Рабочий лист Исконно русская и заимствованная лексика
рабочие листы по русскому языку (6 класс)

Рабочий лист подойдёт для обучающихся 6 класса при изучении темы "Лексика". Рассматривая исконно русские слова и заимствованные слова, учащиеся делают выводы о том, как отражается в нашем языке культура и история. народа, какие концепты русской культуры проявляются в языке, какие понятия приходят из иных языков и, соответственно, культур. Цель рабочего листа: способствовать формированию учебно-познавательной мотивации учащихся к предмету, их самообразовательной компетенции, а также способствовать. формированию культуроведческой компетенции обучающихся в рамках темы «Исконно русские и заимствованные слова». Организация деятельности обучающихся направлена на достижение ими

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochiy_list_iskonno_russkaya_i_zaimstvovannaya_leksika.docx28.71 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочий лист

Исконно русская и заимствованная лексика

Исконно русская лексика

Группа

Когда появились

Примеры

Индоевропейская лексика

II тысячелетие до нашей эры

  • термины родства (мать, сын, брат);
  • названия животных (мышь, бык,  овца, волк)

Общеславянская лексика

до VI–VII веков нашей эры

  • наименования частей тела (сердце, око);
  • названия растений (сосна, дуб);
  • названия признаков (белый, старый);
  • названия животных (конь, соловей);
  • времена года (весна, зима);
  • названия построек, трудовых процессов, орудий труда (дом, пол, мотыга);
  • названия продуктов питания (квас, сало, кисель)

Восточнославянская (древнерусская) лексика

VI−IX вв.

Разные слова: хороший, падчерица, кружево, белка, сорок, сегодня и др.

Собственно русская лексика

XIV− по настоящее время

  • наименования действий (брюзжать, ворковать);
  • названия предметов быта и продуктов питания (обои, обложка, варенье, голубцы);
  • наименования отвлечённых понятий (грусть, опыт, итог, обман)


Заимствованная лексика

Родственные заимствования (славянские)

Иноязычные заимствования (неславянские)

  1. Заимствования из старославянского языка:
  • церковные термины (крест, священник,  жертва);
  • слова, обозначающие абстрактные понятия (согласие, благодать, добродетель, власть, бедствие). 

Имеют отличительные признаки, сохраняют оттенок книжности, служат средством создания возвышенной эмоциональной окраски, исторической стилизации, юмора, иронии, сатиры.

  1. Заимствования из западноевропейских языков:
  • из немецкого слова торговой, военной, бытовой, лексики, искусства и науки (штемпель, лагерь, штаб, галстук, курорт); 
  • из французского слова из области искусства, быта, политическая, военная терминология (мармелад, магазин, жалюзи, бульон);
  • из английского языка технические, политические термины, спортивная, бытовая лексика (вокзал, троллейбус, парламент, рейтинг, чемпион, спорт, тренер, яхта, бифштекс, коттедж, таймер);
  • из голландского морская терминология (катер, матрос, лавировать, гавань).
  1. Заимствования из близкородственных славянских языков:
  • белорусского и украинского (борщ, брынза, бублик, детвора);
  • польского (квартира, кофта, полковник, рисовать, клянчить).

  1. Заимствования из других языков:
  • из греческого из области религии (ангел, демон, икона), науки и искусства (математика, история, идея), имена собственные (Александр, Анастасия), наименования растений и животных (кедр, свёкла, крокодил);
  • из латинского слова научно-технической, политической сфер, области образования (школа, каникулы, директор, конституция, революция);
  • из тюркских языков (жемчуг, бисер, ковыль, кумир), особенно из татарского языка (деньги, базар, изюм, арбуз, башмак, халат);
  • из итальянского финансовая, культурная и музыкальная лексика (фреска, серенада, миллион);
  • из испанского разнообразная лексика (болеро, мулат, мустанг);
  • из финского (пурга, морж, тундра);
  • из японского (камикадзе, гейша);
  • из арабского (алгебра, алкоголь).


Признаки старославянизмов

  1. Неполногласие —  ра, ла, ре, ле на месте русских оро, оло, ере, еле (враг — ворог, сладкий — солод, млечный — молочный, брег — берег).
  2. Сочетания ра, ла в начале слова на месте русских ро, ло (работа — хлебороб, ладья — лодка).
  3. Сочетание жд на месте ж (чуждый — чужой, одежда — одёжа, вождение — вожу).
  4. Щ на месте русского ч (освещение — свеча, мощь — мочь, горящий — горячий).
  5. Начальные а, е, ю вместо русских я, о, у (агнец — ягнёнок, един — один, юноша — уноша).
  6. Суффиксы -ени-, -енств-, -знъ-, -телъ-, -ын- (единение, блаженство, жизнь, хранитель, гордыня).
  7. Суффиксы прилагательных и причастий: -ейш-, -айш-, -ащ-, -ущ-, -ом-, -им-, енн- (добрейший, горчайший, горящий, бегущий, ведомый, хранимый, благословенный).
  8. Приставки: воз-, из-, низ-, чрез-, пре-, пред- (воздать, извергнуть, низвергнуть, чрезмерно, презирать, предпочитать).
  9. Первая часть сложных слов: благо-, бого-, зло-, грехо-, велико- (благодеяние, богобоязненный, злословие, грехопадение, великодушие).

Упражнение 1

Подберите к старославянизмам русские однокоренные слова.

Старославянизм

Русское слово

Старославянизм

Русское слово

Златой

Град

Прах

Глава

Глава

Ограда

Млечный

Врата

Одежда

Брег

Невежда

Чуждый

Преступить (закон)

Страна

Единый

Младенец

Освещать

Древесный

Упражнение 2

«Переведите» старославянские слова на современный язык.

Агнец — _________________________________________________________________________

Врата — __________________________________________________________________________

Глад — ___________________________________________________________________________

Брег — ___________________________________________________________________________

Град — ___________________________________________________________________________

Младой — _________________________________________________________________________

Хранить — ________________________________________________________________________

Млат — ___________________________________________________________________________

Дщерь — __________________________________________________________________________

Полнощный — _____________________________________________________________________

Бразды — __________________________________________________________________________

Злато — ___________________________________________________________________________

Брада — ___________________________________________________________________________

Упражнение 3

Распределите слова по их происхождению.

Ворота, брадобрей, оглашать, просвещение, горячий, дерево, вратарь, гласные, заголосил, свеча, горящий, святыня, плен, наслаждение, солод, холодный, охлажденный, городовой, похождения, ходить, родина, рождение, заграждение, огород, заполонить, драгоценный, подорожал, провожать, проводы, вождение.

Старославянские

Русские

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

Упражнение 4

Найдите в отрывках стихотворений старославянизмы.

Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

(А.С.Пушкин)

В младенческих летах я мать потерял.

Но мнилось, что в розовый вечера час

Та степь повторяла мне памятный глас.

За это люблю я вершины тех скал,

Люблю я Кавказ.

(М.Ю.Лермонтов)

Кузнечик дорогой, коль много ты блажен,

Коль больше пред людьми ты счастьем одарен!

Препровождаешь жизнь меж мягкою травою

И наслаждаешься медвяною росою.

Хотя у многих ты в глазах презренна тварь,

Но в самой истине ты перед нами царь…

(М.В.Ломоносов)

Желтел печально злак полей,

Брега взрывал источник мутный,

И голосистый соловей

Умолкнул в роще бесприютной.

На преждевременный конец

Суровым роком обреченный,

Прощался так младой певец

С дубравой, сердцу драгоценной…

(Е.Баратынский)


Причины заимствования

  1. Потребность в назывании новых предметов, явлений: леггинсы, грант, дайджест, скейтборд, скотч.
  2. Необходимость разграничить содержательно близкие, но все же различающиеся понятия: образ – имидж (второе слово имеет не содержащийся в первом слове смысловой компонент «целенаправленно создавать»), убийца – киллер («наемный убийца»).
  3. Тенденция к замене словосочетания словом: саммит – встреча в верхах, ноу-хау – передовые технологии, электорат – совокупность избирателей.

Признаки заимствованных слов

  1. Наличие начальной буквы «а»: атлет, алмаз, аптека.
  2. Начальная и корневая буква «э»: эстетика, эпизод, мэр.
  3. Наличие в слове буквы «ф»: ферма, фон, фрукт.
  4. Наличие сочетаний двух и более гласных в корнях слов: вуаль, поэт, фаэтон.
  5. Наличие сочетаний согласных «кд», «кз», «гб», «кг» в корнях слов: рюкзак, шлагбаум, локдаун.
  6. Наличие сочетаний согласных «кс», «пс»: кекс, ксерокс, психология.
  7. Наличие двойных согласных в корнях слов: коллекция, пресса, программа.
  8. Наличие сочетании «бю», «вю», «кю», «мю» в корнях слов: мюсли, гравюра, бюрократия.
  9. Начальное шт, шп (шпион, штанга).
  10. Слово оканчивается на –ция, -тор, -ент (операция, калькулятор, эксперимент).
  11. Начальное дж (джаз).
  12. Несклоняемость слов: такси, какао, торнадо.

Упражнение 1

Докажите, что эти слова заимствованные (найдите характерные признаки).

Слово

Признак заимствования

Слово

Признак заимствования

абажур

кенгуру

аорта

колледж

аншлаг

кювет

бюро

пауза

вокзал

пюре

джинсы

режиссер

кашне

рифма

спиннинг

фартук

элемент

шоссе

люкс

регби

шторы

монумент

дикция

регулятор


Упражнение 2

Замените заимствованные слова русскими эквивалентами.

  1. Помимо шоу-рума, где постоянно выставлены все официально продающиеся в России автомобили Volkswagen, здесь расположился технический центр.
  2. Сегодня на экраны кинотеатров выходит один из главных блокбастеров года – фильм «Ночной дозор».
  3. На работы требуются риелторы.
  4. Евгений Попов написал ремейк тургеневского романа «Накануне».
  5. После короткого ленча я поднялся в свой номер.
  6. В доме предусмотрен подземный паркинг, централизованная охрана, спутниковое телевидение.
  7. Масштабы пивной зависимости тинейджеров становятся угрожающими.

Упражнение 3

Подберите русские синонимы к следующим иноязычным словам.

  1. Менталитет — ____________________________________
  2. Эксклюзивный — ____________________________________
  3. Фиктивный — ____________________________________
  4. Инициатор — ____________________________________
  5. Доминировать — ____________________________________
  6. Симуляция — ____________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Исконно русские и заимствованные слова"

Разработка урока в 6 классе по теме "Исконно русские и заимствованные слова". Определены универсальные учебные умения. на которые учитель будет ориентировать  учащихся. Даётся занимательная викто...

Разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Исконно русские и заимствованные слова"

Разработка урока в 6 классе по теме "Исконно русские и заимствованные слова". Определены универсальные учебные умения. на которые учитель будет ориентировать  учащихся. Даётся занимательная викто...

Урок русского языка в 9 классе«Исконно-русские и заимствованные слова»

Конспект данного урока может помочь при полготовке к урокам русского языка в разделе "Лексика.Фразеология", при проведении факультативных и элективных курсов....

Урок по ФГОС "Исконно русская и заимствованная лексика" (6 класс.учебник Ладыженская)

Данный урок русского языка проводился в классе, где большинство учащихся имеют прочные знания, умения, навыки по изученной теме. На уроке использовались тексты, отдельные предложения.В начале урока на...

ИСКОННО РУССКАЯ И ЗАИМСТВОВАННАЯ ЛЕКСИКА

Конспект урока русского языка в 10 классе...