Итоговая контрольная работа "Анализ художественного текст".
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)

Перевощикова Виктория Викторовна

2 варианта. Работа проверяет умение анализировать текст. Подготовка к ЕГЭ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Контрольная работа по русскому языку  в 11 классе

АНАЛИЗ ФРАГМЕНТА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

I вариант

Прочитайте текст и выполните задания.

        (1) Всем хорошим во мне я обязан книгам: ещё в молодости я понял уже, что искусство более великодушно, чем люди . (2) Я люблю книги: каждая из них кажется мне чудом.[…] (3) Я не могу говорить о книгах иначе, как с глубочайшим волнением, с радостным энтузиазмом . (4) Быть может, это смешно, но это так. (5) Вероятно, скажут, что это энтузиазм дикаря: пусть говорят – я неисцелим.

         (6) Когда у меня в руках новая книга, предмет, изготовленный в типографии руками наборщика, этого своего рода героя, с помощью машины, изобретённой каким-то другим героем, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то новое, говорящее, чудесное. (7) Это новый завет, написанный человеком о самом себе, о существе самом сложном, что ни есть на свете, о самом загадочном, о наиболее достойном любви – о существе, труд и воображение которого создали всё, что есть на земле великого и прекрасного.

           (8) Книга проводит меня сквозь жизнь, с которой я знаком, однако, довольно хорошо, и всегда учит чему-нибудь новому, чего я не знал и не замечал в человеке. (9) Иногда в целом произведении не находишь ничего, кроме единственной фразы, но как раз она и приближает вас к человеку, показывая новую улыбку или новую гримасу.

          (10) Всё, что мы находим прекрасного, было вымышлено и рассказано человеком.  (11) К сожалению, ему нередко случается создавать также страдания и обострять их, как это делали Достоевский, Бодлер  и другие.

 (12) Но даже в этом я вижу желание расцветить, украсить то, что есть в нашей жизни тягостного и ненавистного.

          (13) В природе, которая окружает нас и враждебна нам, красоты нет, красоту человек создаёт сам из глубин своей души: так финн преображает свои болота, свои леса и рыжий гранит, где растет чахлый кустарник, так араб убеждает себя, что пустыня прекрасна. (14) Красота рождается из стремления человека её созерцать. (15) Меня поражает не безобразное нагромождение в горных пейзажах, а великолепие, которое придаёт им человеческое воображение. (16) Меня восхищает, с какой лёгкостью и с каким великодушием человек преображает природу, великодушием тем более удивительным, что земля, если хорошенько разобраться, уж не такое комфортабельное место. (17) Вспомним о землетрясениях, ураганах, метелях, наводнениях, о жаре и о холоде, о вредных  насекомых и микробах и о тысяче других вещей, которые сделали бы нашу жизнь совершенно невыносимой, если бы человек был менее героичен, чем он есть.

         (18) Наше существование всегда и всегда трагично, но человек превращает эти бесчисленные трагедии в произведения искусства: я не знаю ничего более удивительного, более чудесного, чем это превращение. (19) Вот почему в томике стихов Пушкина или в романе Флобера я нахожу больше мудрости и живой красоты, чем в холодном мерцании звёзд или механическом ритме океанов.

         (20) Мир, в котором я живу, - это мир маленьких Гамлетов, Отелло, мир Ромео и Горио, Карамазовых и Анны Карениной, мир маленьких Дон-Кихотов и Дон-Жуанов.

        (21) Из этих незначительных существ, из нас, поэты создали величественные образы и дали им бессмертие…(22) При подходе к людям книга всегда является дружеским и великодушным проводником. (23) И я питаю всё более и более глубокое уважение к скромным героям, создавшим всё, что есть на земле прекрасного и великого.

                                                                                                     ( По М.Горькому )

  1. Какое утверждение противоречит содержанию текста?
  1. Человек – самое сложное и загадочное существо на земле.
  2. Природа, окружающая человека, прекрасна.
  3. Писатель превращает обыкновенных людей и их трагедии в величественные образы.
  4. Любая книга может научить нас чему-нибудь новому, помогает узнать человека.

  1. Какой тип речи представлен в тексте?
  1. Повествование
  2. Описание
  3. Рассуждение
  4. Рассуждение с элементами повествования

  1. Укажите значение слова комфортабельное в предложении16.
  1. Красивое
  2. Мирное
  3. Поражающее своим великолепием
  4. Удобное, уютное

4.  Укажите предложение, в котором имеется слово с чередующейся гласной в корне.

 1) 13      2) 14      3) 21     4) 23

5. Укажите правильную морфологическую характеристику слова  вымышлено в предложении10.

 1) краткое прилагательное

 2) полное причастие

 3) краткое причастие

 4) глагол

6. Укажите предложение с обособленным определением,  выраженным причастным оборотом.

 1) 7         2) 8         3) 9             4) 10

7. Укажите верную характеристику предложения 12.

 1) сложносочиненное

 2) сложноподчиненное с придаточным изъяснительным

 3) простое, осложненное однородными членами предложения

 4) сложноподчиненное с придаточным определительным

   

В1.   Из предложения  22 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.________________________________________________________

В2.   Среди предложений 13-17 найдите сложные предложения, в состав которых входят безличные предложения. Укажите номера этих предложений.

__________________________________________________________________

В3.    Среди предложений 6-12 найдите предложения, осложнённые вводными словами. Укажите номера этих  предложений._______________________

В4. Среди предложений 13-17 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи лексического повтора и контекстуального синонима. _________

С1. Сформулируйте и кратко прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором данного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Контрольная работа по русскому языку для 11 класса

АНАЛИЗ ФРАГМЕНТА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

II вариант

Прочитайте текст и выполните задания.

(1) Эти трое были живые, смешливые, острые на язык. (2) Разговор шел о новых книгах. (3) Было приятно слышать, как эти ребята, молодые строители, показывали свой вкус, самостоятельность суждений. (4) Они знали стихи Булата Окуджавы, уже прочитали новый роман Габриэля Гарсия Маркеса, были в курсе последних фильмов, премьер, книжных новинок… (5) Они сидели передо мной в своих замызганных спецовках, но видны были их модные стрижки, слова они употребляли на уровне высшего образования, разговаривать с ними было трудно и интересно.

 (6) Когда они ушли, я обернулся к прорабу и похвалил его ребят. (7) «Понравились… а Ермаков, значит, не произвёл?» – сказал он как-то неприятно-насмешливо.

 (8) Ермаков был плотник, с которым я разговаривал до этого, и Ермаков действительно «не произвёл». (9) Ничего не читал, не видел, не стремился. (10) Так-то оно так, и прораб согласно качал головой. (11) Однако, к вашему сведению, Ермаков – золотой человек, один из самых честных и добросовестных работников. (12) Тот, на кого можно положиться в любой ситуации, сердечный, отзывчивый человек, работу которого, кстати, можно никогда не проверять. (13) Не то, что эти молодцы, тяп-ляп, кое-как, лишь бы скорее. (14) Прораб говорил об этих троих с подчеркнутым пренебрежением, он был обижен за Ермакова, и мои оценки задели его несправедливостью. (15)Позднее я убедился:  он был прав, удручающе прав…

 (16) Годами не убывающая очередь стоит в Эрмитаж. (17) С утра до вечера залы его полны горожан и приезжих издалека. (18) Какая-то часть из приходящих сюда действительно что-то получит для себя, как-то взволнуется произведениями великих мастеров, но сколько зайдёт сюда, чтобы отметиться, чтобы сказать, что был в Эрмитаже, для престижа, сколько из них скользят равнодушно-спокойным взглядом, запоминая, чтобы знать. (19) Ермаков, тот вообще не был в Эрмитаже, и в Павловске не был, и в Пушкине… (20) Был в Петергофе, фонтаны смотрел. (21) Огромная культурно-художественная жизнь такого города, как Петербург, проходит мимо него. (22) Но, может быть, этот откровенный неинтерес более честен, чем […] приобщение к культуре.

 (По Д.Гранину)

1. Какое утверждение противоречит содержанию текста?

  1. Ермаков - добросовестный работник, на которого можно положиться.
  2. Некоторые люди ходят в музеи только для престижа.
  3. Прораб обижен на Ермакова.
  4. Приобщение к культуре должно быть искренним, неравнодушным.  

2. Какой (-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 1-5?

  1. Описание
  2. Описание с элементами повествования
  3. Рассуждение с элементами описания
  4. Повествование

3. Укажите значение слова отметиться в предложении18.

  1. Делать что- либо  формально, для галочки
  2. Зарегистрироваться, отметить свое имя в списке
  3. В  чём-то отличиться, проявить себя как-либо
  4. Сделать заявление о своем отъезде для исключения из числа проживающих где-нибудь

4. Укажите предложение, в котором имеется слово с чередующейся гласной в корне.

 1) 9      2) 11      3) 12     4) 17

5.  Укажите правильную морфологическую характеристику слова  полны в предложении17.

 1) краткое прилагательное

 2) полное причастие

 3) краткое причастие

 4) глагол

6. Укажите предложение с необособленным определением,  выраженным причастным оборотом.

 1) 5     2) 14       3) 16      4) 17

7. Укажите верную характеристику предложения 6.

 1) сложносочиненное

 2) сложноподчиненное с придаточным изъяснительным

 3) простое, осложненное однородными членами предложения

 4) сложноподчиненное с обстоятельственным придаточным времени

В1.   Из предложения  16  выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ. _____________________________________________________

В2.   Среди предложений 1-5 найдите сложные предложения, в состав которых входят безличные предложения. Укажите номера этих предложений.

__________________________________________________________

В3.    Среди предложений 16-22 найдите предложение, осложнённое вводными словами. Укажите номер этого  предложения. ___________________

В4. Среди предложений 1-5  найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения. _______________________________

С1. Сформулируйте и кратко прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором данного текста (избегайте чрезмерного цитирования).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольные работы по элективному курсу "Анализ художественного текста"

Данные контрольные работы с ответами, подготовленные учителем русского языка и литературы высшей категории Аверьяновой Ириной Вадимовной, помогут учителю проверить уровень сформированности речеведческ...

Контрольные работы по элективному курсу "Анализ художественного текста"

Данные контрольные работы с ответами, подготовленные учителем русского языка и литературы высшей категории Аверьяновой Ириной Вадимовной, помогут учителю проверить уровень сформированности речеведческ...

Итоговая контрольная работа по биологии,6 класс (по тексту администрации)

Итоговая контрольная работа по биологии,6 класс...

Урок русского языка в 8 классе.Развитие речи.Использование приёмов смыслового чтения при работе с художественным текстом как форма подготовки к итоговому собеседованию.

Смысловое чтение является важной составляющей функциональной грамотности учащихся.Данный урок( подробный фрагмент его) может быть использован при подготовке к итоговому собеседованию для отработ...

Методическая разработка «Работа с художественным текстом малой формы при подготовке к ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ»

Данная методическая разработка помогает учителям русского языка и литературы старших классов эффективно готовить одиннадцатиклассников к Итоговому Сочинению. Использование текстов малой формы (см. доп...

Итоговая контрольная работа по литературе XX - началу XXI веков. Тема взаимоотношения поколений, становления человека, выбора им жизненного пути в художественной литературе

Итоговая контрольная работа для обучающихся 7 класса по литературе на повторение пройденного материала и выявление пробелов в знаниях....