Контрольная работа по теме "Лексика" (5 класс)
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
Контрольная работа по теме "Лексика" в двух вариантах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontrolnaya_rabota_5_klass_2_chetvert_leksika.docx | 352.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Ф.И. _____________________________________
Контрольная работа. Лексика. (5 класс)
I вариант
1. Вместо пропусков вставьте нужные слова. Запишите их по порядку.
(4 баллов)
а) Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению, называются ___________.
б) Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением называются __________.
в) Слова одной и той же части речи, обозначающие одно и то же, но отличающиеся оттенками лексического значения и употреблением в речи, называются _________.
г) Слова, имеющие два и более лексических значений называются ________________________________.
2.Укажите ряд, в котором выделенные слова являются синонимами (1 балл)
А. резвый конь – старая лошадь
Б. близкий человек – далекий друг
В. ключ от замка – родниковый ключ
3. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются антонимами (1 балл)
А. пришло тепло – сильный холод
Б. груша в саду – боксерская груша
В. большой бегемот – смешной гиппопотам
4. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются омонимами (1 балл)
А. сосновый бор – зубоврачебный бор
Б. угрюмый человек – радостный день
В. красный шарф – алый флаг
5. Укажите словосочетание, в котором прилагательное употреблено в переносном значении (1 балл)
А. твердое яблоко
Б. твердое решение
В. твердая земля
6. В какой строчке перечислены синонимы? (1 балл)
а) бедный, бедняк, беднеть, беднота, бедно;
б) бедный, нищий, убогий, скудный.
7. Прочитайте пословицы. Сколько слов-антонимов использовано в них?
(1 балл)
1) Хороша книга, да чтец плох. 2) Ученье - свет, а неученье - тьма. 3) На голове густо, а в голове пусто. 4) Кому приходилось подниматься, придётся и спускаться.
а) 6 б) 8 в) 10
8. Подберите и запишите антонимы к выделенным словам. (2 балла)
а) Включить свет -_______________
б) Грустные глаза - __________________
9. Подберите к данным словам омонимы, составьте с ними словосочетания, поясняющие их значение (4 балла) : а) тушить б) лук
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Подберите и запишите синонимы к выделенным словам. (2 балла)
а) густой лес -____________________б) могучий конь -__________________
11. Распределите слова на два столбика: однозначные слова и многозначные слова: (2 балла)
Язык, кисть, маляр, троллейбус, компьютер, биология, колонка, мышь
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки.
Со(?)нце (вы)гл..нуло в последний раз, осв..тило тёмную стор..ну
горизонта и скрылось. Вся окрес(?)ность вдруг принимает мрач(?)ный
вид. Вот з (а, о)др…жала осинов… роща. Лист(?)я ст…новятся мутного
цвета. В…рхушки дерев(?)ев к…чаются, и пуч(?)ки сухой тр…вы л…тят через дорогу. Стрижи и ласточки (про)л..тают ни…ко над землёй.
Высоко в небе вспыхива…т молния, осл…пляет зрение и осв..щает нас. Над самой головой пр(о,а)носится гул, который заст…вляет нас
тр…петать. Но вот молния осв…щает мес(?)ность шире и бледнее. Туча ра(с,з)деляется на в…лнистые облака, св..тлеет. Сквозь её большие края в…днеется ясная лазурь.
Ф.И.________________________________
Контрольная работа. Лексика. (5 класс)
II вариант
1. Вместо пропусков вставьте нужные слова. Запишите их по порядку.
а) Слова, имеющие только одно лексическое значение, называются ___________________________________.
б) Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению, называются ___________.
в) Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением называются ________________________.
г) Слова одной и той же части речи, обозначающие одно и то же, но отличающиеся оттенками лексического значения и употреблением в речи, называются _____________________.
2. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются синонимами
А. горячий пирожок – жаркий день
Б. теплый чай – холодный вечер
В. иголка ели – иголка для шитья
3. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются антонимами
А. громадный дом – большой зверь
Б. зеленый лук – лук для стрельбы
В. труд к радости – безделье к несчастью
4. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются омонимами
А. родниковый ключ – ключ от двери
Б. разговорчивый человек – молчаливый юноша
В. давай смеяться – стали хохотать
5. Укажите словосочетание, в котором прилагательное употреблено в переносном значении
А. железный гвоздь
Б. железная воля
В. железная труба
6. В какой строчке перечислены синонимы?
а) верный, преданный, постоянный, неизменный;
б) верный, верность, верить, верно, вернее.
7. Прочитайте пословицы. Сколько слов-антонимов использовано в них?
1) В глаза не хвали, а за глаза не кори. 2) Лучшая из вещей – новая, лучший из друзей – старый. 3) Не говори плохое, если хочешь услышать хорошее. 4) Где умному горе, там глупому веселье.
а) 8 б) 9 в) 10
8. Подберите и запишите антонимы к выделенным словам.
а) Строить дом - _________________
б) Говорить правду - _____________________
9. Подберите к данным словам омонимы, составьте с ними словосочетания, поясняющие их значение: а) месяц б) коса
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Подберите и запишите синонимы к выделенным словам.
а) смеяться над шуткой - _______________________
б) хороший друг- ______________________________
11. Распределите слова на два столбика: однозначные слова и многозначные слова:
Ключ, норка, столяр, автобус, компьютер, зима, рысь, ручка.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки.
Со(?)нце (вы)гл..нуло в последний раз, осв..тило тёмную стор..ну
горизонта и скрылось. Вся окрес(?)ность вдруг принимает мрач(?)ный
вид. Вот з (а, о)др…жала осинов… роща. Лист(?)я ст…новятся мутного
цвета. В…рхушки дерев(?)ев к…чаются, и пуч(?)ки сухой тр…вы л…тят через дорогу. Стрижи и ласточки (про)л..тают ни…ко над землёй.
Высоко в небе вспыхива…т молния, осл…пляет зрение и осв..щает нас. Над самой головой пр(о,а)носится гул, который заст…вляет нас
тр…петать. Но вот молния осв…щает мес(?)ность шире и бледнее. Туча ра(с,з)деляется на в…лнистые облака, св..тлеет. Сквозь её большие края в…днеется ясная лазурь.
Ключ к контрольной работе по теме «Лексика» 5 класс
1 в | 2 в | |||||||||||||
1 | а)омонимы, б)антонимы, в)синонимы, г)многозначные. | 4б | 1 | а) однозначные, б) омонимы, в)антонимы, г)синонимы | 4 б | |||||||||
2 | а | 1б | 2 | а | 1б | |||||||||
3 | а | 1б | 3 | в | 1б | |||||||||
4 | а | 1б | 4 | а | 1б | |||||||||
5 | б | 1б | 5 | б | 1б | |||||||||
6 | б | 1б | 6 | а | 1б | |||||||||
7 | в | 1б | 7 | в | 1б | |||||||||
8 | а) тьма б) радостные | 2 б | 8 | а) разрушить б) ложь | 2 б | |||||||||
9 | а) тушить пожар; тушить рыбу (мясо). б) зелёный лук; стрелять из лука. | 4 б | 9 | а) месяц прошёл; месяц на небе. б) русая коса; песчаная коса. | 4 б | |||||||||
10 | а) дремучий б) сильный | 2 б | 10 | а) хохотать б) товарищ | 2 б | |||||||||
11 |
| 2 б | 11 |
| 2б | |||||||||
12 | 7 б | |||||||||||||
Итого | 27 б |
27-24 б – «5»; 23 – 19 б – «4»; 18-12 б – «3»; менее 12 б –«2».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа для 7 класса по физике "Механическая работа. Простые механизмы. Энергия".
Составлена мной....
Контрольная работа для 7 класса по теме "Работа, энергия, мощность, КПД" 8 вариантов.
Контрольная работа для 7 класса на проверку умения решать расчётные задачи по теме "Работа, энергия, мощность, КПД" из 8 вариантов по 5 задач в каждом варианте....
Контрольная работа для 10 класса по теме: Работа. Законы сохранения.
Контрольная работа представлена в двух вариантах различных уровнях сложности ( А1-А4 базовый, А5-А6, В1 повышенный, С1 сложный) с поэлементным анализом работы....
Контрольная работа 11 профильного класса проверочная работа по теории паскаля
Контрольная работа 11 профильного класса проверочная работа по теории паскаля...
Контрольная работа физика 7 класс по теме "Работа и мощность"
Контрольная работа взята из ФГОС УМК О.И.Громцева Контрольные и самостоятельные работы по физике. К учебнику А.В. Перышкина "Физика 7 класс"...
Контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточного мониторинга и итоговой контрольной работы за 1 класс в виде теста по изобразительному искусству.
От рисования любой ребёнок получает только пользу: оно развивает память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. В процессе...