Что такое "учебник"?
методическая разработка по русскому языку

Семёнова Елена Анатольевна

Сегодня в мир знаний вас поведет книга — учебник русского языка. Чтобы уметь пользоваться этой книгой, надо знать, как она устроена, то есть ее аппарат (лат. apparatus — снаряжение).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vash_uchebnik.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 1. Ваш учебник .

I. На доске записаны пословицы: 1. Мир освещается солнцем, а человек — знанием. 2. Век живи — век учись. 3. Ученье — свет, а неученье — тьма. 4. За одного ученого двух неученых дают.

Учащимся предлагается прочитать их, определить смысл. Одна две пословицы записываются в тетради.

II.Слово учителя.

Ре б я та!

Сегодня в мир знаний вас поведет книга — учебник русского языка. Чтобы уметь пользоваться этой книгой, надо знать, как она устроена, то есть ее аппарат (лат. apparatus — снаряжение).

Знакомство с учебником, его приложениями; ответы на вопросы (с. 3)[1]. По ходу работы учащиеся находят на любой странице учебника значки-символы, указывают, что́ они обозначают.

II. Выразительное чтение заранее написанного на доске текста.

У тебя на парте лежит учебник русского языка. В нем встречаются условные обозначения. Они тебе понятны? Если нет, открой страницу 9 учебника и познакомься с ними. Сможешь ли ты теперь объяснить значение значков-символов? Знание условных обозначений учебника поможет тебе успешнее выполнять задания.

Над созданием учебника работало много людей: ученые, художники, печатники. Бережно относись к своему учебнику!

— Перескажите текст. Определите его основную мысль.

IV. Чтение стихотворения В. Суслова «Твой учебник — твой портрет». (Задание дается по усмотрению учителя.)

Дают вам учебники в школах бесплатно!

И это, конечно же, очень приятно.

Но в этой приятности

что неприятно:

Весною учебник сдается обратно...

А если ты, скажем, не очень опрятна

И там на страницах какие-то пятна?..

Чернилами синими залит

портрет...

В тарелку свалился учебник

случайно...

Так что же:

отныне твой личный секрет—

Не тайна?

Какой-то мальчишка из младшего

класса

Отыщет там пятнышко

хлебного кваса

И спросит:

— Скажите, вы правда такая

грязнуля?

Вы этот учебник весною вернули

С большим живописным пятном

на обложке!

Еще я нашел там следы вашей

кошки...

Ведь надо же:

там, где фамилия ваша,

Печать приложила перловая каша!

Учебник...

Ну, что в нем?

Обложка...

Страницы.

Но он в то же время —

Портрет ученицы!

Хозяйка учебник зубрит, изучает,—

И он, между прочим, весь год

не скучает.

И может весной доложить

без утайки

О разных привычках и нравах

хозяйки.

V. Коллективное составление памятки «Как относиться к учебнику», которая записывается в тетрадь (выборочно).

Бережно относись к учебнику, в него вложен труд многих людей. Обращайся с ним аккуратно. Никогда не пиши в учебнике ручкой, черновые записи делай в блокноте.

Помни: свой учебник ты должен передать чистым и опрятным будущему пятикласснику.

Домашнее задание: вспомнить и записать 2—3 пословицы или поговорки о книге, о роли знаний в жизни человека.