Дидактический материал по теме "Сложносочинённые предложения" 9 класс
методическая разработка по русскому языку (9 класс)

Фефелова Лариса Анатольевна

Данный дидактический материал подходит для текущего контроля по теме или в качестве дополнительного задания для учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

9 класс                          Сложносочинённые предложения

Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания, объясните их.

1. Гаврила лежал на дне лодки закрыв лицо руками а Челкаш т..лкал его ногой и шипел бешен..о но тихо. 2. А над лугами ш..л холодный дождь и ветер налетал к..сыми ударами. 3. Дубровский д..ржал открытую книгу но глаза его были закрыты. 4. То слишком мороз..т то дождь м..росит. 5. Солнца не было видно но в..рхушка правой стороны  оврага нач..нала освещаться.  6. Под облаками  заливая воздух серебрян..ыми  звуками  дрожали  жаворонки  а над  зелене..щими  пашнями  солидно и  чин..о взмаивая крыльями  носились грачи. 7. Кричали дрозды и по соседству в б..лотах что-то живое жалобно гудело точно дуло в пустую бутылку.  

Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания, объясните их.

1. Далеко на носу лодки видна ж..лтая полоса песчан..ого берега а за кормой уходит вдаль море изрытое стаями волн. 2. Ласточки пропали а вчера с з..рёй всё грачи летали да как сеть м..лькали вон над той горой. 3. Грохот близкого боя ещё осенью поднял медведя из берлоги нарушив его зимнюю спячку и вот теперь голодный и злой бродил он по лесу не зная покоя. 4. Широкая река  огибала  р..внину  уходящим  от меня полукругом  и стальные о..блески  воды  изредк.. и смутно мерцая отмечали её течение.  5. Словно вняв его тревоге д..лина размыкает об..ятия и река почуяв свободу рьяно бросается из стороны в сторону.

Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания, объясните их.

1. Лес посеребрён..ый за ночь седой и весёлый засверкал на солнце иглистым ин..ем и как будто радуясь этому его внезапному пр..ображению защебетала запела зачирикала птичья братия почу..вшая гр..дущую весну. 2. Конь глухо звякая подковами по уст..лавшим дно голышкам на ходу пот..нулся было пить но всадник заторопил его. 3. В ветер леса шумят великим океанским гулом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам. 4. Остроконечные ели  дремл..т  в голубеющем  утрен..ем небе и  их  вершины не хотят  даже шевельнуться. 5. Иногда сквозь тучи  пробивается солнце  а свежий ветер срывает последние увя..шие листья и опавшая листва  уст..лает  ал..еи.

Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания, объясните их.

1. Калиныч с досадой отворачивался а Хорь зал..вался смехом. 2. Нежась и пр..жимаясь ближе к берегам от ночного холода даёт Днепр по себе серебрян..ую струю и она вспыхивает будто полоса дамасской сабли.  3. Вечерело и среди спокойных серых облаков длин..ыми грядами закрывавших небо появились светло-оранжевые тени. 4. Не то дождь идёт не то мокрые хлопья снега падают на землю. 5. Становилось ужас..но  холодно и сухой снег кружась набивался в рот в нос  и  заскакивал за шею.  6. Над лугом вились синие стрекозы и п..рхала от цветка к цветку  белая бабочка.  

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.  Расставьте знаки препинания, объясните их.

1. Мы прод..лжали сидеть у костра пр..слушиваясь к окружавшей нас со всех сторон темноте но кругом было тихо. 2. День был бледно-серый прохладный и в свежем воздухе пахло морем наполнявшим ар..матом всю окрес..ность. 3. Бледный месяц освещал лесную тропинку  да яркие звёзды помогали  путнику не т..рять путь.  4. Загудели пч..лы перелетая с цветка на цветок  и две пёстрые бабочки тоже закружились в саду словно играя друг с другом.  5. Оранжевый диск солнца вдруг  вык..тился из(за) обл..ков и вечерняя з..ря запылала в (пол) неба.6. Гряды облаков  потянулись к востоку и  к вечеру на западе открылась полоса чистого и прозрачного  как вымытое  стекло  неба.  

Вставьте пропущенные буквы.  Расставьте знаки препинания, объясните их.

1. Меня несло всё дальше и дальше, но Терек словно заб..вляясь то приближаясь то удаляясь относил меня от берега. 2. Наступила весна и тихая дача огласилась громким говором скрипом колёс и топотом людей переносящих тяжести. 3. Он торопится прочитать как можно больше но от  такого чтения в памяти всё нач..нает  безнадёжно путаться.  4. Месяц всё выше заб..рался на небо и всё круче становились облака сбившиеся в северной  части  неба.  5. К вечеру ж..лтое небо сильно зарумян..лось  и в связи  с этим потеплело.   6. Пр..ятели советовали ему жаловаться но смотритель   подумал м..хнул рукой и решился отступиться.  

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.  Расставьте знаки препинания, объясните их.

1. Скоро дорога мягкая и беззвучная ушла в сторону и я ступил на твёрдую тропку суетливо

вивш..юся вдоль берега реч..нки. 2. Вот откуда - то доносится тревожный крик (не)уснувшей птицы или раздаётся (не)определён..ый звук похожий на чей (то) голос. 3. Зимняя ночь тянулась долго-долго и ч..рные окна пустой дачи угрюмо глядели на обледеневший (не)подвижный сад.  4. То стужа ветку серебрит то душ..т слякоть дряблая.  5. Всё спало и только далёкий месяц (не)спал равнодушно заливая тронутую морозом землю своим светом. 6. С каждой минутой становилось всё светлее и вдруг яркие солнечные лучи снопом вырвались (из) за гор и оз..рили весь лес.

Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания, объясните их.

1. На горе то расст..лался лес малахитового оттенка то т..нулись курчавые зар..сли то бл..стели на солнце травянистые поляны. 2. Сдержан..ые рыдания матери заставили ребёнка проснуться и взглянув на мать и на стоявшую в дверях с зажжён..ой восковой свеч..й бабушку ребёнок тоже заплакал. 3. Лишь изредка в небе проплывали распушившиеся на ветру облачка и по разливу лебедин..ой стаей ск..льзили их отражения. 4. Море гладя бока барж звучало просительно и глухо а они отвечали ему эхом гулким и холодным.  5. Морская пена тая шипела и вздыхала и всё кругом было заполнен..о музыкальным шумом и плеском.

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.  Расставьте знаки препинания, объясните их.

1. Солнце ещё не садилось за Иртышом а чистый серп месяца уже выплыл из (за) облачка и глядел на своего двойника упавшего в лужу. 2. Кругом т..ряясь в золотом тумане утра теснились вершины гор  и Эльбрус на юге вставал белой гр..мадой замыкая цепь льдистых вершин. 3. Ветер гудел в туче снега  а иногда вверху метель прорывалась  и видны были одна-две испуган..ые звезды на сером небе. 4. В селе уже и без того наполовину обезлюдевшем заколочен..о было ещё несколько изб и хозяева их потихоньку отбыли в (не)известном направлении. 5. Прошло несколько лет и обстоятельства  пр..вели  меня в те же  места.

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.  Расставьте знаки препинания, объясните их.

1. То налетит резкий  порыв ветра  то ветка  хвороста  треснет  то низкорослые  кусты зашуршат.  

2. Старцев всё соб..рался к Туркиным но в больнице было очень много работы и он н..как (не) мог выбрать свободного врем..ни. 3. Лишь изредка в близкой  реке с внезапной  звучностью плеснёт (не)большая рыба и  пр..брежный  трос..ник слабо  зашумит едва  колебл..мый  набежавшей волной. 4. По лужам протянулись ледяные иглы и стало в лесу (не)уютно глухо и (не)людимо. 5. Ветер пр..носит студён..ое дыхание моря и  чувствуется близость долгих зимних холодов.  6. Прошло ещё несколько дней и каждая встреча каждая беседа вносили всё большее отчуждение и глухую (не)приязнь в их отношения.

 

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.  Расставьте знаки препинания, объясните их.

1. Солнце ещё не садилось за Иртышом а чистый серп месяца уже выплыл из (за) облачка и глядел на своего двойника упавшего в лужу. 2. Кругом т..ряясь в золотом тумане утра теснились вершины гор  и Эльбрус на юге вставал белой гр..мадой замыкая цепь льдистых вершин. 3. Ветер гудел в туче снега  а иногда вверху метель прорывалась  и видны были одна-две испуган..ые звезды на сером небе. 4. В селе уже и без того наполовину обезлюдевшем заколочен..о было ещё несколько изб и хозяева их потихоньку отбыли в (не)известном направлении. 5. Прошло несколько лет и обстоятельства  пр..вели  меня в те же  места.

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.  Расставьте знаки препинания, объясните их.

1. То налетит резкий  порыв ветра  то ветка  хвороста  треснет  то низкорослые  кусты зашуршат.  

2. Старцев всё соб..рался к Туркиным но в больнице было очень много работы и он н..как (не) мог выбрать свободного врем..ни. 3. Лишь изредка в близкой  реке с внезапной  звучностью плеснёт (не)большая рыба и  пр..брежный  трос..ник слабо  зашумит едва  колебл..мый  набежавшей волной. 4. По лужам протянулись ледяные иглы и стало в лесу (не)уютно глухо и (не)людимо. 5. Ветер пр..носит студён..ое дыхание моря и  чувствуется близость долгих зимних холодов.  6. Прошло ещё несколько дней и каждая встреча каждая беседа вносили всё большее отчуждение и глухую (не)приязнь в их отношения.

 

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.  Расставьте знаки препинания, объясните их.

1. Солнце ещё не садилось за Иртышом а чистый серп месяца уже выплыл из (за) облачка и глядел на своего двойника упавшего в лужу. 2. Кругом т..ряясь в золотом тумане утра теснились вершины гор  и Эльбрус на юге вставал белой гр..мадой замыкая цепь льдистых вершин. 3. Ветер гудел в туче снега  а иногда вверху метель прорывалась  и видны были одна-две испуган..ые звезды на сером небе. 4. В селе уже и без того наполовину обезлюдевшем заколочен..о было ещё несколько изб и хозяева их потихоньку отбыли в (не)известном направлении. 5. Прошло несколько лет и обстоятельства  пр..вели  меня в те же  места.

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.  Расставьте знаки препинания, объясните их.

1. То налетит резкий  порыв ветра  то ветка  хвороста  треснет  то низкорослые  кусты зашуршат.  

2. Старцев всё соб..рался к Туркиным но в больнице было очень много работы и он н..как (не) мог выбрать свободного врем..ни. 3. Лишь изредка в близкой  реке с внезапной  звучностью плеснёт (не)большая рыба и  пр..брежный  трос..ник слабо  зашумит едва  колебл..мый  набежавшей волной. 4. По лужам протянулись ледяные иглы и стало в лесу (не)уютно глухо и (не)людимо. 5. Ветер пр..носит студён..ое дыхание моря и  чувствуется близость долгих зимних холодов.  6. Прошло ещё несколько дней и каждая встреча каждая беседа вносили всё большее отчуждение и глухую (не)приязнь в их отношения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал по геометрии 9 класс

1.Скалярное произведение векторов.2.Простейшие задачи в координатах3. Геометрические задачи Скалярное произведение векторов.  Вычислите скалярное  произведение  векторов...

Дидактический материал по ССП 9 класс

Карточки для индивидуальной работы как на уроке, так и дополнительных занятиях...

Дидактический материал по информатике. 3 класс

Контрольная работа по информатике 3 класс к главе 3. Учебник: Информатика 3 класс Н.В.Матвеева...

1 дидактический материал по информатики 7 класс

Контрольная работа тема «Компьютер и программное обеспечение» из 3 вариантов...

2 дидактический материал по информатике 7 класс

Тест  по информатике для  7 класса  по теме "Устройство компьютера"...

Дидактический материал по информатике 8 класс

Карточки, контрольные работы и тесты по информатике  8 класс...