Карточки: "Правописание корней" для обучающихся 7 классов
картотека по русскому языку (7 класс)

Дуганец Алина Сенгиевна

В данном вордовском документе расписаны правила, упражнения для закрепления темы: Правописание корней. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartochki_koren.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Раздаточный материал(карточки)

Корень — это основная значимая часть слова, в которой заключено общее значение родственных (однокоренных) слов.

Примеры: поделить, отдельно, делимое, делитель, раздельный, деление.

В слове чаще всего один корень, но может быть и больше. Слова с двумя и более корнями называются сложными.

Чтобы правильно определить корень слова, нужно подобрать родственные (однокоренные) слова.

Задание 6. Найдите орфограмму  правописание букв О-Ё после шипящих в корне слова.

Ночь побледнела, и месяц садится

За реку жёлтым серпом.
           Сонный туман на лугах серебрится,
           Чёрный камыш отсырел и дымится,
                Ветер шуршит камышом. (И.А.Бунин)

Задание 8. Выпишите слова, разделив их на три колонки( проверяемая безударная гласная в корне слова, непроверяемая безударная гласная в корне слова, правописание о-ё после шипящих в корне слова, и-ы после ц в корне слова). 

Вода,цыплёнок,шов,золото,картина,зайцы,зелёный,город,спина,гроза,

тропинка,пенал,цирк,шёпот,полёт,тетрадь,ноябрь,шорты,крыжовник,

циркуль,ключик,шёлковый,собака,земля.

Задание 9. Работа с раздаточным материалом( Устно). Прочитать текст, определить тему текста, озаглавить текст, объяснить правописание пропущенных орфограмм.

Ч…ловек сам как трава, как р…стение, на которое и(з,с)вечно действуют две против…положные силы: тяжести, пр…вязанности, пр…кр…пленное к земле и стр…мления вверх, полета, роста.

У прор…стающего семени по…вляются два р…стка. Один неук…снительно стр….мится вниз, а другой кверху. Один пр…вр…щается в корни, к…торые все глубже будут зарываться в землю, другой в стебель, а то и в ствол, ко...торый будет т…нуться выше, в небо. С одной стороны, растение тянет к себе центр земли, а с другой стороны — центр солнца. Поэтому р…стение не обв…сает, подобно мертвому бе…чу(вс,с)твенному шнуру. Пока оно ж…во, то есть пока оно сп…собно подв…ргаться в…здействию внешних к…смических сил и воспр…нимать их, оно будет натянуто в пространстве. Оно ра…тягивается в противоп…ложные стороны двумя, к…залось бы, вр…ждебными, а на самом деле согл…сованно действующими силами.( В. Солоухин)

Правило.

Гласные о-ё после шипях

В корнях слов под ударением после шипящих произносится о, а пишется ё, если произносимый звук [о] чередуется с [е] при изменении форм слова или в родственных словах: дешёвый — дешевле, шёл — пришедший, шёпот — шепчет.

В том случае, если невозможно подобрать родственное слово с подобным чередованием, в корне под ударением следует писать о: шорох, чокаться, чопорный.

Внимание! Существительные ожог и поджог следует писать с буквой о, а глаголы ожёг и поджёг — с ё.

Под ударением после шипящих произносится и пишется о:

  • в окончаниях существительных и прилагательных: ключом, плащом, большого; 
  • в суффиксах существительных -ок, -онк, -онок: дурачок, девчонка, бочонок и -он (где о беглое): княжны — княжон;
  • в суффиксах прилагательных -ов: парчовый, холщовый и -он (в одном слове с беглым о): смешной — смешон;
  • в суффиксах наречий: общо, горячо (но ещё).

В остальных случаях под ударением после шипящих пишется ё:

  • в окончаниях глаголов: печёт, течёшь;
  • в суффиксах -енн, -ен страдательных причастий и прилагательных, образованных от глаголов: печёный, вооружён, огорчённый;
  • в суффиксах глаголов и в суффиксах существительных, образованных от глаголов: выкорчёвывать, размежёвывать, корчёвка, ночёвка, тушёнка;
  • в суффиксе существительных -ёр: дирижёр, ретушёр, стажёр, ухажёр;
  • в местоимении что в предложном падеже: о чём, в чём; и в составе других слов: причём, нипочём.

Внимание! В некоторых иноязычных словах буква о пишется после шипящих и не под ударением, например: жокей, шоколад, шоссе, шофер, жонглер.

Следует запомнить написание некоторых слов с затемненным составом и непродуктивными суффиксами: трещотка, трущобы, чащоба, обжора, крыжовник, чечетка.

Правописание «и» и «ы» после ц.

После «ц» в корне слова пишется буква «и»: цИфра, цИркуль, цИрк, цИтата и др.

После «ц» пишется буква «ы»:

в окончаниях существительных и прилагательных: птицЫ, голубцЫ, куцЫй и др.;

в суффиксах прилагательных: курицЫН, куницЫН и др.

Нужно запомнить! После «ц» пишется буква «и» в суффиксах слов иностранного происхождения на -ЦИЯ, -ЦИЙ, -ЦИЗМ, -ЦИСТ и слов, образованных от них.

Правописание букв в корнях с чередующейся гласной -гар-//-гор- подчиняется следующему правилу:

1.Если гласная в корне -гар-//-гор- находится под ударением, то ставим букву «а».

2.Если без ударения, то выбираем «о».

При этом в словах «пригарь», «выгарь», «изгарь» всегда пишем «а».

Примеры:возгорание, разгореться, прогореть — у всех слов гласный в корне безударный, поэтому выбираем «о»;нагар, загар, угарный — гласные в корне под ударением, поэтому ставим «а».

Правописание корней «зор – зар» зависит от ударения в слове:

1.Если корень безударный, то нужно писать гласную «а» (например, «заря»).

2.Если корень под ударением, то пишется либо «а», либо «о» — в зависимости от того, какая гласная слышится (например, «зори», «зарево»).

Исключение: слово «зоревать», в котором в безударном корне пишется не гласная «а», а гласная «о».

В корнях бер- – бир-, дер- – дир-, мер- – мир-стел-стил

пишется и, если дальше следует суффикс -а-:

собирать, задирать, замирать, запирать, стирать, блистать, сжигать, вычитать, расстилать.

В противном случае пишется е:

беру, деру, умереть, запереть, стереть, блестеть, выжегший, вычет, расстелить.

В корнях ЛАГ-ЛОЖ происходит чередование гласных А//О.

1.Гласная А пишется в том случае, когда после корня есть суффикс А (или корень заканчивается на Г).

2.Гласная О пишется в том случае, когда после корня нет суффикса А (или корень заканчивается на Ж).

Алгоритм работы со словом:

1.Определи корень.

2.Найди суффикс А (согласные Г//Ж).

3.Если он есть (буква Г), напиши гласную А в корне.

4.Если суффикса А нет (буква Ж), напиши гласную О.

5.Проверь, не является ли слово исключением.

6.Выдели орфограмму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карточки "Правописание Н-НН в суффиксах прилагательных"

Данная методическая разработка (конспект урока) знакомит учащихся 6 классов с правописанием Н- в суффиксах прилагательных....

Карточка "Правописание не со словами разных частей речи"

Карточка для учащихся по теме "Правописание не  со словами разных частей  речи"...

Карточки "Правописание проверяемых согласных в корне слова"

Карточки к уроку русского языка в 5 классе...

КОНТРОЛЬНАЯ КАРТОЧКА ПРАВОПИСАНИЕ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА

КОНТРОЛЬНАЯ КАРТОЧКА ПРАВОПИСАНИЕ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА...

КОНТРОЛЬНАЯ КАРТОЧКА ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц

КОНТРОЛЬНАЯ КАРТОЧКА ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц...

10-11 класс карточка. правописание прич.

Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания....

Карточка "Правописание падежных окончаний имён существительных". 5 класс

Задание ориентировано на использование УМК под ред. М.М. Разумовской...