Контрольная работа по теме "Лексикология" 5 класс
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
Контрольная работа с критериальным оцениванием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontrolnaya_rabota_leksikologiya_5_klass.docx | 28.82 КБ |
Предварительный просмотр:
КИМ для тематического раздела «Лексикология»
(Рабочая программа по русскому языку, 5 класс)
- Назначение контрольной работы
Контрольная работа проводится с целью определения уровня освоения обучающимися тематического раздела рабочей программы «Лексикология».
Содержание контроля соответствует разделу 19.9.5.5. федеральной рабочей программы по русскому языку 19.11.4.7.
Лексикология.
- Объяснять лексическое значение слова разными способами (подбор однокоренных слов; подбор синонимов и антонимов, определение значения слова по контексту, с помощью толкового словаря).
- Распознавать однозначные и многозначные слова, различать прямое и переносное значения слов.
- Распознавать синонимы, антонимы, омонимы; различать многозначные слова и омонимы, уметь правильно употреблять слова-паронимы.
- Характеризовать тематические группы слов, родовые и видовые понятия.
- Проводить лексический анализ слов (в рамках изученного).
- Уметь пользоваться лексическими словарями (толковым словарём, словарями синонимов, антонимов, омонимов, паронимов).
2. Условия проведения контрольной работы
Контрольная работа проводится форме теста на бумажном носителе. Дополнительные материалы и оборудование не используются. Присутствие ассистента не предусмотрено. На выполнение всей работы отводится 40 минут.
3. Структура контрольной работы
№ задания | Контролируемые элементы содержания (КЭС) | Оцениваемые результаты (кодификатор[1]) | Связь с УУД | Уро- вень | Вес задания | Время |
1 - 2 | Определение понятий «лексикология», «лексика», «лексическое и грамматическое значение слова». Толковые словари русского языка-источники толкования лексического значения слова. | Различать лексическое и грамматическое значение слова Уметь пользоваться толковым словарём | ПУУД: классификация классификация | Базовый Базовый | 1 1 | 1 1 |
3 -4 | Характеристика лексической системы русского языка с точки зрения особенностей лексического значения слова. Однозначные и многозначные слова. | Находить и различать однозначные и многозначные слова; используя разные значения многозначных слов, употреблять их в речи. | ПУУД: анализ, сравнение | Базовый Повышенный | 1 2 | 1 3 |
5 – 6 – 7 | Прямое и переносное значения слов. Понимание основания для переноса наименования (сходство, смежность объектов или признаков). Основные виды тропов, основанные на употребление слова в переносном значении. | Знать понятия «прямое значение слова», «переносное значение слова», «метафора». Уметь различать слова, употреблённые в прямом и переносном значении, употреблять в речи слова с переносным значением, находить и определять роль метафоры и олицетворения в художественных текстах. | ПУУД: анализ, сравнение КУУД использование языковых средств | Базовый Повышенный | 2 2 2 | 3 3 3 |
8-9 | Лексические омонимы. Различение омонимов и многозначных слов в речи. | Находить омонимы в толковом словаре, отличать омонимы от многозначных слов , анализировать значение, строение, написание различных видов омонимов. | ПУУД: анализ сравнение КУУД: использование языковых средств | Повышенный | 1 1 | 1 3 |
10 - 11 | Синонимы. Смысловые и стилистические различия синонимов. Употребление синонимов в речи. | Уметь подбирать синонимы к данному слову, строить синонимический ряд, использовать синонимы в речи. | ПУУД: анализ, сравнение КУУД: использование языковых средств | Базовый Повышенный | 1 2 | 1 4 |
12 - 13 | Антонимы. Наблюдение за использованием антонимов в речи. | Знать стилистическую роль антонимов. Находить антонимы в тексте. Использовать антонимы в речи. | ПУУД: анализ, сравнение КУУД Использование языковых средств | Базовый Повышенный | 1 2 | 1 5 |
14- 15 | Паронимы. Наблюдение за использованием паронимов в речи. | Находить и различать паронимы в речи. Соблюдать нормы употребления паронимов в речи. | ПУУД: анализ сравнение | Базовый Повышенный | 1 2 | 3 3 |
16 | Лексический анализ слова (определение исходного слова по его лексическому значению) | Уметь пользоваться словарной статьёй для определения значения исходного слова. | Базовый | 2 | 4 | |
Всего: | 24 | 40 |
- Перевод в отметки:
Отметка «5» - 21-24 баллов
Отметка «4» - 15-20 баллов
Отметка «3» - 8-14баллов
Отметка «2» - не более 7 баллов
Отметка «1» - не приступил к выполнению работы
Контрольные задания.
№ | Задание | Шкала оценивания |
Отметить ответ на вопрос: что изучает лексикология?
| «1» - дан верный ответ «0» - верный ответ отсутствует | |
Отметить ответ на вопрос: в каком словаре даётся толкование лексического значения слова? 1) толковом 2) орфографическом 3) словообразовательном | «1»- ответ отмечен верно «0» - верный ответ отсутствует | |
Отметить ответ на вопрос: как называются слова, которые имеют несколько лексических значений? 1) синонимы 2) многозначные слова 3) однозначные слова | «1» - ответ отмечен верно «0» - верный ответ отсутствует | |
Отметить многозначное ( многозначные) слово(слова):
| «2» - отмечены верно оба слова «1» - допущена одна ошибка «0» - допущены 2 ошибки / слова не подчёркнуты | |
Отметить вариант(варианты) ответа(ответов), в котором(которых) одно из слов употреблено в переносном значении:
| «2» - отмечены верно оба варианта «1» - допущена 1 ошибка «0» - допущены 2 ошибки/ варианты не отмечены | |
Отметьте в строфе метафору (метафоры): Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костёр рябины красной, Но никого не может он согреть.(С.Есенин) С какой целью автор использует метафору (метафоры) в тексте? Аргументируйте свою точку зрения. Метафоры придают тексту выразительность, передают авторское отношение к предмету. * Формулировка учащегося может отличаться от эталона | «2» - все метафоры отмечены, дано объяснение «1» - допущена 1 ошибка/ объяснение не дано. «0» - допущены 2 и более ошибки/ метафоры не отмечены | |
Отметьте в строфе олицетворение (олицетворения). С какой целью автор использует олицетворение (олицетворения) в стихотворении? Аргументируйте свою точку зрения. А заря, лениво обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром. (С.Есенин) Олицетворения одушевляют природу, наделяя её свойствами человека, придают произведению выразительность, передают авторское отношение к предмету изображения. *Формулировка учащегося может отличаться от эталона | «2» - все олицетворения отмечены, дано объяснение «1» - приведено одно олицетворение, дано объяснение «0» - примеры не приведены/объяснение не дано | |
Отметьте правильное продолжение предложения : Омонимами называют
| «1» - продолжение предложения отмечено верно «0» - верный ответ отсутствует | |
Найдите и отметьте омонимы в одной паре предложений из данных:
| «1» - омонимы отмечены верно. «0» - верный ответ отсутствует | |
Отметьте правильное продолжение предложения: Синонимы - это:
| «1» - определение синонимов дано верно «0» - верный ответ отсутствует | |
Выберите и отметьте строки, в которых записаны синонимы:
| «2» - две пары синонимов отмечены верно «1» -отмечена одна пара синонимов «0» - верный ответ отсутствует | |
Отметьте правильное продолжение предложения: Антонимы – это
| «1» - ответ дан верно «0» - верный ответ отсутствует | |
Вставьте пропущенные антонимы в пословицы и поговорки. Спишите. Больше думай, … говори. Век долг, да час …. Горькая правда лучше … лжи. Добро помни, а зло… Новых друзей наживай, а …не теряй. Больше думай, МЕНЬШЕ говори. Век долог, да час КОРОТОК. Горькая правда лучше СЛАДКОЙ лжи. Добро помни, а зло ЗАБЫВАЙ. Новых друзей наживай, а СТАРЫХ не теряй. | «2» - все антонимы подобраны и записаны верно «1» - допущены 2 ошибки «0» - допущены 3 и более ошибки | |
Отметьте словосочетание, в котором вместо слова песчаный нужно употребить слово песочный:
| «1» - словосочетание отмечено верно «0» - верный ответ отсутствует | |
Запишите словосочетания, выбирая из слов, указанных в скобках, необходимый вариант:
______________
__________________________________
________________________________
________________________________ ЗРИТЕЛЬСКИЕ аплодисменты БЕДНАЯ фантазия ПРЕДСТАВИТЬ к награде СЫТНО пообедать | «2» - все паронимы верно выбраны и записаны «1»- верно выбраны и записаны 2 паронима «0» - верный ответ отсутствует | |
По представленным ниже толкованиям определите слово и запишите его:
Слова для справок: беч…вка, щ…голь, ш…пот, ж…лудь бечЁвка жЁлудь шЁпот щЁголь | «2» - все слова истолкованы верно «1» - верно истолкованы 2 слова «0» - допущены 3 ошибки и более |
[1] В рамках текущего контроля речь идет об условной кодификации. Полноценный кодификатор возможен, если каждому оцениваемому результату присвоен цифровой код.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа для 7 класса по физике "Механическая работа. Простые механизмы. Энергия".
Составлена мной....
Контрольная работа для 7 класса по теме "Работа, энергия, мощность, КПД" 8 вариантов.
Контрольная работа для 7 класса на проверку умения решать расчётные задачи по теме "Работа, энергия, мощность, КПД" из 8 вариантов по 5 задач в каждом варианте....
Контрольная работа для 10 класса по теме: Работа. Законы сохранения.
Контрольная работа представлена в двух вариантах различных уровнях сложности ( А1-А4 базовый, А5-А6, В1 повышенный, С1 сложный) с поэлементным анализом работы....
Контрольная работа 11 профильного класса проверочная работа по теории паскаля
Контрольная работа 11 профильного класса проверочная работа по теории паскаля...
Контрольная работа физика 7 класс по теме "Работа и мощность"
Контрольная работа взята из ФГОС УМК О.И.Громцева Контрольные и самостоятельные работы по физике. К учебнику А.В. Перышкина "Физика 7 класс"...
Контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточного мониторинга и итоговой контрольной работы за 1 класс в виде теста по изобразительному искусству.
От рисования любой ребёнок получает только пользу: оно развивает память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. В процессе...