Изложение с элементами сочинения.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Изложение с элементами сочинения.
Лебединая верность
Цель урока:
- Воспитывать у учащихся бережное отношение к природе, ко всему живому.
- Развивать диалогическую речь учащихся, формировать умение выстраивать рассуждение, подбирать аргументы, вести дискуссию по проблеме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izlozhenie_s_elementami_sochineniya.docx | 18.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Изложение с элементами сочинения.
Лебединая верность
Цель урока:
- Воспитывать у учащихся бережное отношение к природе, ко всему живому.
- Развивать диалогическую речь учащихся, формировать умение выстраивать рассуждение, подбирать аргументы, вести дискуссию по проблеме.
На доске эпиграфы
«Рыбы, птицы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди,
Не обижайте зря.
Ведь небо без птиц – не небо,
А море без рыб – не море,
И земля без зверей – не земля»
(Р.Рождественский)
«Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защищаться.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.»
В. Берестов
Сегодня на уроке мы вновь обращаемся к разговору, который не должен оставить никого из нас равнодушным. К разговору, который касается всех нас. Мы будем говорить о природе, о её защите и охране, о том, какие трудные времена она переживает сейчас. Заботясь о сохранении родной природы, нужно помнить, что законы сами по себе не спасут их, а Красная книга не оградит от вымирания. Это могут сделать только люди. А главное, нужно помнить, что природа – это наш дом, в котором жить нам, нашим потомкам, всему живому. А для этого его нужно содержать в полном порядке.
Б.Васильев в повести «Не стреляйте в белых лебедей» говорит:
«… А природа она покуда стерпит. Она молчком умирает, долголетно. И никакой человек не царь ей, природе-то. Не царь, вредно это царём-то зваться. Сын он её, старшенький …»
А как вы понимаете это выражение «Не царь природы человек, не царь, а сын»?
Б.Васильев призывает нас быть разумными. Мы должны помнить, что «у растений и животных нет адвокатов, им не у кого просить помощи…»
На уроках литературы мы много говорим о бережном отношении к животным, птицам. Мы переживаем за них, принимаем их боль как свою.
- Какие произведения вам запомнились? Неизвестный цветок А.Платонов, Пришвин Кладовая солнца, Дед Мазай и зайцы Некрасов идр.
- Почему они вас так взволновали?
Сегодня я хочу познакомить вас с небольшим рассказом, который называется «Лебединая верность.»
Чтение текста….
Солнце всё выше и выше поднималось над заливом, стирая тени. Белоснежный лебедь упал в камыши, ещё не понимая, что с ним произошло, пытался взлететь в синее небо.
Его правое крыло безжизненно повисло. Браконьер лишил птицу самого дорогого – полёта. Лебедь неподвижно лежал в камышах. Его подруга, белая лебёдушка, волновалась. Птица издавала тревожный, гортанный крик. Она уже снялась с полуостровка и полетела дальше, на север. Отстать не хотелось, но ведь и друга не бросишь в беде. И тогда она приблизилась, стала заботливо обирать его пёрышки.
Я приплыл в залив рано утром. Лебёдушка взлетела и стала тревожно кружиться. Решил обследовать камыши, тут и нашёл подбитую птицу. Оставил лебедя в безопасном месте, привёз лекарство и перевязал раненое крыло. На другой день я снова появился на маленьком островке. Обошёл его, убедился – хищников нет. «Как же вас назвать? - подумал. Лебедь отныне будет Лотос, а лебёдушка – Лилия».
Весь месяц плавал к лебединому озеру. Лотос повеселел и гортанным криком приветствовал меня. Однажды, придя к шалашу, увидел: в устроенном гнезде лежало яйцо. Лебедь подплыл к моей лодке и взял из рук пищу. Я знал, что Лотосу никогда не придётся летать – крыло было перебито.
Пришла осень. Вместе с Лотосом и Лилией плавали ещё два молодых лебедя. А в это время начался отлёт птиц. В небе всю ночь слышались прощальные голоса. Лилия тревожно прислушивалась к ним. На моих глазах дети Лотоса и Лилии взлетели, присоединились к стае и полетели в далёкие края. Лебёдушка волновалась, но вскоре подплыла к Лотосу и стала прихорашивать его перья. Весь вид её говорил: «Пускай улетают наши дети зимовать в тёплые края. А нам и здесь неплохо». А вскоре до меня донеслась лебединая песня. Её пел красавец Лотос. Нет, это была не прощальная песня – гимн жизни! (К.Хромов)
-Какие бы вы задали вопросы по этому тексту?
Беседа по тексту.
- Почему рассказ называется «Лебединая верность?»
- Что произошло однажды с лебедем?
- Кто остался рядом с подбитым лебедем?
- Кто помог птицам?
- Правильно ли поступила Лилия, отпустив детей своих одних в далёкие края?
- Как чувствовала себя Лилия во время отлёта птиц?
Чтобы хорошо написать изложение, нужно не только знать текст, но и грамотно написать его. Поэтому сейчас мы поработаем с вами над орфографией и пунктуацией.
Ребята у доски
Словарный диктант
Не понимая, повисло, браконьер, неподвижно, полуостровок, обирать, перевязал, раненое, лебединое, гортанный, устроенный, неплохо, в сине небо, не хотелось.
Пунктуационный разбор в тексте.
Я оставил лебедя в безопасном месте, привёз лекарство и перевязал раненое крыло.
Весь вид её говорил: «Пускай улетают наши дети зимовать в тёплые края.
Белоснежный лебедь упал в камыши, ещё не понимая, что с ним произошло.
А сейчас мне хотелось бы, чтобы вы послушали удивительную песню на слова А. Дементьева в исполнении прекрасного певца и композитора Е. Мартынова.
Песня называется «Лебединая верность».
Чем похожи и в чём различие песни и нашего рассказа?
На втором уроке мы составим план, напишем изложение и ответим на поставленный вопрос: Что такое верность?
Лебединая верность
Солнце всё выше и выше поднималось над заливом, стирая тени. Белоснежный лебедь упал в камыши, ещё не понимая, что с ним произошло, пытался взлететь в синее небо.
Его правое крыло безжизненно повисло. Браконьер лишил птицу самого дорогого – полёта. Лебедь неподвижно лежал в камышах. Его подруга, белая лебёдушка, волновалась. Птица издавала тревожный, гортанный крик. Она уже снялась с полуостровка и полетела дальше, на север. Отстать не хотелось, но ведь и друга не бросишь в беде. И тогда она приблизилась, стала заботливо обирать его пёрышки.
Я приплыл в залив рано утром. Лебёдушка взлетела и стала тревожно кружиться. Решил обследовать камыши, тут и нашёл подбитую птицу. Оставил лебедя в безопасном месте, привёз лекарство и перевязал раненое крыло. На другой день я снова появился на маленьком островке. Обошёл его, убедился – хищников нет. «Как же вас назвать? - подумал. Лебедь отныне будет Лотос, а лебёдушка – Лилия».
Весь месяц плавал к лебединому озеру. Лотос повеселел и гортанным криком приветствовал меня. Однажды, придя к шалашу, увидел: в устроенном гнезде лежало яйцо. Лебедь подплыл к моей лодке и взял из рук пищу. Я знал, что Лотосу никогда не придётся летать – крыло было перебито.
Пришла осень. Вместе с Лотосом и Лилией плавали ещё два молодых лебедя. А в это время начался отлёт птиц. В небе всю ночь слышались прощальные голоса. Лилия тревожно прислушивалась к ним. На моих глазах дети Лотоса и Лилии взлетели, присоединились к стае и полетели в далёкие края. Лебёдушка волновалась, но вскоре подплыла к Лотосу и стала прихорашивать его перья. Весь вид её говорил: «Пускай улетают наши дети зимовать в тёплые края. А нам и здесь неплохо». А вскоре до меня донеслась лебединая песня. Её пел красавец Лотос. Нет, это была не прощальная песня – гимн жизни! (К.Хромов)
Лебединая верность
Солнце всё выше и выше поднималось над заливом, стирая тени. Белоснежный лебедь упал в камыши, ещё не понимая, что с ним произошло, пытался взлететь в синее небо.
Его правое крыло безжизненно повисло. Браконьер лишил птицу самого дорогого – полёта. Лебедь неподвижно лежал в камышах. Его подруга, белая лебёдушка, волновалась. Птица издавала тревожный, гортанный крик. Она уже снялась с полуостровка и полетела дальше, на север. Отстать не хотелось, но ведь и друга не бросишь в беде. И тогда она приблизилась, стала заботливо обирать его пёрышки.
Я приплыл в залив рано утром. Лебёдушка взлетела и стала тревожно кружиться. Решил обследовать камыши, тут и нашёл подбитую птицу. Оставил лебедя в безопасном месте, привёз лекарство и перевязал раненое крыло. На другой день я снова появился на маленьком островке. Обошёл его, убедился – хищников нет. «Как же вас назвать? - подумал. Лебедь отныне будет Лотос, а лебёдушка – Лилия».
Весь месяц плавал к лебединому озеру. Лотос повеселел и гортанным криком приветствовал меня. Однажды, придя к шалашу, увидел: в устроенном гнезде лежало яйцо. Лебедь подплыл к моей лодке и взял из рук пищу. Я знал, что Лотосу никогда не придётся летать – крыло было перебито.
Пришла осень. Вместе с Лотосом и Лилией плавали ещё два молодых лебедя. А в это время начался отлёт птиц. В небе всю ночь слышались прощальные голоса. Лилия тревожно прислушивалась к ним. На моих глазах дети Лотоса и Лилии взлетели, присоединились к стае и полетели в далёкие края. Лебёдушка волновалась, но вскоре подплыла к Лотосу и стала прихорашивать его перья. Весь вид её говорил: «Пускай улетают наши дети зимовать в тёплые края. А нам и здесь неплохо». А вскоре до меня донеслась лебединая песня. Её пел красавец Лотос. Нет, это была не прощальная песня – гимн жизни! (К.Хромов)
Лебединая верность
Солнце всё выше и выше поднималось над заливом, стирая тени. Белоснежный лебедь упал в камыши, ещё не понимая, что с ним произошло, пытался взлететь в синее небо.
Его правое крыло безжизненно повисло. Браконьер лишил птицу самого дорогого – полёта. Лебедь неподвижно лежал в камышах. Его подруга, белая лебёдушка, волновалась. Птица издавала тревожный, гортанный крик. Она уже снялась с полуостровка и полетела дальше, на север. Отстать не хотелось, но ведь и друга не бросишь в беде. И тогда она приблизилась, стала заботливо обирать его пёрышки.
Я приплыл в залив рано утром. Лебёдушка взлетела и стала тревожно кружиться. Решил обследовать камыши, тут и нашёл подбитую птицу. Оставил лебедя в безопасном месте, привёз лекарство и перевязал раненое крыло. На другой день я снова появился на маленьком островке. Обошёл его, убедился – хищников нет. «Как же вас назвать? - подумал. Лебедь отныне будет Лотос, а лебёдушка – Лилия».
Весь месяц плавал к лебединому озеру. Лотос повеселел и гортанным криком приветствовал меня. Однажды, придя к шалашу, увидел: в устроенном гнезде лежало яйцо. Лебедь подплыл к моей лодке и взял из рук пищу. Я знал, что Лотосу никогда не придётся летать – крыло было перебито.
Пришла осень. Вместе с Лотосом и Лилией плавали ещё два молодых лебедя. А в это время начался отлёт птиц. В небе всю ночь слышались прощальные голоса. Лилия тревожно прислушивалась к ним. На моих глазах дети Лотоса и Лилии взлетели, присоединились к стае и полетели в далёкие края. Лебёдушка волновалась, но вскоре подплыла к Лотосу и стала прихорашивать его перья. Весь вид её говорил: «Пускай улетают наши дети зимовать в тёплые края. А нам и здесь неплохо». А вскоре до меня донеслась лебединая песня. Её пел красавец Лотос. Нет, это была не прощальная песня – гимн жизни! (К.Хромов)
Лебединая верность
Солнце всё выше и выше поднималось над заливом, стирая тени. Белоснежный лебедь упал в камыши, ещё не понимая, что с ним произошло, пытался взлететь в синее небо.
Его правое крыло безжизненно повисло. Браконьер лишил птицу самого дорогого – полёта. Лебедь неподвижно лежал в камышах. Его подруга, белая лебёдушка, волновалась. Птица издавала тревожный, гортанный крик. Она уже снялась с полуостровка и полетела дальше, на север. Отстать не хотелось, но ведь и друга не бросишь в беде. И тогда она приблизилась, стала заботливо обирать его пёрышки.
Я приплыл в залив рано утром. Лебёдушка взлетела и стала тревожно кружиться. Решил обследовать камыши, тут и нашёл подбитую птицу. Оставил лебедя в безопасном месте, привёз лекарство и перевязал раненое крыло. На другой день я снова появился на маленьком островке. Обошёл его, убедился – хищников нет. «Как же вас назвать? - подумал. Лебедь отныне будет Лотос, а лебёдушка – Лилия».
Весь месяц плавал к лебединому озеру. Лотос повеселел и гортанным криком приветствовал меня. Однажды, придя к шалашу, увидел: в устроенном гнезде лежало яйцо. Лебедь подплыл к моей лодке и взял из рук пищу. Я знал, что Лотосу никогда не придётся летать – крыло было перебито.
Пришла осень. Вместе с Лотосом и Лилией плавали ещё два молодых лебедя. А в это время начался отлёт птиц. В небе всю ночь слышались прощальные голоса. Лилия тревожно прислушивалась к ним. На моих глазах дети Лотоса и Лилии взлетели, присоединились к стае и полетели в далёкие края. Лебёдушка волновалась, но вскоре подплыла к Лотосу и стала прихорашивать его перья. Весь вид её говорил: «Пускай улетают наши дети зимовать в тёплые края. А нам и здесь неплохо». А вскоре до меня донеслась лебединая песня. Её пел красавец Лотос. Нет, это была не прощальная песня – гимн жизни! (К.Хромов)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 9 классе I вида Тема урока. Изложение с элементами сочинения.
Урок русского языка в 9 классе I вида Тема урока. Изложение с элементами сочинения. Конспект будет интересен учителям, работающим с глухими детьми....
Изложение с элементами сочинения «Золотой рубль»
Урок первый - подготовка к написанию изложения с элементами сочиненияЦель урока Подгот...
Презентация по русскому языку на тему "Изложение с элементами сочинения"
Изложение с элементами сочинения по отрывку текста «Последний лист орешника» Пескова В.М.Цели и задачи: показать роль описания деталей предмета в художественном тексте; потренироватьс...
Урок русского языка в 8 классе (изложение с элементами сочинения)
Изложение с элементами сочинения ( 8 класс)...
Урок подготовки к изложению с элементами сочинения "Памятник подлецу"
Урок подготовки к изложению с элементами сочинения по тексту Татьяны Тэсс "Памятник подлецу"...
Презентация к уроку "Изложение с элементами сочинения "Троице-Сергиева лавра зимой".
Презентация к уроку "Изложение с элементами сочинения "Троице-Сергиева лавра зимой" представляет собой визуальный дидактический материал, в котором дана историческая справка о Лавре, словарная ра...
Изложение с элементами сочинения по очерку К. Г. Паустовского «Мещерская сторона»
Урок русского языка по развитию речи для 8 класса...