Дидактический материал по теме "Фразеология"
учебно-методический материал по русскому языку
В данном материале находятся задания, которые можно использовать на урокх при изучении темы "Фразеология" .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
задания по Фразеологии | 36.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактический материал для работы на уроках по теме «Фразеология»
Чтобы добиться свободного владения русским языком, необходимо в ходе обучения обеспечить достаточный словарный запас учащихся, частью которого является и фразеология.
Анализируя изменения в речи учащихся, можно отметить тенденцию к убыванию грппы средств народно – поэтической фразеологии, которая входит в речь учащихся через русский фолклор, бытовую речь родителей, художественную литературу. Зто объясняется усилением влияния на речь учащихся научных текстов, публицистической и специальной технической литературы. В результате фразеологический фонд языка оказывается невостребованным, фразеологический запас пассивным.
Самым распространенным видом работы по фразеологии в школьных учебниках является систематизация фразеологизмов. Лишь в нескольких упражнениях предлагается установить значение фразеологизмов, подобрать лексические синонимы или определить оценочную роль фразеологизмов в тексте. Однако знание того, что фразеологизм означает , не предполагает синхронногоразвития умения употреблять его в речи. К тому же одной из задач ИГА является проверка следующих видов предметных компетенций: лингвистическую компетенцию, то есть умение проводить лингвистический анализ языковых явлений; языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение языковых норм; коммуникативную компетенцию, то есть владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания; культуроведческую, то есть осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка.
Поэтому считаю работу с данной языковой единицей неотъемлемой частью системы работы по развитию речи учащихся, необходимой для активизации их творческой речевой деятельности, не только при изучении разделов «Лексика и фразеология» , но и при изучении других разделов русского языка.
На уроках в 5-6 – ых классах при изучении темы «Фразеология» эффективными являются задания занимательного и творческого характера.
Задание 1
Загадки - складки.
Закончите строчку, какой фразеологизм вы услышали, какое значение он имеет?
Глеб у доски повесил …,
Краснеет до корней … !
Он в этот час, как говорится,
Готов сквозь землю …
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдешь.
О них обычно говорят,
Водой не… .
Мы исходили городок
Буквально вдоль и … .
И так устали мы в дороге,
Что еле волочили... .
Фальшивят, путают слова,
Поют кто в лес, кто … .
Ребята слушать их устанут:
От этой песни уши … .
Задание 2
Отгадайте , о каких фразеологизмах идет речь.
Её толкут в ступе; носят решетом те, кто занимается бесполезным делом; её набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в неё прячут концы нечестные люди; иногда они выходят из неё сухими.
Её заваривают, затевая какое – либо неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлёбывают, распутывая это дело; её не сваришь с тем, с кем трудно договориться; её просит рваная обувь; она в голове у путаников.
Задание 3
Кто больше. (в качестве домашнего задания)
Запишите фразеологизмы со словом рука, вода, голова. Определите их значение.
Золотые руки, рукой подать , на руках носить, держать себя в руках, рука об руку, горит в руках, с пртянутой рукой, протянуть руку помощи, нечист на руку, приложить руку, развязать руки, умывать руки, из первых рук, из рук в руки, махнуть рукой, без рук, на скорую руку, опускать руки, от рук отбился, под горячую руку и т.д.
При отработке навыков распознавания устойчивых и свободных словосочетаний можно использовать следующее задание.
Задание 4.
Цифровой диктант.
Запишите номера предложений, в которых используются фразеологизмы.
- Отец не находил себе места от волнения.
- Я не нашел себе места и встал в проходе.
- Эта деревня не за горами, а за тем лесом.
- Весна уже не за горами.
- В двух словах он допустил три ошибки.
- В двух словах изложите свою просьбу.
- За едой малыш прикусил язык и заплакал.
- Он чуть не проговорился, но вовремя прикусил язык.
- Расчертите лист сначала вдоль , а затем поперек.
10)Путешественники исходили вдоль и поперек всю Сибирь.
Задание 5
Фразеологизмы в жестах . ( в качестве валеологической паузы)
Учащиеся повторяют за учителем жесты, которые он показывает, называют фразеологизмы :
Пожать плечами, покачать головой, хлопать в ладоши, развести руками, поджать губы, пожать руку, похлопать по плечу, показывать пальцем, схватиться за голову, бить себя кулаком в грудь, сделать кислое лицо, положа руку на сердце и др.
Задание 6.
Разноуровневые задания на этапе закрепления изученного материала.
К каждому фразеологизму подобрать синоним и антоним:
Исходный | Синоним | Антоним |
Повесить голову | Пасть духом | Воспрянуть духом |
Бежать изо всех сил | ||
За тридевять земель | ||
Хоть шаром покати | ||
Спустя рукава |
Справка: не покладая рук, ни былинки ни травинки, мчаться во весь дух, к черту на кулички, в двух шагах, шаляй – валяй, ползти черепашьим шагом,яблоку негде упасть.
Задание 7.
Закончите предложения, вставив вместо многоточия подходящие по смыслу фразеологизмы. Написать предложения объединив их в группы: сначала сложносочиненные, затем простые. Поставить недостающие знаки препинания.
1 Каштанка бросилась вперед потом назад ещё раз перебежала дорогу но столяр … .
2 Успех сопровождал … молодого писателя.
3 Она улыбается редко ей некогда … .
4 Павел Петрович прибыл на место происшествия … .
Справка: к шапочному разбору, первые шаги, лясы точить, точно сквозь землю провалился.
Задание 8.
Из каждой группы исключить указанное количество фразеологизмов так, чтобы можно было составить четвертую группу:
- Морочить голову
Заговаривать зубы
Замазывать глаза
Заправлять арапа - 2 ф.
Прикусить язык
Метать петли
Набрать в рот воды
- Точить лясы 4) _____________
Чесать языком _____________
Закусить губу - 1 ф. ______________
Травить баланду ______________
Разводить узоры
Вкручивать баки
- За морями за долами
У черта на куличках
На краю света - 1 ф.
За семью холмами
За семью реками
Рот на замок
Задание 9.
Работа с текстом.
Прочитайте текст. Он разбит на микротемы, закончите каждую микротему, добавляя вместо многоточия подходящие по смыслу фразеологизмы. Что в них общего?
У людей разное отношение к труду. У одних все валится из рук. Про таких говорят … .
Вторые предпочитают сидеть сложа руки. Но при возможности готовы всё …
Третьи просто … .
Однако мир держится на людях, у которых … . Про них говорят … .
Справка: прибрать к рукам, мастер на все руки, как без рук, золотые руки, умывают руки.
Спишите текст. Расставьте недостающие знаки препинания.
Назовите предложения с одинаковым синтаксическим явлением. ( Предложения с прямой речью) . Начертите схемы этих предложений.
Слово какой части речи встречается во фразеологических оборотах только один раз. ( Прилагательное золотой).
Найдите в тексте слово с такой же орфограммой и с таким же морфемным составом. ( Говорят).
Фразеологический запас учащихся довольно беден. Это обусловлено многими факторами, в том числе и тем, что начальные сведения о фразеологических оборотах, на последующих этапах в достаточной степени не закрепляются. Данный материал дает возможность систематически уделять внимание попутному усвоению фразеологии русского языкакак в связи с лексической работой, так и при изучении разделов морфологии, синтаксиса и пунктуации.
Задание 10.
При изучении темы «Причастие»
Объясняя значение фразеологических оборотов, учащиеся устанавливают их соотнесенность с лексическими единицами. Осуществляется работа по подбору лексических и фразеологических синонимов.
Найдите в данных отрывках фразеологизмы с причастием, раскройте их значение.
Нудным, хватающим за сердце скрипом заныла какая – то далекая дверь, и послышалось неторопливое шарканье.
Ничего нет в мире милее для меня, чем мой народ, его судьба, чем волшебный русский язык и трогающая сердце то силой, то грустью, то покоем и радостью наша природа.
Задание 11.
Как один из вариантов задания предлагается «редакторская правка» предложений с фразеологизмами.
Найдите ошибки, скажите, в чем они заключаются,исправьте предложения.
Издалека доносилась трогающее сердце мелодия.
Надо было поддержать выбивших из сил , измученных людей.
При изучении темы «Деепричастие»
Можно подобрать значительное количество примеров для наблюдений за уже известными детя и новыми фразеологизмами. От наблюдений естественно перейти к упражнениям в самостоятельном употреблении фразеологических единиц.
Часто деепричастия употребляются во фразеологизмах в устаревшей форме, устойчивые словосочетания с ними равны по значению наречиям.
Задание 12.
Замените фразеологизмы синонимичными наречиями.
Положа руку на сердце ( откровенно)
Скрепя сердце ( неохотно)
Сломя голову ( стремительно)
В предложениях они функционируют в качестве обстоятельств, не образуют деепричастного оборота и в связи с этим не обособляются.
Задание 13.
Раскройте значение следующих фразеологических оборотов с деепричастиями старой формы: скрепя сердце, спустя рукава, положа руку на сердце, не солоно хлебавши, не покладая рук, очертя голову.
Составьте с ними предложения. Найдите фразеологизмы – антонимы.
Составьте свободные словосочетания со словами: скрепив (листы бумаги), сложив (дрова), положив (книги на место), очертив (круг для игры). Включите словосочетания в предложения.
Целесообразно привлечь фразеологизмы с деепричастиями для сопоставления с деепричастиями, употребляющимися свободно.
Определите , в каком из данных предложений словосочетание опустив руки входит в состав фразеологизма, в каком оно употреблено в свободном значении. Расставьте знаки препинания.
Солдат быстро остановился опустив руки по швам.
Опустив руки при первой неудаче он не решился повторить прыжок.
Задание 13.
При изучении темы «Наречие»
Тема «Наречие» позволяет проводить разнообразную работу по обогащению речи учащихся устойчивыми словосочетаниями, поскольку многие из них соотносятся с наречиями.
Наречие – последняя из изучаемых знаменательных частей речи. Соответственно знания учащихся по фразеологии долны получить некоторую стройность и цельность.
Предлагаю следующие задания:
Найдите в данных предложениях фразеологизмы со значением наречий . определите их разряды.
Появляются там и сям совершенно желтые ветки. Герасим чуть свет был уже на дворе. Щель была такая узкая, что Павлик, пробираясь за Гавриком, то и дело царапал ранец о стены.
Задание 14.
Определите, каким разрядам наречий соответствуют следующие фразеологизмы. Раскройте их значение и составьте с ними предложения:
Ни свет ни заря, рукой подать, за тридевять земель, к шапочному разбору, положа руку на сердце, куры не клюют, сломя голову, вагон и маленькая тележка, рукой подать, яблоку негде упасть, с гулькин нос, в двух шагах, не успел оглянуться.
Задание 15.
Какие разряды наречий образовали следущие фразеологизмы:
Вкривь и вкось, там и сям, взад и вперед, вдоль и поперек? Раскройте их значение и составьте с ними предложения.
Задание 16.
В следующих отрывках найдите фразеологизмы. Что они обозначают – постепенность или повторяемость во времени?
Нет, землю мы не зря, конечно,
Своей кормилицей зовем.
Как мать, она всегда в заботе
Из года в год, извека в век,
В ее немыслимой работе
Он лишь помощник, человек.
Час от часу жар сильней,
Тень ушла к немым дубравам,
И с белеющих полей
Веет запахом медовым.
«Наречие» - весьма благоприятная тема для закрепления лексических и фразеологических синонимов и антонимов.
Наиболее эффективными являются те упражнения, где предлагается работа с текстом. Именно в тексте проявляется семантическое и стилистическое своеобразие этих единиц, их эмоционально- воздействующая сила. Текст дает образец использования фразеологизма в речи, обуславливает ассоциативный ряд, который способствует активизации фразеологических средств в речи учащихся.
Задание 17.
Найдите в приведенном отрывке фразеологические обороты, замените их синонимичными словами или словосочетаниями. Сопоставьте стилистическую окраску фразеологизмов и стиль текста. Докажите , что наиболее уместными в данном тексте являются выражения, употребленные автором.
Время стирает с лица земли военные шрамы в виде окопов и дзотов. На веки вечные останется память о героических делах наших отцов и дедов, до последней капли крови сражавшихся за святая святых - свободу Родины.
Задание 18.
Усовершенствуйте текст, заменив просторечные фразеологизмы литературными.
От страха Сережа закричал благим матом и как угорелый бросился в кусты. Ему казалось, что неведомый зверь гонится за ним и как пить дать схватит, стоит только замедлить бег.
Для справок: что есть силы, со всех ног, во что бы то ни стало.
Подобные задания развивают чувство стиля, формируют умение правильно и целесообразно употреблять фразеологизмы в речи.
Задание 19.
Для развития коммуникативных умений по фразеологии необходима система работы по включению оборотов текст. На уроках подготовки к сочинениям разных типов и жанров использую специальные таблицы фразеологизмов. В ходе подготовки к написанию сочинения учащиеся анализируют таблицу, определяют сочетаемость фразеологизмов и их грамматические своиства, составляют предложения. Использование фразеологизмов делает речь учащихся выразительной, точной и образной.
Вид сочинения | Фразеологизмы |
Описание местности | Ни конца ни краю, бросаться в глаза, как на ладони, на каждом шагу, в двух шагах, рукой подать и др. |
Описание памятника | Пережить себя, святая святых, преклонить колени, склонять голову, с замирание сердца, вкладывать душу и др. |
Сочинение - рассуждение. Сочинение о ВОВ | Стереть с лица земли, ставить на колени, бить в набат, все как один, от мала до велика, стар и млад, не на жизнь, а на смерть, во что бы то ни стало, ни за что на свете, лицом к лицу, плечом к плечу, выносить на своих плечах, потом и кровью, до последней капли крови, стоять грудью, пролить кровь, сложить голову, не падать духом, во веки веков, как зеницу ока, всей душой и др. |
« Дружба - великая сила» | Находить общий язык, растопить лед, протягивать руку помощи, чувство локтя, плечом к плечу, рука об руку, большое сердце, снимать последнюю рубашку, болеть душой и др. |
«Мечта и реальность» | Завтрашний день, путевка в жизнь, открывать новую страницу, идти по стопам, расправит крылья, сдвинуть с мертвой точки, брать в свои руки, непочатый край, изо дня в день, играть первую скрипку и др. |
Задание 20.
… Рано утром раздался звонок в дверь. «Серёжа, открой!» - крикнула мама. Я спросонья поплелся к двери. Открыв дверь, я увидел загорелого, сурового, обветренного мужчину в тельняшке. Его цепкие глаза пристально смотрели на меня и, как мне показалось, старались рассмотреть во мне знакомые черты. «Кто там, сынок?» - спросила мама. «Не знаю», - ответил я. Незнакомец широко улыбнулся, в этот момент мама с радостным криком стала обнимать его, целуя и приговаривая:
- Что же ты не написал, прямо как снег на голову свалился!!!
Задание 21.
- В данном тексте найдите словосочетание, употребленное в переносном значении, выпишите его и объясните с помощью фразеологического словаря толкование, подберите синонимичное словосочетание, составьте предложение с данным фразеологизмом.
…Сидя на кухне и попивая чай, моряк с увлечением что-то рассказывал маме, а она, подкладывая ему на тарелку бутерброды, радостно кивала в ответ. Казалось, все забыли о моём существовании. Переминаясь с ноги на ногу и не решаясь прервать нашего гостя, я топтался у порога и ждал, пока на меня обратят внимание. «Чего ты уши развесил? - вдруг сказала мама, посмотрев на меня, - марш на улицу дышать свежим воздухом».
- В данном тексте найдите словосочетание, в состав которого входит слово, обозначающее орган слуха, выпишите его и объясните с помощью фразеологического словаря толкование, подберите несколько фразеологизмов, в составе которых также есть это слово, объясните их толкования.
Задание 22.
Мало-
Быстро-
Хорошо-
Много-
Медленно-
Плохо-
- К данным словам подберите синонимичные фразеологизмы с помощью словаря, определите пары антонимов, с любой из них составьте предложения.
Задание 23.
…Я проснулся рано утром. Весь день ничем не занимался, просто ходил по комнате без цели, потом решил подумать о предстоящих делах, но ничего не получилось. Я оказался в глупом положении: свободного времени много, а заняться нечем.
- В предложенном тексте замените слова и словосочетания фразеологизмами, сравните тексты, опишите устно результаты наблюдений, определите роль фразеологизмов в тексте.
Задание 24.
- Составьте текст-повествование из 5-7 предложений, используя фразеологизмы, подчеркните их в тексте, устно охарактеризуйте текст с точки зрения стиля и художественности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал к урокам
Дидактический материал предназначен для проведения контрольных работ по УМК "Английский язык" В.П.Кузовлева...
Дидактический материал по аудированию
Материал содержит аутентичные тексты в записи носителями языка...
Дидактический материал
Дидактический материал, созданный в процессе переписки с американскими школьниками...
дидактический материал по аудированию
Материалы для использования на уроке и для подготовки к олимпиадам...
Дидактический материал для проверки знаний по синтаксису : русский язык 8 класс ( первичное усвоение материала)
Дидактический материал я использую при проверке первичного усвоения материала. Карточки выдаю по вариантам, учащиеся на них выполняют задание зелёной пастой, что облегчает проверку....
Дидактический материал для закрепления материала по биологии в 9 классе по теме: Клетка - генетическая единица живого.
Презентацию можно использовать для закрепления изученного на уроке биологии материала по теме "Клетка - генетическая единица живого" в 9 и 10 классах....
Учебно - методический материал «Дидактический материал для учащихся 7 кл. по русскому языку, тема "Служебные части речи"
Учебно - методический материал «Дидактический материал для учащихся 7 кл. по русскому языку, тема "Служебные части речи"...