Формула правила из орфографии на уроках русского языка
статья по русскому языку (5 класс)
Усвоение орфографических правил всегда является главной проблемой изучения русского языка. У каждого учителя немало разных приемов, помогающих лучше объяснять орфографические правила.Использование формул (таблиц, схем, опорных конспектов) помогает повысить результативность и качество урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formula_pravil.docx | 14.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Формула правила из орфографии на уроках русского языка
Усвоение орфографических правил всегда является главной проблемой изучения русского языка. У каждого учителя немало разных приемов, помогающих лучше объяснять орфографические правила. В моем арсенале тоже такие есть.
Вместе с учащимися создаем «формулы» (алгоритмы) правописания. От уровня подготовки класса зависит выбор задания:предлагаются они в готовом виде или создаются самостоятельно. В начале учебного года на доске цветным мелом с помощью фронтальной беседы создаю обучающую формулу. По ней ученики воспроизводят правило. В дальнейшем предлагаю по параграфу самостоятельно составить и рассказать у доски. Вызываю 3-4 человека (проблема оценивания решается), на доске каждый предлагает свой вариант. Слабые ученики могут ответить по уже готовой формуле. На следующем уроке слабый ученик представляет свой вариант, с помощью ученика-консультанта отвечает и исправляет ошибки.(2 ученика получают оценку). Что берется за основу при создании формулы?
В русском языке существует много различных написаний, где не требуется знать всё орфографическое правило, достаточно знание какого - то одного или двух условий из него, чтобы решить, какую букву следует написать. Приведу пример «ь после шипящих».
Для правильного написания Ь после шипящих в слове достаточно знать, какой частью речи это слово является. Запись может быть такой:
Ь после шипящих В - глаголах, наречиях (ВСЕГДА!)
(исключ,: уж, замуж, невтерпеж)
- прилагательных- НИКОГДА!
- существительных - подумать! (ед.ч, ж.р.)
Вариантов записей множество. Ученики используют стрелки, кружки, овалы и т. д.
С помощью таких записей можно упростить запоминание других орфографических правил.
В Интернете есть готовое, но результат достигается только тогда, когда ученик сам обдумывает правило, составляет формулу (схему, таблицу, алгоритм). Названий много, а суть одна: элементы орфографической системы проще усваиваются в сознании учащихся при подключении мнемонических приемов (ключевые, опорные слова: всегда, никогда, подмать).Кроме того,уменьшение информации из учебника, объяснений учителя способствуют лучшему результату в повышении грамотности и изменению отношения учащихся к «скучным» урокам русского языка. Практика показала, что если систематически использовать этот прием при изучении нового, повторении, закреплении,то уроки становятся более интересными и качественными. Когда вводится игровой момент «У кого лучше?», «Кто первый ответит?», учитель имеет возможность ставить несколько оценок. Весь класс вовлечен в учебный процесс. Индивидуальный подход к каждому, мотивация на хорошую оценку, стремление о сложном говорить просто и понятно – всё это создает деловую атмосферу даже в самом слабом классе, помогает решить вопрос с дисциплиной и накопляемостью оценок. При работе с формулой орфографического правила раскрываются способности ученика к творческому подходу. Самооценивание результатов своего труда и оценивание одноклассников тоже положительно влияет на усвоение правил русского языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы – формула роста творческого потенциала и развития учителя и учащегося. (из опыта работы)
Великим ученым ребенок может и не стать, а вот самостоятельным человеком, способным анализировать свои поступки, поведение, самосовершенствоваться, реализовывать себя в окружающем ...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...
Интегрированный урок русского языка и истории. Тема урока: «Русский язык - один из развитых языков мира, язык межнационального общения в Российской Федерации». 6 класс.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Форма проведения: интегрированный урок....
Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»
Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...