Презентация . Способы сжатия текста
презентация к уроку по русскому языку (6 класс)
Сжатое изложение - это такой пересказ текста, который обязательно основывается на отборе самого необходимого материала на заданную в этом тексте тему и создании на этой основе нового, меньшего по объёму, высказывания.
Другими словами, главной задачей сжатого изложения является краткое , сжатое описание представленных в тектсе фактов, идей, проблем собственными, самостоятельно подобранными речевыми средствами.
Сжатое изложение должно быть небольшим по объему, но не бедным по содержанию! Это и представляет основную сложность для учащихся -уловить и кратко сформулировать основную суть текста. Помощниками в написании сжатого изложения выступают различные способы и приёмы сжатия текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sposoby_szhatiya_teksta.pptx | 507.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Виды изложений Подробное выборочное сжатое
Сжатое изложение Работая над сжатым изложением, необходимо уметь отбирать в исходном тексте основную информацию, вычленять микротемы (абзацы), в каждой микротеме выделять существенное, знать основные приёмы сжатия текста, уметь последовательно излагать отобранную информацию.
Способы сжатия 1. Исключение 2. Обобщение 3. Замена (упрощение)
Исключение вводных слов; однородных членов предложения; повторов; однотипных примеров; риторических вопросов и восклицаний; цитат; деталей, которые не влияют на ход авторской мысли; пояснений; рассуждений; описаний.
Обобщение ряда предложений; связанных одной мыслью, частей предложений; конкретных, единичных фактов, событий, явлений. При ОБОБЩЕНИИ необходимо Найти в тексте мелкие, единичные факты. Найти в них общее. Объединить эти факты на основе общего. Сформулировать получившееся предложение.
Замена (упрощение) однородных членов обобщающим словом; сложного предложения - простым; части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением; прямой речи - косвенной; части текста - одним предложением; части предложения местоимением и т.д.
Важно помнить! При сжатии исходного текста необходимо помнить о типе речи , к которому относится исходный текст. Если тип речи — описание , то нельзя сокращать признаки, характеризующие предмет; можно сжать средства описания. Если тип речи — повествование , то действия, передающие развитие сюжета, следует сохранить, а сократить детали, описания, подробности. Если тип речи — рассуждение , то аргументы сокращать нельзя, можно опустить примеры.
Задание Ещё только-только прокричали сонные петухи, ещё темно было в избе, мать не доила коровы и пастух не выгонял стадо в луга, когда проснулся Яшка. Он сел на постели, долго таращил глаза на голубоватые потные окошки, на смутно белеющую печь. Сладок предрассветный сон, и голова валится на подушку, и глаза слипаются, но Яшка переборол себя. Спотыкаясь, цепляясь за лавки и стулья, стал бродить по избе, разыскивая старые штаны и рубаху. (69 слов)
Задание Ещё только-только прокричали сонные петухи, ещё темно было в избе, мать не доила коровы и пастух не выгонял стадо в луга, когда проснулся Яшка. 1) упрощение: замена сложного предложения простым: Яшка проснулся очень рано.
Задание 2) исключение: исключение фрагмента предложения: Сладок предрассветный сон, и голова валится на подушку, и глаза слипаются, но Яшка переборол себя. - Сладок предрассветный сон, но Яшка переборол себя. Он сел на постели, долго таращил глаза на голубоватые потные окошки, на смутно белеющую печь. - Он сел на постели и долго смотрел на голубоватые окошки и белеющую печь.
Задание 3) обобщение: замена однородных членов обобщающим наименованием : Спотыкаясь, цепляясь за лавки и стулья, стал бродить по избе, разыскивая старые штаны и рубаху. – Цепляясь за мебель, он бродил по избе и разыскивал одежду.
Самостоятельная работа Заботливая канарейка Однажды мы с братом нашли в саду под деревом щеглёнка, выпавшего из гнезда. Брат поднял птичку, отнёс домой и положил в клетку, где у нас жили канарейка и щегол. Как ни странно, щегол не обратил никакого внимания на юного сородича. Канарейка же, наоборот, сразу стала о нём заботиться. Чуть только малыш начинал пищать, она бросалась к кормушке и приносила найдёнышу еду. Но щеглёнок боялся канарейки и не принимал пищу из её клювика. Канарейка поняла, что щеглёнок просит помощи от своего, и что надо заставить бесчувственного щегла помочь малышу. У неё для убеждения имелось в распоряжении только одно средство: удары клювом… К ним она и прибегла и усердно долбила ленивого щегла до тех пор, пока он не понял, чего от него требуют. Он начал кормить щеглёнка. Тот живо отъелся, вырос и потом жил в той же клетке со своими приёмными родителями.
Домашнее задание Дописать переработанный текст до конца.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Способы сжатия текста"
Разобранные примеры сжатия в виде презентации...
Презентация "Способы сжатия текста" (подготовка к изложению)
В презентации содержится информация о трёх способах сжатия текста, приводятся примеры. Целесообразно использовать при подготовке к государственной итоговой аттестации по русскому языку...
Презентация "Способы сжатия текста"
Данная презентация является наглядным материалом при подготовке учащихся 8-9 классов к ГИА....
Презентация "Способы сжатия текста"
Способы сжатия текста при работе по подготовке к сжатому изложению на ОГЭ....
Презентация "Способы сжатия текста (тезисы,конспект)
Презентация содержит материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе...
Презентация "Способы сжатия текста"
Материал для подготовки к ГИА...
Презентация "Способы сжатия текста"
данная презентация является основой для проведения урока по теме "Способы сжатия текста", которая может быть использована в первую очередь при подготовке к письменной части ОГЭ по русс...