Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка.
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

В статье представлен опыт работы по подготовке к сдаче ормирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка является одним из приоритетных направлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_nasyrova_o.v._kommun_uud.docx254.39 КБ

Предварительный просмотр:

Насырова Оксана Владимировна.

Учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

ГБОУ «Васильевская кадетская школа-интернат

имени Героя Советского Союза

Николая Волостнова».

Nasyrova Oksana Vladimirovna.

Teacher of Russian language and literature

of the first qualification category

«Vasilievskaya Cadet Boarding School

named after the Hero of the Soviet Union

Nikolai Volostnov".

Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка.

Formation of students ' communicative competence in Russian language lessons.

Аннотация. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка является одним из приоритетных направлений. В статье представлен опыт работы по подготовке к сдаче государственной итоговой аттестации, выполнению домашней работы, подготовке к олимпиадам. Приведены примеры авторских заданий по формированию коммуникативных универсальных учебных действий по теме «Имя существительное» для 6 класса. Также представлены виды деятельности на уроке, сдача образовательного минимума по четвертям, работа с отстающими учащимися.

Annotation. The development of communicative universal educational activities in the Russian language lessons is one of the priority areas. The article presents the experience of preparing for the state final certification, doing homework, and preparing for the Olympic Games. Examples of author's tasks on the formation of communicative universal educational actions on the topic "Noun" for the 6th grade are given. Also presented are the types of activities in the classroom, passing the educational minimum for quarters, working with lagging students.

Ключевые слова: этапы, подготовка, самореализация, самопроверка, взаимопроверка, повышение мотивации, разноуровневые задания, письмо, навыки.

Keywords: stages, preparation, self-realization, self-verification, mutual verification, motivation increase, multi-level tasks, writing, skills.

«Если учитель соединяет в себе

любовь к делу и к ученикам,

он совершенный учитель».

Л. Толстой.

Развитию речи в урочное время всегда уделялось большое внимание.

Некоторые известные психологи считают, что коммуникативная компетентность – это значимая характеристика личности. Л.А. Петровская (советский и российский социальный психолог) считает, что «коммуникативная компетентность» – это, прежде всего, умение ставить и решать определенные типы коммуникативных задач: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения. Более простое и понятное определение дал Л.Д. Столяренко; он говорил, что коммуникативная компетентность представляет собой способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. [2]

Другие выдающиеся писатели считают, что развитие коммуникативной компетенции, умение общаться – это неотъемлемая часть чего-то глобального, емкого, целостного, мирового. Это умение не только правильно и грамотно говорить, но и способность любить Отечество, быть патриотом, словом можно либо развязать войну, либо решить все миром Слово- это показатель богатства внутреннего мира человека. Константин Дмитриевич Ушинский считал, что язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни. «Как материал словесности, язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими»,- писал Александр Сергеевич Пушкин. «Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей»-, говорил Лев Николаевич Толстой. По мнению Федора Михайловича Достоевского, язык – важнейшее средство общения друг с другом. Это оружие мысли и культуры. «Мы лишь тогда ощущаем прелесть родной речи, когда слышим ее под чужими небесами». Не согласиться с великим Платоном невозможно. [3]

Коммуникативные УУД относятся к личностным результатам освоения материала. Согласно требованиям ФГОС, мы должны формировать у учащихся коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности это способность к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности с соблюдением социальных норм речевого поведения, которая выражается в умении. [1]

Предлагаю задания на формирование коммуникативных УУД в урочное время. Каждое задание имеет эталон, по которому ученик может сравнить свой ответ, источник, из которого взято данное задание или текст. Ребенок никогда не действует «вслепую», учитель всегда либо озвучит источник, либо подробно объяснит порядок действий. Подобные задания можно составлять по различным темам в каждой параллели.

Например, чтобы приучить детей посещать библиотеку и расширить его кругозор, предлагаю следующие задания:

1. Прочитайте текст. Составьте инструкцию «Как приготовить пирог с орехами» и расскажите одноклассникам.

Текст: Для приготовления пирога с орехами нужно в большой миске смешать следующие ингредиенты: сливки, воду, 2-3 ст.ложки растопленного сала, яйца (2 шт), соль. Из полученной смеси вымесить средней крутости тесто. Затем необходимо разделить тесто на 7-8 одинаковых частей. Каждую часть раскатать по размеру чуть больше сковороды. Выкладывать слоями: тесто, растопленное сливочное масло, измельченные грецкие орехи с сахаром. Поставить в разогретую до 180 градусов духовку. Когда пирог подрумянится, осторожно полить его сахарным сиропом и оставить доготавливаться. Вынуть готовый пирог из духовки, но оставить его в сковороде до полного остывания. Подавать на блюде, красиво уложив. [4]

Эталон. Инструкция:

1. Приготовьте продукты (мука, сливки, сливочное масло, яйца, соль)

2. Замесите тесто

3. Разделите тесто на 7 равных кусков

4. Раскатать первый кружок

5. Переложить на сковородку и полить маслом

6. Расколоть грецкие орехи

7. Смешать орехи с сахарным песком

8. Разделить на 7 равных частей

9. Одну часть распределить на тесто на сковороде

10. Проделать то же самое с остальными частями теста и орехов

11. Поставить пирог в растопленную печь среднего накала

12. Когда пирог зарумянится, полить его сахарным сиропом

13. Снова поставить в печь

14. Готовый пирог охладить

15. Подавать на блюде, красиво уложив.

2. Продолжите имена персонажей русских сказок, обратите внимание на их правописание: Данило – мастер, Василиса Прекрасная, Конек-Горбунок, Снегурочка…

Эталон. Иван-Царевич, Кощей Бессмертный, Лиса Патрикеевна, Алёша Попович, Баба-яга, Добрыня Никитич, Змей Горыныч, Илья Муромец, Колобок, Марья Моревна, Царевна-лягушка, Чудо-юдо, Серый волк, Марья – искуссница…

3. Подберите высказывания известных личностей о глаголе. [5]

4. Найдите 10 рекламных лозунгов, в которых используется больше существительных, чем слов других частей речи. Подготовьте отзыв об использовании имен существительных в современной рекламе.

1. Движение - жизнь!

2. Что для тебя спорт? Это свобода, стремление, сила, крепость!

3. Предложения о получении кредита!

4. Реализуй свою мечту в ГУМе!

5. «Баунти» – райское наслаждение!

6. Таити – рай для души и тела!

7. Выставка произведений печати!

8. За стабильность и процветание России!

9. Бросил за стекло окурок – знай, что ты глупец и придурок!

10. Ресторан «Москва» - мир вкуса!

Эталон: Практически на всех рекламных плакатах используются имена существительные, как собственные, так и нарицательные. Некоторые надписи вообще состоят только из имен существительных. Отсюда я делаю вывод: если не использовать имена существительные в рекламе, то потребитель не поймет, о чем речь!

Для развития творческого, неординарного мышления, в рамках подготовки к итоговому собеседованию в 9 классе можно предложить следующие задания:

1. По предложенной фотографии составь рассказ, используя имена существительные (собственные и нарицательные, единственного и множественного числа).

Эталон. Человек научился запечатлевать с помощью фотоаппарата интересные моменты жизни.

И на данной фотографии мы видим детей, увлечённо рассматривающих книгу. Это Саша, Андрей и Маша, уютно расположились на лесной полянке, под названием «Солнечная». По их лицам видно, что у них весёлое настроение. Дети одеты по-летнему легко. День ясный, солнечный. Природа очень красивая: желтые цветущие одуванчики, зеленая трава, а на заднем плане деревья.

2. Представь, что твоего одноклассника не было на уроке. Как ты объяснишь ему тему «Одушевленные и неодушевленные имена существительные».

Эталон. На уроке мы проходили одушевленные и неодушевленные имена существительные. Для того чтобы понять, какое это существительное, необходимо задать вопрос. Если мы задаем вопрос КТО, то это одушевленные имена существительные. Например, кот, человек, мама, Иван, слон. Если мы задаем вопрос ЧТО, то это неодушевленные имена существительные. Например, цвет, камень, дерево, горы, стол. Но есть и необычные случаи. Например, одушевленные имена существительные: покойник, мертвец, утопленник. Неодушевленные имена существительные: толпа, общество. Существует общие грамматические признаки у имен существительных: одушевленные – формы слова в Р.п. и В.п. во множественном числе совпадают, неодушевленные - формы слова в И.п. и В.п. во множественном числе совпадают.

3. Представьте, что Вас попросили описать на выбор картины художника Константина Васильева «Бой Добрыни со змеем», «Портрет сестры Людмилы». На каких деталях Вы бы заострили внимание. (Можно конкретизировать задание: использовать имена прилагательные, наречия и т.д)

C:\Users\Учитель\Desktop\

C:\Users\Учитель\Desktop\

Эталон.

«Бой Добрыни со змеем»

«Портрет сестры Людмилы»

Фон

Богатырь

Доспехи

Плащ

Поза

Мечь

Конь

Дракон

Бой

пламя

Фон

Цвет

Возраст

Выражение лица

Цвет глаз

Губы

Нос

Поворот головы

Кулон

Волосы

Платье

4. Представьте, что в наш город приехал Железный человек. Убедите друга пойти на встречу с ним. В своей речи постарайтесь использовать существительные разного рода и склонения, глаголы в условном и повелительном наклонении.

5. Представьте, что Вы школьная доска. Составьте монолог школьной доски. (при описании можно использовать слова с определенными морфологическими признаками)

Эталон. Я школьная доска. На мне каждый день пишут дети, правильно и неправильно. Я всегда начеку, всегда наблюдаю за детьми. Мне все видно: кто работает на уроке, а кто – нет. Я всегда в работе. Даже на перемене на мне пишут дети, а иногда и рисуют. А накануне праздников, вечером, ученики втихомолку пишут на мне поздравление учительнице. Иногда мне бывает неприятно, если ученик бросит в меня тряпку. Иногда мне бывает больно, если кто-то начнет царапать меня. Некоторые дети боятся меня, а другие нет. Я слушаю, как около меня дети рассказывают стихи, кто как. Я дружу с тряпочкой и мелом, но вот только они не дружат с друг другом. Я люблю всех! Неважно кто это - двоечник или отличник, но не все любят меня, а так бы этого хотелось.

Для повторения и закрепления определенной темы, систематизации знаний по ней, умения работы с текстом (выделять главную мысль и т.д.), формирования навыков самостоятельной работы предлагаю следующие задания:

1. Подготовьте связный рассказ на тему: «Что я знаю об имени прилагательном?» по плану (план предлагается учащемуся):

2. Составьте синквейн на тему «Степени сравнения наречий».

3. Подготовьте поздравление бабушке с Днем рождения, используя правило правописания суффиксов –чик, -щик, -чиц(а), -щиц(а) -ек, -ик. (можно предложить использовать различные суффиксы)

Эталон: Дорогая, милая, любимая моя бабуля! Я так сильно тебя люблю! Я очень рад, что ты есть у меня!

Я люблю твой задорный носик. Твои мягкие руки обнимают, жалеют меня, твои пальчики готовят мне вкусняшки. Твои тортики бесподобны, ты самый добрый человечек в моей жизни! Твой нежный голос всегда успокоит или, наоборот, подбодрит меня. Я очень люблю, когда мы вместе гуляем с котиком в парке, люблю проводить время вместе. Когда мне грустно, ты всегда поддержишь меня. Ты замечательная вышивальщица, уборщица, пряльщица, танцовщица, добытчица для нашей семьи, разведчица моих проступков. Я знаю, что иногда веду себя как непослушный мальчик, а иногда и как обманщик, говоря тебе неправду. Иногда я словно гонщик, когда гоняю по твоему двору на велосипеде. Хотя, я думаю, должен для тебя быть носильщиком или грузчиком тяжестей. Я буду газетчиком, который принесет тебе сегодняшние газеты. А в магазин я буду летать, словно летчик.

Я желаю тебе счастья, здоровья, благополучия, удачи, долгих лет жизни, любить нас и заботиться о нас!!!

4. Представьте, что Вас пригласили вечером в театр, а Вы не хотите идти. Вежливо откажитесь от приглашения, используя правило НЕ с именами существительными (или НЕ с различными частями речи).

Эталон. Спасибо большое за приглашение. Только ко мне приедет сегодня друг. Ну как, не друг, а знакомый. А я не хочу выглядеть невежей. Это будет невнимание с моей стороны. Он мне должен передать тетрадь, в которую записывал небылицы, собранные в течение 5 лет. Он хотел прийти ко мне в прошлую пятницу, но с ним приключилось несчастье: он заблудился и потерял ботинок – какая-то нелепица! Невезение преследует его. Да, вот такой недотепа мой приятель. С такой несобранностью надо бороться. Поэтому если я сегодня не встречусь с ним, то получу не тетрадь, а шиш с маслом. А тетрадь замечательная. Сначала он подумал, что я завидую. Я стал невольником стереотипов и показал ему свое недоверие. И потом он понял, что это не зависть, не злоба, не обида, потому что сказал, что ученье – красота, а неученье – слепота! А в театр мы еще сходим.

5. Составьте вопросы к тексту так, чтобы в ответах использовались имена существительные. Озаглавь текст.

Есть необычный праздник в России – День смеха. Он отмечается 1 апреля. Где зародилась традиция отмечать этот праздник, никто точно сказать не может.

По одной из версий раньше, когда календарь был несколько другим, в этот день отмечалось весеннее солнцестояние. А какая весна без шуток, танцев и большого праздника.

Но, пожалуй, самая распространенная версия появления этого праздника на свет, появилась во Франции. В 16 веке у престола находился Карл 9-й, именно благодаря его реформам новый год в те времена во Франции начинали праздновать 25 марта, а заканчивали 1 апреля. Новый год праздновали так же весело и динамично, как и мы сейчас. Но среди всех жителей Франции находилось много консерваторов, которые не признавали этот праздник, и чтобы показать свою ненависть дарили глупейшие подарки так называемые, а людей принявших их называли «апрельскими дураками». Так и начал постепенно зарождаться этот праздник.

Широкое распространение он получи лишь в 18 веке, постепенно французы, шотландцы и англичане распространили его в свои колонии. В этот день было принято шутить над друзьями, давать и совершенно нелепые и порой невыполнимые поручения. Например, кто-то мог попросить принести ему сладкий острый перец.

В России эта традиция так же существует с незапамятных времен, раньше считали, что необходимо лгать друг другу, чтобы домовой не догадался о наших намерениях.

Только вспомните, сколько раз наши дедушки, бабушки, мамы и папы просили нас сделать что то нелепое или спросить что то непонятное.

Эталон

Заглавие: Что за день 1 апреля!

1. Какие еще названия существуют у этого праздника?

2. Что отмечали в этот день по старому календарю?

3. Без чего невозможна весна?

4. Какой праздник отмечали во Франции 25 марта?

5. Кто во Франции не признавал празднование Нового года?

6. В каком веке этот праздник получил широкое распространение в Европе?

7. Над кем было принято шутить в этот праздник?

8. Кого принято было обманывать в России в этот день?

9. Как зовут русского поэта, который написал стих о 1апреля?

10. Каковы традиции этого праздника в России?

11. Кто просил нас сделать что то нелепое или спросить что то непонятное?

Энциклопедия для детей «Почемучка» [6]

6. Представьте, что вы – имя существительное. Что бы вы рассказали о себе? Чем бы похвастались? Есть ли у вас недостатки?

7. Расскажи, для чего Вам нужно изучение темы: “Деепричастие”.

8. Расскажи, какие орфограммы ты усвоил по теме “Правописание личных окончаний глаголов”.

9. Подготовьте “Толстые” и “Тонкие” вопросы для одноклассников по теме: “Обособление определений”

10. Подготовь сообщение на тему: “Степени сравнения наречий и имен прилагательных”

11. Составь вопросы по теме: “ Обособление причастного оборота”

Особое внимание уделяется комплексному текстоведческому анализу. Умение правильно понять текс – залог успеха в учебе. Учащиеся читают в слух текст, рассуждают о прочитанном, определяют авторскую позицию, приводят свои аргументы в подтверждение или опровержение авторской позиции, параллельно мы повторяем правила орфографии, находим слова с “трудным” правописанием. Лексический и синтаксический анализ текста помогает глубже понять смысл текста. Анализ текста учащиеся учатся выполнять с 5 класса.

Работа в развитии коммуникативных УУД будет продолжаться. Поиск новых методов, приемов и методик – основа успешной педагогической деятельности.

Библиография.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2011. – 48 с.
  2. «Татарская кулинария», Казань, Татарское кн. изд-во, 1981г
  3. Занимательные рассказы о частях речи. Книга для учащихся. Постикова И.И.- М.: Просвещение, 1996г.
  4. Энциклопедия для детей «Почемучка». Изд-во Педагогика- ПРЕСС. М., 1994,

Bibliography.

1. Federal state educational standard of basic general education / Ministry of Education and Science of the Russian Federation. Moscow: Prosveshchenie, 2011. - 48 p.

2.

3.

4. "Tatar cuisine", Kazan, Tatar Publishing House, 1981

5. Entertaining stories about parts of speech. A book for students. Postikova I. : Prosveshchenie, 1996.

6. Encyclopedia for children "Pochemuchka". Pedagogika Publishing House-PRESS, Moscow, 1994


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по теме: «Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка при подготовке к ГИА»

Мастер-класс по теме: «Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках  русского языка при подготовке к ГИА»...

Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы

«Все знания о мире, и школьные предметы в том числе, постигаются через язык, посредством языка. Язык – не только гимнастика ума и главное средство общения, но и основной инструмент формирования...

Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка в 5-9 классах на основе использования нетрадиционных форм и методов обучения

Усвоение языковой теории на уроках – это искусственная, но неизбежная ступень на пути к естественному речевому общению, и, чтобы поднять учащихся на следующую ступень речевой практики, учителю необход...

Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка

Выступление на ШМО учителей русского языка и литературы содержит  информацию о работе с текстом на уроках русского языка и литературы, о формах и методах работы с текстом, рекомендации по развити...

Опыт работы по теме «Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка с осуществлением/ на основе применения личностно-ориентированного подхода»

Мною выстроена системная работа, в результате которой развитие коммуникативных навыков осуществляется через общую коммуникативную направленность урочного взаимодействия с осуществлением во внеурочной ...