Контрольная работа по теме "Лексикология" 5 класс
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Контрольная работа с критериальным оцениванием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrolnaya_rabota_leksikologiya_5_klass.docx28.82 КБ

Предварительный просмотр:

КИМ для тематического раздела «Лексикология»

(Рабочая программа по русскому языку, 5 класс)

  1. Назначение контрольной работы

Контрольная работа проводится с целью определения уровня освоения обучающимися тематического раздела рабочей программы «Лексикология».

Содержание контроля соответствует разделу 19.9.5.5. федеральной рабочей программы по русскому языку  19.11.4.7.

Лексикология.

  • Объяснять лексическое значение слова разными способами (подбор однокоренных слов; подбор синонимов и антонимов, определение значения слова по контексту, с помощью толкового словаря).
  • Распознавать однозначные и многозначные слова, различать прямое и переносное значения слов.
  • Распознавать синонимы, антонимы, омонимы; различать многозначные слова и омонимы, уметь правильно употреблять слова-паронимы.
  • Характеризовать тематические группы слов, родовые и видовые понятия.
  • Проводить лексический анализ слов (в рамках изученного).
  • Уметь пользоваться лексическими словарями (толковым словарём, словарями синонимов, антонимов, омонимов, паронимов).

2.        Условия проведения контрольной работы

Контрольная работа проводится форме теста на бумажном носителе. Дополнительные материалы и оборудование не используются. Присутствие ассистента не предусмотрено. На выполнение всей работы отводится 40 минут.

3.        Структура контрольной работы

задания

Контролируемые элементы содержания (КЭС)

Оцениваемые результаты

(кодификатор[1])

Связь с

 УУД

Уро-

вень

Вес задания

Время

1 - 2

Определение понятий «лексикология», «лексика», «лексическое и грамматическое значение слова».

Толковые словари русского языка-источники толкования лексического значения слова.

Различать лексическое и грамматическое значение слова

Уметь пользоваться толковым словарём

ПУУД: классификация

классификация

Базовый

Базовый

1

1

1

1

3 -4

Характеристика лексической системы русского языка с точки зрения особенностей лексического значения слова.

Однозначные и многозначные слова.

Находить и различать однозначные и многозначные слова; используя разные значения многозначных слов, употреблять их в речи.

ПУУД:

анализ, сравнение

Базовый

Повышенный

1

2

1

3

5 – 6 –

7

Прямое и переносное значения слов. Понимание основания для переноса наименования (сходство, смежность объектов или признаков). Основные виды тропов, основанные на употребление слова в переносном значении.

Знать понятия «прямое значение слова», «переносное значение слова», «метафора». Уметь различать слова, употреблённые в прямом и переносном значении, употреблять в речи слова с переносным значением, находить и определять роль метафоры и олицетворения в художественных текстах.

ПУУД: анализ, сравнение

КУУД использование языковых средств

Базовый Повышенный

2

2

2

3

3

3

8-9

Лексические омонимы. Различение омонимов и многозначных слов в речи.

Находить омонимы в толковом словаре, отличать омонимы  от многозначных слов , анализировать значение, строение, написание различных видов омонимов.

ПУУД: анализ

сравнение

КУУД: использование языковых средств

Повышенный

1

1

1

3

10 - 11

Синонимы. Смысловые и стилистические различия синонимов. Употребление синонимов в речи.

Уметь подбирать  синонимы к данному слову, строить синонимический ряд, использовать синонимы в речи.

ПУУД: анализ, сравнение

КУУД: использование языковых средств

Базовый

Повышенный

1

2

1

4

12 - 13

Антонимы. Наблюдение за использованием антонимов в речи.

Знать стилистическую роль антонимов. Находить антонимы в тексте. Использовать антонимы в речи.

ПУУД: анализ, сравнение

КУУД

Использование языковых средств

Базовый

Повышенный

1

2

1

5

14- 15

Паронимы. Наблюдение за использованием паронимов в речи.  

Находить и различать паронимы в речи. Соблюдать нормы употребления паронимов в речи.

ПУУД: анализ сравнение

Базовый

Повышенный

1

2

3

3

16

Лексический анализ слова (определение исходного слова по его лексическому значению)

Уметь пользоваться словарной статьёй для определения значения исходного слова.

Базовый

2

4

Всего:

24

40

  1. Перевод в отметки:

Отметка «5» - 21-24 баллов

Отметка «4» - 15-20 баллов

Отметка «3» - 8-14баллов

Отметка «2» - не более 7  баллов

Отметка «1» - не приступил к выполнению работы

Контрольные задания.

Задание

Шкала оценивания

Отметить ответ на вопрос: что изучает лексикология?

  1. словарный состав языка
  2. части речи
  3. знаки препинания

«1» - дан верный ответ

«0» - верный ответ отсутствует

Отметить ответ на вопрос: в каком словаре даётся толкование лексического значения слова? 

1) толковом

2) орфографическом

3) словообразовательном

«1»- ответ отмечен верно

«0» - верный ответ отсутствует

Отметить ответ на вопрос: как называются слова, которые имеют несколько лексических значений?

1) синонимы

2) многозначные слова

3) однозначные слова

«1» - ответ отмечен верно

«0» - верный ответ отсутствует

Отметить многозначное ( многозначные) слово(слова):

  1. фломастер
  2. рукав
  3. берёза
  4. шляпка

«2» - отмечены верно оба слова

«1» - допущена одна ошибка

«0» - допущены 2 ошибки / слова не подчёркнуты

Отметить вариант(варианты) ответа(ответов), в котором(которых) одно из слов употреблено в переносном значении:

  1. детские игрушки
  2. яркое солнце
  3. глухая ночь
  4. железное здоровье

«2» - отмечены верно оба варианта

«1»  - допущена 1 ошибка

«0» - допущены 2 ошибки/ варианты не отмечены

Отметьте  в строфе метафору (метафоры):

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит костёр рябины красной,

Но никого не может он согреть.(С.Есенин)

С какой целью автор использует метафору (метафоры) в тексте? Аргументируйте свою точку зрения.

Метафоры придают тексту выразительность, передают авторское отношение к предмету.

* Формулировка учащегося может отличаться от эталона

«2» - все метафоры отмечены, дано объяснение

«1»  - допущена 1 ошибка/ объяснение не дано.

«0» - допущены 2 и более ошибки/ метафоры не отмечены

Отметьте в строфе олицетворение (олицетворения). С какой целью автор использует олицетворение (олицетворения) в стихотворении?  Аргументируйте свою точку зрения.

А заря, лениво

 обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром. (С.Есенин)

Олицетворения одушевляют природу, наделяя её свойствами человека, придают произведению выразительность, передают авторское отношение к предмету изображения.

*Формулировка учащегося может отличаться от эталона

«2» - все олицетворения отмечены, дано объяснение

«1»  - приведено одно олицетворение, дано объяснение

«0» - примеры не приведены/объяснение не дано

Отметьте правильное продолжение предложения : Омонимами называют

  1. словарный состав языка
  2. слова, имеющие одно лексическое значение
  3. слова, имеющие несколько лексических значений
  4. слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению

«1» - продолжение предложения  отмечено верно

«0» - верный ответ отсутствует

Найдите и отметьте омонимы в одной паре предложений из данных:

  1. Поверни ключ в замке. Ключ бьёт на дне реки.
  2. Снег падает на землю. Моряки рады ступить на землю.
  3. Во поле берёзка стояла. Клён шумит над озером.
  4. Золотое блюдо нашли археологи. У мамы золотые руки.

«1» - омонимы отмечены верно.

«0» - верный ответ отсутствует

Отметьте правильное продолжение предложения: Синонимы - это:

  1. слова, имеющие несколько лексических значений
  2. слова одной и той же части речи, которые совпадают или близки по лексическому значению
  3. слова одной и той же части речи
  4. слова, имеющие одно лексическое значение

«1» - определение синонимов дано верно

«0» - верный ответ отсутствует

Выберите и отметьте строки, в которых записаны синонимы:

  1. большой – низкий
  2. тревожный – беспокойный
  3. собранный – рассеянный
  4. удивительный - диковинный

«2» - две пары синонимов отмечены верно

«1»  -отмечена одна пара синонимов

«0»  - верный ответ отсутствует

Отметьте правильное продолжение предложения: Антонимы – это

  1. слова одной и той же части речи, которые совпадают по лексическому значению
  2. слова, имеющие несколько лексических значений
  3. слова, имеющие одно лексическое значение
  4. слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением

«1» - ответ дан верно

«0» - верный ответ отсутствует

Вставьте пропущенные антонимы в пословицы и поговорки. Спишите.

 Больше думай, … говори. Век долг, да час ….

Горькая правда лучше … лжи. Добро помни, а зло…

Новых друзей наживай, а …не теряй.

Больше думай, МЕНЬШЕ говори. Век долог, да час КОРОТОК. Горькая правда лучше СЛАДКОЙ лжи. Добро помни, а зло ЗАБЫВАЙ. Новых друзей наживай, а СТАРЫХ не теряй.

«2» - все антонимы подобраны и записаны верно

«1»  - допущены 2 ошибки

«0» - допущены 3 и более ошибки

Отметьте словосочетание, в котором вместо слова песчаный нужно употребить слово песочный:

  1. песчаная почва
  2. песчаный пляж
  3. песчаное тесто
  4. песчаный берег

«1» - словосочетание отмечено верно

«0» - верный ответ отсутствует

Запишите словосочетания, выбирая из слов, указанных в скобках, необходимый вариант:

  1. (бедная, бедственная) фантазия_________

______________

  1. (зрительные, зрительские) аплодисменты

__________________________________

  1. (предоставить, представить ) к награде

________________________________

  1. (сытно, сыто) пообедать

________________________________

ЗРИТЕЛЬСКИЕ аплодисменты

БЕДНАЯ фантазия

ПРЕДСТАВИТЬ к награде

СЫТНО пообедать

«2» - все паронимы верно выбраны и записаны

«1»- верно выбраны и записаны 2 паронима

«0» -  верный ответ отсутствует

По представленным ниже толкованиям определите слово и запишите его:

  1. Тонкая верёвка_________________
  2. Плод дуба_____________________
  3. Тихая речь, при которой звуки произносятся без голоса_____________________
  4. Человек, любящий наряжаться, нарядно одетый, франт__________________

Слова для справок: беч…вка, щ…голь, ш…пот, ж…лудь

бечЁвка

жЁлудь

шЁпот

щЁголь

«2» - все слова истолкованы верно

«1»  - верно истолкованы 2 слова

«0» - допущены 3 ошибки и более


[1] В рамках текущего контроля речь идет об условной кодификации. Полноценный кодификатор возможен, если каждому оцениваемому результату присвоен цифровой код.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа для 7 класса по теме "Работа, энергия, мощность, КПД" 8 вариантов.

Контрольная работа для 7 класса на проверку умения решать расчётные задачи по теме "Работа, энергия, мощность, КПД" из 8 вариантов по 5 задач в каждом варианте....

Контрольная работа для 10 класса по теме: Работа. Законы сохранения.

Контрольная работа представлена в двух вариантах  различных уровнях сложности ( А1-А4 базовый, А5-А6, В1 повышенный, С1 сложный) с поэлементным анализом работы....

Контрольная работа 11 профильного класса проверочная работа по теории паскаля

Контрольная работа 11 профильного класса проверочная работа по теории паскаля...

Контрольная работа физика 7 класс по теме "Работа и мощность"

Контрольная работа взята из ФГОС УМК О.И.Громцева Контрольные и самостоятельные работы по физике. К учебнику А.В. Перышкина "Физика 7 класс"...

Контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточного мониторинга и итоговой контрольной работы за 1 класс в виде теста по изобразительному искусству.

От рисования любой ребёнок получает только пользу: оно развивает память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. В процессе...