Стили речи
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10 класс)
Предварительный просмотр:
Научный стиль – стиль, обеспечивающий получение и сохранение научных знаний.
Основная сфера использования/употребления научного стиля – прежде всего сама наука, сфера научной деятельности, обучения и просвещения.
Цели и функции: сообщить новую научную информацию, доказать ее истинность, закрепить и передать научные знания людям, стремящимся получить образование, по возможности полно и точно объяснить факты окружающей нас действительности, показать причинно-следственные связи между явлениями, выявить закономерности исторического развития и т.д. информировать ученых, специалистов и неспециалистов о достижениях научных исследований, популяризация научных знаний
Основные функции: сообщение информации, доказательство ее истинности.
Адресат: ученые, будущие специалисты, ученики; любой человек, интересующийся наукой.
Автор: ученые и специалисты в своей области.
Форма речи: научный стиль относится к письменно-книжному типу речи, хотя может проявляться и в устной форме в виде докладов, лекций и пр. Устная форма является здесь вторичной, потому что для научной речи характерна предварительная продуманность, подготовленность и тщательность ее оформления.
Вид речи: преимущественно монологический характер
Тип речи: может быть представлен любым типом речи (повествованием, рассуждением, описанием)
Стилевые черты: отвлеченность, обобщенность, подчеркнутая логичность, точность, сухость, строгость, логическая последовательность изложения, сжатость, однозначность выражения, информативность, объективность, доказательность
Жанры научного стиля: диссертация, монография, научная статья, тезисы, лекция, доклад, учебник, реферат, аннотация, документация, каталог, справочник, инструкция, рецензия, научный обзор, очерк, научно-популярная книга и др.
Официально-деловой стиль – это стиль официального документального общения государства с государством, государства с гражданином и граждан между собой.
Основные сферы использования: право (законодательство, делопроизводство, административно-правовая деятельность)
Этот стиль обслуживает сферу отношений, возникающих между государственными органами, между организациями или внутри них, между организациями и частными лицами в процессе производственной, хозяйственной и юридической деятельности. Т.е. официально-деловой стиль удовлетворяет потребность общества в документальном оформлении разных актов государственной, общественной, политической, экономической жизни, деловых отношений между государством и организациями, а также между членами общества в официальной коммуникации.
Цели и функции: информационная, предписывающая (предписания государства, органа, уполномоченного лица), констатирующая (констатация положения дел, состояния), регулирующая (отношения в обществе, действия и поведения людей, а также функционирование объединений и государственных органов), регламентирующая.
Адресат: государство, граждане государства, учреждения, служащие и др.
Автор: юрист, правовед, дипломат и просто гражданин.
Форма речи: основная форма – письменная, что связано с необходимостью документировать информацию, придавая ей правовую значимость с помощью особого построения служебных документов.
Вид речи: преимущественно монолог
Тип речи:в официально-деловом стиле отсутствует анализ и аргументация (этот процесс предшествует составлению официально-деловых текстов), поэтому официально-деловому стилю свойствен особый способ изложения («инструктирование»).
Стилевые черты: объективность и безличность выражения; точность, не допускающая иных толкований; стереотипность; стандартизированность изложения; долженствующе-предписующий характер (императивность), сжатость и краткость, обобщенность, официальность, безэмоционльность
Жанры: законы, указы, постановления, нормативные акты, документы, договоры, уставы, приказы, распоряжения, инструкции, служебные переписки, деловые бумаги, контракты и др.
Разговорный стиль – это неофициальная речь в условиях непосредственного общения, заранее неподготовленная, диалогическая, устная.
Устная речь – неподготовленная диалогическая речь в условиях свободного общения ее участников.
Сфера использования: бытовая и деловая сфера общения.
Цели и функции: общение, обмен впечатлениями, информацией.
Форма речи: разговорный стиль находит свое выражение как в письменной форме (реплики персонажей в пьесах, записи в дневниках, тексты писем на обиходные темы), так и в устной (чаще в устной).
Вид речи: преимущественно диалог.
Тип речи: может быть представлен любым типом речи (повествованием, рассуждением, описанием).
Стилевые черты: непринужденность, неофициальность; неподготовленность речи, фамильярность; конкретность; непоследовательность, адресность речи, прерывистость; эмоционально-оценочная информативность; аффективность; личностный характер; идиоматичность, использование мимики и жестов, приоритет содержания над формой, стремление к экономии речевых средств.
Жанры: диалог, личные письма, записки, разговор, телефонный разговор, беседа, спор, дневник.
Публицистический стиль – один из функциональных стилей, обслуживающий широкую область общественных отношений: политических, экономических, культурных, спортивных и др.; он используется в политической литературе, его представляют средства массовой информации (СМИ) — газеты, журналы, радио, телевидение, документальное кино.
Сфера: политико-идеологические, общественные и культурные отношения (политика, идеология, философия, экономика, культура, спорт, повседневный быт, текущие события и др.)
Стилевые черты: (скрытая и открытая) оценочность; призывность; рекламность (привлечение внимания); «эффект новизны» (использование неожиданных средств); собирательность; документально-фактологическая точность; сдержанность; некоторая официальность, эмоциональность, образность, субъективность
Автор: конкретная личность, журналист, писатель, общественный деятель.
Адресат: информация предназначена для широких слоев общества
Цели и функции: воздействие на общественное сознание, информирование (сообщение новостей), оценка фактов и событий.
Взаимодействие этих двух функций проявляется в том, что публицистические тексты содержат, во-первых, объективную информацию, во-вторых, эмоционально-экспрессивную интерпретацию этой информации, позволяющую воздействовать на чита-
теля или слушателя.
Жанры: публичное выступление, речь (доклад), дискуссия, критическая заметка, репортаж, интервью, статья, рецензия, очерк, зарисовка, фельетон, памфлет, эссе, хроника и др.
Форма речи : публицистический стиль имеет письменную (газеты и журналы) и устную форму (радио и телевидение). Основой является письменная речь.
Художественный стиль - функциональный стиль речи, являющийся инструментом художественного творчества и сочетающий в себе языковые средства всех других стилей речи.
Основная сфера использования/употребления: литература, литературное художественное творчество, творческая сфера.
Цели и функции: эстетическая функция (эстетическое воздействие и воспитание и развитие) (форма выражения не менее важна, чем содержание), функция воздействия, коммуникативная.
Автор: писатель, поэт,
Форма речи: преимущественно письменная.
Стилевые черты: образность; эстетически направленная экспрессивность; явная эмоциональность; совмещение средств всех стилей в художественных целях, особая роль подтекста, индивидуальный авторский стиль, метафоричность, неповторимость образов; индивидуальность, которую формирует сам автор путем отбора и организации языковых средств.
Жанры: эпопея, роман, повесть, рассказ, сказка, басня, ода, гимн, песня, элегия, сонет, эпиграмма, послание, поэма, баллада, трагедия, научно-художественный жанр, комедия.
Предварительный просмотр:
Задания 1 – 2 ЕГЭ - 2024
Вариант 1
1. Прочитайте текст и выполните задания 1–2.
Собака — это преданность, идущая до конца, преданность, не знающая никаких компромиссов, преданность до последнего вздоха. <...>несколько эпизодов, доказывающих это. Фрам был вожаком упряжки, любимой собакой Георгия Седова, выдающегося русского географа, путешественника, стремившегося достичь Северного полюса. Седов не перенёс тягот похода, заболел и умер. Товарищи похоронили его на острове Рудольфа, в безмолвной полярной пустыне. Фрам остался там добровольно. Не захотел расстаться с могилой хозяина. Его ловили, но он убегал и вновь возвращался на могилу. Уходя, люди ещё долго слышали надрывный, протяжный плач Фрама. Хозяев сеттера Сильвы фашисты заточили в концлагерь. Ребёнку первому грозила гибель от истощения и холода. Но вот однажды ночью людей разбудило тихое повизгивание. Кто-то тыкался влажным носом, лизал, радостно поскуливал… Сильва! Она была неимоверно тоща, на шее болтался обрывок верёвки. Собака перегрызла веревку и убежала от фашистов. Как она отыскала хозяйский след — тайна. Сильва притащила с собой кость с остатками мяса. Принесла и положила у ног хозяев. Эта кость вернула жизнь ребёнку. Ещё несколько раз приносила Сильва что-нибудь съестное: картофелину, сырую морковку. А потом ушла и больше не вернулась. Видимо, фашистская пуля оборвала цепь её благородных поступков… Собака очень тонко ощущает добро, сделанное ей, и никогда не ошибается в человеке, оказывая знаки внимания в первую очередь достойному. (Б.Рябинин) |
1. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера
этих ответов.
1) В тексте есть отглагольные имена существительные, употреблённые в форме единственного числа (истощение, повизгивание).
2) Основной функционально-смысловой тип речи текста – рассуждение, что помогает автору сделать мысль более ясной и четкой, а позицию — более убедительной. Однако автор, помимо рассуждения, в своих аргументах использует и повествование, приведя в пример поведение Фрама и Сильвы. Это позволяет ему точнее рассказать о верности собак.
3) Воздействие на читателя достигается за счёт создания образности.
4) Использование метафор (собака – преданность, цепь…поступков), эпитеты (преданность идущая, в безмолвной пустыне, надрывный плач, сделанное добро), разговорной лексики (притащила, картофелину, морковку) способствует эмоциональности, выразительности изложения, помогает передать авторское отношение к описываемым явлениям.
5) Текст относится к научному стилю, так как его основная функция – передача логической информации и доказательство её истинности (при полном отсутствии выражения эмоций).
2. Самостоятельно подберите смысловую (модальную)указательную частицу, которая должна стоять на месте пропуска во втором предложении текста. Запишите эту частицу.
2. Прочитайте текст и выполните задания 1–2.
Бояться глобального потепления на Земле не стоит. Атмосфера планеты оперативно выводит избыток тепла, сохраняя при этом стабильность. <...> заключение сделала группа исследователей во главе с академиком Кондратьевым, которая провела анализ архива данных о колебании температур в Северной полярной области с 1959 по 2000 годы. По мнению учёных, опасность растопления айсбергов сильно преувеличена. Вопреки расхожему мнению, их таяние не повлечёт за собой подъёма уровня мирового океана. Лёд, который уже находится в воде, растапливаясь, не прибавит к ней никакой массы. |
- Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера
этих ответов.
1) Большинство слов в тексте употреблено в прямом значении (потепление, атмосфера планеты, избыток тепла, колебания температур).
2) Основной функционально-смысловой тип речи текста — повествование, так как изображаемые явления даются не в одновременности, а в их хронологической последовательности.
3) В тексте есть отглагольные имена существительные, употреблённые в форме единственного числа (потепление, заключение, колебание, растопление, таяние).
4) Использование стандартизированных фраз и шаблонов способствует однозначному восприятию текста (анализ архива данных, группа исследователей, по мнению учёных, вопреки расхожему мнению).
5). Текст относится к официально-деловому стилю, так как порядок слов в предложении отличается строгостью и консерватизмом.
2. Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем предложении текста. Запишите это местоимение.
3. Прочитайте текст и выполните задания 1–2.
К концу XIX века самыми крупными кораблями были броненосцы. Покрытые толстой железной обшивкой, вооружённые тяжёлыми орудиями, они тогда представляли собой настоящее чудо техники. В <...>конструкции были воплощены самые последние достижения в области механики, теплотехники, средств связи, электротехники, оптики. Их мощь особенно впечатляла на фоне положения в сухопутных армиях, которые, также получив новое вооружение, всё-таки сохранили свою прежнюю структуру и способы ведения боевых действий. Поэтому предполагалось, что именно эскадры броненосцев, сойдясь между собой в генеральном сражении, решат исход грядущей войны. А крейсеры, несколько хуже вооружённые, но обладавшие большей скоростью и дальностью хода, предназначались для разведки и выведения броненосцев на боевые позиции. |
1. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Основной функционально-смысловой тип речи текста — описание, так как изображаемое явление охарактеризовано через перечисление признаков.
2) Использование метафор (чудо техники, мощь …впечатляла), однородных членов (механики, теплотехники, средств связи, электротехники, оптики; структуру и способы; для разведки и выведения), обособленные определения (вооружённые тяжёлыми орудиями; несколько хуже вооружённые, но обладавшие большей скоростью и дальностью хода) помогает передать авторское отношение к описываемым явлениям.
3) Точность текста достигается за счёт использования имён существительных одной тематической группы – военной лексики (корабли, броненосцы, армия, эскадры, крейсеры)
4) В тексте использован производный предлог (в области механики…)
5) Текст относится к официально-деловому стилю, так как его функция – сообщить информацию, имеющую практическое значение. Основное требование, предъявляемое к деловым бумагам, - предельная точность и однозначность информации, исключающая разные толкования содержания.
2. Самостоятельно подберите притяжательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем предложении текста. Запишите это местоимение.
4. Прочитайте текст и выполните задания 1–2.
Подводные лодки – сравнительно новый тип военных кораблей. Хотя идея построить судно, которое будет погружаться под воду и всплывать по желанию экипажа, достаточно стара, первые действующие подводные лодки появились только в XIX веке. Тогда же, во время Гражданской войны в США, состоялась и первая удачная атака подводной лодкой надводного корабля. И только в начале XX века появились технологии, позволившие таким лодкам выходить в открытое море, погружаться на несколько часов под воду и из глубины наносить торпедные удары по кораблям, находящимся на поверхности. Уже в начале Первой мировой войны новый вид морского вооружения заставил весь мир обратить на себя внимание: германская подлодка в течение получаса пустила ко дну сразу три английских крейсера. <...> казалось невероятным – маленький кораблик с немногочисленным экипажем потопил три огромных военных судна, которые обслуживали сотни людей! |
1. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Ряды однородных членов помогают последовательно представить явления или предметы (И только в начале XX века появились технологии, позволившие таким лодкам выходить в открытое море, погружаться на несколько часов под воду и из глубины наносить торпедные удары по кораблям, находящимся на поверхности.), обособленные определения позволяют автору подробно и точно описать действия (технологии, позволившие …; по кораблям, находящимся...).
2) Разговорная речь, употреблённая в данном тексте, выполняет функцию общения.
3) Текст содержит грамматические особенности, характерные для письменной речи: отглагольные существительные (желание, удары, вооружения, внимание), конструкции с существительными в родительном падеже (тип кораблей, атака корабля, в начале войны).
4) Основной функционально-смысловой тип речи текста — рассуждение, так как представляет собой цепь последовательных умозаключений, оформленных сложноподчинёнными предложениями с придаточными определительными (Например: три… судна, которые обслуживали сотни людей), придаточными уступки (Хотя идея построить судно).
5) Это художественный текст, представляющий собой лирическое размышление.
2. Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в шестом предложении текста. Запишите это местоимение.
5. Прочитайте текст и выполните задания 1–2.
Сегодня одной из важнейших проблем бизнеса является подбор квалифицированного персонала. На российском рынке труда наблюдается постоянный спрос на менеджеров по маркетингу. Эти специалисты должны уметь подготовить и реализовать контракты на закупку и поставку товара. Существует также большой спрос на главных бухгалтеров. <...>должны иметь высшее финансовое или экономическое образование, опыт работы по специальности, навыки работы с компьютером и знать международные системы бухгалтерского учёта. Поэтому многие фирмы приглашают на работу секретарей-референтов, свободно владеющих иностранными языками и знающих современное делопроизводство. |
1. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Основной функционально-смысловой тип речи данного текста — описание, так как изображаемое явление охарактеризовано через перечисление признаков.
2) В тексте есть отглагольные существительное, употреблённые в единственном числе и образованные бессуффиксным (подбор, труд, спрос, работа, учёт) и суффиксальным способами (покупка, поставка).
3) Полные причастия употребляются преимущественно в книжных стилях речи. Это связано с тем, что причастия способствуют сжатости речи, заменяя собой более длинные придаточные предложения (секретарей-референтов, свободно владеющих и знающих…).
4) Простая форма превосходной степени (в отличие от такой же формы сравнительной степени) имеет книжный характер (важнейших, высшее).
5) В тексте публицистического стиля выражается активная жизненная позиция автора, который путём приведения доводов, аргументов в пользу своего видения ситуации стремится убедить массового слушателя (читателя) в том, что проблема подбора квалифицированного персонала является одной из важнейших проблем бизнеса.
2. Самостоятельно подберите личное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в пятом предложении текста. Запишите это местоимение.
Вариант 2
1. Прочитайте текст и выполните задания 1–2.
На краю села жила вдова с тремя сыновьями. (2)Два сына уже взрослые юноши, высокие, статные, славные, красивые. <...>третий – подросток Юра – маленький, тоненький, как тростинка. Было это зимой. Выпал глубокий снег, дул северный ветер, трещал мороз. Мать и говорит тихонечко, как будто сама себе, но так, чтобы дети слышали: – Холодно, дети. А дров нет… Кому же за дровами идти? Молчат старшие сыновья, нагнули головы, смотрят в землю и печь колупают. – Я пойду за дровами, мама, – сказал младший сын. – А мороза ты не боишься? – спрашивает мать и на старших сыновей поглядывает. – Нет, не боюсь, – отвечает сын и одевается. – Ну что ж, иди, Юра, – сказала мать, крепко подпоясала и поцеловала сына. Ушёл Юра. И сразу стало в хате так тихо, будто всё живое, что есть на свете, прислушивалось и думало: что же будет? И ветер на дворе затих. Два старших сына подняли головы, посмотрели на мать и сказали: – Мы тоже пойдём в лес, мама. – Идите, сыны, – прошептала мать и заплакала от радости. (По В.Сухомлинскому) |
1. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) В художественной литературе диалоги выступают как средство оживления рассказа. Диалог – средство создания образа, причем этот образ воплощает в себе подробное описание внешнего и внутреннего облика персонажа.
2) Сравнение служит для создания в тексте художественной выразительности. Оно создает особый экспрессивный подтекст (тоненький, как тростинка; …так тихо, будто всё живое, что есть на свете, прислушивалось и думало…).
3) Текст В. Сухомлинского – это притча, т.е. краткий иносказательный поучительный рассказ, характеризующийся широтой обобщения, значимостью заключенной идеи: надо помогать друг друга, заботясь о матери.
4) Основной функционально-смысловой тип речи текста — описание, так как изображаемое явление охарактеризовано через перечисление признаков.
5) В художественном стиле, кроме типичных для него языковых средств, используются и средства разговорной речи.
2. Самостоятельно подберите сочинительный противительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем предложении текста. Запишите этот союз.
2. Прочитайте текст и выполните задания 1–2.
Доверенность Я, Фёдорова Татьяна Фёдоровна, проживающая в Тамбове по ул. Мичуринской, д.4, кв. 25, доверяю Сальниковой Екатерине Владимировне, <...> в Тамбове по ул. Широкой, д.1, кв. 15, паспорт (серия 00 10 № 123456, выдан 25.03.2001 года ПВС Московской области, получить причитающуюся мне за март 2011 года заработную плату. Сальникова Подпись Сальниковой Т.Ф. удостоверяется Делопроизводитель ЖРЭУ № 5 (дата) __________ Подпись ______________ Печать |
1. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Основной функционально-смысловой тип речи текста — описание, так как изображаемое явление охарактеризовано через перечисление признаков.
2) В тексте используется лексика официально-делового стиля речи (проживающая…, паспорт…выдан, причитающуюся … заработную плату, подпись удостоверяется, делопроизводитель).
3) Все сложные предложения в тексте — сложноподчинённые.
4) В тексте использованы производные предлоги и союзы.
5) Текст относится к официально-деловому стилю, так как его основная функция – предписывающе-информационная.
2. Самостоятельно подберите действительное причастие, которое должно стоять на месте пропуска в первом предложении текста. Запишите это причастие.
3. Прочитайте текст и выполните задания 1–2.
Хотя ораторское искусство знали в Египте и Индии, его родиной по праву считают Древнюю Грецию. <...>здесь красноречие начало стремительно развиваться и появились систематические работы по его теории. Начало культивирования устного слова было положено софистами, которые принадлежали к сложившейся в Афинах во второй половине V в. до н.э. школе философов-просветителей. Софисты мастерски владели всеми формами ораторской речи, законами логики, искусством спора, умением воздействовать на аудиторию. Будучи выдающимися мастерами красноречия, они обучали этому искусству и других: софисты основали школы, где за плату каждый желающий мог узнать правила построения речи, надлежащую манеру её произнесения, эффектной подачи материала. Так слово, речь (логос) стали объектами изучения, а риторика - «царицей всех искусств», обучение которой провозгласили высшей степенью античного образования. |
1. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Сложноподчиненные предложения позволяют не только точно сформулировать тот или иной тезис, но и подкрепить его необходимой аргументацией, дать точное обоснование: например, придаточные уступки (Хотя ораторское искусство…), определительные придаточные (…софистами, которые принадлежали к сложившейся в Афинах во второй половине V в. до н.э. школе философов-просветителей. …школы, где за плату каждый желающий мог узнать правила построения речи).
2) Основной функционально-смысловой тип речи текста — рассуждение.
3) Ряды однородных членов помогают последовательно представить явления или предметы (формами, законами, искусством, умением).
4) Все предложения в тексте сложные, сложноподчинённые.
5) Текст относится к разговорному стилю, так как характерными особенностями разговорной речи являются эмоциональность, экспрессивность, оценочная реакция.
2. Самостоятельно подберите модальную (смысловую) уточняющую частицу, которая должна стоять на месте пропуска во втором предложении текста. Запишите эту частицу.
4. Прочитайте текст и выполните задания 1–2.
Путешествие и чтение — занятия, родственные между собой. Путешествуя, мы узнаём новые края, города и сёла, видим, как за далью вновь и вновь открывается другая манящая даль. Узнавая в пути ранее неведомых нам людей, приобретая друзей, а бывает, и недругов, расширяя круг знакомых, мы глубже постигаем самих себя. <...> разве не то же происходит с нами при чтении литературы? От книги к книге мы идём, как путник от горизонта к горизонту. По мере того как человек читает, всё выше и выше над ним поднимается, распахивается во всей глубинной красоте солнечный и звёздный небосвод; открываются новые, ранее неведомые материки знаний, и герои книг несметною толпою всё плотнее окружают нас, рассказывают — по нашему желанию — о жизни, делах, своём времени. |
1. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) В тексте есть отглагольные существительные, употреблённые в единственном числе (чтение, занятие, желание).
2) Порядок слов во всех предложениях прямой, что способствует большей конкретности повествования.
3) Сравнение служит для создания в тексте выразительности. В этом проявляется его стилистическая функция. Оно создает особый экспрессивный подтекст (глубже, как путник от горизонта к горизонту, выше и выше).
4) Деепричастия обладают богатыми выразительными возможностями. Ёмкость, компактность, выразительность – эти свойства деепричастий широко использует автор своём произведении (путешествуя, узнавая, расширяя).
5)Текст относится к публицистическому стилю, так как его основная функция – воздействие на массовое сознание посредством общественно значимой информации, формирование у слушателя или читателя определённого отношения к тем или иным проблемам.
2. Самостоятельно подберите сочинительный противительный союз, который должен стоять на месте пропуска в четвёртом предложении текста. Запишите этот союз.
5. Прочитайте текст и выполните задания 1–2.
Сад цветет, и каждый нагружается в нём ароматом. Так и человек бывает как цветущий сад: любит всех и каждый в его любовь входит. Начало любви - во внимании, потом в избрании, потом в достижении, потому что любовь без дела мертва. <...>мне кажется, любовь, вытекающая из цветущего сада, как ручей – ручей любви, претерпев необходимые испытания, должен прийти в океан, который так же, как и сад цветущий, существует и для всех, и для каждого. (М. Пришвин) |
1. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Это художественный текст, представляющий собой лирическое размышление. Цель автора –размышление в художественной форме.
2) Текст состоит из нейтральных и книжных средств. В нём использовано книжное слово (претерпев), много слов, книжность которых основана на грамматических свойствах (абстрактные отглагольные существительные внимание, избрание, достижение, испытания; причастия цветущий, вытекающая и деепричастие претерпев; краткие прилагательные в роли сказуемого мертва, должен).
3) Сравнение служит для создания в тексте художественной выразительности, создавая особый экспрессивный подтекст (человек…как цветущий сад; любовь…как ручей).
4) Основной функционально-смысловой тип речи текста — рассуждение, так как представляет собой цепь последовательных умозаключений.
5) Текст относится к разговорному стилю, так как разговорной речи свойственны непосредственность, неподготовленность, а также чувственно-конкретизированный (а не понятийный) характер общения.
2. Самостоятельно подберите сочинительный противительный союз, который должен стоять на месте пропуска в четвёртом предложении текста. Запишите этот союз.
Вариант 3
1. Прочитайте текст и выполните задания 1–2.
Среди большого поля стоит маленькая хатка. <...>построили для того, чтобы люди могли укрыться и посидеть в тепле в ненастье. Однажды среди летнего дня небо вдруг обложили тучи, пошёл дождь. В поле в это время были трое мальчиков. Они вовремя спрятались от дождя и смотрели, как с неба льёт дождь как из ведра. Вдруг они увидели: к этому домику бежит мальчик лет десяти. Они не знали его, мальчик был из соседнего села. Он промок до нитки, замёрз так, что у него зуб на зуб не попадал. И вот самый старший из тех, кто убежал от дождя и сидел в сухой одежде, сказал: – Как это плохо, что ты, мальчик, попал под дождь и теперь дрожишь от холода. Мне очень жаль тебя… Второй мальчик тоже произнёс красивые и жалостливые слова: – Наверно, страшно очутиться в такую погоду среди поля. Я сочувствую тебе, мальчик... А третий не сказал ни слова. Он молча снял свою рубашку и отдал дрожащему от холода мальчику. Красивы не красивые слова. Красивы красивые дела. (По В. А. Сухомлинскому) |
1. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) В художественной литературе диалоги выступают как средство оживления рассказа. Диалог – средство создания образа, причем этот образ воплощает в себе подробное описание внешнего и внутреннего облика персонажей.
2) Все сложные предложения в тексте – союзные сложноподчинённые.
3) Текст В. Сухомлинского – это притча, т.е. краткий иносказательный поучительный рассказ, характеризующийся широтой обобщения, значимостью заключенной идеи: доброта должна проявляться в делах, а не на словах.
4) Основной функционально-смысловой тип речи текста — повествование, так как изображаемые явления даются не в одновременности, а в их хронологической последовательности.
5) В художественном стиле, кроме типичных для него языковых средств, используются и средства разговорной речи.
2. Самостоятельно подберите личное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором предложении текста. Запишите это местоимение.
2. Прочитайте текст и выполните задания 1–2.
На чём писали до того, как научились делать бумагу из древесины? Известно, что самым употребляемым в древности материалом для письма был папирус. Так называется и водное растение, из стеблей которого он изготовлялся. <...>папирус было удобнее всего свёртывать в свитки, и читатель постепенно мог разворачивать длинные рулоны, продвигаясь вперёд по тексту. Есть сведения о том, что длина одного из свитков, на котором была записана поэма древнегреческого поэта Гомера «Илиада», достигала 150 метров. Кстати, из папирусных свитков состояло богатейшее собрание знаменитой в древности Александрийской библиотеки. |
1. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Основной функционально-смысловой тип речи текста – повествование, которое помогает наглядно представить действия, движения людей и явлений во времени и пространстве.
2) Вопросно-ответное построение — основной композиционный принцип текста-рассуждения в публицистическом стиле (предложения 1-2).
3) Предложения 1-3, 5 сложные, союзные, сложноподчиненные.
4) Одним из «типичных» примеров текстовой скрепы является скрепа кстати. Сферой её функционирования являются преимущественно газетно-публицистический и художественный текст. Вводное слово кстати указывает на смысловую связь между предшествующим и последующим высказываниями.
5) Текст относится к разговорному стилю, так как основной функцией разговорной речи является общение. Для такой речи свойственны непосредственность, неподготовленность, а также чувственно-конкретизированный характер общения.
2. Самостоятельно подберите модальную (смысловую) уточняющую частицу, которая должна стоять на месте пропуска в четвёртом предложении текста. Запишите эту частицу.
3. Прочитайте текст и выполните задания 1–2.
История вывесок началась давным-давно — в то время, когда появились первые магазины, лавки и мастерские. Вывеска служила указателем, знаком. <...> привлечь внимание посетителей, торговцы и художники старались придумать что-нибудь оригинальное, яркое, бросающееся в глаза и порой рисовали целые сюжетные композиции. Но бывали и другие времена, когда торговля приходила в упадок, тогда живописные изображения исчезали с вывесок и на них оставались только скупые надписи. Тогда вывески теряли своё своеобразное очарование, а города становились похожими на скучные канцелярии. К счастью, обычно это длилось недолго. |
1. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Сравнение служит для создания в тексте образной выразительности. В этом проявляется его стилистическая функция. Оно создает особый экспрессивный подтекст (города становились похожими на скучные канцелярии).
2) В тексте используются только глаголы в форме прошедшего времени единственного и множественного числа (началась, появились, служила, старались, рисовали, бывали и др.).
3) Основной функционально-смысловой тип речи текста – рассуждение, что помогает автору сделать мысль более ясной и четкой, а позицию — более убедительной.
4) Эпитет даёт индивидуальную окраску описываемому предмету, бросает на него определенный свет и делает предмет стилистически значимым (скупые надписи, скучные канцелярии).
5) Текст относится к научному стилю, так как его основная функция – передача логической информации и доказательство её истинности (при полном отсутствии выражения эмоций).
2. Самостоятельно подберите подчинительный целевой союз, который должно стоять на месте пропуска в третьем предложении текста. Запишите этот союз.
4. Прочитайте текст и выполните задания 1–2.
Воробей Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь. Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив крылышки. Моя собака медленно приближалась к нему. Вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой. <...> взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул он раза два в направлении зубастой раскрытой пасти. Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище! Но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою! Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке... Сила‚ сильнее его воли, сбросила его оттуда. Мой Трезор остановился, попятился... Видно‚ и он признал эту силу. Я поспешил отозвать смущённого пса — и удалился, благоговея. Да, не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед её порывом. Любовь‚ думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только любовью держится и движется жизнь. (По И.С.Тургеневу) |
1. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Основной чертой морфологии научного стиля является расширение возможностей имени над глаголом. Это преобладание отглагольных имен существительных (дарение, задержание, казуальное толкование, квотирование), преобладание в тексте существительных над глаголами.
2) Использование эмоционально окрашенных эпитетов («молодой воробей», «едва прораставшие крылышки», «отчаянный жалкий писк», «безопасная ветка», «любовный порыв»), метафор («голосок одичал и охрип», «сила …сбросила его»), сравнений («камнем упал», «сила, сильнее») способствует эмоциональности, выразительности изложения, помогает передать авторскую оценку описываемых явлений.
3) Абстрактная лексика (например, ужас, воля, сила, любовь) в тексте преобладает над конкретной.
4) Порядок слов во всех предложениях прямой, что способствует большей конкретности повествования.
5) В художественном произведении функция убеждения и оценки являются вторичной. Главная задача писателя – изобразить действительность: идя этого стихотворения в прозе – самоотверженность в любви, которая способна победить даже смерть.
2. Самостоятельно подберите определительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во восьмом предложении текста. Запишите это местоимение.
5. Прочитайте текст и выполните задания 1–2.
Почему южный конец магнитной стрелки красный, а северный–чёрный? <...>исключено, что здесь мы следуем древнекитайской традиции: китайцы всегда окрашивали южный конец стрелки в красный цвет. А может быть, красный цвет южного конца стрелки – дань древней ассирийской традиции? В древнем ассирийском календаре времён Александра Македонского север называется чёрной страной, юг – красной, восток – зелёной и запад – белой. Городские ворота также окрашивались в соответствии с расположением в красный, чёрный, зелёный и белый цвета. Вероятно, такое обозначение стран света (красным, чёрным, зелёным и белым) было в то время общепринятым, и отголоском этого являются названия Чёрного и Красного морей, лежащих на юг и север от центрального – Средиземного. |
1. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Вопросно-ответное построение — основной композиционный принцип текста-рассуждения в публицистическом стиле.
2) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых – однородные члены предложения (в красный, чёрный, зелёный и белый цвета), вводное слово (вероятно), неполные предложения (…север называется чёрной страной, юг – красной, восток – зелёной и запад – белой).
3) Основной функционально-смысловой тип речи текста — повествование, так как изображаемые явления даются не в одновременности, а в их хронологической последовательности.
4) Все сказуемые в тексте простые глагольные.
5) Главная установка разговорной речи – установка на непринужденное, естественное, неподготовленное общение.
2. Самостоятельно подберите отрицательную частицу, которая должна стоять на месте пропуска во втором предложении текста. Запишите эту частицу.
Вариант 4
1. Прочитайте текст и выполните задания 1–2.
В новогоднюю ночь старый Волк особенно остро чувствовал своё одиночество. Увязая в снегу, продираясь сквозь цепкие ёлки, он шёл по лесу и размышлял о жизни. Да, ему никогда не везло. Самые лучшие куски у него выхватывали из-под носа другие. Волчица — и та оставила его, потому что он мало приносил зайцев. Эти зайцы, сколько из-за них неприятностей! У кого их много — перед теми все на задних лапах стоят, а у кого мало...Да, в волчьем мире зайцы решают всё. Ёлки, ёлки... «Ёлки-палки, — думал Волк, — когда же всё это кончится? Никуда не денешься от этих ёлок, хоть из лесу беги!» И вдруг… Волк присел на хвост, потёр глаза: неужели правда? Под ёлкой сидит самый настоящий, самый живой заяц. Он сидит, задрав голову, и смотрит куда-то вверх, и глаза его горят так, словно ему там невесть что показывают. «Интересно, что он там увидел? — подумал Волк. — Дай-ка и я погляжу». И он поднял глаза на ёлку. Сколько ёлок видел он на своём веку, но такой ему видеть не приходилось. Она вся искрилась снежинками, переливалась лунным светом, и казалось, что её специально убрали к празднику, хотя на ней не было ни одной ёлочной игрушки. — Ёлки-палки! — сказал Волк и замер с открытым ртом. — Бывает же на свете такое чудо! Посмотришь на него — и чувствуешь, как у тебя внутри что-то переворачивается — не в желудке, нет, а повыше. И уже ничего не хочется — только сидеть и смотреть. Так и сидели они рядышком — Заяц и Волк под новогодней ёлкой, и смотрели на неё, и внутри у них что-то переворачивалось. И Заяц впервые подумал, что есть на свете кое-что посильнее волков, <...> Волк подумал, что ведь не в зайцах счастье. (Ф. Кривин) |
1. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) В тексте широко употреблены отглагольные существительные и отглагольные прилагательные.
2) С помощью умолчания автор передаёт эмоциональное состояние Волка (И вдруг…). Обрыв фразы – это всегда следствие эмоций: герой произведения может находиться в сильном волнении, которое мешает ему договорить.
3) Все предложения в сказе Ф. Кривина сложные, союзные, сложноподчинённые.
4) Основной функционально-смысловой тип речи данного текста — повествование, так как изображаемые явления даются не в одновременности, а в их хронологической последовательности.
5) Художественный стиль характеризуется образностью и широким использованием изобразительно-выразительных средств: (эпитет остро чувствовал, метафора глаза горят, сравнение посильнее волка, разговорная лексика дай-ка, погляжу, убрали к празднику, невесть что, фразеологизмы захватывали из-под носа, никуда не денешься и др.)
2. Самостоятельно подберите сочинительный противительный союз, который должен стоять на месте пропуска в последнем предложении текста. Запишите этот союз.
2. Прочитайте текст и выполните задания 1–2.
Мы пойдем до конца, мы будем биться во Франции. Мы будем бороться на морях и океанах. Мы будем сражаться с растущей уверенностью и растущей силой в воздухе. Мы будем защищать наш Остров, какова бы ни была цена. Мы будем драться на пляжах. Мы будем драться на побережьях. Мы будем драться в полях и на улицах. Мы будем биться на холмах; мы <...> не сдадимся… (Из речи Уинстона Черчилля после вступления Великобритании во Вторую мировую войну) |
1. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) В публицистическом стиле используется анафора, задача которой - усилить эмоциональность и пафос произведения или выступления; также выделить наиболее важные мысли; объединить в целое различные компоненты; подчеркнуть категоричность высказывания.
2) В тексте использовано умолчание, то есть намеренное прерывание высказывания, предоставляющее читателю (или слушателю) возможность самому догадаться, чем предложение должно завершиться (Мы будем биться на холмах; мы никогда не сдадимся…).
3) Во всех предложениях – составные глагольные сказуемые.
4) Ряды однородных членов помогают последовательно представить явления или предметы.
5) Автор прибегает к лексическому повтору (растущей, драться), чтобы выделить важное с его точки зрения слово для более точного выражения мысли или для придания ей большей выразительности и экспрессивной окраски.
2. Самостоятельно подберите отрицательное наречие, которое должно стоять на месте пропуска в последнем предложении текста. Запишите это наречие.
3. Прочитайте текст и выполните задания 1–2.
Одна маленькая девочка, обняв мою шею ручонками и уютно примостившись на моем плече, рассказывала: — Жил-был слон. Вот однажды пошел он в пустыню и лег спать… И снится ему, что он пришел пить воду к громадному-прегромадному озеру, около которого стоят сто бочек сахару. Больших бочек. Понимаешь? А сбоку стоит громадная гора. И снится ему, что он сломал толстый-претолстый дуб и стал разламывать этим дубом громадные бочки с сахаром. В это время подлетел к нему комар. Большой такой комар — величиной с лошадь… — Да что это, в самом деле, у тебя, — нетерпеливо перебил я. — Всё такое громадное: озеро громадное, дуб громадный, комар громадный, бочек сто штук… Она заглянула <...> в лицо и с видом превосходства пожала плечами: — А как же бы ты думал. Ведь он же слон? — Ну, так что? — И потому что он слон, ему снится все большое. Не может же ему присниться стеклянный стаканчик, или чайная ложечка, или кусочек сахара. Я промолчал, но про себя подумал: «Легче девочке постигнуть психологию спящего слона, чем взрослому человеку — психологию девочки». (Аркадий Аверченко. «Жил-был слон») |
1. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) В тексте используется такой приём, как умолчание, который в значительной степени влияет на восприятие текста читателем: намеренное прерывание высказывания предоставляет читателю (или слушателю) возможность самому догадаться, чем предложение должно завершиться (Вот однажды пошел он в пустыню и лег спать… Все такое громадное: озеро громадное, дуб громадный, комар громадный, бочек сто штук…).
2) Парцелляция делает сообщение особенным в стилистическом отношении и экспрессивным на синтаксическом уровне (И снится ему, что он пришел пить воду к громадному-прегромадному озеру, около которого стоят сто бочек сахару. Больших бочек.).
3) В тексте нет деепричастных и причастных оборотов.
4) В отличие от других стилей художественный стиль характеризуется многообразной гаммой стилевых красок используемых языковых средств
5) Основной функционально-смысловой тип речи текста — рассуждение, так как представляет собой цепь последовательных умозаключений, оформленных сложноподчинёнными предложениями с придаточными причины.
2. Самостоятельно подберите личное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в двенадцатом предложении текста. Запишите это местоимение.
4. Прочитайте текст и выполните задания 1–2.
Попытки создать календарь, которым можно было бы пользоваться достаточно длительное время, предпринимались ещё в Древнем Египте. Однако первый такой календарь был создан только в 45 году до нашей эры римским астрономом Созигеном и введён в действие Юлием Цезарем. В этом календаре (его называют юлианским календарём, или старым стилем) продолжительность года составляла 365 суток, то есть он короче тропического года. <...>приблизить среднюю продолжительность календарного года к длительности тропического, каждые четыре года к февралю добавлялся день. В Древнем Риме он назывался «биссектум» — «второй шестой», откуда и пошло наше выражение «високосный год». В результате средняя продолжительность года по юлианскому календарю даже несколько увеличилась по сравнению с тропическим. |
1. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) В тексте очень много имен существительных, прилагательных, причастий и деепричастий. Особенно разнообразно представлены существительные (среди них есть конкретные и абстрактные, стилистически окрашенные и нейтральные).
2) Вставная конструкция дополняет и уточняет сообщение (его называют юлианским календарём, или старым стилем).
3) Основной функционально-смысловой тип речи текста — рассуждение, так как представляет собой цепь последовательных умозаключений, оформленных сложноподчинёнными предложениями.
4) В тексте использованы только составные глагольные сказуемые.
5) Специфической определяющей чертой разговорной речи является то, что она используется в условиях неподготовленного, непринужденного общения при непосредственном участии говорящих.
2. Самостоятельно подберите подчинительный целевой союз, который должен стоять на месте пропуска в четвёртом предложении текста. Запишите этот союз.
5. Прочитайте текст и выполните задания 1–2.
Доверие ...Иду я по лесу, хлюпая по болоту, пересекаю поле — везде свои птицы. И по-своему <...> относятся: одни доверяют, другие — нет. И доверие их можно измерить... шагами! Плиска[1] на болоте подпустила на пять шагов, жаворонок в поле — на пятнадцать, дрозд в лесу— на двадцать. Чибис — на сорок, кукушка — на шестьдесят, сарыч — на сто, кроншнеп — на сто пятьдесят, а журавль — на триста. Вот и понятна — и даже видна! — мера их доверия. Плиска в четыре раза доверяет больше, чем дрозд, дрозд — в пятнадцать раз больше, чем журавль. Может, потому что человек для журавля в пятнадцать раз опаснее, чем для дрозда? Есть тут над чем призадуматься. Ворона в лесу доверяет охотнику только на сотню шагов. А вот трактористу в поле — уже на пятнадцать. А у горожан в парке, которые её подкармливают, она чуть ли не из рук куски берёт. Соображает! Значит, всё зависит от нас. Одно дело мы в лес с ружьём, а другое — с куском. Да даже и без куска, но хотя бы без палки. Видели диких уток на городских прудах? Дроздов и белок, живущих в парках? Это мы с вами становимся лучше. И потому нам доверяют больше. В лесу и в поле. На болоте и в парке. Везде. (По Н.Сладкову) |
1. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Парцелляция делает сообщения особенными в стилистическом отношении и экспрессивными на синтаксическом уровне (В лесу и в поле. На болоте и в парке. Везде.).
2) В тексте употреблены контекстуально-неполные предложения (… одни доверяют, другие — нет. Плиска на болоте подпустила на пять шагов, жаворонок в поле — на пятнадцать, дрозд в лесу— на двадцать. Чибис — на сорок, кукушка — на шестьдесят, сарыч — на сто, кроншнеп — на сто пятьдесят, а журавль — на триста.)
3) Умолчание, которое встречается в тексте, определяется как намеренное прерывание высказывания, предоставляющее читателю (или слушателю) возможность самому догадаться, чем предложение должно завершиться (И доверие их можно измерить... шагами!).
4) Все предложения в тексте повествовательные, невосклицательные.
5) Текст относится к публицистическому стилю, так как его цель – оказать желаемое воздействие на разум и чувства читателя, слушателя.
2. Самостоятельно подберите личное местоимение с предлогом, которое должно стоять на месте пропуска во втором предложении текста. Запишите это местоимение с предлогом.
Ответы
Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 | Вариант 4 | |||||
1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | |
1 | 1234 | вот | 1235 | а | 1345 | её | 245 | а |
2 | 134 | такое | 25 | проживающей | 234 | именно | 125 | никогда |
3 | 234 | их | 123 | именно | 134 | Чтобы/для тогочтобы | 124 | мне |
4 | 134 | это | 1345 | но | 25 | весь | 23 | чтобы |
5 | 2345 | они | 1234 | но//однако | 12 | не | 123 | ко мне |
[1] Плиска — это жёлтая трясогуска.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме "Стили речи: разговорный стиль"
В данной презентации рассматриваются особенности, признаки и функции разговорного стиля речи, а также приводятся примеры использования разговорного стиля в художественных произведениях....
Презентация по теме "Стили речи: научный стиль"
В данной презентации рассматриваются функции, характерные черты и особенности научного стиля....
Урок развития речи в 6 классе. Стили речи.Официально-деловой стиль речи.
Урок развития речи в 6 классе. Стили речи. Официально-деловой стиль речи. Материал урока позволяет повторить известные учащимся сведения о стилях речи, формировать умения различать стили речи....
Формирование универсальных учебных действий на уроке по развитию речи.Стили речи. Художественный стиль
Урок русского языка по теме «Стили речи. Художественный стиль» разработан для учащихся 4 класса, обучающихся по образовательной системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. Урок построен в соответствии с тре...
Стили речи. Публицистический стиль
I. Вступление. II. Публицистический стиль.1. Характеристика публицистического стиля.2. Особенности публицистического стиля.3. Жанры публицистики. 1) Очерк как жанр публицистики....
Лингвистическое краеведение. Тексты для анализа: определение стилей речи. Таблица "Стили речи"
Лингвистическое краеведение. Тексты для анализа: определение стилей речи. Таблица "Стили речи"...