Урок по теме "Причастие" в 10 классе (2)
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)
Предварительный просмотр:
Класс 10
Тема урока: Причастие как глагольная форма.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент и психологический настрой.
Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,
Улыбку подарим гостям!
К уроку готовы? Тогда за работу!
Удачи желаю всем вам!
2. Актуализация опорных знаний. Опрос пройденным темам.
а)Беседа по вопросам:
- Какая часть речи называется глаголом?
-Каковы его морфологические признаки?
-Что такое прилагательное?
-Каковы основные грамматические признаки имени прилагательного?
-Какую роль выполняют глаголы?
Какую роль выполняют прилагательные?
.б)Осмысление (получение новой информации) с помощью теоретического материала с учебника на стр. 240, 243. Защита постеров ввиде кластера
« Причастие».
1-группа: Причастие
2-группа: Причастие и признаки глагола
в) Графический диктант.
Учитель: Слитно или раздельно пишется НЕ с причастиями:
1. (Не) погасший костер
2. (Не) прекращавшийся ни на минуту дождь
3. Трава (не) скошена
4. (Не) расколотый орех
5. (Не) вспаханное поле
6. (Не) успокоившееся море
7. (Не) написанная, а напечатанная работа
8. (Не) забываемое впечатление
9. (Не) проходимые леса
10. (Не) сорванный цветок
Знаком + отметить слитное написание:
Знаком - отметить раздельное написание:
Причастие — это особая форма глагола, которая отвечает на вопрос «Какой?», обозначает признак предмета по действию и сочетает в себе признаки глагола с признаками прилагательного.
Признаки глагола | Признаки прилагательного |
1. Вид (несовершенный и совершенный): бегущий (несов. в.) (от бежать) — прибежавший(сов. в.) (прибежать) | 1. Общее значение (как и прилагательное, причастие называет признак предмета и отвечает на вопрос «Какой?» — смеющийся, открытый) |
2. Переходность/непереходность: поющий(Кого?/Что?) песню — (неперех.); бегущий — не сочетается с существительным в В. п. без предлога (неперех.) | 2. Род, число, падеж (как и прилагательное, причастие согласуется с существительным): созревший колос, созревшая ягода, созревшее яблоко, созревшие плоды |
3. Возвратность/невозвратность: поднимавший груз — поднимавшийся дым | 3. Склонение (причастия склоняются так же, как и прилагательные), ср.: вечерний — горящий , вечернего — горящего , вечерним — горящим и т. д. |
4. Действительное и страдательное значение (залог): атакующий противника батальон — атакуемый противником батальон. | 4. Синтаксическая функция (и причастия, и прилагательные в предложении бывают определениями или именной частью составного именного сказуемого) |
5. Время (настоящее и прошедшее): читающий (настоящее время) — читавший (прошедшее время) | 5. Краткие формы (причастие, как и прилагательное, может иметь краткие формы): построенный — построен, закрытый — закрыт |
Морфологический разбор причастия
Порядок разбора
1. Часть речи.
2. Начальная форма (им. п., ед. ч., м. р.).
3. Постоянные признаки:
а) вид;
б) возвратное или невозвратное;
в) действительное или страдательное;
г) время.
4. Непостоянные признаки:
а) полное или краткое;
б) род;
в) число;
г) падеж.
5. Функция в предложении.
Пример:
«И только что сумрак разгонит денница, смолкает зарей отрезвлённая птица, — и счастью и песне конец» (А. Фет).
1. Отрезвлённая — особая форма глагола — причастие, так как обозначает признак предмета по действию, отвечает на вопрос: «Какая?» Образовано от глагола отрезвить.
2. Начальная форма — отрезвлённый.
3. Постоянные признаки:
а) сов. в.;
б) невозвратное;
в) страдательное;
г) прош. вр.
4. Непостоянные признаки:
а) полная форма;
б) ж. р.;
в) ед. ч.;
г) им. п.
Общий вывод о причастии: отвечает на те же вопросы, что и прилагательное; как прилагательное, изменяется по родам, числам и падежам. Отличается от прилагательного тем, что обозначает временной признак.
4.Работа на закрепление изученного
1.Практическая работа Задание 1. Найдите среди данных слов причастие. (Ученики записывают под диктовку группы слов, подчёркивают в них нужное слово, доказывают, пользуясь правилом, почему они выбрали именно его.) Стройка, строящий, строили, постройка; передать, передавая, передаваемый, передали; двигает, движимый, двигательный, движок; пилящий, пилить, пилка, выпиливать. Задание 2. Запишите предложения под диктовку учителя, выберите предложения с причастиями.
1. По небу катится тонким колесом позолочённый месяц. 2. Солнце позолотило крыши домов. 3. Ваня сильно испугался, увидев такого огромного человека. 4. Испуганные внезапным шумом птицы поднялись ввысь. 5. Иду я разросшимся садом, лицо закрывает сирень. 6. В этом году сад особенно разросся. 7. Глядел я на кудрявый лес, дышащий прохладой. 8. Уж небо осенью дышало.
— Определите время причастий.
— Выпишите причастия вместе с существительными, к которым они относятся.
5. Тестовая работа. Задания ЕГЭ.
1. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Ю?
- Розы кол…тся, кле…щаяся поверхность
- Семена се…тся, плав…щийся металл
- Друзья не ссор…тся, ка…щийся человек
- Солдаты дремл…т, стел…щийся туман
2. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Я?
- Леле…щий мечту, щенки верт…тся
- Езд…щий верхом, родители стар…тся
- Пол…щий огород, грузчики нас…т
- Мле…щий от удовольствия, братья кос…т
3. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква У?
- Скач…щий жеребёнок, фермеры держ…т
- Рокоч…щий бор, капли точ…т камни
- Маш…щий крыльями, бойцы услыш…т
- Работницы свяж…т, бормоч…щий во сне
4. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?
- Слыш…мый звук, мурлыч…т кошка
- Вменя…мый пациент, аудитор провер…т
- Обвиня…мый всеми, выйд…шь из дома
- Обмыва…мое морями, ответ…шь на звонок
5. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Ю?
- Старики помн…т, горю…щий об утрате
- Странники мол…тся, чита…щий роман
- Та…щий снег, соседи смотр…т
- Ла…щий щенок, бойцы колебл…тся
6. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?
А. глян…ц Б. проветр…вающий В. милост…вый Г. раста…ть
1) А, Б, Г 2) Б, В 3) В 4) Б, В, Г
7. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?
А. перестра…вать Б. скле…вший В. книж…ца Г. тюл…вый
1) А, Б, 2) Б, Г 3) А, В, Г 4) Г
8. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?
А. послан…ц Б. высаж…вать В. бель…вой Г. раска…вшийся
1) А, Б 2) Б, Г 3) А, В 4) Б, Г
9. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?
А. потч…вать Б. раста…вший В. одноклассн…ца Г. доходч…во
1) А, Б, В, Г 2) Б, Г 3) В, Г 4) А, Б, В
10. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Ё?
А. корч…вка Б. стаж…р В. реч…нка Г. окруж…н
1) А, Б, В 2) А, В, Г 3) А, Б, Г 4) Б, В, Г
При выполнении задания А13 давайте обратимся к таблицам – подсказкам.
-н- | -нн- |
Краткие страдательные причастия: солдат ранен, книга прочитана. В отглагольных прилагательных: печёный картофель, ломаный хлеб. | Наличие приставки: исправленная ошибка. Наличие зависимого слова: правленая (кем?) редактором рукопись. Бесприставочные образования от глаголов совершенного вида: брошенная верёвка. От глаголов с суффиксами -ова-, -ева- (-ирова-): маринованные грибы. |
11. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
Люди старшего поколения помнят, как у станций метро стояли деревя(1)ые будки, где мастера, чьи руки сплошь перепачка(2)ы пастой разных цветов, заправляли использова(3)ые стержни для шариковых ручек.
- 1, 3 2) 2 3) 3 4) 2, 3
12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется две буквы НН?
В химической лаборатории измерение объёма израсходова(1)ого раствора производят с помощью бюретки – дли(2)ой стекля(3)ой трубки с деление и краником внизу.
- 1, 3 2) 2 3) 3 4) 1, 2, 3
13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
На столе было расставле(1)о так много цветов и столько наброса(2)о веток, что блюда с закусками и бутылки терялись в их таинстве(3)ой чаще.
- 1 2) 2, 3 3) 3 4) 1, 2,
14. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
В итальянской скульптуре Возрождения возродили хиазм – то есть такую естестве(1)ую постановку человеческой фигуры, когда основная тяжесть тела пернесе(2)а на одну ногу, плечо опуще(3)о, другая нога согнута и соответствующее плечо поднято.
1) 1 2) 2, 3 3) 3 4) 1 , 3
15. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется две буквы НН?
В жаркий летний день я сидел у асфальтирова(1)ого лодочного причала и ел мороже(2)ое с толчее(3)ым орехом.
1) 1 2) 2, 3) 1, 2 4) 1, 2, 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...
Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»
урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...
Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы» (по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна
Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы»(по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна Цель урока: Познакомить учащихся с различными ст...
Урок-презентация для уч-ся 10-11 классов для любого УМК Рождество для всех, Материалы к уроку в 8 классе о творчестве Р.Дала "Разыскивается", Мониторинг знаний уч-ся 9 класса ( Листы контроля ) в рейтинговой системе оценки
Уроки разработаны к УМК Миллениум , пособия помогают учителям разнообразить материал для чтения младших школьников и подготовиться к урокам-тестам...
Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке
В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...
5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида
Урок может быть использован как для класса коррекции, так и для общеобразовательного класса.Урок проходит в виде соревнования по рядам, при этом дети сидят на своих местах, как они привыкли. Формы раб...
5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида
Урок проходит в игровой форме, в виде соревнования по рядам. Урок состоит из 10 этапов. В процессе урока учащиеся участвуют в 7 конкурсах....