Викторина по русскому языку 5-6 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Лукьянова Наталия Анатольевна

Данные разработки можно использовать на уроках русского языка в 5-6 классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_po_russkomu.pptx157.73 КБ
Microsoft Office document icon mestoimeniya.doc100.5 КБ
Office presentation icon mestoimeniya.ppt1.38 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

фразеологизмы 10 20 30 40 50 лексика 10 20 30 40 50 загадки 10 20 30 40 50 Повторение 10 20 30 40 50

Слайд 2

Вопросы категории 1

Слайд 3

Какое значение имеет выражение: «Как вода сквозь пальцы »? 10 Категория 1

Слайд 4

Как вода сквозь пальцы – тот, кто легко уходит от преследования. 10 Категория 1

Слайд 5

Что обозначает выражение : «Большая шишка». 20 Категория 1

Слайд 6

Большая шишка -кто-то важный, значительный, влиятельный человек 20 Категория 1

Слайд 7

О выдуманном говорят, что его ..... и з пальца 30 Категория 1

Слайд 8

высосали 30 Категория 1

Слайд 9

Какой узел надо разрубить, чтобы избавиться от проблемы самым решительным путем. 40 Категория 1

Слайд 10

Гордиев узел 40 Категория 1

Слайд 11

Какую козу дерут если надо сильно наказывать ? 50 Категория 1

Слайд 12

Сидорову козу 50 Категория 1

Слайд 13

Вопросы категории 2

Слайд 14

Подберите синоним к слову темнота , начинающийся на букву С. 10 Категория 2

Слайд 15

сумрак 10 Категория 2

Слайд 16

Какого слова не существует : лотошить , бурелом, прилом , козлодер 20 Категория 2

Слайд 17

Не существует слова – прилом . ( козлодер – плохой певец, бурелом - поломанные бурей деревья в лесу , лотошить - говорить торопливо, несвязно; болтать) 20 Категория 2

Слайд 18

Какое слово является архаизмом: свара , алтын, ямщик , смерд. 30 Категория 2

Слайд 19

свара (тоже самое,что ссора) 30 Категория 2

Слайд 20

Что значит слово « учапать »? 40 Категория 2

Слайд 21

уйти 40 Категория 2

Слайд 22

Что значит слово : « язать » 50 Категория 2

Слайд 23

обещать 50 Категория 2

Слайд 24

Вопросы категории 3

Слайд 25

Какие два местоимения мешают движению транспорта? 10 Категория 3

Слайд 26

Я-мы 10 Категория 3

Слайд 27

Как закрутить топор спиралью? 20 Категория 3

Слайд 28

Приписать в начале букву «ш» топор - штопор 20 Категория 3

Слайд 29

Отгадайте загадку: На снежном склоне черные кони. Стоят вряд, С нами говорят. 30 Категория 3

Слайд 30

Буквы 30 Категория 3

Слайд 31

Союз, число потом предлог - Вот и вся шарада. А чтоб ответ найти ты смог, О реках вспомнить надо. 40 Категория 3

Слайд 32

И-сто-к 40 Категория 3

Слайд 33

Многие средневековые русские актёры (скоморохи ), веселящие народ в ту пору, во время своих выступлений использовали погремушки, изготовленные из бычьего пузыря и находящихся внутри него плодов одного растения. Плоды, какого растения использовались при изготовлении этих погремушек ? 50 Категория 3

Слайд 34

Плоды гороха («гороховый шут») 50 Категория 3

Слайд 35

Вопросы категории 4

Слайд 36

Разберите слово «последовательность» 10 Категория 4

Слайд 37

Приставка – по Корень – след Суффиксы – ова , тель , н, ость Окончание – нулевое Основа - все слово 10 Категория 4

Слайд 38

Разберите слово «предрасположенный» 20 Категория 4

Слайд 39

Приставки – пред, рас, по Корень – лож Суффикс – енн Окончание – ый Основа - предрасположенн 20 Категория 4

Слайд 40

Какие из данных слов являются наречиями : здесь, чей-нибудь, тот , туда, где-то , куда-то, кое-какой, 30 Категория 4

Слайд 41

Здесь, туда, где-то, куда-то 30 Категория 4

Слайд 42

40 Категория 4 Расставьте знаки :«Когда он вошел я увлекавшись чтением не заметил наверное как он бесшумно подобно мыши проскользнул в комнату повесил свое оборванное временем пальто которое думаю помнит еще его деда и ушел в спальню.»

Слайд 43

40 Категория 4 Когда он вошел ,я ,увлекавшись чтением, не заметил ,наверное, как он бесшумно ,подобно мыши, проскользнул в комнату, повесил свое оборванное временем пальто, которое ,думаю ,помнит еще его деда и ушел в спальню

Слайд 44

Сколько здесь должно быть запятых : «Кажется можно наверное предположить что конечно запятых бесспорно слишком много но полагаю по всем правилам» 50 Категория 4

Слайд 45

13 50 Категория 4



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Учебный предмет: русский язык

Класс: 6

Тема урока: «Местоимение как часть речи»

Тип урока: комбинированный:

Форма работы: коллективная, индивидуальная.

Цель урока: вспомнить понятие о местоимении как части речи; об основных разрядах местоимений; показать синтаксически роль местоимений, формировать умения находить местоимения в тексте.

Задачи урока:

Образовательные: организовать деятельность обучающихся по выведению определения о местоимении как части речи, учить различать местоимения от других частей речи, находить морфологические признаки местоимения.

Развивающие: развивать внимание, память, речь детей, наблюдательность, любознательность; развивать познавательные мотивы.

Воспитывающие: способствовать углублению знаний по русскому языку, воспитывать потребность в грамотном письме, совершенствовать устную и письменную речь, делать ее более точной и богатой.

Коррекционные: развивать логическое мышление, воображение; развивать коммуникативные качества.

Планируемый результат обучения:

Познавательные УУД: умение решать учебную задачу;

умение оценивать свой результат; умение анализировать слова в предложении и классифицировать их по сходным признакам.

 Регулятивные УУД: развитие умения планировать свою деятельность; выделение и осознание уже полученных знаний;

умение обсуждать возникшую проблему, используя личные знания.

Личностные УУД: учить общению, позитивному отношению к окружающим.

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Средства обучения: компьютер, учебник, карточки с заданиями, средства ИКТ (презентация).  

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.Мотивация к деятельности..

Цель этапа: включение учащихся

 в деятельность.  

2.Актуализация и пробное учебное действие       Цель этапа: подготовка мышления учащихся, и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

3.Постановка учебной задачи..

Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).

4. Актуализация пройденного материала. 

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбора способа и средств их реализации

5Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. 5мин.

Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи

6. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону .10мин.

Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи

Физкультминутка. 2мин.

Цель: снять эмоциональную усталость, предупредить утомление.

7. Этап включения в систему знаний и повторения. Карточки. 4мин.

Цель: закрепить полученные знания

Домашнее задание. 1мин.

Дать инструктаж.

8. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. 3мин.

Цель: сформировать личную ответственность за результаты деятельности

Проверка готовности рабочих мест к началу урока. Объявляет тему и цели учебного занятия, обосновывает ее значимость для развития познавательной деятельности, раскрывает содержание урока.

Ребята, мы закончили изучать какие части речи? А по логике переходим к изучению?

Читаю стихотворение

Вместо имени предмета,

Вместо признака предмета

Применяем тоже это.

И количество предмета

Заменяет часто это.

Нам на все оно укажет,

Но имен ничьих не скажет,

Часто очень применяется,

Сильно очень изменяется

Без него как не крутись

В речи нам не обойтись.

-Какой теме будет посвящен наш урок?

Сообщение темы и цели урока

Запись даты и темы урока

 Изучать местоимение мы будем по следующему плану:

1. Общее грамматическое значение, вопросы.

2. Морфологические признаки.

3. Синтаксическая функция.

4. Роль и употребление в речи.

Работа с учебником и презентацией:

Прочитайте предложения.

Весна на пороге.

Скоро она вступит в свои права. А сейчас еще морозно. Такая погода продержится недолго. Через несколько дней засияет яркое весеннее солнце и начнется настоящая весна.

-Вместо каких слов употреблялись местоимения такой, он, несколько?

- Чем отличаются местоимения от данных частей речи?

Обратимся к презентации и вспомним, что уже изучали в прошлом году.

Правила. Запишите разряды. Проверьте себя. Запиши в тетрадь.

 

Задача. Определите морфологические признаки местоимения в данном предложении.

Организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости.

- Какие морфологические признаки имеет местоимение?

- К какому выводу пришли?

… Местоимения выделяют в особый класс слов-заменителей, которые, как “запасные игроки” на футбольном поле.

- Самостоятельная работа. Снова предлагаю вспомнить личные местоимения. Почему так называются, что происходит при склонении?

Прочитайте задание упр.439.Сделаем один образец на доске. Как разбираем словосочетания?

Проверка орфограмм. Образец разбора на доске.

         

Гимнастика под песню «Родина моя» (Я, ты, он, она )

Упражнения для снятия эмоционального напряжения и физической усталости

Заменить слово березка местоимением.

Подчеркни местоимения как члены предложения

            Березка.

На склоне небольшого пригорка нашего села одиноко стояла молоденькая березка.

У березки была нежная и светлая атласная кожица. Березка по-детски радостно встряхивала ветвями, точно восторженно приветствуя солнце. Играя, ветер весело пересчитывал на березке изумрудные листочки.

Я любил эту березку. Любил вдыхать запах листвы березки, смотреть, как березка доверчиво протягивала свои ветви.

Информация по домашнему заданию, инструктаж по его выполнению.

Ребята д.з. на выбор упр.436или 440

-О какой части речи мы сегодня говорили на уроке?

 Какие задачи, поставленные в начале урока нам, удалось решить?

- Довольны ли вы своей работой на уроке?

- Кому из вас потребовалась помощь?

- На каком этапе работы?

- По алгоритму возникли затруднения?

 

Проверяют готовность рабочих мест. Подготовка учащихся к работе. Ребята, сделайте глубокий вдох и тихо-тихо выдохните. А теперь наберите побольше воздуха в лёгкие и сдуйте все преграды и сложности на своём пути! Молодцы!

- Какие части речи здесь написаны?

- Разбейте их на группы.

С какой группой местоимений мы будем сегодня заниматься?

- Что нам это даст?

 2. Домысливание

- Давайте запишем тему сегодняшнего урока: «С помощью слов «помощников» сформулируйте цели урока:

Повторим….

Узнаем……

Проверим…

- наш урок будет посвящен местоимению

- работают в тетрадях, записывают дату и тему урока

Записывают предложение в тетрадь.

 

Отвечают на поставленные вопросы.

Накладываются существительные, прилагательные, числительные на места местоимений

  Читают предложение.

Отвечают. Записывают и подчеркивают в тетради.

 

Отвечают. Почти не имеют особых морфологических признаков. Их морфологические признаки зависят от того, какую часть речи они замещают.

Местоимение не называет предмет, а лишь замещает его.

записывают в тетрадь.

Проверка по эталону.

Отвечают. Морфологические признаки местоимений зависят от того, какую часть речи они замещают

Выполняют упражнения

Личные

Они указывают на лицо.

Работают, выполняют задание.

Правильность выполнения задания проверяют по эталону.

  Читают текст.

                      Березка.

На склоне небольшого пригорка нашего села одиноко стояла молоденькая березка.

У березки была нежная и светлая атласная кожица. Березка по-детски радостно встряхивала ветвями, точно восторженно приветствуя солнце. Играя, ветер весело пересчитывал на березке изумрудные листочки.

Я любил эту березку. Любил вдыхать запах листвы березки, смотреть, как березка доверчиво протягивала свои ветви.

  Отвечают. Одиноко стоит молоденькая березка. Автор текста любуется ее красотой.

Художественное описание.

Березка.

Работают с текстом.

Несколько раз повторяется слово березка.

Заменить слово березка местоимением.

Работают самостоятельно, сверка с эталоном.

Являются средством связи между предложениями в тексте.

Выполняют синтаксический разбор.

  В предложении местоимения могут быть подлежащим, дополнением, обстоятельством, определением.

Учащиеся отвечают.

Задают возникшие вопросы.

Учитель оценивает уровень участия детей во всех видах деятельности, переводит данный уровень в пяти 

Повторили….

Узнали……

Проверили…

Личностные - настрой на позитивное начало урока

Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам

Регулятивные – планирование урока

Познавательные – анализ объектов с целью выделения признаков

Регулятивные – расположение материала, полученного в ходе наблюдения, в схему, предложенную для анализа.

Познавательные – умение сопоставлять, выявлять сходства и различия.

Коммуникативные – полно и ясно выражать свои мысли, комментировать и аргументировать свои наблюдения.

Личностные – умение применять сопоставительный анализ при работе

Регулятивные – выделение следствия из предложенной для чтения и осмысления информации

Познавательные – понимание и осмысление прочитанной информации.

Коммуникативные – умение отвечать на поставленные вопросы, ясно и полно выражать свои мысли.

Личностные – осознание необходимости пополнения своих знаний и совершенствование своей речи.

Познавательные – внесение дополнений в работы, их корректировка.

Коммуникативные – обогащение речи, работа над грамматической и лексической сочетаемостью слов, исправление речевых ошибок.

Регулятивные – контроль, оценка, коррекция.

Личностные – формирование критического мышления.

Регулятивные – понимание цели этого этапа работы.

Коммуникативные – умение сотрудничать.

Познавательные – умение использовать учебную задачу, используя алгоритм.

 

Регулятивные – понимание цели того этапа работы.

Познавательные – умение отвечать на поставленные вопросы.

Личностные – умение полно и ясно выражать свои мысли, соотносить их с мнениями других

 

Личностные– умение анализировать информацию.

Регулятивные – умение применять полученные знания на практике.

Личностные; формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Дают оценку себе

Планируемые образовательные результаты достигнуты.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Местоимение

Слайд 2

В слове два корня: место (вместо) и имя (имени).Местоимение-это то, что употребляется вместо имени. Общее значение местоимений – указывать на предметы, признаки, количества, не называя их. Личными называются местоимения, указывающие на лица, которые участвуют в разговоре. У личных местоимений при склонении изменяется не окончание, всё слово .

Слайд 3

Личные я, ты Возвратное себя Вопросительные кто? чей? Относительные кто, чей Неопределенные некто, кое-кто Отрицательные никто, ничей Притяжательные мой, твой Указательные тот, этот Определительные весь, самый

Слайд 4

Местоимения Местоимения- существитель-ные Местоимения-прилагатель-ные Местоимения-числительные Местоимения-наречия Я ты кто что никто и др. мой твой наш ваш какой этот и др. сколько столько несколько и др. где когда куда там потому и др. Местоимения употребляются вместо существительных, прилагательных, числительных и наречий.

Слайд 5

Единственное число Множественное число 1-е лицо Я МЫ 2-е лицо ТЫ ВЫ 3-е лицо ОН ОНА ОНО ОНИ Личными называются местоимения, указывающие на лица, которые участвуют в разговоре.

Слайд 6

Им.п. Я Они Род.п. Меня Их, у них Дат. П. Мне Им, к ним Вин. П. Меня Их, за них Тв.п. Мной Ими, за ними Предл.п. Обо мне О них У личных местоимений при склонении изменяется не окончание, а всё слово.

Слайд 7

кого? На старой фотографии он узнал друга. кого? На старой фотографии он узнал себя. Во втором предложении совершаемое действие направлено на само действующее лицо.

Слайд 8

Личные Притяжательные Возвратные Ваш, она, вы, моя, они, себя, твой, оно, наша, я, мы, он, свой, ты.

Слайд 9

Личные Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они Притяжательные Наша, свой, твой, моя, ваш Возвратные Себя

Слайд 10

1. Укажите строчку, в которой записаны только личные местоимения. а) у них, обо мне, я, тебя б) за ними, мой, себя, тот в) вам, твой, вас, когда г) к нам, нами, этот, никто 2. Какую часть речи не может заменить местоимение в тексте? а) имя существительное б) имя прилагательное в) глагол г) имя числительное

Слайд 11

5. Продолжите фразу. Местоимения в предложении обычно бывают… а) определением б) дополнением в) подлежащим г) сказуемым

Слайд 12

Молодцы! Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина по русскому языку для 7 класса

Викторина рассчитана на повторение сведений по темам: "Причастие", "Деепричастие", "Наречие", "Междометие", "Союз", "Предлог", "Частица"...

Викторина по русскому языку в 5 классе

Презентация и сценарий для внеклассного мероприятия по русскому языку в 5 классе...

Лингвистическая викторина по русскому языку для 7 класса "Самый умный"

Даннон внеклассное мероприятие позволяет привлечь внимание школьников к изучению русского языка, определить лучшего в знании изученных разделов русского языка....

Лингвистическая викторина по русскому языку для 7 класса "Самый умный"

Данное внеклассное мероприятие позволяет привлечь внимание школьников к изучению русского языка, определить лучшего в знании изученных разделов русского языка....

Викторина по русскому языку для 5 класса "Своя игра"

Разрработка основывается на  УМК С.И.Львовой, В.В.Львова, затрагивает основные разделы языкознания, изучаемые в 5 классе.                    ...

Викторина по русскому языку в 5 классе

Викторина по русскому языку в 5 классе...

викторина по русскому языку для 5 класса

Викторина по русскому языку для 5 класса...