Урок по теме "Причастие" в 10 классе (2)
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)

Елена Валентиновна Цыдендамбаева

Урок по теме "Причастие" в 10 классе (2)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prich.4.docx10.96 КБ

Предварительный просмотр:

Класс 10

Тема урока: Причастие как глагольная форма.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент и психологический настрой.

Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,

Улыбку подарим гостям!

К уроку готовы? Тогда за работу!

Удачи желаю всем вам!

2. Актуализация опорных знаний. Опрос пройденным темам. 

а)Беседа по вопросам:

Какая часть речи называется глаголом?

-Каковы его морфологические признаки?

-Что такое прилагательное?

-Каковы основные грамматические признаки имени прилагательного?

-Какую роль выполняют глаголы?

Какую роль выполняют прилагательные?

.б)Осмысление (получение новой информации) с помощью теоретического материала с учебника на стр. 240, 243. Защита постеров ввиде кластера

« Причастие».

1-группа: Причастие

2-группа: Причастие и признаки глагола

в) Графический диктант.

Учитель: Слитно или раздельно пишется НЕ с причастиями:

1. (Не) погасший костер

2. (Не) прекращавшийся ни на минуту дождь

3. Трава (не) скошена

4. (Не) расколотый орех

5. (Не) вспаханное поле

6. (Не) успокоившееся море

7. (Не) написанная, а напечатанная работа

8. (Не) забываемое впечатление

9. (Не) проходимые леса

10. (Не) сорванный цветок

Знаком + отметить слитное написание:

Знаком - отметить раздельное написание:

Причастие — это особая форма глагола, которая отвечает на вопрос «Какой?», обозначает признак предмета по действию и сочетает в себе признаки глагола с признаками прилагательного.

 

Признаки глагола

Признаки прилагательного

1. Вид (несовершенный и совершенный): бегущий (несов. в.) (от бежать) — прибежавший(сов. в.) (прибежать)

1. Общее значение (как и прилагательное, причастие называет признак предмета и отвечает на вопрос «Какой?» — смеющийся, открытый)

2. Переходность/непереходность: поющий(Кого?/Что?) песню — (неперех.);  бегущий — не сочетается с существительным в В. п. без предлога (неперех.)

2. Род, число, падеж (как и прилагательное, причастие согласуется с существительным): созревший колос, созревшая ягода, созревшее яблоко, созревшие плоды

3. Возвратность/невозвратность: поднимавший груз — поднимавшийся дым

3. Склонение (причастия склоняются так же, как и прилагательные), ср.: вечерний — горящий , вечернего — горящего , вечерним — горящим и т. д.

4. Действительное и страдательное значение (залог): атакующий противника батальон — атакуемый противником батальон.

4. Синтаксическая функция (и причастия, и прилагательные в предложении бывают определениями или именной частью составного именного сказуемого)

5. Время (настоящее и прошедшее): читающий (настоящее время) — читавший (прошедшее время)

5. Краткие формы (причастие, как и прилагательное, может иметь краткие формы): построенный — построен, закрытый — закрыт

Морфологический разбор причастия

Порядок разбора


1. Часть речи.
2. Начальная форма (им. п., ед. ч., м. р.).
3. Постоянные признаки:
а) вид;

б) возвратное или невозвратное;
в) действительное или страдательное;
г) время.

4. Непостоянные признаки:

а) полное или краткое;
б) род;
в) число;
г) падеж.

5. Функция в предложении. 

Пример:

«И только что сумрак разгонит денница, смолкает зарей отрезвлённая птица, — и счастью и песне конец» (А. Фет).
1. Отрезвлённая — особая форма глагола — причастие, так как обозначает признак предмета по действию, отвечает на вопрос: «Какая?» Образовано от глагола 
отрезвить.
2. Начальная форма — отрезвлённый.
3. Постоянные признаки:
а) сов. в.;

б) невозвратное;
в) страдательное;
г) прош. вр.
4. Непостоянные признаки:
а) полная форма;
б) ж. р.;
в) ед. ч.;
г) им. п.
Общий вывод о причастии: отвечает на те же вопросы, что и прилагательное; как прилагательное, изменяется по родам, числам и падежам. Отличается от прилагательного тем, что обозначает временной признак.

4.Работа на закрепление изученного

1.Практическая работа Задание 1. Найдите среди данных слов причастие. (Ученики записывают под диктовку группы слов, подчёркивают в них нужное слово, доказывают, пользуясь правилом, почему они выбрали именно его.) Стройка, строящий, строили, постройка; передать, передавая, передаваемый, передали; двигает, движимый, двигательный, движок; пилящий, пилить, пилка, выпиливать. Задание 2. Запишите предложения под диктовку учителя, выберите предложения с причастиями.

1. По небу катится тонким колесом позолочённый месяц. 2. Солнце позолотило крыши домов. 3. Ваня сильно испугался, увидев такого огромного человека. 4. Испуганные внезапным шумом птицы поднялись ввысь. 5. Иду я разросшимся садом, лицо закрывает сирень. 6. В этом году сад особенно разросся. 7. Глядел я на кудрявый лес, дышащий прохладой. 8. Уж небо осенью дышало.

— Определите время причастий.

— Выпишите причастия вместе с существительными, к которым они относятся.

5. Тестовая работа. Задания ЕГЭ.

1. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Ю?

  1. Розы кол…тся, кле…щаяся поверхность
  2. Семена се…тся, плав…щийся металл
  3. Друзья не ссор…тся, ка…щийся человек
  4. Солдаты дремл…т, стел…щийся туман

2. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Я?

  1. Леле…щий мечту, щенки верт…тся
  2. Езд…щий верхом, родители стар…тся
  3. Пол…щий огород, грузчики нас…т
  4. Мле…щий от удовольствия, братья кос…т

3. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква У?

  1. Скач…щий жеребёнок, фермеры держ…т
  2. Рокоч…щий бор, капли точ…т камни
  3. Маш…щий крыльями, бойцы услыш…т
  4. Работницы свяж…т, бормоч…щий во сне

4. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?

  1. Слыш…мый звук, мурлыч…т кошка
  2. Вменя…мый пациент, аудитор провер…т
  3. Обвиня…мый всеми, выйд…шь из дома
  4. Обмыва…мое морями, ответ…шь на звонок

5. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Ю?

  1. Старики помн…т, горю…щий об утрате
  2. Странники мол…тся, чита…щий роман
  3. Та…щий снег, соседи смотр…т
  4. Ла…щий щенок, бойцы колебл…тся

6. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

А. глян…ц Б. проветр…вающий В. милост…вый Г. раста…ть

1) А, Б, Г 2) Б, В 3) В 4) Б, В, Г

7. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?

А. перестра…вать Б. скле…вший В. книж…ца Г. тюл…вый

1) А, Б, 2) Б, Г 3) А, В, Г 4) Г

8. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?

А. послан…ц Б. высаж…вать В. бель…вой Г. раска…вшийся

1) А, Б 2) Б, Г 3) А, В 4) Б, Г

9. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

А. потч…вать Б. раста…вший В. одноклассн…ца Г. доходч…во

1) А, Б, В, Г 2) Б, Г 3) В, Г 4) А, Б, В

10. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Ё?

А. корч…вка Б. стаж…р В. реч…нка Г. окруж…н

1) А, Б, В 2) А, В, Г 3) А, Б, Г 4) Б, В, Г

При выполнении задания А13 давайте обратимся к таблицам – подсказкам.

-н-

-нн-

Краткие страдательные причастия:

солдат ранен, книга прочитана.

В отглагольных прилагательных: печёный картофель, ломаный хлеб.

Наличие приставки: исправленная ошибка.

Наличие зависимого слова: правленая (кем?) редактором рукопись.

Бесприставочные образования от глаголов совершенного вида: брошенная верёвка.

От глаголов с суффиксами

-ова-, -ева- (-ирова-): маринованные грибы.

11. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

Люди старшего поколения помнят, как у станций метро стояли деревя(1)ые будки, где мастера, чьи руки сплошь перепачка(2)ы пастой разных цветов, заправляли использова(3)ые стержни для шариковых ручек.

  1. 1, 3 2) 2 3) 3 4) 2, 3

12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется две буквы НН?

В химической лаборатории измерение объёма израсходова(1)ого раствора производят с помощью бюретки – дли(2)ой стекля(3)ой трубки с деление и краником внизу.

  1. 1, 3 2) 2 3) 3 4) 1, 2, 3

13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

На столе было расставле(1)о так много цветов и столько наброса(2)о веток, что блюда с закусками и бутылки терялись в их таинстве(3)ой чаще.

  1. 1 2) 2, 3 3) 3 4) 1, 2,

14. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

В итальянской скульптуре Возрождения возродили хиазм – то есть такую естестве(1)ую постановку человеческой фигуры, когда основная тяжесть тела пернесе(2)а на одну ногу, плечо опуще(3)о, другая нога согнута и соответствующее плечо поднято.

1) 1 2) 2, 3 3) 3 4) 1 , 3

15. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется две буквы НН?

В жаркий летний день я сидел у асфальтирова(1)ого лодочного причала и ел мороже(2)ое с толчее(3)ым орехом.

1) 1 2) 2, 3) 1, 2 4) 1, 2, 3



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»

урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII  вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...

Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы» (по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна

Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы»(по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна Цель урока: Познакомить учащихся с различными ст...

Урок-презентация для уч-ся 10-11 классов для любого УМК Рождество для всех, Материалы к уроку в 8 классе о творчестве Р.Дала "Разыскивается", Мониторинг знаний уч-ся 9 класса ( Листы контроля ) в рейтинговой системе оценки

Уроки разработаны  к УМК Миллениум , пособия помогают учителям разнообразить материал для чтения младших школьников и подготовиться к урокам-тестам...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок может быть использован как для класса коррекции, так и для общеобразовательного класса.Урок проходит в виде соревнования по рядам, при этом дети сидят на своих местах, как они привыкли. Формы раб...

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок проходит в игровой форме, в виде соревнования по рядам. Урок состоит из 10 этапов. В процессе урока учащиеся участвуют в 7 конкурсах....