СМИ и культура речи
учебно-методический материал по русскому языку (11 класс)

Тарковская Оксана Александровна

Язык и общество тесно связаны друг с другом. Как не может быть языка вне общества, так и общество не может существовать без языка. Их влияние друг на друга взаимное.

Культура речи есть показатель культуры, как отдельного человека, так и всего общества в целом. Чем бережнее будет отношение к культурному наследию, накопленному человечеством, в том числе отношение к русскому языку, тем дольше сохранится культура национальная.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДНИЕ ШКОЛА №645 ПУШКИНСКОГО РАЙОНА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

 

 

 

Индивидуальный итоговый проект

 

Тема: «СМИ и культура речи»

 

   

 

             Работу выполнил: Семёнов Иван Сергеевич

Ученик 11 «А» класса ГБОУ школа №645

Пушкинского района Санкт-Петербурга

 

 

 

Руководитель: Тарковская Оксана Александровна

Учитель ГБОУ школа № 645

Пушкинского района Санкт-Петербурга

 

 

 

 Санкт-Петербург
2023
                                                                   

Содержание

 

 

 

Введение……………………………….…3

СМИ………………………………………5

Актуальность функций СМИ……………6

Культура речи……………..….……..…....7

Культура речи в СМИ……………………8

Виды речевых ошибок…………………..9

Заключение………………………………11

Список литературы……………………...12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Язык и общество тесно связаны друг с другом. Как не может быть языка вне общества, так и общество не может существовать без языка. Их влияние друг на друга взаимное.

Культура речи есть показатель культуры, как отдельного человека, так и всего общества в целом. Чем бережнее будет отношение к культурному наследию, накопленному человечеством, в том числе отношение к русскому языку, тем дольше сохранится культура национальная.

 

 Актуальность выбранной темы:

Есть все основания полагать, что именно в наше время, когда языковая раскованность нередко подменяется языковой распущенностью, разговор о культуре русской речи в печати, на радио и телевидении особенно необходим.

 

Цель:

Анализ влияния языка средств массовой информации на общество в целом.

 

 

Задачи:

Изучить понятие СМИ и его актуальность

Выяснить, что такое культура речи?

Какую роль играет культура речи в СМИ

Узнать разновидность речевых ошибок

Сделать вывод

 

СМИ

 

В современном понимании средства массовой информации – это социальные институты, с определенной периодичностью собирающие, обрабатывающие информацию и распространяющие ее на многотысячную аудиторию. Основные характеристики СМИ – массовость и периодичность.

Роль СМИ очень высока – они помогают узнавать самую последнюю и актуальную информацию о событиях в стране и за рубежом, оценивает и комментирует информацию, доносит её до целевой аудитории.

Время, в котором мы живём, называют информационным, так, как информация является одной из главных вещей это система органов, занимающихся сбором, обработкой и хранением информации, а также передачей информации необходимой аудитории.

Суть средств массовой информации заключается в том, что их информация предназначена не для одного человека, а для всего общества.

 

 

Актуальность функций СМИ

 

Информационная функция. Заключается в предоставлении массовому читателю, слушателю и зрителю актуальной информации о самых различных сферах деятельности людей. В этом смысле данная функция способствует оптимизации полезной деятельности общества и индивида.

Регулирующая функция. Эта функция имеет широкий диапазон воздействия на массовую аудиторию, начиная с установления контактов, кончая контролем над обществом. В этой функции массовая коммуникация влияет на формирование общественного сознания группы и личности, на формирование общественного мнения и создание социальных стереотипов. При определенных условиях эта функция служит целям «промывания мозгов»..

Культурологическая функция. Эта функция выполняет познавательную задачу – ознакомление с достижениями культуры и искусства, она способствует осознанию обществом необходимости преемственности культуры, сохранения культурных традиций.

 

 

Культура речи

 

Культура речи - часть общей культуры человека. По тому, как человек говорит или пишет, можно судить об уровне его духовного развития, его внутренней культуры. Культурой речи важно владеть всем, кто по роду своей деятельности связан с людьми, организует и направляет их работу, учит, воспитывает, ведет деловые переговоры, оказывает людям различные услуги. Культура речи - это умение правильно, точно и выразительно передать свои мысли средствами языка:  логично, выразительно, образно, доступно, действенно и уместно. Это использование правил и приёмов общения.

Главной целью культуры речи является развитие у будущего специалиста - участника профессионального общения комплексной коммуникативной компетенции на русском языке, представляющей собой совокупность знаний, умений, способностей, инициатив личности, необходимых для установления межличностного контакта в социально-культурной, профессиональной (учебной, научной, производственной и др.) сферах и ситуациях человеческой деятельности.

 

 

Культура речи в СМИ

 

Культура речи в средствах массовой информации является одной из главных характеристик, позволяющих определить профессиональный уровень телерадиопередач, их публицистическую и художественную полноценность. И в первую очередь её определяет характеристика культуры речи ведущих. В советские времена речь диктора радио или телевидения была непререкаемым образцом нормы. Речевые ошибки практически не встречались. К сожалению, сегодня этого сказать нельзя, хотя, надо отдать должное, на некоторых отдельных телерадиоканалах предпринимают меры, позволяющие хоть как-то предупреждать речевые ошибки дикторов.

Язык СМИ играет важную роль в повышении грамотности населения. Отмена цензуры привела к появлению в прямом эфире спонтанной устной речи, к участию в общении лиц, имеющих различное образование и уровень культуры. В итоге снижение культурно-речевого уровня в СМИ естественным образом отражается на состоянии русского языка в современном обществе.

 

 

Виды речевых ошибок        

Речевые ошибки – это любые случаи отклонения от действующих языковых норм. Без их знания человек может нормально жить, работать и настраивать коммуникацию с другими. Но вот эффективность совершаемых действий в определённых случаях может страдать. В связи с этим возникает риск быть недопонятым или понятым превратно. А в ситуациях, когда от этого зависит наш личный успех, подобное недопустимо.

Произносительные или орфоэпические ошибки возникают в результате нарушения правил орфоэпии. Другими словами, причина кроется в неправильном произношении звуков, звукосочетаний, отдельных грамматических конструкций и заимствованных слов. К ним также относятся акцентологические ошибки – нарушение норм ударения.

Лексические ошибки – нарушение правил лексики, прежде всего – употребление слов в несвойственных им значениях, искажение морфемной формы слов и правил смыслового согласования.

Фразеологические ошибки возникают, когда искажается форма фразеологизмов или они употребляются в несвойственном им значении, нарушение семантической и стилистической сочетаемости фразеологизма.

Морфологические ошибки – неправильное образование форм слова. Очень часто такие ошибки встречаются не только в речи школьников, но и у взрослых, солидных людей.

Синтаксические ошибки связаны с нарушением правил синтаксиса – конструирования предложений, правил сочетания слов.

Орфографические ошибки этот вид ошибок возникает из-за незнания правил написания, переноса, сокращения слов. Характерен для письменной речи.

Пунктуационные ошибки – неправильное употребление знаков препинания при письме. Употребление его там, где он не требуется, а также необоснованная замена одного знака препинания на другой.

Заключение

 

Для нас, было очень интересно работать над этим проектом и на эту тему. За время работы над проектом мы попытались доказать, что язык и общество тесно связаны друг с другом. И попытались доказать их влияние друг на друга.

Таким образом, если человек не допускает ошибок в произношении, в употреблении форм слов, в их образовании  и в построении предложений, то его речь можно назвать правильной. Однако этого мало. Речь может быть правильной, но плохой, то есть не соответствовать целям и условиям общения. В понятие хорошей речи включаются, как минимум, четыре признака: логичность, богатство, точность и выразительность. Показателями богатой речи являются большой объем активного словаря, разнообразие используемых морфологических форм и синтаксических конструкции. Выразительность создается с помощью отбора языковых средств, в наибольшей мере соответствующих условиям и задачам общения.

 

Список литературы

 

Д. Брайнт С. Томпсон/ Пер. В. Кулеба, Я. Лебеденко Основы воздействия СМИ. Издательский дом "Вильямс" 2004 г.

Ильченко Сергей Николаевич, Пучков Дмитрий Goblin. Как нас обманывают СМИ. Манипуляция информацией. Издательство «Питер», 2019 г.

Лев Успенский. Культура речи. Издательство "Знание", серия "Народный университет. Педагогический факультет", Москва, 1976 г.

Борис Тимофеев-Еропкин. Правильно ли мы говорим? Издательство «Лениздат» 1961 г.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по культуре речи " Культура публичной речи".

Уроки, связанные с подготовкой публичных высказываний и культурой публичной речи, проводимые после изучения темы «Функциональные стили речи», в значительной мере расширяют ком...

конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с.

Упражнение в сравнении и различении, правильном произношении звуков в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического слуха и логического мышления и внимания. Упражнение  в звуковом ...

Урок русского языка в 11 классе по теме "Культура речи. Качества хорошей речи"

Урок русского языка в 11 классе (по учебнику Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина) по теме "Культура речи. Качества хорошей речи" рассчитан на 2 учебных часа (разработан в рамках модульной педагогической техн...

конспект урока русского языка "Служебные части речи. Культура речи."

Цели: повторить и обобщить  знания учащихся о служебных частях речи; продолжить работу по формированию орфографических умений и навыков;развивать речевые навыки  учащихся;совершенствов...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ: «Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ:«Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка». Цель урока: формирование...

Лекция по культуре речи "Литературный язык – основа культуры речи. Функциональные стили, области их применения"

1. Понятие культуры речи.2. Формы существования национального языка. Литературный язык, его признаки и свойства.3. Нелитературные разновидности языка.4. Функциональные стили, их ха...