Слово о здоровье
материал по русскому языку (5 класс)

Исакова Юлия Анатольевна

Урок русского языка в 5 классе на тему "Лексика" с применением здоровьесберегающих технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Презентация к уроку1.74 МБ
Microsoft Office document icon Конспект урока48.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Десятое января Классная работа Слово о здоровье

Слайд 2

Цели и задачи урока: Образовательные: - повторить и обобщить тему “Лексика”; - способствовать усвоению и углублению знаний обучающихся по основным разделам лексики; - закрепить навыки и умения обучающихся по изученной теме. Развивающие: - повышать творческую активность обучающихся, развивать интерес к изучению языка; - совершенствовать грамматический строй речи, обогащать словарный запас языка обучающихся. Воспитательные: - воспитание осознанной потребности в знаниях, чуткости и внимательности к слову.

Слайд 3

Здоровье .- я. ср. 1. Правильная нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие. 2. То или иное состояние здоровья. (Ожегов С.И.)

Слайд 4

Словарная работа «Обед» Борщ, чипсы, котлеты куриные, пепси-кола, картофельное пюре, салат из овощей, поп-корн, компот из ягод, хлеб. Приятного аппетита!

Слайд 5

Великая сила – спорт! Спорт - составная часть физической культуры – комплексы физических упражнений для укрепления и развития организма. (Ожегов С.И.)

Слайд 6

Те нн ис

Слайд 7

фу тб ол

Слайд 8

баске тб ол,

Слайд 9

в о л ей бол

Слайд 10

голь ф ,

Слайд 11

бей сб ол,

Слайд 12

пи н г -п о нг

Слайд 14

ОВСЯНКА

Слайд 15

1) Б; 2) Б; 3) А; 4) А; 5) Б; 6) А; 7) Б.

Слайд 17

Домашнее задание Составить рассказ на тему «Секреты здоровья моей семьи»



Предварительный просмотр:

Тема урока: «Слово о здоровье. Обобщение темы «Лексика»

Цель: обобщить знания о лексике.

Задачи урока:

образовательные:

- повторить и обобщить тему “Лексика”;

- способствовать усвоению и углублению знаний обучающихся по основным разделам лексики;

- закрепить навыки и умения обучающихся по изученной теме.

развивающие:

- повышать творческую активность обучающихся, развивать интерес к изучению языка;

- совершенствовать грамматический строй речи, обогащать словарный запас языка обучающихся.

воспитательные:

- воспитание бережного отношения к своему здоровью.

Тип урока: повторительно – обобщающий.

Метод: комбинированный, игровой.

Оборудование: - компьютер

- мультимедийная аппаратура

- презентация урока

- тестовые задания по теме.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Психологический настрой. Слова учителя выделены курсивом.

Здравствуйте, ребята! Прозвенел звонок, а это значит, что нам вновь пора отправляться в путешествие в мир русского языка. Начнем наш урок с улыбки. Все справились с домашним заданием? Молодцы. Дежурные, соберите тетради с домашней работой и выдайте проверенные. Ребята, проанализируйте ошибки.

2. Актуализация знаний, создание проблемной ситуации.

Пожалуйста, послушайте внимательно легенду и попробуйте определить тему урока.

На горе Олимп давным - давно жили боги и стало им скучно. Тогда решили они создать человека и поселить его на планете Земля. Стали боги решать, каким человек должен быть.

«Человек должен быть сильным», - сказал один из богов.

«Человек должен быть умным», - добавил второй.

«Человек должен быть здоровым», - высказался третий бог.

«Но если человек будет обладать всем этим, он будет подобен нам»,- возразил один из богов.

И решили они спрятать главную ценность человека - здоровье.

Долго они решали, куда бы спрятать здоровье?

«Глубоко в синем море»,- предлагали одни.

«На самой высокой горе»,- вносили предложение другие.

«Здоровье нужно спрятать в самого человека»,- предложил один из богов.

И все с ним согласились.

С тех давних времен так и живет человек, пытаясь найти свое здоровье. Только далеко не каждый человек может найти и уберечь бесценный дар богов - ЗДОРОВЬЕ!

Дети называют тему урока.

Правильно, сегодня мы будем говорить о здоровье, повторяя интереснейший раздел русского языка «Лексика». У нас самый богатый и выразительный язык. Ребенок читает высказывание А.И. Куприна о русском языке. «Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».

Откройте тетради и оформите классную работу. СЛАЙД 1

3. Постановка цели и задач урока, мотивация учебной деятельности.

Скажите, какую цель сегодня на уроке мы поставим перед собой?

Дети ставят цель урока, проговаривают. СЛАЙД 2

Ребята, в каком словаре дается лексическое значение слов? Прочитайте, как о здоровье говорится в толковом словаре русского языка С.И.Ожегова. СЛАЙД 3

4. Открытие нового знания.

Ребята, согласитесь, что в сохранении здоровья большую роль играет питание. Создайте вкусное и полезное обеденное меню из предложенных вам продуктов. Один обучающийся работает у доски, остальные – в тетрадях. СЛАЙД 4

Ребята, чем очень важным должен заниматься человек, чтобы быть сильным, выносливым? Дети высказываются. Послушайте, какое лексическое значение слова СПОРТ есть в толковом словаре русского языка С.И.Ожегова. СЛАЙД 5

Назовите известные вам виды спорта, где главным героем является мяч. Дети высказываются. Запишите в тетрадь слова, обозначающие интересные виды спорта. Запомните их написание. СЛАЙДЫ 6 – 12

Физкультминутка для глаз СЛАЙД 13

5. Первичная проверка понимания.

А теперь посмеемся. Кто желает участвовать в сценке? Выходят два ученика для чтения текста.

Встретились два друга: Сашка и Матвей.

Сашка: А у меня дома овсянка!
Матвей: Подумаешь, у меня дома тоже овсянка.
Сашка: Люблю я овсянку!
Матвей: И я люблю!
Сашка: Она желтая, красивая такая!
Матвей: И вкусная. Особенно с молоком!
Сашка: Как это – вкусная? Как это – с молоком?
Матвей: Да так. А еще хороша с маслом или сахарным песком.
Сашка: Да ты про что говоришь?
Матвей: Как это – про что? Про овсянку!
Сашка: Про какую овсянку?
Матвей: Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?
Сашка: И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
Матвей: Каша песни пела!
Сашка: Какая каша? Не каша, а птица. Птица овсянка! Не слыхал про такую, что ли? Пойдем ко мне – мою овсянку слушать.
Матвей: Пойдем! А потом ко мне – мою овсянку кушать!

Как вы думаете, почему возникла такая путаница? Дети приходят к выводу, что это слова- омонимы.

Действительно, овсянка – очень красивая птичка. Опишите ее. СЛАЙД 14

6. Первичное закрепление.

Предлагаю вам поработать в парах. Выполните тест на тему «Лексика» (Приложение 1)

Проверьте себя по ключу СЛАЙД 15

По графе оценивания поставьте себе отметку в тетрадь.

А теперь предлагаю вам выполнить творческое задание. Составьте синквейн к слову ЗДОРОВЬЕ. Фоном негромко включается спокойная музыка.

Дети составляют синквейны и зачитывают их вслух.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. СЛАЙД 16.

8. Рефлексия.

Ребята, в какие моменты урока вы чувствовали себя уверенно? Когда вы чувствовали радость от полученных вами знаний?

Дети высказываются. Вы все молодцы, отличного продолжения учебного дня!

Приложение 1

ТЕСТ «Лексика»

Прочитайте внимательно задания. Выберите один правильный ответ.

1. Словарный состав языка изучает: А) фонетика;

Б) лексика.

2. Лексическое значение слова – это … А) то, из каких звуков состоит слово;

Б) то, что обозначает слово.

3. Многозначные слова имеют: А) несколько лексических значений;

Б) два лексических значения.

4. Прямое значение слова – это… А) основное лексическое значение;

Б) вторичное лексическое значение.

5. Омонимы – это … А) слова, одинаковые по звучанию и лексическому значению; Б) слова, одинаковые по звучанию, но совершенно разные по лексическому значению.

6. Синонимы – это … А) слова, различные по звучанию, но близкие по лексическому значению;

Б) слова, одинаковые по звучанию, но разные по лексическому значению.

7. Заимствованные слова – это… А) новые слова;

Б) слова, пришедшие из других языков.