Дидактический материал на тему "Правописание корней"
тренажёр по русскому языку

Петунина Татьяна Михайловна

Данный дидактический материал может помочь учителю русского языка 5-11 классов организовать повторение и закрепление темы "Правописание корней"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskiy_material_na_temu.docx21.37 КБ

Предварительный просмотр:

          Дидактический материал на тему " Правописание корней"

Упражнение 1. Перепишите данные словосочетания. Правильно подбирайте проверочные слова. Посв…тить фонарём – посв…тить себя искусству; ч…стота в квартире – ч…стота радиоволн; пос…деть на лавочке – пос…деть с годами; об…жать ребенка – об…жать вокруг дома; ум…лять о помощи – ум…лять чьи-либо достоинства; разр…дить атмосферу – разр…дить густые всходы; зап…вать песню – зап…вать лекарство водой; отв…рить окно – отв…рить овощи; нак…лите дров – нак…лите железо.

Упражнение 2. Вставьте пропущенные буквы, запишите проверочные слова. 

Насл…ждаться стихами; неув…дающий талант; уд…вительный рассказ; обог…титься содержанием; потр…сающее впечатление; вопл…тить идею; объед…нить усилия; просл…влять труд; благосл…вить на подвиг; дать об…щание; посв…щение любимой; просв…щение народа; восп…вать свободу; обл….чать ложь; увл…каться искусством; пл…нительный образ; упр…щённый пример; оч…рование осени; принар…диться к празднику; неизгл…димое впеч…тление; прилетел сн…гирь; щеб…тание птиц; молчит как изв…яние; зат…пить печь; зап…здавший гость.

Упражнение 3. Списать, вставляя пропущенные буквы. Сгруппировать слова по следующим орфограммам: а) безударная гласная в корне, проверяемая ударением; б) непроверяемая гласная в корне; 9 в) чередующаяся гласная в корне.

Ч…столюбие, вопл…щать, вск…чить, соб…раться в путь, в…ст…бюль, заг…релый, инт…лл…генция, расст…лать, г…л…рея, разоч…рование, просв…щение, ск…кун, отр…сль, к…мм…нтарий, укл…ниться, изл…жение, тв…рение, прим…риться, спл…титься, объед…нение, ут…шение, м…кать сухарь в чай, подр…вняться в строю, с…мметрия, р…прессия, пл…вчиха, р…внина, д…лина, посв…щение, обл…котиться, тр…нироваться, возр…ст, пл…вник, инт…рес, сож…леть, исп…рение, ор…шение, з…рница, разд…лить, р…скошный.

Упражнение 4. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните корни. Объясните написание.

1. З…рница начинала ярко бл…стеть на востоке. 2. Уж на р…внине по х…лмам гр…хочут пушки. 3. Бурка не пром…кает и влажна только сверху. 4. Татьяна молча оп…рлась, г…ловкой томною скл…нясь. 5. Перед домом расст…лался густо-зеленый луг, на коем п…слись швейцарские к…ровы. 6. В сие время заяц выск…чил из леса и поб…жал полем. 7. Взошла з…ря, бл…стает бледный день. 8. Я каждый раз, когда хочу сундук мой отп…реть, впадаю в жар и трепет. 9. Дни лета кл…нились к осени. 10. Старательно м…кая и отряхивая перо, она написала свое имя

Упражнение 5. Спишите, вставляя пропущенные буквы и проверяя себя по орфографическому словарю. Объясните лексическое значение каждого слова.  Сформулируйте правило правописания непроверяемых гласных в корне слова.

 Аб…жур, агр…ном, абс…лютный, ав…нгард, ав…нтюра, адв…кат, ак…демик, акв…марин, акр…бат, алф…вит, альт…рнатива, ар…мат, арт…ллерия, апл…дировать, акк…мп…нировать. Б…гаж, б…ктерия, б…ндероль, б…нзин, б…бл…отека, б…знесмен, бл…ндинка, б…гема, б…т…льон, б…рр…када, бр…шюра, б…к…лавр, б…рельеф, бюлл…тень, бюр…крат, вар…ант, вент…лятор, в…ранда, в…стибюль, в…ртуоз, в…н…грет, в…кзал, в…лейбол, в…кцина, в…л…дол, в…люта,

Упражнение 6. Списать, вставляя пропущенные буквы и выделяя корни.

 Претв…рить в жизнь, степная р…внина, оз…ренный пламенем, обм…кнуть перо в чернила, непром…каемая обувь, накл…ниться за цветком, морские водор…сли, сж…гать корабли, прод…раю глаза, зам…рать от удовольствия, заг…ревшие пл…вцы, бл…стающий остроумием, взр…щённая в тепличных условиях, обл…жной дождь, вым..ченная сельдь, дыши р…внее, ур…вновешенный характер, оз…рять всё небо, вым…кать всё масло с тарелки, преп…рающиеся из-за пустяков, соб…ру дань.

                                 

                               Правописание согласных в корне слова

Упражнение 7. Списать, вставляя пропущенные согласные буквы. Объяснить написание.

 Шес..надцать, доблес…ный, страс…ный, полновлас…ный, счас…ливый, сверс…ники, опас…ный, громоз…кий, захолус…ный, ужас…ный, искус…ный, словес…ный, здра…ствовать, ровес…ник, учас…вовать, разномас…ные, воскрес…ник, сума…шедший, безмол…ствовать, повис…нуть, со…нце, мес…ный.

 Упражнение 8. Списать, вставляя пропущенные согласные буквы. Объяснить написание. 

Чес…ный, иску(с/сс)но, я…ственно, крепос…ное право, кос…ный человек, кос…ный мозг, кре…кие зу…ки, навя…чивая про…ьба, учас…вовать, сверс…ники, чес…вовать, 15 опас…ный зверь, иску(с/сс)твенный инте(л/лл)ект, ше…ствовать над инвалидом, окрес…ность, гиган…ский, аген…ство, яс…новидец, влас…ный, я…ства, бал…ада, ужас…ная история, извес…ный, мес…ный, бессловес…ное существо, профе(с/сс)ия, ше…ствовать по а(л/лл)ее, провозвес…ник, предчу…ствие, фашис…ский, транскри…ция, э(ф/фф)ект, ди(ф/фф)еренциация, па…черица.

Тест «Правописание корней»

1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) взб…раться, ар…фметика, оп…рация

2) ус…ный, аген…ство, пас…бище

3) предв…рительно, безотл…гательный, диаг…наль

 4) пар…доксальный, дек…рация, благосл…вить

2. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня.

1) погл…щать энергию;

2) к…снуться рукой;

3) тв…рение гения;

4) получить б…ндероль.

 3. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

 1) неисч…рпаемые возможности; см…тение чувств;

2) разв…вающая промышленность; б….чевать пороки;

3) погл…щённый чтением; приск…кал на коне;

4) прож…вать по адресу; прож…вать мясо.

 4. Определите слово, в котором пропущена двойная согласная корня.

 1) стел…аж,

2) кил…ометр,

3) кол…ичество,

 4) белору…ы.

5. В каком ряду во всех словах пропущена проверяемая буква А корня?

 1) зар…жённая местность; запл…тить по счёту;

2) угр…жать расправой; нар…щение волос;

3) попл…вок дёрнулся; предпол…гаемый ответ;

 4) апп…рат министерства; упл…тнить сроки.

 6. В каком слове пропущена буква Е?

 1) ув…дание красоты;

2) истинное загл…дение;

3) оч….рстветь душой;

4) прим…рять врагов.

7. В каком слове на месте пропуска должна быть согласная буква?

1) ком…юнике;

2) конста…тировать;

3) преце…дент;

4) дес…ерт.

 7. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) поч…татели таланта; кожаные п…рчатки;

2) р…скошный дворец; зам…чать недостатки;

 3) зар…ждение жизни; бл…стящий ответ;

 4) заж…гать свет; погл…щать пищу.

8. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

 1) удержать р…вновесие, разв…внять землю;

2) молодой р…сток, зелёная пор…сль;

 3) составить словосоч…тание, бл…стать умом;

 4) оп…здать на занятие, высокая пл…вучесть.

9. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

 1) кр…сталл, т…рритория;

 2) ч…столюбивый, п…ссимизм;

3) ровес…ники, сверс…ники;

4) ше…ствовать над малышами, чу…ство.

10. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

 1) зап…реть дверь; нач…нать дело;

2) зан…мать деньги; праздничная илл…минация;

 3) кос…ный человек, ус…ный рассказ;

4) зам…рать от волнения; соб…раем листья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал по теме "Свойства квадратных корней".

Работа содержит задания, позволяющие выявить имеющиеся знания по теме "Свойства квадратных корней"...

Дидактический материал к уроку русского языка "О-ё после шипящих в корне слова"

Карточка для учащегося  к уроку русского языка "О-ё после шипящих в корне слова"...

Материал для работы в группах к открытому уроку по русскому языку "Правописание гласных в корнях слов" в 5 классе

Материал для работы в группах к открытому уроку по русскому языку "Правописание гласных в корнях слов" в 5 классе в рамках проведения регионального семинара учителей русского языка и литературы...

Обобщающий урок по теме: «Преобразование выражений, содержащих квадратные корни» (Посвящённый Дню Матери)

—Цель урока:—1.Закрепить навыки—вычислений преобразований выражений,содержащих квадратные корни.—2.Развитие самостоятельности в вычислениях,познавательных интересов,расширение общего кругозора.—3.Восп...

Методический материал "Чередование в корне слова"

Карточки с правилом и заданиями по теме....

Материал по теме "Правописание корней"

Теоретический материал по теме "Правописание корней" и набор упражнений по теме. Рекомендовано для 10-11 классов....

Конспект урока 6 класс по теме "Виды корней и типы корневых систем" + лист самооценки+раздаточный материал

На протяжении урока учащиеся погружены в самостоятельную работу,  используются различные формы работы, возможны различные варианты замены одного упражнения другим....