительного | Ягоды, собранные детьми, были вкусны. Дед, участник войны, знал все о том времени. |
3. Два или несколько однородных согласованных нераспространенных определения, стоящих после определяемого существительного | Ветер, теплый и ласковый, разбудил цветы на лугу. |
4. Согласованные определения и приложения (стоящие перед определяемым существительным), если имеют добавочное обстоятельственное значение (причинное, условное, уступительное и др.) | Измученные тяжелой дорогой, ребята не могли продолжать путешествие (причина). |
5. Согласованные приложения (в том числе и одиночные), если они стоят после определяемого слова — существительного собственного. Исключение: не выделяются одиночные приложения, сливающиеся с именем существительным по смыслу. | Возглавлял отряд Сергей Смирнов, опытный разведчик. В отрочестве я зачитывался книгами Дюма-отца. |
ПРИЛОЖЕНИЯ С СОЮЗОМ КАК
Обособляется | Не обособляется |
если имеет оттенок причинности: Как истинный поэт, Некрасов любим своим народом. | если союз как имеет значение «в качестве»: Все знали Женю как (в качестве) надежного друга. |
ОБОСОБЛЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
Обособляется | Не обособляется |
1. Деепричастные обороты (распростр.): Мы шли, утопая в песке. и одиночные деепричастия (нераспространенное обст-во): Я, запыхавшись, остановился. 2. С предлогом несмотря на: Он улыбался, несмотря на ранение 3. С производными предлогами благодаря, вопреки и др., если стоят перед сказуемым: Вопреки предсказанию, погода прояснилась. | 1. Фразеологизмы, в состав которых входят деепричастия: Он слушал раскрыв рот. Он работал спустя рукава. 2. Наречия стоя, лежа, молча, нехотя, шутя, не глядя, играя и др. Он читал лежа. Он лежа читал. Но: Он читал, лежа на диване. |
Обособление дополнений
именами существительными с предлогами или предложными сочетаниями кроме, вместо, помимо, сверх, за исключением, исключая, включая, вопреки, наряду с и др. со значением включения, исключения, замещения, то есть ограничительным или расширительным значением. Например: Тут, кроме небольшого столика с зеркалом, , не было другой мебели, и, вместо лампы, горел яркий огонек. |
Словосочетание – трудные случаи
плакал без звука - беззвучно плакал землетрясение в девять баллов - девятибальное землетрясение.
гнездо глухаря – глухариное гнездо пришкольный сад - сад при школе
переход под землёй - подземный переход камни под водой - подводные камни
час пред рассветом - предрассветный час годовой отчет - отчет за год
довоенные годы - годы до войны дно колодца – колодезное дно
держаться с достоинством - держаться достойно идти лесом - идти через лес
молочный бидон - бидон для молока школьный товарищ - товарищ по школе
пятиэтажный дом - дом в пять этажей летели самолетом - летели на самолёте
работал вечерами - работал по вечерам поехать работать - поехать на работу
сегодняшний город - город сегодня кухонная дверь – дверь в кухню
бессонная ночь – ночь без сна алгебраическая задача – задача по алгебре
школьный портфель - портфель для школы приморский парк - парк при море
клетчатый шарф – шарф в клетку лесной запах – запах леса
учительский стол - стол учителя конское ржание - ржание коня
шестилетний ребёнок – ребёнок шести лет белоствольная берёза - берёза с белым стволом
ели с острым верхом - островерхие ели снаряд для спортсменов – спортивный снаряд
горная тропинка - тропинка в гору вопрос по литературе - литературный вопрос
гостиница при вокзале - привокзальная гостиница костюм в полоску – полосатый костюм
совет отца – отцовский совет собака с гладкой шерстью - гладкошёрстная собака
двуствольное ружьё - ружьё с двумя стволами парень с рыжими волосами - рыжеволосый парень
особняк в три этажа - трёхэтажный особняк девушка двадцати лет - двадцатилетняя девушка
бездушно пел – пел без души говорил с тревогой – тревожно говорил
яблочное варенье – варенье ИЗ яблок яблочный пирог – пирог С яблоками
Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными
1.Последовательное подчинение [ ], ( ), ( ). | Дети рассказали, что нарвали тех цветов, которые любила мама. |
2.Параллельное подчинение ( ), [ ], ( ). | Когда поднялось солнце, мы увидели картину, которая удивила всех. |
3. Однородное подчинение [ ], ( ), ( ). | Девочка писала, что ей очень нравится в деревне, что она научилась ездить верхом на лошади. |
Бессоюзное сложное предложение —
это предложение, в котором простые предложения объединены между собой только по смыслу и интонационно.
Смысловые отношения между предложениями | Знаки препинания | Примеры |
Перечисление | Запятая | Одето небо черной мглою, в тумане месяц чуть блестит. |
Перечисление, но внутри частей сложного предложения есть другие знаки препинания | Точка с запятой | Дорога вилась передо мной между густыми кустами орешника, уже залитыми мраком; я продвигался вперед с трудом. |
Причина (вторая часть указывает на причину того, о чем говорится в первой) | Двоеточие | Я не мог заснуть: передо мной во мраке все вертелся мальчик с белыми глазами. |
Разъяснение смысла первой части | Двоеточие | Об одном вас прошу: стреляйте скорее. |
Пояснение сказуемого первой части | Двоеточие | Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. Я услышал: яблоки похрустывали на чьих-то зубах. |
Время, условие | Тире | Ехал сюда — рожь начинала желтеть. Поработаешь до поту —поешь в охоту. |
Причина (первая часть указывает на причину того, о чем говорится во второй части, а вторая часть указывает на следствие того, о чем говорится в первой) | Тире | Распахнули окна — запах сосен вступил на веранду. |
Противопоставление | Тире | Лето припасает — зима поедает. |
Быстрая смена событий | Тире | Сыр выпал — с ним была плутовка такова. |
Двусоставные, где есть и подлежащее, и сказуемое. Односоставное, где есть или сказуемое, или подлежащее.
Односоставные предложения
Виды | Что обозначает главный член | Чем выражен главный член (основные случаи) | Примеры | |
определённо-личные | действие, которое совершает определённое лицо (я, ты, мы, вы): на него указывает окончание глагола-сказуемого | 1) глаголом изъявительного наклонения 1-го или 2-го лица; 2) глаголом повелительного наклонения | 1) Люблю грозу в начале мая (Тютчев). 2) Зовите, голуби, зовите к труду и миру на земле! | |
неопределённо-личные | действие каких-то лиц: они мыслятся неопределённо | 1) глаголом 3-го лица множественного числа; 2) глаголом прошедшего времени множ. числа | 1) И на обломках самовластья напишут наши имена (Пушкин). 2) Навеки свергли власть буржуев и дворян. | |
обобщённо-личные | действие, которое может совершать любое лицо (все, каждый) | 1) глаголом 2-го лица изъявительного или повелит, наклонения; 2) глаголом 3-го лица множеств, числа | 1) Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды. 2) Славу трудом добывают (Пословица). | |
безличные | действие или состояние, независимое от действующего лица(оно происходит как бы само по себе) | 1) безличным глаголом или личным в значении безличного; 2) инфинитивом; 3) словами нет, не было 4) наречием; составным именным сказуемым. | 1) Нигде не дышится вольней родных лугов, родных полей. 2) Вам не видать покоя. 3)Нет ничего радостнее труда. 4) Человеку холодно без песен. | |
назывные | только наличие предметов, явлений или лиц | существительным в именительном падеже | Переправа, переправа... Темень, холод... |
Знаки препинания: помогают выделить, разделить на письме
Знак препинания | Смыслоразличительная функция знака препинания |
Общие замечания о роли знаков препинания (возможны как тезис вступления к работе о роли знаков препинания и как вывод тему) |
|
Запятая |
|
Точка |
|
Вопросительный знак в конце предложения |
|
Восклицательный знак в конце предложения |
|
Двоеточие |
|
Тире |
|
Кавычки |
|
Скобки |
|
Точка с запятой |
|
Многоточие |
|
А4. Фонетика
6 гласных звуков — [а] [э] [и] [ы] [о] [у];
36 согласных — [б], [б'], [в], [в'], [г], [г'], [д], [д'], [ж], [з], [з'], [й'], [к], [к'], [л], [л'], [м], [м'], [н], [н'], [п], [п'], [р], [р'], [с], [с'], [т], [т'], [ф], [ф'], [х], [х'], [ц], [ч'], [ш], [щ'], .
Звонкие согласные - [б], [б'], [в], [в'], [г], [г'], [д], [д'], [ж], [з], [з'], [й'], [л], [л'], [м], [м'], [н],[н'], [р], [р']
Глухие согласные - [к], [к'], [п], [п'], [с], [с'], [т], [т'], [ф], [ф'], [х], [х'], [ц], [ч'], [ш], [щ']
Звуки [ж], [ц], [ш] — всегда твёрдые; Звуки [ч'], [щ'], [й'] — всегда мягкие.
Правило 1: буква г на конце слова бог произносится как х
Правило 2: -ого, -его в прилагательных мужского и среднего родов произносятся как –ово, -ево.
Правило 3: зж и сж произносятся как ж на стыке морфем или служебного слова со знаменательным.
Правило 4:зч и сч произносятся как щ(на стыке морфем).
Правило 5: дч и тч призносятся как ч (на стыке морфем).
Правило 6: -ться и –тся произносятся как ца (в глаголах).
Правило 7: жд произносится как шт и ш ( в слове дождь и производных). Произнесение таких слов в случае затруднений стоит уточнить в орфоэпическом словаре.
Правило 8 дс и тс произносятся как ц (перед к в прилагательных).
Правило 9: чн произносится как чн – в большинстве слов, но произносится как шн в словах скушно, конечно, нарошно, прачешная, скворешник, Ильинишна и др.
Правило 10: чт произносится как шт (штобы, што и т. д.), но нечто.
Правило 11: ГК произносится как х к - в словах лёгкий, мягкий (лёхкий, мяхкий).
Правило 12: гч произносится как хч - в словах легче, мягче.
Правило 13: стн, нтск, стл, ндск, здн, рдц, лнц, вств, лвств – содержат непроизносимую согласную.
Правило 14: двойные согласные в заимствованных словах обычно произносятся как 1 долгий согласный, но ряд слов допускает произнесение двойного согласного как одного звука(ванна - н, грипп – п)
Правило 15:в конце слов на звонкий согласный происходит оглушение
Мягкий знак ("ь") в русском правописании:
1)служит для обозначения мягкости согласных на письме наряду со специальными гласными: конь;
2)играет разделительную роль – обозначает наличие звука [j] (например, в слове (вьюн);
3)выполняет смыслоразличительную функцию в словах с конечными шипящими (туш – музыка, тушь – краска), в окончаниях глаголов (молиться – что делать?, молится – что делает?).
Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука ( Е - [Й’Э], Ё - [Й’О], Ю- [Й’У], Я - [Й’А]), в следующих случаях:
В АБСОЛЮТНОМ НАЧАЛЕ СЛОВА;
ПОСЛЕ ГЛАСНОЙ;
ПОСЛЕ ТВЁРДОГО И МЯГКОГО ЗНАКОВ.
Находясь после согласного звука, буквы е ,ё, ю, я обозначают один звук и указывают на мягкость предыдущего согласного.
В детстве человек счастлив, как сейчас говорят, по умолчанию. По природе своей ребёнок – существо, инстинктивно предрасположенное к счастью. Какой бы трудной и даже трагичной ни была его жизнь, он всё равно радуется и постоянно находит для этого все новые и новые поводы. Возможно, потому, что ему пока не с чем сравнить свою жизнь, он ещё не подозревает, что может быть как-то иначе. Но, скорее всего, всё-таки потому, что детская душа еще не успела покрыться защитным панцирем и более открыта добру и надеждам, чем душа взрослого человека.
А с возрастом всё словно бы выворачивается наизнанку. Как бы спокойно и благополучно ни складывалась наша жизнь, мы не успокоимся, пока не найдем в ней некую занозу, нескладицу, неполадку, прицепимся к ней, и почувствуем себя глубоко несчастными. И мы верим в придуманную нами драму, искренне жалуемся на неё друзьям, тратим на переживания время, здоровье, душевные силы…
Лишь когда случается действительно настоящая трагедия , мы понимаем, сколь нелепы выдуманные страдания и сколь пустячен повод для них. Тогда мы хватаемся за голову и говорим себе: «Господи, каким же я был глупцом, когда страдал из-за какой-то ерунды. Нет чтобы жить в своё удовольствие и наслаждаться каждой минутой».
А6.
А5. Гласные в корне слова.
Безударные гласные, проверяемые ударением Ставь под ударение! носить – носит, ноша. единица – единый | и – ы после ц После ц в корне пишется только и: цирк, циркуль Искл. цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыц, цыкнуть |
Безударные гласные, непроверяемые ударением. Запомни: аморальный, амнистия, артиллерия, авангард, аллегория, ассистент, аппетит, берет, беллетристика, батальон, бордюр, бифштекс, винегрет, вакцинация, фестиваль, целлюлоза, шеренга и многие другие, которые необходимо проверять по орфографическому словарю!!! Буквы э – е в корне Э пишется: 1.после первой части сложного слова - трехэтажный 2.после приставки на согласную- сэкономить 3.в аббревиатурах- НЭП 4.после приставки на и - антиэстетический 5.в сложных иноязычных словах с первой частью на и - полиэфирный 6. после всех гласных, кроме и- алоэ, дуэт Е пишется: 1.после гласной и - диета, реквием 2.в иноязычных словах после твёрдой – леди, пенсне о, ё, е после шипящих После шипящих под ударением пишется ё, если можно подобрать однокоренное слово с е: жёлтый – желтеть, шёпот – шепчет, чёрточка – черта После шипящих под ударением пишется о, если нельзя подобрать однокоренное слово с е: крыжовник, обжора, трущоба, чащоба, шорох, шорник, чопорный, капюшон, шок, шорты, шомпол, мажор, шоу, изжога, чокаться, вечор, трещотка, ожог(сущ.), жонглёр, поджог(сущ.), но ожёг(глаг.), поджёг(глаг.), шов, жокей. | Чередующиеся гласные Выбор гласной зависит: 1. От ударения -гар – гор- под ударением а: загар, угар без ударения о: подгореть, загоревший под ударением пишется и а, и о - зар – зор- зарево, зорька - твор – твар- творчество, тварь - клан – клон- кланяется, поклон -зар- без ударения пишется только а -заря -твор- без ударения пишется только о- творец -клон- без ударения пишется только о поклониться -плав – плов--под ударением и без ударения пишется а – плавательный, поплавок исключение: пловец, пловчиха, плывуны 2. От согласной, стоящей после корня - лаг – лож- - слагаемое, сложение - скак – скоч- -скакать, выскочить исключение: скачок, скачу - раст- ращ- рос--растение, выращенный, росли исключение: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль 3. От суффикса а после корня -бер – бир-- выберешь – выбираешь -дер – дир--выдернуть – выдираешь -мер – мир--замер – замирать -пер – пир-- запер – запирать -тер – тир--вытер – вытирать -блест – блист- блестящий – блистательный -жег – жиг- -выжег – выжигать -стел – стил--постелить – постилать -чет – чит--вычет – вычитать искл.: сочетать, сочетание, чета -кос – кас-- коснуться – касаться -а(я) – им-поднять – поднимать -а(я) – ин -начать – начинать 4. От лексического значения -мак – мок- мак- (погружать в жидкость) обмакнуть перо мок-(пропускать жидкость) непромокаемый плащ -равн – ровн- равн (одинаковый) уравнение ровн (прямой, гладкий) заровнять искл.: уровень, ровесник |
Правописание согласных в корне.
Чтобы не ошибаться в написании парных согласных по глухости — звонкости, нужно чтобы после сомнительной согласной стояла гласная: Зуб- зубы, косьба –косит.
Непроизносимые согласные в корне слова: нужно определять подбором таких проверочных слов, в которых этот согласный слышится отчётливо: здравствуй – здравие, честный – честь.
Но в некоторых похожих словах нет непроизносимых согласных: вкусный – вкус, чудесный – чудеса.
Непроверяемые согласные в корне слова нужно запоминать: хоккей, вокзал, рюкзак.
Слова с единственным лексическим значением, относящимся к определённому предмету, признаку, действию и т.д., называются однозначными.
Слово, имеющее несколько лексических значений (два и более), называется многозначным.
Слова, обозначая предметы, признаки, действия, количество, выступают в прямом значении.
При переносе наименования одного предмета (признака, действия) в качестве наименования для другого предмета (признака, действия) у слова образуется новое лексическое значение, которое называется переносным.
Перенос наименования происходит на основе сходства предметов в чём-либо, например по цвету: изумрудная (брошь), изумрудная (трава)
Суффикс в лингвистике — морфема, изменяемая часть слова, расположенная обычно после корня и служащая для образования новых слов.
Функции суффиксов:
1 – МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ. Суффикс отвечает за образование нужной части речи (существительного, прилагательного, глагола, наречия и др.)
Например, с помощью суффикса -ИЗН- от прилагательного БЕЛЫЙ можно образовать существительное со значением признака БЕЛИЗНА, а используя суффикс -ЕНИ-, от глагола ЦВЕСТИ можно получить существительное ЦВЕТЕНИЕ со значением действия.
2 – ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ. Суффисы могут придать слову нужную эмоциональную окраску (пренебрежительную, уменьшительную, преувеличительную, восторженную и т.д.)
Например, суффикс -ЕНЬК- (тоненький, светленький, толстенький и др.) - имеет значение уменьшительно-ласкательное, а суффиксы -ИЩ- (иглища) и -ЕНН- (толстенный) - увеличительно-неодобрительное.
Суффикс выявляет и показывает отношение говорящего к обсуждаемому предмету: негативное или положительное, восторженное или насмешливое, ласкательное или ироничное.
Например, суффикс -ЁНК- в слове ЛОШАДЁНКА демонстрирует положительное или ироничное (в зависимости от контекста) отношение говорящего к данному предмету.
3 - ЗНАКОВАЯ. Некоторые суффиксы преобразуют иноязычные слова в знакомые нам формы русского языка
Например, сравнительно недавно появившееся в русском языке слово ПИАРЩИК происходит от существительного ПИАР. Благодаря часто употребляемому русскому суффиксу -ЩИК-, который в данном случае использован для образования существительного со значением лица по роду деятельности, это слово становится понятным.
Приставки — словообразующая часть слова, которая находится перед корнем. Приставки всегда вносят дополнение к значению исходного слова. Функции:
1)ОБРАЗОВАНИЕ НОВЫХ СЛОВ: В- (во-) означает движение внутрь чего-либо: вбежать, впрыгнуть. До- служит для указания на законченность действия: дорисовать, достроить. За- обозначает начало какого-либо действия: захлопать, закричать. На- говорит о полноте действия: наглядеться, нарадоваться. Пере- 1) сделать что-либо заново: перечитать. 2) движение через препятствие: перепрыгнуть.
2) ОБРАЗОВАНИЕ ФОРМ ГЛАГОЛОВ, ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ. При помощи некоторых приставок можно образовать превосходную степень у прилагательных (добрый — предобрый) и вида у глаголов (писать — написать).
Многие приставки в русском языке многозначные. Например, приставка при- может означать приближение (приплыть), присоединение (пришить), неполноту действия (прилечь), нахождение вблизи чего-либо (приморский).
Окончанием в русском языке называют изменяемую морфему, которая стоит в конце слова. Она выражает число, род, лицо и падеж.
1. Оно помогает выразить грамматическое значение слова:
Род, число и падеж – у имени существительного, прилагательного, причастий, некоторых числительных и местоимений.
Падеж – у местоимений и числительных, правда, не у всех.
Лицо и число – у глаголов, которые стоят в будущем или настоящем времени.
Число и род – у глаголов в прошедшем времени.
2. Окончание делает предложение связным: может оформлять подчинительные связи в словосочетании.
Окончание прилагательного говорит о согласовании в роде, числе, падеже с существительным, т.е. о «подчинении» прилагательного существительному.
Приставки — словообразующая часть слова, которая находится перед корнем. Приставки всегда вносят дополнение к значению исходного слова. Функции:
1)ОБРАЗОВАНИЕ НОВЫХ СЛОВ: В- (во-) означает движение внутрь чего-либо: вбежать, впрыгнуть. До- служит для указания на законченность действия: дорисовать, достроить. За- обозначает начало какого-либо действия: захлопать, закричать. На- говорит о полноте действия: наглядеться, нарадоваться. Пере- 1) сделать что-либо заново: перечитать. 2) движение через препятствие: перепрыгнуть.
2) ОБРАЗОВАНИЕ ФОРМ ГЛАГОЛОВ, ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ. При помощи некоторых приставок можно образовать превосходную степень у прилагательных (добрый — предобрый) и вида у глаголов (писать — написать).
Многие приставки в русском языке многозначные. Например, приставка при- может означать приближение (приплыть), присоединение (пришить), неполноту действия (прилечь), нахождение вблизи чего-либо (приморский).
Окончанием в русском языке называют изменяемую морфему, которая стоит в конце слова. Она выражает число, род, лицо и падеж.
1. Оно помогает выразить грамматическое значение слова:
Род, число и падеж – у имени существительного, прилагательного, причастий, некоторых числительных и местоимений.
Падеж – у местоимений и числительных, правда, не у всех.
Лицо и число – у глаголов, которые стоят в будущем или настоящем времени.
Число и род – у глаголов в прошедшем времени.
2. Окончание делает предложение связным: может оформлять подчинительные связи в словосочетании.
Окончание прилагательного говорит о согласовании в роде, числе, падеже с существительным, т.е. о «подчинении» прилагательного существительному.
Слова с единственным лексическим значением, относящимся к определённому предмету, признаку, действию и т.д., называются однозначными.
Слово, имеющее несколько лексических значений (два и более), называется многозначным.
Слова, обозначая предметы, признаки, действия, количество, выступают в прямом значении.
При переносе наименования одного предмета (признака, действия) в качестве наименования для другого предмета (признака, действия) у слова образуется новое лексическое значение, которое называется переносным.
Перенос наименования происходит на основе сходства предметов в чём-либо, например по цвету: изумрудная (брошь), изумрудная (трава)
Суффикс в лингвистике — морфема, изменяемая часть слова, расположенная обычно после корня и служащая для образования новых слов.
Функции суффиксов:
1 – МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ. Суффикс отвечает за образование нужной части речи (существительного, прилагательного, глагола, наречия и др.)
Например, с помощью суффикса -ИЗН- от прилагательного БЕЛЫЙ можно образовать существительное со значением признака БЕЛИЗНА, а используя суффикс -ЕНИ-, от глагола ЦВЕСТИ можно получить существительное ЦВЕТЕНИЕ со значением действия.
2 – ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ. Суффисы могут придать слову нужную эмоциональную окраску (пренебрежительную, уменьшительную, преувеличительную, восторженную и т.д.)
Например, суффикс -ЕНЬК- (тоненький, светленький, толстенький и др.) - имеет значение уменьшительно-ласкательное, а суффиксы -ИЩ- (иглища) и -ЕНН- (толстенный) - увеличительно-неодобрительное.
Суффикс выявляет и показывает отношение говорящего к обсуждаемому предмету: негативное или положительное, восторженное или насмешливое, ласкательное или ироничное.
Например, суффикс -ЁНК- в слове ЛОШАДЁНКА демонстрирует положительное или ироничное (в зависимости от контекста) отношение говорящего к данному предмету.
3 - ЗНАКОВАЯ. Некоторые суффиксы преобразуют иноязычные слова в знакомые нам формы русского языка
Например, сравнительно недавно появившееся в русском языке слово ПИАРЩИК происходит от существительного ПИАР. Благодаря часто употребляемому русскому суффиксу -ЩИК-, который в данном случае использован для образования существительного со значением лица по роду деятельности, это слово становится понятным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опорный конспект 6 класс "Рельеф дна Мирового океана"
Опорный конспект для урока."Рельеф дна Мирового океана", интересен для тех. кто применяет методику Шаталова. В конспекте отмечены все основополагающие вопросы данной темы, работа с атласом и рефлексия...
Опорный конспект 6 класс "Рельеф Земли"
Опорный конспект урока 6 класса "Рельеф Земли". Показана причинно-следственная связь формирования рельефа Земли. Работа с атласом. Используются элементы методики опорных конспектов. В основе лежит про...
Опорный конспект 6 класс "Рельеф суши"
Это третий опорный конспект для 6 класса по теме"Рельеф". Данная разработка посвещена рельефу суши. В графической форме рассматриваются очень сложные вопросы. Данный конспек, как и все остальные можно...
Опорный конспект 6 класс "Литосфера Земли"
Последний опорный конспект по теме: "Литосфера". Основные понятия, термины, работа с картами, рефлексия. Удобно представленный материал. Учащиеся получают еще один конспект-шпаргалку, которую ле...
Опорные конспекты 9 класс.
Опорные конспекты...
опорный конспект 5 класс по теме материаловедение
опорный конспект для 5 класса по теме материаловедение...
Дифференцированное обучение с использованием опорных конспектов в классах коррекции
В школах учителя нередко сталкиваются с детьми, которые имеют те или иные отклонения в развитии, что вызывает определенные трудности в их обучении и воспитании. Сегодня эта проблема решается чер...