Итоговая контрольная работа "Анализ художественного текст".
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)
2 варианта. Работа проверяет умение анализировать текст. Подготовка к ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontrolnaya_rabota_v_11_klasse_analiz_hudozhestvennogo_teksta_.docx | 21.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Контрольная работа по русскому языку в 11 классе
АНАЛИЗ ФРАГМЕНТА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА
I вариант
Прочитайте текст и выполните задания.
(1) Всем хорошим во мне я обязан книгам: ещё в молодости я понял уже, что искусство более великодушно, чем люди . (2) Я люблю книги: каждая из них кажется мне чудом.[…] (3) Я не могу говорить о книгах иначе, как с глубочайшим волнением, с радостным энтузиазмом . (4) Быть может, это смешно, но это так. (5) Вероятно, скажут, что это энтузиазм дикаря: пусть говорят – я неисцелим.
(6) Когда у меня в руках новая книга, предмет, изготовленный в типографии руками наборщика, этого своего рода героя, с помощью машины, изобретённой каким-то другим героем, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то новое, говорящее, чудесное. (7) Это новый завет, написанный человеком о самом себе, о существе самом сложном, что ни есть на свете, о самом загадочном, о наиболее достойном любви – о существе, труд и воображение которого создали всё, что есть на земле великого и прекрасного.
(8) Книга проводит меня сквозь жизнь, с которой я знаком, однако, довольно хорошо, и всегда учит чему-нибудь новому, чего я не знал и не замечал в человеке. (9) Иногда в целом произведении не находишь ничего, кроме единственной фразы, но как раз она и приближает вас к человеку, показывая новую улыбку или новую гримасу.
(10) Всё, что мы находим прекрасного, было вымышлено и рассказано человеком. (11) К сожалению, ему нередко случается создавать также страдания и обострять их, как это делали Достоевский, Бодлер и другие.
(12) Но даже в этом я вижу желание расцветить, украсить то, что есть в нашей жизни тягостного и ненавистного.
(13) В природе, которая окружает нас и враждебна нам, красоты нет, красоту человек создаёт сам из глубин своей души: так финн преображает свои болота, свои леса и рыжий гранит, где растет чахлый кустарник, так араб убеждает себя, что пустыня прекрасна. (14) Красота рождается из стремления человека её созерцать. (15) Меня поражает не безобразное нагромождение в горных пейзажах, а великолепие, которое придаёт им человеческое воображение. (16) Меня восхищает, с какой лёгкостью и с каким великодушием человек преображает природу, великодушием тем более удивительным, что земля, если хорошенько разобраться, уж не такое комфортабельное место. (17) Вспомним о землетрясениях, ураганах, метелях, наводнениях, о жаре и о холоде, о вредных насекомых и микробах и о тысяче других вещей, которые сделали бы нашу жизнь совершенно невыносимой, если бы человек был менее героичен, чем он есть.
(18) Наше существование всегда и всегда трагично, но человек превращает эти бесчисленные трагедии в произведения искусства: я не знаю ничего более удивительного, более чудесного, чем это превращение. (19) Вот почему в томике стихов Пушкина или в романе Флобера я нахожу больше мудрости и живой красоты, чем в холодном мерцании звёзд или механическом ритме океанов.
(20) Мир, в котором я живу, - это мир маленьких Гамлетов, Отелло, мир Ромео и Горио, Карамазовых и Анны Карениной, мир маленьких Дон-Кихотов и Дон-Жуанов.
(21) Из этих незначительных существ, из нас, поэты создали величественные образы и дали им бессмертие…(22) При подходе к людям книга всегда является дружеским и великодушным проводником. (23) И я питаю всё более и более глубокое уважение к скромным героям, создавшим всё, что есть на земле прекрасного и великого.
( По М.Горькому )
- Какое утверждение противоречит содержанию текста?
- Человек – самое сложное и загадочное существо на земле.
- Природа, окружающая человека, прекрасна.
- Писатель превращает обыкновенных людей и их трагедии в величественные образы.
- Любая книга может научить нас чему-нибудь новому, помогает узнать человека.
- Какой тип речи представлен в тексте?
- Повествование
- Описание
- Рассуждение
- Рассуждение с элементами повествования
- Укажите значение слова комфортабельное в предложении16.
- Красивое
- Мирное
- Поражающее своим великолепием
- Удобное, уютное
4. Укажите предложение, в котором имеется слово с чередующейся гласной в корне.
1) 13 2) 14 3) 21 4) 23
5. Укажите правильную морфологическую характеристику слова вымышлено в предложении10.
1) краткое прилагательное
2) полное причастие
3) краткое причастие
4) глагол
6. Укажите предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
1) 7 2) 8 3) 9 4) 10
7. Укажите верную характеристику предложения 12.
1) сложносочиненное
2) сложноподчиненное с придаточным изъяснительным
3) простое, осложненное однородными членами предложения
4) сложноподчиненное с придаточным определительным
В1. Из предложения 22 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.________________________________________________________
В2. Среди предложений 13-17 найдите сложные предложения, в состав которых входят безличные предложения. Укажите номера этих предложений.
__________________________________________________________________
В3. Среди предложений 6-12 найдите предложения, осложнённые вводными словами. Укажите номера этих предложений._______________________
В4. Среди предложений 13-17 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи лексического повтора и контекстуального синонима. _________
С1. Сформулируйте и кратко прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором данного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Контрольная работа по русскому языку для 11 класса
АНАЛИЗ ФРАГМЕНТА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА
II вариант
Прочитайте текст и выполните задания.
(1) Эти трое были живые, смешливые, острые на язык. (2) Разговор шел о новых книгах. (3) Было приятно слышать, как эти ребята, молодые строители, показывали свой вкус, самостоятельность суждений. (4) Они знали стихи Булата Окуджавы, уже прочитали новый роман Габриэля Гарсия Маркеса, были в курсе последних фильмов, премьер, книжных новинок… (5) Они сидели передо мной в своих замызганных спецовках, но видны были их модные стрижки, слова они употребляли на уровне высшего образования, разговаривать с ними было трудно и интересно.
(6) Когда они ушли, я обернулся к прорабу и похвалил его ребят. (7) «Понравились… а Ермаков, значит, не произвёл?» – сказал он как-то неприятно-насмешливо.
(8) Ермаков был плотник, с которым я разговаривал до этого, и Ермаков действительно «не произвёл». (9) Ничего не читал, не видел, не стремился. (10) Так-то оно так, и прораб согласно качал головой. (11) Однако, к вашему сведению, Ермаков – золотой человек, один из самых честных и добросовестных работников. (12) Тот, на кого можно положиться в любой ситуации, сердечный, отзывчивый человек, работу которого, кстати, можно никогда не проверять. (13) Не то, что эти молодцы, тяп-ляп, кое-как, лишь бы скорее. (14) Прораб говорил об этих троих с подчеркнутым пренебрежением, он был обижен за Ермакова, и мои оценки задели его несправедливостью. (15)Позднее я убедился: он был прав, удручающе прав…
(16) Годами не убывающая очередь стоит в Эрмитаж. (17) С утра до вечера залы его полны горожан и приезжих издалека. (18) Какая-то часть из приходящих сюда действительно что-то получит для себя, как-то взволнуется произведениями великих мастеров, но сколько зайдёт сюда, чтобы отметиться, чтобы сказать, что был в Эрмитаже, для престижа, сколько из них скользят равнодушно-спокойным взглядом, запоминая, чтобы знать. (19) Ермаков, тот вообще не был в Эрмитаже, и в Павловске не был, и в Пушкине… (20) Был в Петергофе, фонтаны смотрел. (21) Огромная культурно-художественная жизнь такого города, как Петербург, проходит мимо него. (22) Но, может быть, этот откровенный неинтерес более честен, чем […] приобщение к культуре.
(По Д.Гранину)
1. Какое утверждение противоречит содержанию текста?
- Ермаков - добросовестный работник, на которого можно положиться.
- Некоторые люди ходят в музеи только для престижа.
- Прораб обижен на Ермакова.
- Приобщение к культуре должно быть искренним, неравнодушным.
2. Какой (-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 1-5?
- Описание
- Описание с элементами повествования
- Рассуждение с элементами описания
- Повествование
3. Укажите значение слова отметиться в предложении18.
- Делать что- либо формально, для галочки
- Зарегистрироваться, отметить свое имя в списке
- В чём-то отличиться, проявить себя как-либо
- Сделать заявление о своем отъезде для исключения из числа проживающих где-нибудь
4. Укажите предложение, в котором имеется слово с чередующейся гласной в корне.
1) 9 2) 11 3) 12 4) 17
5. Укажите правильную морфологическую характеристику слова полны в предложении17.
1) краткое прилагательное
2) полное причастие
3) краткое причастие
4) глагол
6. Укажите предложение с необособленным определением, выраженным причастным оборотом.
1) 5 2) 14 3) 16 4) 17
7. Укажите верную характеристику предложения 6.
1) сложносочиненное
2) сложноподчиненное с придаточным изъяснительным
3) простое, осложненное однородными членами предложения
4) сложноподчиненное с обстоятельственным придаточным времени
В1. Из предложения 16 выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ. _____________________________________________________
В2. Среди предложений 1-5 найдите сложные предложения, в состав которых входят безличные предложения. Укажите номера этих предложений.
__________________________________________________________
В3. Среди предложений 16-22 найдите предложение, осложнённое вводными словами. Укажите номер этого предложения. ___________________
В4. Среди предложений 1-5 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения. _______________________________
С1. Сформулируйте и кратко прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором данного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольные работы по элективному курсу "Анализ художественного текста"
Данные контрольные работы с ответами, подготовленные учителем русского языка и литературы высшей категории Аверьяновой Ириной Вадимовной, помогут учителю проверить уровень сформированности речеведческ...
Контрольные работы по элективному курсу "Анализ художественного текста"
Данные контрольные работы с ответами, подготовленные учителем русского языка и литературы высшей категории Аверьяновой Ириной Вадимовной, помогут учителю проверить уровень сформированности речеведческ...
Итоговая контрольная работа по биологии,6 класс (по тексту администрации)
Итоговая контрольная работа по биологии,6 класс...
Итоговая контрольная работа по русскому языку 8 класс. Работа по тексту.
Работа с текстом...
Урок русского языка в 8 классе.Развитие речи.Использование приёмов смыслового чтения при работе с художественным текстом как форма подготовки к итоговому собеседованию.
Смысловое чтение является важной составляющей функциональной грамотности учащихся.Данный урок( подробный фрагмент его) может быть использован при подготовке к итоговому собеседованию для отработ...
Методическая разработка «Работа с художественным текстом малой формы при подготовке к ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ»
Данная методическая разработка помогает учителям русского языка и литературы старших классов эффективно готовить одиннадцатиклассников к Итоговому Сочинению. Использование текстов малой формы (см. доп...
Итоговая контрольная работа по литературе XX - началу XXI веков. Тема взаимоотношения поколений, становления человека, выбора им жизненного пути в художественной литературе
Итоговая контрольная работа для обучающихся 7 класса по литературе на повторение пройденного материала и выявление пробелов в знаниях....