Опорные конспекты для 9 класса
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку

Салимзянова Альфия Замановна

Опорные конспекты для 9 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opornye_konspekty_dlya_9_klassa.docx81.26 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ.

Правописание суффиксов имён прилагательных.

Суффикс  -ив   под ударением: ленивый, красивый Исключение: милостивый

Суффикс -ев (-еват, -евит)   при безударном произношении: ключевой, соевый, боевой, молодцеватый

Суффикс  - к   1)Если прилаг. имеет краткую форму: узкий – узок, дерзкий – дерзок

2)Образовано от сущ. с основой на К, Ч, Ц: немец – немецкий, рыбак - рыбацкий, ткач - ткацкий

Суффикс  - ск    в остальных случаях.       Белорус – белорусский,   Француз – французский.

Н и НН в именах прилагательных.

ЗАПОМНИТЕ: следует различать прилагательные, образованные  от  имён  существительных  (отымённые прилагательные) и образованные от глаголов (отглагольные прилагательные). В отымённых прилагательных пишется

  Н   в суффиксе -ИН гусиный, лебединый,      в суффиксах -АН-, -ЯН-, ледяной, серебряный, кожаный                                                    

Исключения: стеклянный, деревянный, оловянный,                                                                  

                                                                               

в кратком прилагательном пишем столько Н, сколько в полном: прекрасный – прекрасна, туманный-туманна                                                                              

ЗАПОМНИТЕ НАПИСАНИЕ СЛОВ: ветреный (день, человек), ветряной (двигатель), свиной, багряный, рдяный, румяный, юный, рьяный,   пьяный, синий. ветряная (мельница, оспа),

НН в суффиксах –ОНН-: экскурсионный, лекциОННый и -ЕНН-: утро - утрЕННий, торжествЕННый. Исключение: ветрЕНый

Если прилагательное образовано от существительного с основой на –Н, пишем –НН-:   туман – тумаННый,     дно - бездонный

В отглагольных прилагательных пишется   НН, если прилагательное образовано от глагола с суффиксами -ОВА- (-ЕВА-):    

маринОВАть – маринОВАННый.

Правописание суффиксов глаголов.

Суффикс –ова, -ева

Суффикс –ыва, -ива.

Если в 1 лице ед.ч. глагол оканчивается на –ую, -юю.

Заведовать – заведую,  воевать – воюю.

Если в неопределенной форме и в прошедшем времени сохраняется  тот же суффикс. Разведывать – разведывал – разведываю.

Сначала определи, есть ли суффиксы–ова, -ева  или –ыва, -ива-: разведывать – разведать.

СУФФИКС  -ВА- ВСЕГДА ПОД УДАРЕНИЕМ: заболеть – заболевать, поэтому - заболеваю

Правописание безударного суффикса ГЛАГОЛА обусловлено конечным гласным основы неопределённой формы.

 В глаголах прошедшего времени перед суффиксом Л сохраняется суффикс неопределенной формы - надеЯться - НадеЯлись..

Правописание суффиксов наречий.

-Н- и -НН- в наречиях на -0, -Е

1) -Н- пишется, если наречие образовалось от прилагательного с -Н-:   интересно (интересный), увлекательно (увлекательный).

2) -НН- пишется, если наречие образовалось   от прилагательного с -нн-:   растерянно (растерянный), временно (временный).

Правописание суффиксов наречий зависит от приставки.

Приставки в- на- за- в конце суффикс –о:    влево,  направо,  заново            

Приставки с- до- с- в конце суффикс –а:    сначала,  добела,   слева      

Правописание букв Ё – Е – О после шипящих и Ц в суффиксах частей речи

Виды синтаксической связи между простыми предложениями в составе сложного.

Сочинительная связь

Подчинительная связь

Бессоюзная

Слова или предложения равноправны, не зависят друг от друга (между ними нельзя поставить вопрос).

Между простыми предложениями в составе сложносочинённого предложения ставятся союзы:. или, либо, то.., то.., не то.., не то... ; то ли... то ли, а, но, да(но), зато, однако, и, же, да(и), тоже, также; ни..., ни; как..., так и                  

Слово или предложение подчинено другому слову или предложению, от одного из них (главного) можно поставить вопрос к другому (зависимому).

 Между простыми предлож. в составе сложноподчинённого ставятся союзы:если, когда, что, где, который, куда, хотя, ибо, частица ли и др.

Предложения соединены только при помощи интонации.

Еще в лугах трава не скошена, еще не вся черемуха тебе в окошко брошена.

Правописание суффиксов причастий ЗАВИСИТ ОТ СПРЯЖЕНИЯ

Суффикс –УЩ, -ЮЩ-(действит.) –ЕМ- (страдат.), если причастие образовано от глагола 1 спряжения. Бороться – борющийся

 Суффикс –АЩ, -ЯЩ-(действит.)  --ИМ-(страдат.)   Если причастие образовано от глагола 2 спряжения.     Дышать – дышащий.

Гласные перед -Н-, -НН- в причастиях и отглагольных прилагательных

Суффикс –АНН, -ЯНН-(страдат.), если причастие образовано от глагола на –ать, -ять:Выдержать – выдержанный

Суффикс -ЕНН-, если причастие образовано от глагола на –еть, -ить, -ти, -чь: Изранить – израненный.

Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

1) Е пишется без ударения: верченый мальчик.                  2) Ё пишется под ударением: решённая задача.

НН    в полных причастиях:

1. Есть приставка, кроме НЕ          Засушенный цветок.

2. Образовано от бесприставочного глагола совершенного вида:   прочитать (сов. в.) - прочитанная книга, высушить (сов. в.) - высушенные грибы, бросить (сов. в.) - брошенная лодка, решить (сов. в.) – решённая.

3. Есть зависимые слова :  сушенные на солнце грибы (есть зависимые от причастия слова).

Одна Н в кратких причастиях; каша сварена, книга прочитана, лодка брошена.

Различие кратких форм причастий и кратких форм прилагательных

1) Краткие причастия (только -н-): Войска сосредоточены. можно заменить глаголом: Войска сосредоточились.

2) Краткие прилагательные (с -к- и -нн-: столько -к-, сколько в полной форме): Ученица воспитанна и аккуратна. (Воспитанна и аккуратна — краткие прилагательные, т.к. здесь даётся характеристика ученицы, а не её действия. Можно образовать полные формы: Ученица воспитанная и аккуратная).

                       В отглагольных прилагательных пишется одна Н          

1) если прилагательное образовано от глагола несовершенного вида: варить (нес. в.) - вареный картофель; сушить (нес. в.) - несушЁНые ягоды;

2) в сложных прилагательных, образованных из сочетаний наречий (гладко, мало, много и пр.) и отглагольных прилагательных: гладкокрашеный, малоезженый.

НО: гладковыкрашенный (полное причастие), так как вторая часть слова образована от глагола совершенного вида.

Исключения: невидаННый, неслыхаННый, неждаННый, медленный, желанный, священный, жеманный, слышанный,  негадаННый, нечаяННый, брошенный, данный, конченный, купленный, лишённый, пленённый, прощённый, пущенный, священный, обещанный, отчаянный, деланный, смотренный, доморощенный, смотренный, чванный, чеканный, решённый, хваченный, явленный; встреченный, затеянный, обиженный, обретённый, обязанный, посещённый, снабжённый,  

-Н-:   коваНый, названый (брат), жёваНый, приданое,смышлёный, посажёНый (отец), непрошеНый,  незваНый

Правописание суффиксов имён существительных.

Суффикс   - ЕК   Если при склонении выпадает гласная   Замочек –замочка, дружочек–дружочка, сыночек - сыночка

Суффикс   -ИК Не выпадает при склонении гласная       Ключик – ключика, ларчик – ларчика, лучик- лучика.

Суффикс   -ЧИК После Д –Т, З – С, Ж:    Разведчик, летчик, грузчик, разносчик, перебежчик.

Суффикс -ЩИК В остальных случаях:      Фонарщик, каменщик, танцовщик, рисовальщик.

Ё

Е

О

В суффиксах отглагольных сущ.   -ЁР-,   -ЁВК-: стажЁР,  корчЁВКа, ночЁВКа,

ВНИМАНИЕ: после буквы Ц буква Ё никогда НЕ пишется! Только О (под ударением):  облицОвка,  танцОр

В суффиксах существительных БЕЗ ударения:

овражЕк, ночЕнька, орешЕк, дочЕнька, речЕнька, грибочЕк

В суффиксах существительных (образованыот сущ.) ПОД ударением:

девчОнка, речОнка, зайчОнок, бельчОнок, дружОк, бережОк, лужОк, воротничОк

___

В суффиксах прилагательных БЕЗ ударения: грешЕн (кр. прил.),

ландышЕвый запах, бежЕвый цвет, ситцЕвое платье

В суффиксах прилагательных ПОД ударением:      смешОн (кр. прил.),

кумачОвый флаг, парчОвый халат, холщОвый мешок, камышОвый шалаш

В суффиксах причастий и отглагольных прилагательных ПОД ударением: вооружЁнный, сгущЁнное, толчЁные, увлечЁнный

В суффиксах причастий и отглагольных прилагательных БЕЗ ударения: напомажЕнные, разряжЕнные  положЕнные

__

В суффиксе наречия-исключения ПОД ударением: ещЁ

В суффиксах наречий БЕЗ ударения:

говорить певучЕ, колючЕ; жгучЕ

В суффиксах наречий ПОД ударением:

хорошО, свежО, говорить общО

Суффикс ЕЦ  1) Муж.род с беглой гласной: морозец-морозца   2) Средний род , ударение падает на окончание: письмецо

Суффикс ИЦ 1) Женский род: Кормилица, лестница, книжица. 2)сред.род, ударение перед суффиксом:  креслице

Суффикс -ИЧК Жен.род, образован. от основ на –ИЦ-: умница - умничка

Суффикс – ЕЧК           Остальные случаи и на –МЯ: утро – утречко, имя-имечко

Суффикс –ИНК   От сущ. на – ИНА: жемчужина - жемчужинка, соломина – соломинка.

Суффикс –ЕНК Одуш. сущ. жен.рода:   француженка, неженка.   Уменьшительные жен.р. основой на –Н:  Сосна – сосенка

-ЕНЬК     После шипящих и мягких согласных: Машенька, реченька,  Катенька

- ИНЬК    Только в словах: БАИНЬКИ, ЗАИНЬКА, ПАИНЬКА

- ОНЬК     После остальных согласных: липонька, лисонька, Лизонька.

Н и НН в именах существительных.

В именах существительных пишется столько Н, сколько в слове, от которого оно образовано: нефтяной - нефтяНик, пленный - плеННик, образованный – образованность, гостиный - гостиница, изгнанный - изгнанник.

В существительных пишется НН, если одно Н входит в корень, а второе Н - в суффикс: бессонница, мошенник, осинник.

ЗАПОМНИТЕ: приданое, бесприданница.

Знак

Смыслоразличительная функция знака препинания

Тезис о роли знаков препин.

Основное назначение пунктуации - передавать логику  предложения, связь между его частями.

Знаки препинания отмечают начало или конец синтаксической единицы.

Запятая

Указывает на следование объектов и событий друг за другом.

Информирует о наличии в предложении структурно равноправных элементов.

Точка

Указывает на законченность предложения с точки зрения пишущего.

 Указывает на завершённость высказывания.

Вопрос. и воскл. знак в конце

Указывает  на членение речи, и на вопросительный характер предложения,. на ожидание ответа.

Показывает, что автора волнует содержание его высказывания, показывает эмоциональную напряжённость

Двоеточие

Ставят, когда хотят оказать, что далее следует пояснение сделанного сообщения (перед рядом однородных членов, в бессоюзном  сложном предложении, перед прямой речью)

Указывает на разъяснение предыдущей части высказывания.

Тире

Указывает, что в предл. есть пропуск какого-то слова.                   *Значение противоположности

Показывает, что в диалоге сменился автор или от прямой речи перешли к обычному тексту.

Правописание приставок

Неизменяемые  приставки

От-, по-, до-, над-, под-, в-, с-, за-, об-, пред-, пере-.  

Отъехать, посмотреть, доработать, сбить, сделать, надпись.

Запомни! Здесь, здание, здоровье, не видно ни  зги.

А- алогичный  аморфный

Па- паводок, паволока, пагуба

Пра- (значение первоначальный, древний), прадед

су- сумрак,  суглинок  

дез-, диз(с)- дезинфекция, дизъюнкция,  дисгармония

Приставки, оканчивающиеся на З  и  С

 Без (с)-  воз(с) -   вз(с)-  чрез(с)-  через(с)- из(с)- низ (с)-

 раз(с)  -  (роз(с)

Перед звонкими согласными з: разлюбить, измерить, возвысить

Перед глухими согласными с: растереть, истратить,  бесценный

ЗАВИСЯТ ОТ УДАРЕНИЯ:

раз(с)  -  (роз(с) 

под ударением - роз(с)- рОзвальни;          

без ударения - раз(с)  развал

        Приставки  не  и  ни в местоимениях и наречиях

      под ударением НЕ                    без  ударения НИ

нечто      некого   некто               ничто    никого    никто                              

негде   некуда    некогда              нигде    никуда   никогда

Различай приставки недо- и частицы не с приставкой до-

Недо- (антоним пере-)                             Не до

1.Действие выполнено ниже                Действие  не

нормы:                                                   доведено до конца:

недосолить, недогрузить                    Не досмотрел фильм.

Недосмотреть за ребёнком.                Не доедают суп.

2.В недостаточном количестве:         Не достаёт до окна

Недостает терпения.                           (не дотягивается).

При-

1. Близость  (пришкольный)      2.Присоединения  (пришить)

3.Неполнота действия (приоткрыть)

4.Действия до  конца (придумать)

5. Усиленное  действие (приглядеться)

6.Действия  в своих  интересах  (прикарманить)

7.Сопутствующие действия (припевать)

Пре-

1.Значение степени качества (очень): предобрый (очень добрый)

  2.Близкое к пере-: прервать (перервать)

Различай написание по значению!

Преумножить (сильно умножить) – приумножить незначительно)

Пребывать (находиться) – прибывать (приходить)

Предавать (кого-нибудь) – придавать (значение)

Презирать (ненавидеть) – призирать (присматривать)

Преклонить (почтительно) – приклонить (ветку к земле)

Преступить (нарушить) – приступить (к чему-либо)

Претворять (в жизнь) – притворять (дверь)

Преходящий (временный) – приходящий (учитель)

Приставки, пишущиеся  через дефис

Во-, в- , если  есть суффиксы  -ых- и –их- (во-первых, в-третьих)

По-, если есть  суффиксы  -ому- и –ему- ,   -ски-,  –ки-, -ьи-         (по-волчьи, по-новому, по-русски, по-итальянски)

Кое-:    кое- когда, кое-где,  (но кое с кем).

Ы   после приставок на согласную:   безынтересный отыграть

исключение: взимать

И  1. после приставок: меж- (межинститутский)

сверх- (сверхинтересный)

2. после иноязычных приставок: (суперигра, контригра)

3. во втором корне сложносокращённых слов:

 ( пединститут, спортинвентарь)

Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении

Вид придаточного

Вопросы

Чем прикрепляется

1.Определительное

Какой?

Какой?

Союз. сл.: что, где, куда , когда, который, какой…

2. Местоименно- определительное

Кто именно?

Что именно?

Союз. сл.: кто, что

Союзами: что, как, будто, чтобы…

3. Изъяснительное

Вопросы косвенных падежей

Союз. сл.: кто, что, сколько, как, откуда, зачем…

Союзами: будто

Частицей: ли

4. Степени

В какой степени? Насколько?

Союзами: что, как, будто, словно…

Союз сл.: сколько

5. Образа действия

 Как?              Каким образом?                      

Союзами и союз. сл.: что, как, чтобы, словно…

6. Места

Где? Куда? Откуда?

Союз. сл.: где, куда, откуда

7. Времени

Когда?

Как долго?

 С (до) каких пор?

Союзами:  когда (когда…то), едва, пока, с (до) тех пор как, как только, в то время как, после того как, чуть только…

8. Условия

При каком условии?

Союзами: если, раз, когда, коли, кабы…

9. Причины

Почему? Отчего?

По какой причине?

Союзами: потому что, оттого что, так как, благодаря тому что, ибо…

10. Цели

Зачем?             Для чего?

С какой целью?

Союзами: чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, дабы…

11. Сравнительные

Как?

В сравнении с чем?

Союзами: как, подобно тому как ,  чем, чем…тем,  будто, как будто, словно, точно…

12. Уступительные

Несмотря на что?

Союзами: хотя, несмотря на то что, пускай, как ни

Союз. сл.: сколько ни, куда ни

13. Следствия

Что из этого следует?

Союзом: так что

14.Присоединительные

Что можно к этому добавить?

Союз. сл.: что, отчего, зачем, почему

ОБОСОБЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ПРИЛОЖЕНИЙ

Нераспространенное – состоит из одного слова. Распространенное – из двух или более слов

Выделяются запятыми - обособляются

Примеры

1. Любые определения и приложения (независимо от степени их распространенности и местоположения), если они относятся к личному местоимению

Дружившие с детства, они никогда не расставались.

Они, агрономы, поехали работать в село.

2. Согласованные распространенные определения и приложения, если они стоят после определяемого существительного

Ягоды, собранные детьми, были вкусны. Дед, участник войны, знал все о том времени.

3. Два или несколько однородных согласованных нераспространенных определения, стоящих после определяемого существительного

Ветер, теплый и ласковый, разбудил цветы на лугу.

4. Согласованные определения и приложения (стоящие перед определяемым существительным), если имеют добавочное обстоятельственное значение (причинное, условное, уступительное и др.)

Измученные тяжелой дорогой, ребята не могли продолжать путешествие (причина).

5. Согласованные приложения (в том числе и одиночные), если они стоят после определяемого слова — существительного собственного.

 Исключение: не выделяются одиночные приложения, сливающиеся с именем существительным по смыслу.

Возглавлял отряд Сергей Смирнов, опытный разведчик.

 В отрочестве я зачитывался книгами Дюма-отца.

ПРИЛОЖЕНИЯ С СОЮЗОМ КАК

Обособляется

Не обособляется

если имеет оттенок причинности: 

Как истинный поэт, Некрасов любим своим народом.

если союз как имеет значение «в качестве»: Все знали Женю как (в качестве) надежного друга.

ОБОСОБЛЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

Обособляется

Не обособляется

1. Деепричастные обороты (распростр.): Мы шли,  утопая в песке.     и одиночные деепричастия (нераспространенное обст-во): 

Я, запыхавшись, остановился.

2. С предлогом несмотря на: Он улыбался, несмотря на ранение

3. С производными предлогами благодаря, вопреки и др., если стоят перед сказуемым: Вопреки предсказанию, погода прояснилась.

1. Фразеологизмы, в состав которых входят деепричастия:   Он слушал  раскрыв рот.    

Он работал спустя рукава.

2. Наречия стоя, лежа, молча, нехотя, шутя, не глядя, играя и др.  Он читал лежа.    Он лежа читал.

Но: Он читал, лежа на диване.

Обособление дополнений

именами существительными с предлогами или предложными сочетаниями

кроме, вместо, помимо, сверх, за исключением, исключая,  включая, вопреки, наряду с и др.

со значением включения, исключения, замещения, то есть ограничительным или расширительным значением.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Например: Тут, кроме небольшого столика с зеркалом, , не было другой мебели, и, вместо лампы, горел яркий огонек.

Словосочетание – трудные случаи

  плакал без звука - беззвучно плакал                                 землетрясение в девять баллов - девятибальное землетрясение.     

гнездо глухаря – глухариное гнездо                                   пришкольный сад - сад при школе

переход под землёй - подземный переход                         камни под водой - подводные камни

час пред рассветом - предрассветный час                          годовой отчет - отчет за год

довоенные годы - годы до войны                                        дно колодца – колодезное дно 

держаться с достоинством - держаться достойно               идти лесом - идти через лес

молочный бидон - бидон для молока                                   школьный товарищ - товарищ по школе

пятиэтажный дом - дом в пять этажей                                 летели самолетом - летели на самолёте

работал вечерами - работал по вечерам                               поехать работать - поехать на работу

сегодняшний город - город сегодня                                      кухонная дверь – дверь в кухню

бессонная ночь – ночь без сна                                               алгебраическая задача – задача по алгебре

школьный портфель - портфель для школы                         приморский парк - парк при море

клетчатый шарф – шарф в клетку                                          лесной запах – запах леса

учительский стол - стол учителя                                            конское ржание - ржание коня

шестилетний ребёнок – ребёнок шести лет                          белоствольная берёза - берёза с белым стволом

ели с острым верхом  - островерхие ели                               снаряд для спортсменов – спортивный снаряд

горная тропинка - тропинка в гору                                        вопрос по литературе - литературный вопрос

гостиница при вокзале - привокзальная гостиница             костюм в полоску – полосатый костюм

совет отца – отцовский совет                                                 собака с гладкой шерстью - гладкошёрстная собака

двуствольное ружьё - ружьё с двумя стволами                    парень с рыжими волосами - рыжеволосый парень

особняк в три этажа - трёхэтажный особняк                        девушка двадцати лет - двадцатилетняя девушка

бездушно пел – пел без души                                                 говорил с тревогой – тревожно говорил    

яблочное варенье – варенье ИЗ яблок                                   яблочный пирог – пирог С яблоками

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными

1.Последовательное подчинение       [    ], (   ), (   ).

Дети рассказали, что нарвали тех цветов, которые любила мама.

2.Параллельное подчинение              (   ),  [   ], (   ).

Когда поднялось солнце, мы увидели картину, которая удивила всех.

3. Однородное подчинение                  [    ],  (   ), (    ).

Девочка писала, что ей очень нравится в деревне, что она научилась ездить верхом на лошади.

Бессоюзное сложное предложение

это предложение, в котором простые предложения объединены между собой только по смыслу и интонационно.

Смысловые отношения между предложениями

Знаки препинания

Примеры

Перечисление

Запятая

Одето небо черной мглою,   в тумане месяц чуть блестит.

Перечисление, но внутри частей сложного предложения есть другие знаки препинания

Точка с запятой

Дорога вилась передо мной между густыми кустами орешника, уже залитыми мраком; я продвигался вперед с трудом.

Причина (вторая часть указывает на причину того, о чем говорится в первой)

Двоеточие

 Я не мог заснуть: передо мной во мраке все вертелся мальчик с белыми глазами.

Разъяснение смысла первой части

Двоеточие

 Об одном вас прошу: стреляйте скорее.

Пояснение сказуемого первой части

Двоеточие

Я знаю:  в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.

Я услышал: яблоки похрустывали на чьих-то зубах.

Время, условие

Тире

Ехал сюда — рожь начинала желтеть.             Поработаешь до поту —поешь в охоту.

Причина (первая часть указывает на причину того, о чем говорится во второй части, а вторая часть указывает на следствие того, о чем говорится в первой)

Тире

Распахнули окна — запах сосен вступил на веранду.

Противопоставление

Тире

Лето припасает — зима поедает.

Быстрая смена событий

Тире

Сыр выпал —   с ним была плутовка такова.

Двусоставные, где есть и подлежащее, и сказуемое.                   Односоставное, где есть  или сказуемое, или подлежащее.

Односоставные предложения

Виды

Что обозначает главный член

Чем выражен главный   член  (основные случаи)

Примеры

определённо-личные

действие, которое совершает определённое лицо (я, ты, мы, вы): на него указывает окончание глагола-сказуемого

1) глаголом   изъявительного   наклонения 1-го или 2-го лица;

2) глаголом    повелительного   наклонения

1) Люблю грозу в начале мая (Тютчев).

2) Зовите, голуби, зовите к труду   и   миру на земле!        

неопределённо-личные

действие каких-то лиц: они мыслятся неопределённо

1) глаголом 3-го лица множественного  числа;

2) глаголом   прошедшего времени множ. числа

1) И на обломках самовластья   напишут    наши имена  (Пушкин).

2) Навеки свергли власть буржуев и дворян.

обобщённо-личные

действие, которое может совершать любое лицо (все, каждый)

1) глаголом 2-го лица изъявительного     или повелит,   наклонения;

2) глаголом 3-го лица множеств, числа

1) Изводишь     единого слова ради тысячи тонн словесной  руды.

2) Славу трудом добывают (Пословица).

безличные

действие или состояние, независимое от действующего лица(оно происходит как бы само по себе)

1) безличным   глаголом  или    личным  в значении безличного;

2) инфинитивом;         3) словами   нет,   не было

4) наречием; составным именным сказуемым.

1) Нигде   не     дышится вольней  родных    лугов, родных полей.

 2) Вам не видать покоя. 3)Нет ничего радостнее труда.

4) Человеку холодно без песен.

назывные

только наличие предметов, явлений или лиц

существительным     в именительном    падеже

Переправа,   переправа... Темень, холод...

Знаки препинания: помогают выделить, разделить на письме

Знак препинания

Смыслоразличительная функция знака препинания

Общие замечания  о роли знаков препинания (возможны как

тезис вступления к работе о роли знаков препинания и как вывод тему)

  • Знаки препинания функционально значимы: они имеют закреплённые за ними обобщённые значения.
  • Передают логику предложения, связь между частями предложения.
  • Вносят дополнительную информацию, которую нельзя выражать словами.
  • Передают на письме оттенки смысла.
  • Могут быть средством выражения состояния пишущего.
  • Основное назначение пунктуации - передавать логику  предложения, связь между его частями.
  • Знаки препинания отмечают начало или конец синтаксической единицы.
  • Одни знаки препинания, как и слова, расчленяют поток письменной речи на высказывания, другие помогают различить «свои» и «чужие слова, третьи делят высказывания на простые предложения, четвёртые выделяют в составе высказывания специфические конструкции.

Запятая

  • Указывает на следование объектов и событий друг за другом.
  • Информирует о наличии в предложении структурно равноправных элементов.

Точка

  • Указывает на законченность предложения с точки зрения пишущего.
  •  Указывает на завершённость высказывания.
  • Указывает на законченность мысли.

Вопросительный

знак в конце предложения

  • Указывает  не только на членение речи, но  и на вопросительный характер предложения, на особый его тип по цели высказывания, требует ответа.
  • Указывает на ожидание ответа.

Восклицательный  знак в конце предложения

  • Показывает, насколько сильно  автора волнует  содержание  его собственного высказывания.
  • Указывает на эмоциональная напряжённость

Двоеточие

  • Ставят, когда хотят оказать, что далее следует пояснение сделанного сообщения (перед рядом однородных членов, в бессоюзном  сложном предложении, перед прямой речью)
  • Указывает на разъяснение предыдущей части высказывания.

Тире

  • Хотят указать, что в предложении есть пропуск каких-либо слов.
  • Указывает на следование событий друг за другом.
  • Указывает на временной  интервал.
  • В обозначении чередования  : хотят сказать, что в диалоге сменился автор или от прямой речи перешли к обычному тексту.
  • Указывает на варианты названия.
  • Значение противоположности (Я  мрачен - ты весел).
  •  Указывает на значение следования - одно событие следует за другим - внезапно, вопреки ожиданиям (Отступил - и вдруг споткнулся).
  • Указывают, что событие происходит т закономерно, как следствие предыдущего. (Хочешь есть - работай вместе со всеми).

Кавычки

  • Хотят указать, что заключенное в них сообщение принадлежит не автору.
  • Обозначают границы прямой речи или цитаты.
  • Заключают в кавычки сообщение, от которого пишущий хочет «откреститься».

Скобки

  • Ставят, когда хотят указать, что сообщение несёт не основную, а дополнительную информацию.
  • Указывают на вспомогательный характер информации.

Точка с запятой

  • Указывает на то, что именно здесь граница основной части сообщения, но далее есть другая информация - для размышления читателя.

Многоточие

  • Передаёт недосказанность, недоговорённость.
  • Отражает эмоциональную окраску речи - передаёт прерванность  мысли, вызванную общим эмоциональным напряжением.
  • Указывает на неполноту информации.
  • Может передавать многозначительность сказанного, указывать на подтекст, скрытый смысл.

А4. Фонетика

6 гласных звуков — [а] [э] [и] [ы] [о] [у];

36 согласных — [б], [б'], [в], [в'], [г], [г'], [д], [д'], [ж], [з], [з'], [й'], [к], [к'], [л], [л'], [м], [м'], [н], [н'], [п], [п'], [р], [р'], [с], [с'], [т], [т'], [ф], [ф'], [х], [х'], [ц], [ч'], [ш], [щ'], .

Звонкие согласные - [б], [б'], [в], [в'], [г], [г'], [д], [д'], [ж], [з], [з'], [й'], [л], [л'], [м], [м'], [н],[н'], [р], [р']

Глухие согласные - [к], [к'], [п], [п'], [с], [с'], [т], [т'], [ф], [ф'], [х], [х'], [ц], [ч'], [ш], [щ']                        

 Звуки [ж], [ц], [ш] — всегда твёрдые;              Звуки [ч'], [щ'], [й'] — всегда мягкие.

Правило 1: буква г на конце слова бог произносится как х

 Правило 2: -ого, -его в прилагательных мужского и среднего родов произносятся как –ово, -ево. 

Правило 3: зж и сж произносятся как ж на стыке морфем или служебного слова со знаменательным. 

Правило 4:зч и сч произносятся как щ(на стыке морфем). 

Правило 5: дч и тч призносятся как ч (на стыке морфем). 

Правило 6: -ться и –тся произносятся как ца (в глаголах). 

Правило 7: жд произносится как шт и ш ( в слове дождь и производных). Произнесение таких слов в случае затруднений стоит уточнить в орфоэпическом словаре. 

Правило 8 дс и тс произносятся как ц (перед к в прилагательных). 

Правило 9: чн произносится как чн – в большинстве слов, но произносится как шн в словах  скушно, конечно, нарошно, прачешная, скворешник, Ильинишна и др.

Правило 10: чт произносится как шт (штобы, што и т. д.), но нечто. 

Правило 11: ГК произносится как х к  -  в словах лёгкий, мягкий (лёхкий, мяхкий).

Правило 12: гч произносится как хч  - в словах легче, мягче. 

Правило 13: стн, нтск, стл, ндск, здн, рдц, лнц, вств, лвств – содержат непроизносимую согласную. 

Правило 14: двойные согласные в заимствованных словах обычно произносятся как 1  долгий согласный, но ряд слов допускает произнесение двойного согласного как одного звука(ванна - н,  грипп – п)

Правило 15:в конце слов на звонкий согласный происходит оглушение

Мягкий знак ("ь") в русском правописании:

1)служит для обозначения мягкости   согласных на письме наряду со специальными гласными: конь;

2)играет разделительную роль – обозначает   наличие звука [j]  (например, в слове (вьюн);

3)выполняет смыслоразличительную   функцию в словах с конечными шипящими (туш – музыка, тушь – краска), в   окончаниях глаголов (молиться – что   делать?, молится – что делает?).

Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука ( Е - [Й’Э], Ё - [Й’О],  Ю- [Й’У],  Я - [Й’А]), в следующих случаях:

В АБСОЛЮТНОМ НАЧАЛЕ СЛОВА;

ПОСЛЕ ГЛАСНОЙ;

ПОСЛЕ ТВЁРДОГО И МЯГКОГО ЗНАКОВ. 

Находясь после согласного звука, буквы е ,ё, ю, я обозначают один звук и указывают на мягкость предыдущего согласного.

В детстве человек счастлив, как сейчас говорят, по умолчанию. По природе своей ребёнок – существо, инстинктивно предрасположенное к счастью. Какой бы трудной и даже трагичной ни была его жизнь, он всё равно радуется и постоянно находит для этого все новые и новые поводы. Возможно, потому, что ему пока не с чем сравнить свою жизнь, он ещё не подозревает, что может быть как-то иначе. Но, скорее всего, всё-таки потому, что детская душа еще не успела покрыться защитным панцирем и более открыта добру и надеждам, чем душа взрослого человека.

А с возрастом всё словно бы выворачивается наизнанку. Как бы спокойно и благополучно ни складывалась наша жизнь, мы не успокоимся, пока не найдем в ней некую занозу, нескладицу, неполадку, прицепимся к ней, и почувствуем себя глубоко несчастными. И мы верим в придуманную нами драму, искренне жалуемся на неё друзьям, тратим на переживания время, здоровье, душевные силы…

Лишь когда случается действительно настоящая трагедия , мы понимаем, сколь нелепы выдуманные страдания и сколь пустячен повод для них. Тогда мы хватаемся за голову и говорим себе: «Господи, каким же я был глупцом, когда страдал из-за какой-то ерунды. Нет чтобы жить в своё удовольствие и наслаждаться каждой минутой».

А6.

А5. Гласные в корне слова.

Безударные гласные, проверяемые ударением

Ставь под ударение!

носить – носит, ноша.            единица – единый

и – ы  после  ц

После ц в корне пишется только и: цирк, циркуль

Искл. цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыц, цыкнуть

Безударные гласные, непроверяемые ударением.

Запомни: аморальный, амнистия, артиллерия, авангард, аллегория, ассистент, аппетит,  берет, беллетристика, батальон, бордюр, бифштекс, винегрет, вакцинация, фестиваль,  целлюлоза, шеренга и многие другие, которые необходимо проверять по орфографическому словарю!!!

Буквы э – е в корне

Э пишется: 

1.после первой части сложного слова - трехэтажный

2.после приставки на согласную-  сэкономить

3.в аббревиатурах- НЭП

4.после приставки на и - антиэстетический

5.в сложных иноязычных словах

с первой частью на и - полиэфирный

6. после всех гласных, кроме и- алоэ, дуэт

Е пишется:

1.после гласной и - диета, реквием

2.в иноязычных словах после твёрдой – леди, пенсне

о, ё, е после шипящих

 После шипящих под ударением пишется ё, если можно

 подобрать однокоренное слово с е:

 жёлтый – желтеть,

 шёпот – шепчет, чёрточка – черта

 После шипящих под ударением пишется о, если  нельзя

 подобрать однокоренное слово с е:

 крыжовник, обжора, трущоба, чащоба, шорох, шорник,

 чопорный, капюшон, шок, шорты, шомпол, мажор, шоу,

 изжога, чокаться, вечор, трещотка, ожог(сущ.), жонглёр,

 поджог(сущ.), но ожёг(глаг.), поджёг(глаг.), шов, жокей.

Чередующиеся гласные    Выбор гласной зависит:

1. От ударения

 -гар – гор- под ударением а: загар,    угар

без ударения о: подгореть, загоревший

 под ударением пишется и а, и о

- зар – зор- зарево, зорька

- твор – твар- творчество, тварь

- клан – клон- кланяется, поклон

-зар- без ударения пишется только    а   -заря

-твор- без ударения пишется только  о-  творец

-клон- без ударения пишется только о поклониться

-плав – плов--под ударением и  без  ударения

пишется  а – плавательный, поплавок

исключение:  пловец, пловчиха,  плывуны

2. От согласной, стоящей после корня

- лаг – лож- - слагаемое, сложение

- скак – скоч- -скакать, выскочить   исключение: скачок, скачу

- раст- ращ- рос--растение, выращенный, росли

исключение:  росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль

3. От суффикса а после корня

-бер – бир-- выберешь – выбираешь

-дер – дир--выдернуть – выдираешь

-мер – мир--замер – замирать

-пер – пир-- запер – запирать

-тер – тир--вытер – вытирать

-блест – блист-  блестящий – блистательный

-жег – жиг- -выжег – выжигать

-стел – стил--постелить – постилать

-чет – чит--вычет – вычитать  искл.: сочетать, сочетание, чета

-кос – кас-- коснуться – касаться

-а(я) – им-поднять – поднимать

-а(я) – ин -начать – начинать

4. От лексического значения

-мак – мок-

мак- (погружать в жидкость)   обмакнуть перо

мок-(пропускать жидкость)   непромокаемый плащ

-равн – ровн-

 равн (одинаковый) уравнение

ровн  (прямой, гладкий) заровнять   искл.: уровень, ровесник

Правописание согласных в корне.

Чтобы не ошибаться в написании парных согласных по глухости — звонкости, нужно чтобы после сомнительной согласной стояла гласная:         Зуб-  зубы, косьба –косит.

Непроизносимые согласные в корне слова: нужно определять подбором таких проверочных слов, в которых этот согласный слышится отчётливо: здравствуй – здравие, честный – честь.

Но в некоторых похожих словах нет непроизносимых согласных: вкусный – вкус, чудесный – чудеса.

Непроверяемые согласные в корне слова нужно запоминать:    хоккей, вокзал, рюкзак.

Слова с единственным лексическим значением, относящимся к определённому предмету, признаку, действию и т.д., называются однозначными. 

Слово, имеющее несколько лексических значений (два и более), называется многозначным.

Слова, обозначая предметы, признаки, действия, количество, выступают в прямом значении.

При переносе наименования одного предмета (признака, действия) в качестве наименования для другого предмета (признака, действия) у слова образуется новое лексическое значение, которое называется переносным.

Перенос наименования происходит на основе сходства предметов в чём-либо, например по цвету: изумрудная (брошь), изумрудная (трава)

Суффикс в лингвистике — морфема, изменяемая часть слова, расположенная обычно после корня и служащая для образования новых слов.
Функции  суффиксов:
1 – МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ. Суффикс отвечает за образование нужной части речи (существительного, прилагательного, глагола, наречия и др.) 
Например, с помощью суффикса -ИЗН- от прилагательного БЕЛЫЙ можно образовать существительное со значением признака БЕЛИЗНА, а используя суффикс -ЕНИ-, от глагола ЦВЕСТИ можно получить существительное ЦВЕТЕНИЕ со значением действия.
2 – ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ. Суффисы могут придать слову нужную эмоциональную окраску (пренебрежительную, уменьшительную, преувеличительную, восторженную и т.д.)
Например, суффикс -ЕНЬК- (тоненький, светленький, толстенький и др.) - имеет значение уменьшительно-ласкательное, а суффиксы -ИЩ- (иглища) и -ЕНН- (толстенный) - увеличительно-неодобрительное. 
Суффикс выявляет и показывает отношение говорящего к обсуждаемому предмету: негативное или положительное, восторженное или насмешливое, ласкательное или ироничное. 
Например, суффикс -ЁНК- в слове ЛОШАДЁНКА демонстрирует положительное или ироничное (в зависимости от контекста) отношение говорящего к данному предмету.
3 - ЗНАКОВАЯ. Некоторые суффиксы преобразуют иноязычные слова в знакомые нам формы русского языка
Например, сравнительно недавно появившееся в русском языке слово ПИАРЩИК происходит от существительного ПИАР. Благодаря часто употребляемому русскому суффиксу -ЩИК-, который в данном случае использован для образования существительного со значением лица по роду деятельности, это слово становится понятным. 

Приставки — словообразующая часть слова, которая находится перед корнем. Приставки всегда вносят дополнение к значению исходного слова.    Функции:

1)ОБРАЗОВАНИЕ НОВЫХ СЛОВ:    В- (во-) означает движение внутрь чего-либо: вбежать, впрыгнуть. До- служит для указания на законченность действия: дорисовать, достроить. За- обозначает начало какого-либо действия: захлопать, закричать. На- говорит о полноте действия: наглядеться, нарадоваться. Пере- 1) сделать что-либо заново: перечитать. 2) движение через препятствие: перепрыгнуть. 

2) ОБРАЗОВАНИЕ ФОРМ ГЛАГОЛОВ, ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.  При помощи некоторых приставок можно образовать превосходную степень у прилагательных (добрый — предобрый) и вида у глаголов (писать — написать).

Многие приставки в русском языке многозначные. Например, приставка при- может означать приближение (приплыть), присоединение (пришить), неполноту действия (прилечь), нахождение вблизи чего-либо (приморский).

Окончанием в русском языке называют изменяемую морфему, которая стоит в конце слова. Она выражает число, род, лицо и падеж.

1. Оно помогает выразить грамматическое значение слова:

Род, число и падеж – у имени существительного, прилагательного, причастий, некоторых числительных и местоимений.

Падеж – у местоимений и числительных, правда, не у всех.

Лицо и число – у глаголов, которые стоят в будущем или настоящем времени.

Число и род – у глаголов в прошедшем времени.

2. Окончание делает предложение связным: может оформлять подчинительные связи в словосочетании.

Окончание  прилагательного говорит о согласовании в роде, числе, падеже с существительным, т.е. о «подчинении» прилагательного существительному.

Приставки — словообразующая часть слова, которая находится перед корнем. Приставки всегда вносят дополнение к значению исходного слова.    Функции:

1)ОБРАЗОВАНИЕ НОВЫХ СЛОВ:    В- (во-) означает движение внутрь чего-либо: вбежать, впрыгнуть. До- служит для указания на законченность действия: дорисовать, достроить. За- обозначает начало какого-либо действия: захлопать, закричать. На- говорит о полноте действия: наглядеться, нарадоваться. Пере- 1) сделать что-либо заново: перечитать. 2) движение через препятствие: перепрыгнуть. 

2) ОБРАЗОВАНИЕ ФОРМ ГЛАГОЛОВ, ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.  При помощи некоторых приставок можно образовать превосходную степень у прилагательных (добрый — предобрый) и вида у глаголов (писать — написать).

Многие приставки в русском языке многозначные. Например, приставка при- может означать приближение (приплыть), присоединение (пришить), неполноту действия (прилечь), нахождение вблизи чего-либо (приморский).

Окончанием в русском языке называют изменяемую морфему, которая стоит в конце слова. Она выражает число, род, лицо и падеж.

1. Оно помогает выразить грамматическое значение слова:

Род, число и падеж – у имени существительного, прилагательного, причастий, некоторых числительных и местоимений.

Падеж – у местоимений и числительных, правда, не у всех.

Лицо и число – у глаголов, которые стоят в будущем или настоящем времени.

Число и род – у глаголов в прошедшем времени.

2. Окончание делает предложение связным: может оформлять подчинительные связи в словосочетании.

Окончание  прилагательного говорит о согласовании в роде, числе, падеже с существительным, т.е. о «подчинении» прилагательного существительному.

Слова с единственным лексическим значением, относящимся к определённому предмету, признаку, действию и т.д., называются однозначными. 

Слово, имеющее несколько лексических значений (два и более), называется многозначным.

Слова, обозначая предметы, признаки, действия, количество, выступают в прямом значении.

При переносе наименования одного предмета (признака, действия) в качестве наименования для другого предмета (признака, действия) у слова образуется новое лексическое значение, которое называется переносным.

Перенос наименования происходит на основе сходства предметов в чём-либо, например по цвету: изумрудная (брошь), изумрудная (трава)

Суффикс в лингвистике — морфема, изменяемая часть слова, расположенная обычно после корня и служащая для образования новых слов.
Функции  суффиксов:
1 – МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ. Суффикс отвечает за образование нужной части речи (существительного, прилагательного, глагола, наречия и др.) 
Например, с помощью суффикса -ИЗН- от прилагательного БЕЛЫЙ можно образовать существительное со значением признака БЕЛИЗНА, а используя суффикс -ЕНИ-, от глагола ЦВЕСТИ можно получить существительное ЦВЕТЕНИЕ со значением действия.
2 – ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ. Суффисы могут придать слову нужную эмоциональную окраску (пренебрежительную, уменьшительную, преувеличительную, восторженную и т.д.)
Например, суффикс -ЕНЬК- (тоненький, светленький, толстенький и др.) - имеет значение уменьшительно-ласкательное, а суффиксы -ИЩ- (иглища) и -ЕНН- (толстенный) - увеличительно-неодобрительное. 
Суффикс выявляет и показывает отношение говорящего к обсуждаемому предмету: негативное или положительное, восторженное или насмешливое, ласкательное или ироничное. 
Например, суффикс -ЁНК- в слове ЛОШАДЁНКА демонстрирует положительное или ироничное (в зависимости от контекста) отношение говорящего к данному предмету.
3 - ЗНАКОВАЯ. Некоторые суффиксы преобразуют иноязычные слова в знакомые нам формы русского языка
Например, сравнительно недавно появившееся в русском языке слово ПИАРЩИК происходит от существительного ПИАР. Благодаря часто употребляемому русскому суффиксу -ЩИК-, который в данном случае использован для образования существительного со значением лица по роду деятельности, это слово становится понятным. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опорный конспект 6 класс "Рельеф дна Мирового океана"

Опорный конспект для урока."Рельеф дна Мирового океана", интересен для тех. кто применяет методику Шаталова. В конспекте отмечены все основополагающие вопросы данной темы, работа с атласом и рефлексия...

Опорный конспект 6 класс "Рельеф Земли"

Опорный конспект урока 6 класса "Рельеф Земли". Показана причинно-следственная связь формирования рельефа Земли. Работа с атласом. Используются элементы методики опорных конспектов. В основе лежит про...

Опорный конспект 6 класс "Рельеф суши"

Это третий опорный конспект для 6 класса по теме"Рельеф". Данная разработка посвещена рельефу суши. В графической форме рассматриваются очень сложные вопросы. Данный конспек, как и все остальные можно...

Опорный конспект 6 класс "Литосфера Земли"

Последний опорный конспект по  теме: "Литосфера". Основные понятия, термины, работа с картами, рефлексия. Удобно представленный материал. Учащиеся получают еще один конспект-шпаргалку, которую ле...

Опорные конспекты 9 класс.

Опорные конспекты...

опорный конспект 5 класс по теме материаловедение

опорный конспект для 5 класса по теме материаловедение...

Дифференцированное обучение с использованием опорных конспектов в классах коррекции

В школах учителя нередко сталкиваются с детьми, которые имеют те или иные отклоне­ния в развитии, что вызывает определенные трудности в их обучении и воспитании. Сегодня эта проблема решается чер...