Урок по литературе в 11 классе «Поэзия в солдатской шинели»
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)
Представляемый урок необычен не только по содержанию, но и по форме. Он включает в себя элементы интеграции, воспитательной работы, мастерской, но, главное, он из тех уроков, которые не забываются.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по литературе в 11 «А» классе
«Поэзия в солдатской шинели»
Николаева Ирина Ивановна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Осинская СОШ № 1»
с.Оса Осинский район Иркутская область
Представляемый урок необычен не только по содержанию, но и по форме. Он включает в себя элементы интеграции, воспитательной работы, мастерской, но, главное, он из тех уроков, которые не забываются.
Оформление: плакаты, мультимедийная презентация, песни «Священная война», «До свидания, мальчики», «Огонек», «Журавли», «День Победы»; музыка из фильма «Наруто», композиция «Цаган Суварга».
Цели: - познакомить учащихся с героическими страницами русской поэзии, историей родного края, силой слова и музыки воздействовать на души обучающихся.
- создание условий для осознания и осмысления урока «Песня в солдатской шинели» и формирования у детей самостоятельной деятельности.
- дать понятие о поэзии военных лет; способствовать формированию у школьников умения акцентировать содержание текста и музыки, анализировать и сравнивать образы художественного и музыкального произведений; показать поэзию, как самый оперативный жанр, соединяющий высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями героев.
- воспитывать эмоционально эстетическую отзывчивость на произведение; формировать у учащихся чувство патриотизма и уважения к героическому прошлому страны, малой родины; создать условия для воспитания навыков сотрудничества в групповой работе, самопредъявления и сотворчества.
- создать условия для развития наблюдательности, чуткости к поэтическому слову, музыке, истории; создать условия для развития речи, навыка выразительного чтения, творческого мышления через художественные и музыкальные произведения;
Ход урока:
Кто сказал, что надо бросить
Песню на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне.
В. Лебедев-Кумач (1943)
Учитель: - Здравствуйте! Мы рады приветствовать вас, дорогие ребята и уважаемые гости на нашем уроке. В этом году мы празднуем 79-ую годовщину со дня Победы и этот урок посвящаем всем, кто, не жалея своей жизни и сил, защищал нашу Родину.
Звучит мелодия «Рио-Рита». На танцплощадке танцуют нарядно одетые молодые люди, некоторые тихо разговаривают, смеются. На лицах – выражение безмятежной радости, в глазах – счастливый блеск.
Мелодия внезапно обрывается, сменяясь нарастающим воем авиабомб, разрывов снарядов. Девушки в ужасе закрывают головы руками. Юноши пытаются заслонить их от страшных ударов.
Голос диктора радио: - 22 июня, в 4 часа утра, без объявления войны гитлеровская Германия вероломно нарушила границы Союза Советских Социалистических Республик.
Юноша: Война! Товарищи, война!
Учитель: С первых суровых дней Великой Отечественной войны песня воевала вместе с Красной Армией, вместе с народом. Песня создавалась красноармейцами и политработниками, поэтами и композиторами – профессионалами и любителями. Пели популярные в предвоенные годы песни, как «Катюша», «Три танкиста», «Марш танкистов». Но первой песней войны была «Священная война» Василия Кумача-Лебедева и А.Александрова. 24 июня текст был опубликован в «Известиях» и «Красной звезде», а 25-го композитор написал музыку. На шестой день «Священная война» звучала по радио.
Песня «Священная война» (поет весь класс)
Учитель: Два месяца спустя, в декабре 1941 года, появилась одна из популярных и доныне песен о Москве «Дорогая моя столица». Появилась почти случайно. Младший лейтенант Марк Лисянский успел передать секретарю редакции журнала «Новый мир» свое стихотворение, которое было опубликовано в декабрьском номере журнала. Прочитав стихи, И.Дунаевский прямо на полях журнальной страницы набросал ноты мелодии. Находясь на Калининском фронте, молодой поэт услышал по радио песню, созданную на его стихи.
Звучит песня «Дорогая моя столица» (поет весь класс)
Юноша: - Алена, я ухожу на фронт! (машет повесткой)
Девушка: - А я? Как же я без тебя?!
Юноша: (обнимает девушку, гладит по голове)
- Жди меня, и я вернусь, обязательно вернусь!
К.Симонов «Жди меня…» (читает Тарасов Александр)
Учитель: Прервалась мирная жизнь людей. Мечты, любовь, счастье – все опалил огонь жестокой, кровопролитной войны.
Б.Окуджава «До свидания, мальчики» ( на сцену выходят девушки и поют, провожая ребят, машут платочками)
Учитель: О любви к Родине К.Симонов пишет в одном из лучших стихотворений «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…». Пишет просто, задушевно, сохраняя теплую, сердечную интонацию дружеской беседы. Поэт обращается к своему другу Алексею Суркову, автору известной песни «В землянке».
К.Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…» ( читает Архинчеев Юрий)
Учитель: Знаменитая песня «В землянке» Алексея Суркова родилась неожиданно. Он написал жене письмо в стихах. Написал в землянке на втором километре Минского шоссе. Слова его стали известны товарищам по перу и по боям. Письмо переписывалось от руки, переходило из рук в руки, из уст в уста. Композитор Константин Листов написал на эти стихи музыку.
Песня «В землянке» (В землянке сидят солдаты, горит «буржуйка» и поют песню. Кто-то чистит ружье, кто пишет письмо домой)
Учитель: Короткими были часы затишья на фронте. Многое бойцам напоминало о доме, но более всего ждали писем – от матерей, от любимых, от детей.
Песня «Огонек»
(Девушки готовят посылки для солдат: вяжут, варежки и носки, шьют кисеты, пишут письмо, вспоминают мирную жизнь и поют).
Учитель: 4 года войны. 1418 дней беспримерного народного подвига. 1418 дней крови и смертей, боли и горечи утрат, гибели лучших сыновей и дочерей России. Мы помним и не забываем подвиг воинов, среди которых наши земляки, жители Осинского района, внесшие свою лепту в победу над фашизмом. В период с 1941 по 1945 годы из района были призваны более 2000 человек.
Моисей Рыбаков «Мы с Байкала» ( под мелодию «Цаган Суварга» читает Гадыльшин Тимур. Играет на морин-хуре Иванова Галина)
1 чтец: Все годы войны в действующей армии находились около 436 уроженцев и жителей Осы. Служили практически во всех родах войск, больше всего в пехоте, в танковых войсках. Их фронтовая жизнь складывалась по-разному. Они воевали под Москвой, Сталинградом, за Ленинград, на Курской дуге, участвовали в войне с Японией.
2 чтец: Многие из ушедших не вернулись, по примерным данным около 900 осинцев сложили головы и пропали без вести на фронтах Великой Отечественной войны. Во многих городах и селах нашей страны и за рубежом – в Польше, Румынии, Германии есть могилы наших земляков, павших в боях с немецко-фашистской армией.
Презентация под музыку «Журавли» ( Сл. Р.Гамзатова, муз.Я.Френкеля)
1 чтец! Внимание на экран!
1слайд: Мы помним наших героев: Похоленко Михаил Михайлович, Огородников Анатолий Макарович, Голубчиков Павел Григорьевич, Исаков Сергей Куприянович, Захаров Пётр Иванович, Овчинников Иосиф Васильевич, Москвитин Василий Васильевич. Все они с орденами и медалями вернулись с войны.
2 слайд: Вернулись домой Коркин Иван Иванович, Овчинников Иосиф Васильевич, Ильницкий Григорий Ефимович, Москвитин Илья Михайлович, Богданов Александр Николаевич.
3 слайд: Под Ленинградом на Курской дуге воевал Замагин Егор Степанович. За Сталинград воевали Хулугуров Иван Бодохлеевич и Шеремета Филипп Васильевич. Воевал под Курском и закончил свой боевой путь в Австрии Оргонов Михаил Николаевич.
4слайд: Погибли в битве за Ленинград Евдокимов Александр Кузьмич, Мясоедов Алексей Ермолаевич, Куликов Никанор Матвеевич, Тириков Василий Гаврилович, Галязов Манихан Гандрахонович. Наумов Василий Антонович, Угрюмов Феофил Николаевич, Асеев Семён Дмитриевич погибли в боях на Курской дуге
5слайд: На сегодняшний день в Осе не осталось ни одного участника Великой Отечественной войны, но память о них останется в наших сердцах.
2 чтец: 2 мая – Знамя Победы над рейхстагом!
8 мая – полная капитуляция фашистской Германии.
9 мая невиданным салютом – 30 залпами из тысячи орудий – Москва салютовала Победе.
Учитель: 24 июня – парад Победы. К Мавзолею Ленина брошены трофейные фашистские штандарты. День Победы – день всенародного ликования, радости со слезами на глазах. 20 с лишним миллионов жизней стоила нам эта Победа.
Песня «День Победы»(поет весь класс)
(На сцене солдаты, девушки. Все ликуют, радуются; обнимаясь, плачут. В руках у всех букеты цветов). Все участники урока выходят, держась за руки.
Учитель: Жители нашего села и района свято хранят память о своих героях. В центре Осы, на центральной усадьбе стоят памятники погибшим воинам. Здесь каждый год 9 мая собираются жители района почтить память земляков, поздравить тружеников тыла, детей войны, поблагодарить их за мужество и отвагу.
1 чтец: Весь под ногами шар земной.
Живу. Дышу. Пою.
Но в памяти всегда со мной
Погибшие в бою.
Пусть всех имен не назову,
Нет кровнее родни.
Не потому ли я живу,
Что умерли они? С.Щипачев
Рефлексия. В чем, по-вашему, особенность поэзии военных лет?
Домашнее задание( по выбору):
Выучить наизусть и проанализировать стихотворение военной поры или подготовить рассказ о поэте – участнике войны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок литературы в 11 классе "Поэзия в солдатской шинели"
стихи поэтов военного времени...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/25/picture-211308-1361793026.jpg)
Урок внеклассного чтения 6 класс" Поэзия прозы"
Разработка урока внеклассного чтения, посвящённого юбилею М.М. Пришвина, содержит материалы, позволяющие расскрыть мастерство писателя, познакомить учащихся с примерами пейзажа в живописи, музыке, лит...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/05/picture-454218-1401990730.jpg)
фестиваль солдатской песни "Лира в солдатской шинели"
Методическая разработка внеклассного мероприятия посвящена Дню защитника Отечества....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/05/picture-124464-1412515987.jpg)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ИСТОРИИ РОССИИ В 9 КЛАССЕ «МУЗЫ В СОЛДАТСКИХ ШИНЕЛЯХ»
Данная методическая разработка посвящена проблеме выявления роли советского искусства в достижении победы в Великой Отечественной войне. Целью разработ...
Фестиваль солдатской песни к Дню Защитника Отечества "Песня в солдатской шинели"
Общешкольное мероприятие Фестиваль солдатской песни "Песня в солдатской шинели". подготовка к фестивалю была серьезной, так что выступления получились красочными, эмоциональными, впечатляющими. На мер...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/10/picture-1392851-1646932885.jpg)
Урок литературы. 7 класс. Поэзия Страны Восходящего солнца
Урок литературы. 7 класс. Поэзия Страны Восходящего солнца...