Урок в русского языка в 7 классе по теме "Деепричастие"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Предварительный просмотр:
Проект урока русского языка,
проведенного в 7а классе
МБОУ ЦО №54
учителем русского языка и литературы
Еремушкиной Е.Н.
Тема: «Деепричастие как часть речи»
Цель: создать условия для осознанного усвоения обучающимися темы урока и дальнейшего применения ими полученных умений.
Задачи:
- развитие орфографического навыка, речи, логического мышления, техники смыслового анализа текста, умения синтезировать языковой материал;
- обучение умению отличать деепричастие от других частей речи (причастия, глагола, наречия), пользуясь составленной таблицей грамматических признаков, а также определять вид деепричастия;
- воспитание любви и бережного отношения к природе, стремления к самоконтролю и самооценке.
Оборудование: ноутбук, проектор, презентация к уроку с заданиями, карточки с «шапкой» для таблицы, листы с напечатанным текстом для анализа и орфографической работы.
Ход урока
- Актуализация знаний, определение темы и постановка цели урока
-Посмотрите на доску. Что можете сказать о словах?
Пре..шествовавший, предшествуя,
(не)скош..нный (луг), скосив,
раскраш..нный, раскрасив,
ра..пол..гающийся, распол..гая,
подр..стающий, подр..стая,
удар..вший, ударив,
укороче..ый, укоротив,
размеш..нные, размешав,
ра..сматриваемый, ра..сматривая,
о..правляемый, о..правляя,
слыш..мый, слыша,
рассе..вший, рассеяв.
-Выпишите причастия в столбик, вставив пропущенные буквы.
Что у вас получилось? Почему не выписали остальные слова? Что у них общего, и чем они различаются? На какие вопросы они отвечают?
-Разгадайте шараду: напишите на полях 3 первые вставленные буквы, из следующего слова возьмите первую букву второй приставки, потом из слова ниже – первую букву корня, ниже - вставленную, потом – последнюю корня, и из остальных – вставленные по порядку. У вас получится название темы урока. Запишите тему. Чему мы сегодня должны научиться?
2. Работа по словообразованию деепричастий
-Выясним, как образуются деепричастия. Словообр. разбор в столбик (с доской).
Вывод. Как образуются деепричастия?
3. Роль деепричастий
-Составьте предложения с любыми тремя деепричастиями. Запишем. Разберем. (Одно пр. – вместе, ост в паре). Что можно сказать о роли деепричастий в предложении?
Откройте учебник на стр. 76, изучите правило. На какие признаки деепричастия еще необходимо обратить внимание? От чего зависит вид?
4. Составление таблицы «Признаки деепричастия» в группе
ЧАСТЬ РЕЧИ | ГЛАГОЛ | ПРИЧАСТИЕ | ДЕЕПРИЧАСТИЕ |
Вопрос | |||
Что обозначает | |||
Синтаксическая роль | |||
Постоянные морфологические признаки | |||
Непостоянные морфологические признаки(как изменяется) | |||
Примеры | Решать Решить Думать Придумать |
Проверка.
-Расшифруйте фразеологизмы в состав которых входят причастия. По картинкам (устно).
5. Работа с учебником. Упр.181 – распределить выделенные слова по столбикам: глагол и деепричастие (самостоятельно)
6. Смысловой и языковой анализ текста.
-Послушайте текст. Приготовьтесь его анализировать.
Тяпка мой симпатичный пес. Гуляя с ним, мы часто уходим в лес, (не) подозревая об огорчениях подст...регающих нас. На зеленой опушк... леса, п...ражая своей чернотой, видне....ся пятна оставле(н,нн)ые костром. В ложбине, изв...ваясь между камней, теч...т ручей с лед...ной водой. Тяпка п...ет из него а я (не) могу. Вижу, наклонившись к воде, кусок кем(то) броше(н,нн)ого тулупа. По дну стелется, зац..пившись за камешек капроновый чулок. Течение, листая ра...мокшую, с ф...олетовыми страницами тетрадь, делает воду мутной. Вон у бер..га груда пружин от раскладушки растрепа..ые остатки веника.
Кто и зачем принес сюда все это?
Ребята уходя из леса, (не)забывайте захв....тить банки от сгуще..ого молока консервов бумажки целлофановые п...кеты. Помните : чтобы ра...мокла см...шалась с почвой броше(н,нн)ая в лесу газета нужен как минимум год; с пустой жест..ной банкой это происход...т за (не)сколько лет а осколки ра...битой бутылки будут обезображ...вать нашу пр...красную землю веками.
(Б.Бушелева)
-Определите тему (природа, загрязнение природы), проблему (отношения человека к природе, почему люди загрязняют природу, можно ли это делать), авторскую позицию, или основную мысль (нужно беречь природу).
-Какого стиля и типа этот текст? (Публицистичекий, призывает читателя , пов. +рассуждение)
-В каких словах содержится проблемный вопрос, к чему призывает автор? Где начинается рассуждение?
- Как можно озаглавить? Сколько микротем? Обозначьте их в виде плана.(1. Печальный вид. 2. Кто и зачем. 3. Не загрязняйте природу).
-При помощи каких слов автор рисует печальную картину загрязненной среды, какие слова передают глубокое переживание и сожаление автора?
-Какое наставление дает автор читателю, какие слова передают любовь автора к природе и тревогу о состоянии окр. среды? (Не обезображивайте прекрасную землю).
-Насколько актуальна, на ваш взгляд поднятая в тексте проблема?
-Как называетс я наука, изучающая состояние окружающей среды? (Экология – жилище, наука)греч.
-Попробуйте сформулировать и записать правила бережного отношения к природе, используя деепричастия:
Отдыхая на при роде, возвращаясь домой, разводя костер, прогуливаясь по лесу,…
Запишите одно из предложений, выделите основу, подчеркните деепричастия, разберите их по составу.
7. Самостоятельная работа.
Выпишите из текста деепричастия, распределив в 2 группы по видам.
Разберите их по составу.
Перепишите текст, вставляя пропущенные запятые, орфограммы.
8. Рефлексия.
-Продолжите высказывания.
Сегодня на уроке я узнал…
У меня получилось…
Мне показалось интересным…
Дома мне необходимо…
9. Д.з: п. 28, упр. 183.
Приложение 1.
Тяпка мой симпатичный пес. Гуляя с ним, мы часто уходим в лес, (не) подозревая об огорчениях подст...регающих нас. На зеленой опушк... леса, п...ражая своей чернотой, видне....ся пятна оставле(н,нн)ые костром. В ложбине, изв...ваясь между камней, теч...т ручей с лед...ной водой. Тяпка п...ет из него а я (не) могу. Вижу, наклонившись к воде, кусок кем(то) броше(н,нн)ого тулупа. По дну стелется, зац..пившись за камешек капроновый чулок. Течение, листая ра...мокшую, с ф...олетовыми страницами тетрадь, делает воду мутной. Вон у бер..га груда пружин от раскладушки растрепа..ые остатки веника.
Кто и зачем принес сюда все это?
Ребята уходя из леса, (не)забывайте захв....тить банки от сгуще..ого молока консервов бумажки целлофановые п...кеты. Помните : чтобы ра...мокла см...шалась с почвой броше(н,нн)ая в лесу газета нужен как минимум год; с пустой жест..ной банкой это происход...т за (не)сколько лет а осколки ра...битой бутылки будут обезображ...вать нашу пр...красную землю веками.
(Б.Бушелева)
Тяпка мой симпатичный пес. Гуляя с ним, мы часто уходим в лес, (не) подозревая об огорчениях подст...регающих нас. На зеленой опушк... леса, п...ражая своей чернотой, видне....ся пятна оставле(н,нн)ые костром. В ложбине, изв...ваясь между камней, теч...т ручей с лед...ной водой. Тяпка п...ет из него а я (не) могу. Вижу, наклонившись к воде, кусок кем(то) броше(н,нн)ого тулупа. По дну стелется, зац..пившись за камешек капроновый чулок. Течение, листая ра...мокшую, с ф...олетовыми страницами тетрадь, делает воду мутной. Вон у бер..га груда пружин от раскладушки растрепа..ые остатки веника.
Кто и зачем принес сюда все это?
Ребята уходя из леса, (не)забывайте захв....тить банки от сгуще..ого молока консервов бумажки целлофановые п...кеты. Помните : чтобы ра...мокла см...шалась с почвой броше(н,нн)ая в лесу газета нужен как минимум год; с пустой жест..ной банкой это происход...т за (не)сколько лет а осколки ра...битой бутылки будут обезображ...вать нашу пр...красную землю веками.
(Б.Бушелева)
Приложение 2
Заполните таблицу
ЧАСТЬ РЕЧИ | ГЛАГОЛ | ПРИЧАСТИЕ | ДЕЕПРИЧАСТИЕ |
Вопрос | |||
Что обозначает | |||
Синтаксическая роль | |||
Постоянные морфологические признаки | |||
Непостоянные морфологические признаки(как изменяется) | |||
Примеры | Решать Решить Думать Придумать |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс
Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...
Технологическая карта урока по русскому языку.5 класс.Урок по разделу «Фонетика».
Тема урока: Что изучает фонетикаУМК: Русский язык 5 класс. Разумовская М. М. «Просвещение», М., 2014Тип урока: изучения нового материала...
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс
Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...
План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс
Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской « Русский язык в семье славянских языков».
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской...
Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...