Контрольная работа по теме "Лексика" (5 класс)
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Валентина Геннадьевна Макарова

Контрольная работа по теме "Лексика" в двух вариантах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrolnaya_rabota_5_klass_2_chetvert_leksika.docx352.38 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И. _____________________________________

Контрольная работа. Лексика. (5 класс)

I вариант

1. Вместо пропусков вставьте нужные слова. Запишите их по порядку.

 (4 баллов)

а) Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению, называются ___________.

б) Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением называются __________.

в) Слова одной и той же части речи, обозначающие одно и то же, но отличающиеся оттенками лексического значения и употреблением в речи, называются _________.

 г) Слова, имеющие два и более лексических значений называются ________________________________.

2.Укажите ряд, в котором выделенные слова являются синонимами (1 балл)

А. резвый конь – старая лошадь

Б. близкий человек – далекий друг

В. ключ от замка – родниковый ключ

3. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются антонимами (1 балл)

А. пришло тепло – сильный холод

Б. груша в саду – боксерская груша

В. большой бегемот – смешной гиппопотам

4. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются омонимами (1 балл)

А. сосновый бор – зубоврачебный бор

Б. угрюмый человек – радостный день

В. красный шарф – алый флаг

5. Укажите словосочетание, в котором прилагательное употреблено в переносном значении (1 балл)

А. твердое яблоко

Б. твердое решение

В. твердая земля

6. В какой строчке перечислены синонимы? (1 балл)

а) бедный, бедняк, беднеть, беднота, бедно;        

б) бедный, нищий, убогий, скудный.

7. Прочитайте пословицы. Сколько слов-антонимов использовано в них?

(1 балл)

1) Хороша книга, да чтец плох. 2) Ученье - свет, а неученье - тьма. 3) На голове густо, а в голове пусто. 4) Кому приходилось подниматься, придётся и спускаться.

а) 6     б) 8     в) 10

8. Подберите и запишите антонимы к выделенным словам. (2 балла)

а) Включить свет -_______________        

б) Грустные глаза - __________________

9. Подберите к данным словам омонимы, составьте с ними словосочетания, поясняющие их значение (4 балла) : а) тушить     б) лук

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  

10. Подберите и запишите синонимы к выделенным словам. (2 балла)

а) густой лес -____________________б)  могучий конь -__________________

11. Распределите слова на два столбика: однозначные слова и многозначные слова: (2 балла)

Язык, кисть, маляр, троллейбус, компьютер, биология, колонка, мышь

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки.

          Со(?)нце  (вы)гл..нуло  в  последний  раз,  осв..тило  тёмную  стор..ну 

горизонта  и  скрылось.  Вся  окрес(?)ность  вдруг  принимает  мрач(?)ный 

вид.  Вот  з (а, о)др…жала   осинов…  роща.  Лист(?)я  ст…новятся  мутного 

цвета.  В…рхушки  дерев(?)ев  к…чаются,  и пуч(?)ки  сухой  тр…вы  л…тят   через  дорогу.  Стрижи  и  ласточки  (про)л..тают  ни…ко  над  землёй.     

Высоко  в  небе  вспыхива…т  молния,  осл…пляет  зрение  и  осв..щает  нас.  Над  самой   головой  пр(о,а)носится  гул,  который  заст…вляет  нас 

тр…петать. Но  вот  молния  осв…щает  мес(?)ность    шире и  бледнее.  Туча  ра(с,з)деляется  на  в…лнистые  облака,  св..тлеет.  Сквозь  её  большие  края  в…днеется  ясная  лазурь.

Ф.И.________________________________

Контрольная работа. Лексика. (5 класс)

II вариант

1. Вместо пропусков вставьте нужные слова. Запишите их по порядку.

а) Слова, имеющие только одно лексическое значение, называются ___________________________________.

б) Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению, называются ___________.

в) Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением называются ________________________.

г) Слова одной и той же части речи, обозначающие одно и то же, но отличающиеся оттенками лексического значения и употреблением в речи, называются _____________________.

2. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются синонимами

А. горячий пирожок – жаркий день

Б. теплый чай – холодный вечер

В. иголка ели – иголка для шитья

3. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются антонимами

А. громадный дом – большой зверь

Б. зеленый лук – лук для стрельбы

В. труд к радости – безделье к несчастью

4. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются омонимами

А. родниковый ключ – ключ от двери

Б. разговорчивый человек – молчаливый юноша

В. давай смеяться – стали хохотать

5. Укажите словосочетание, в котором прилагательное употреблено в переносном значении

А. железный гвоздь

Б. железная воля

В. железная труба

6. В какой строчке перечислены синонимы?

а) верный, преданный, постоянный, неизменный;  

б) верный, верность, верить, верно, вернее.

7. Прочитайте пословицы. Сколько слов-антонимов использовано в них?

1) В глаза не хвали, а за глаза не кори. 2) Лучшая из вещей – новая, лучший из друзей – старый. 3) Не говори плохое, если хочешь услышать хорошее. 4) Где умному горе, там глупому веселье.

а) 8   б) 9   в) 10

8. Подберите и запишите антонимы к выделенным словам.

    а) Строить дом - _________________                        

    б) Говорить правду - _____________________

9. Подберите к данным словам омонимы, составьте с ними словосочетания, поясняющие их значение: а) месяц  б) коса

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Подберите и запишите синонимы к выделенным словам.

а) смеяться над шуткой - _______________________

б) хороший друг- ______________________________

11.  Распределите слова на два столбика: однозначные слова и многозначные слова:

Ключ, норка, столяр, автобус, компьютер, зима, рысь, ручка.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки.

          Со(?)нце  (вы)гл..нуло  в  последний  раз,  осв..тило  тёмную  стор..ну 

горизонта  и  скрылось.  Вся  окрес(?)ность  вдруг  принимает  мрач(?)ный 

вид.  Вот  з (а, о)др…жала   осинов…  роща.  Лист(?)я  ст…новятся  мутного 

цвета.  В…рхушки  дерев(?)ев  к…чаются,  и пуч(?)ки  сухой  тр…вы  л…тят   через  дорогу.  Стрижи  и  ласточки  (про)л..тают  ни…ко  над  землёй.     

Высоко  в  небе  вспыхива…т  молния,  осл…пляет  зрение  и  осв..щает  нас.  Над  самой   головой  пр(о,а)носится  гул,  который  заст…вляет  нас 

тр…петать. Но  вот  молния  осв…щает  мес(?)ность    шире и  бледнее.  Туча  ра(с,з)деляется  на  в…лнистые  облака,  св..тлеет.  Сквозь  её  большие  края  в…днеется  ясная  лазурь.

Ключ к контрольной работе по теме «Лексика» 5 класс

1 в

2 в

1

а)омонимы,

б)антонимы,

в)синонимы, г)многозначные.

1

а) однозначные,

б) омонимы, в)антонимы, г)синонимы

4 б

2

а

2

а

3

а

3

в

4

а

4

а

5

б

5

б

6

б

6

а

7

в

7

в

8

а) тьма

б) радостные

2 б

8

а) разрушить

б) ложь

2 б

9

а) тушить пожар; тушить рыбу (мясо).

б) зелёный лук; стрелять из лука.

4 б

9

а) месяц прошёл; месяц на небе.

б) русая коса;

песчаная коса.

4 б

10

а) дремучий

б) сильный

2 б

10

а) хохотать

б) товарищ

2 б

11

однозн.

многозн.

маляр,

троллейбус,

компьютер, биология

язык,

кисть, колонка, мышь

2 б

11

однозн.

многозн.

столяр,

 автобус,

компьютер.

зима.

ключ,

норка,

рысь,

ручка.

12

таблица с ответами 1

7 б

Итого

27 б

27-24 б – «5»;      23 – 19 б – «4»;  18-12 б – «3»; менее 12 б –«2».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа для 7 класса по теме "Работа, энергия, мощность, КПД" 8 вариантов.

Контрольная работа для 7 класса на проверку умения решать расчётные задачи по теме "Работа, энергия, мощность, КПД" из 8 вариантов по 5 задач в каждом варианте....

Контрольная работа для 10 класса по теме: Работа. Законы сохранения.

Контрольная работа представлена в двух вариантах  различных уровнях сложности ( А1-А4 базовый, А5-А6, В1 повышенный, С1 сложный) с поэлементным анализом работы....

Контрольная работа 11 профильного класса проверочная работа по теории паскаля

Контрольная работа 11 профильного класса проверочная работа по теории паскаля...

Контрольная работа физика 7 класс по теме "Работа и мощность"

Контрольная работа взята из ФГОС УМК О.И.Громцева Контрольные и самостоятельные работы по физике. К учебнику А.В. Перышкина "Физика 7 класс"...

Контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточного мониторинга и итоговой контрольной работы за 1 класс в виде теста по изобразительному искусству.

От рисования любой ребёнок получает только пользу: оно развивает память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. В процессе...