урок "Подготовка к ОГЭ"
план-конспект урока по русскому языку
Предварительный просмотр:
Открытый урок по русскому языку в 9 классе по теме « Подготовка к ОГЭ» (работа над тестовой частью)
Цель урока: 1) Повторение, обобщение и систематизация полученных знаний, умение применять их на практике, подготовка к сдаче экзаменов;
2) Развивать творческие возможности учащихся, вырабатывать навык работы над тестовой частью ОГЭ;
3) Воспитать чувства милосердия и сострадания, интереса к русскому языку.
Технология: индивидуальная, групповая, работа в парах.
Оборудование: компьютер, проектор, карточки.
Ход урока.
- Основная тема урока: Работа над тестовой частью ОГЭ по русскому языку в 9 классе.
- Цель урока: вырабатывать навык работы над тестовой частью ОГЭ
- Чтобы справиться с тестовыми заданиями, необходимо знание множества правил и понятий.
1. Фронтальный опрос. Ребята, проверим, насколько прочны ваши знания теории.
1. Чем отличаются друг от друга ССП и СПП?
2. Когда на конце приставки пишется З, а когда – С?
3. Из каких частей состоит СПП?
4. Когда причастный оборот выделяется запятыми?
5. Как определить вид придаточного предложения?
6. Перечислите значения приставки ПРИ.
7. Назовите самые употребительные сочинительные союзы. А подчинительные?
8. Как на письме выделяются вводные слова? А как проверить, ВВОДНОЕ слово или нет?
9. Назовите значения приставки ПРЕ.
10. Когда не ставится запятая перед союзом И в ССП?
11. Перечислите виды подчинения в СПП с несколькими придаточными.
12. Как отделяются друг от друга части ССП и СПП? Где именно ставится запятая?
- Молодцы, ребята! Вы превосходно справились с первым заданием. Переходим с вами к следуещему заданию.
В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающие запятые при вводном слове.
Когда началась большая перемена,(1) когда всех нас по случаю холодной,(2) но сухой и солнечной погоды выпускали во двор и на нижней площадке лестницы я увидел мать,(3) только тогда я вспомнил про конверт и понял,(4) что она,(5) видно,(6) не стерпела и принесла его сама.
Решение тестовых заданий с помощью презентации.
а) Укажите количество грамматических основ.
3)На душе у него было очень скверно.
4) Рядом с домом Пушкина, под сенью большого двухвекового клена, среди кустов сирени, акации и жасмина, стоит маленький деревянный флигелек.
5) Здесь в светелке жила Арина Родионовна.
6) Сюда Пушкин шел отдохнуть душою, послушать ее чудесные сказки.
б) Выпишите грамматическую основу предложений
1) Колька так всполошился, поднял такой гвалт, что прибежала мама, главная защитница, и увела Лёку. (
( Колька всполошился, поднял ; мама прибежала и увела) (2)
2) С тех пор тайком Лёка и ещё несколько девочек прокрадывались от деревянного особняка к забору и кормили пленных немцев.
( Лёка и несколько девчонок прокрадывались и кормили) (1)
3) Она легко, словно шелест ветерка, заблудившегося в листве, скользила между разросшимися кустами и низко свисающими ветками деревьев.
(она скользила)
4)Сергей неожиданно для себя тоже поднырнул под ветку ели, задев её при этом головой, исцарапав лоб и получив хорошую порцию снега за шиворот.
( Сергей поднырнул) (1)
в) Задание (с комментарием)
Повторение с применением презентации.
1.Была минута, в которую он так сильно вздрогнул, что Ольга вскрикнула от неожиданности.
2.Когда от горя тягостно, когда от счастья радостно, иду я на свидание с тобою, лес.
3.Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой.
4.Пока свободою горим, пока для сердца для чести живы, мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы.
5.Когда бричка выехала со двора, он оглянулся и увидел, что Собакевич все еще стоял на крыльце.
Запись в тетрадях:
последовательное – 1,3
параллельное – 5
однородное – 2,4
Грамматическая разминка, отвечаем на вопросы Да - нет.
1 Й - гласный звук. Нет
2 Антонимы слова с противоположным значением. Да.
3 Дополнение – это главный член предложения. Нет.
4 Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Да.
5 Мышь – это существительное 1 го склонения. Нет.
6 Себя – это личное местоимение. Нет.
7 Различаются следующие типы речи: повествование, описание, рассуждение. Да
2 Синонимы – слова. близкие по лексическому значению. Да.
3 Морфология – наука о составе слова. Нет.
4 Предложения грамматическая основа которых состоит из одного главного члена , называется сложным. Нет.
5 Золотая осень – это безличное предложение. Нет.
6 Подлежащее отвечают на вопросы Кто? Что? Да
7 Текст – это несколько предложений. Связанных по смыслу. Да
1 О – это гласный звук. Да.
2 Лексика изучает звуки и буквы. Нет
3 Ученик – это одушевленное существительное. Да.
4 Определение отвечает на вопросы косвенных падежей. Нет.
5 А, но, однако - это противительные союзы. Да.
6 причастие – это самостоятельная часть речи. Да.
7 Диалог это разговор двух лиц. Да.
На доске начерчена схема Задание: отыскать предложение
1.Важно, что они жили, что вокруг них кипела литературная жизнь.
2.Я пожалел, что напрасно погубил цветок, который был хорош в своем месте, и бросил его.
3. Ополченцы принесли князя Андрея к лесу, где стояли фуры и где был перевязочный пункт.
Повторение сведений о словосочетании
Закончим высказывания:
Если оба слова в словосочетании изменяются – это … (согласование)
Если зависимым словом является существительное, употребленное в том или ином падеже, - это… (управление)
Если в словосочетание входит неизменяемая часть речи – это… (примыкание)
Упражнение:
Заменить тип связи в словосочетании. Выполняем задания по замене словосочетаний синонимичными. Задания выполняем устно. (по цепочке, остальные хлопают)
Замените словосочетания, построенные на основе согласования
, синонимичным словосочетанием со связью управление.
Дружеский совет (совет друга)
Понимающий человек (человек с пониманием)
Человеческая доброта (доброта человека)
Жизненная основа (основа жизни)
Кирпичный дом (дом из кирпича)
Лингвистический диктант (проверка по карточке)
Заменить в тексте подчеркнутые словосочетания синонимичными.
Дом из кирпича. Во дворе стоит глубокая миска с водой. В неё хозяйка бросает хлебные корки. Молодой петух беззаботно гулял по двору. Щенок Фунтик прыгнул со смелостью к миске и вытащил из воды съедобную корку. Петух со злобой посмотрел на Фунтика.
Кирпичный дом. Во дворе стоит глубокая миска с водой. В неё хозяйка бросает корки хлеба. Молодой петух без забот гулял по двору. Щенок Фунтик смело прыгнул к миске и вытащил из воды съедобную корку. Петух злобно посмотрел на Фунтика.
Фразеологический калейдоскоп
Выберите любой цвет , объясните фразеологизмы.
Белый. Сесть в калошу. ( Попасть в неудобное положение)
Розовый. Совать нос. (Вмешиваться)
Красный. Сматывать удочки ( убежать)
Оранжевый. Как снег на голову. ( Неожиданно)
Зеленый. В час по чайной ложке. (Медленно).
Синий. Как кошка с собакой. (жить не дружно)
Фиолетовый. Надуться как мышь на крупу. (Обидеться)
Коричневый. Кот наплакал. (Очень мало)
Салатовый Путаться под ногами
Подведение итогов. Самоанализ с картой
- Я узнал….
- Я научился…
- Мне нужно усовершенствовать знания по теме:….
11) Домашнее задание: на карточках. Работа с текстом