Контрольная работа по русскому языку за курс 8 класса
учебно-методический материал по русскому языку (8 класс)
Контрольная работа представляет собой 20 тестовых заданий с 4 вариантами ответов, вопросы составлены на основе текста. Предлагаются задания по основным разделам, которые были изучены в течение 8 класса. Два варианта контрольной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontrolnaya_rabota_za_8_klass.docx | 45.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Итоговая контрольная работа по русскому языку 8 класс
Вариант 1
Прочитайте текст и выполните 20 тестовых заданий (выберите один из предложенных ответов)
(1)Мне было всего семь лет, когда я познакомился с писателем Христианом Андерсеном. (2)Случилось это в зимний вечер, всего за несколько часов до наступления двадцатого столетия. (3)Веселый датский сказочник встретил меня на пороге нового века.
(4)Он долго рассматривал меня, прищурив один глаз и посмеиваясь, потом достал из кармана белоснежный душистый платок, встряхнул им, и из платка вдруг выпала большая белая роза. (5)Сразу же вся комната наполнилась ее серебряным светом и непонятным медленным звоном. (6)Оказалось, что это звенят лепестки розы, ударившись о кирпичный пол подвала, где жила тогда наша семья. (7)Случай с Андерсеном был тем явлением, которое старомодные писатели называли «сном наяву». (8)Просто это мне, должно быть, привиделось.
(9)В тот зимний вечер, о котором я рассказываю, у нас в семье украшали ёлку. (10)Меня взрослые отправили на улицу, чтобы раньше времени не радовался ёлке, а, когда я вернулся, на зимней красавице уже зажигали свечи. (11)Около ёлки лежала толстая книга – подарок от мамы. (12)Это были сказки Христиана Андерсена.
(13)Я сел под елкой и раскрыл книгу. (14)В ней было много цветных картинок, прикрытых папиросной бумагой. (15)Приходилось осторожно отдувать эту бумагу, чтобы рассмотреть картинки, липкие от краски.
(16)Там сверкали бенгальским огнем стены снежных дворцов, дикие лебеди летели над морем, в нем отражались розовые облака, оловянные солдатики стояли на часах на одной ноге, сжимая длинные ружья. (17)Я начал читать и зачитался так, что, к огорчению взрослых, почти не обратил внимания на нарядную елку. (18)Прежде всего я прочел сказку о стойком оловянном солдатике и маленькой прелестной плясунье, потом – сказку о снежной королеве, где любовь преодолевает все преграды. (19)Удивительная и, как мне показалось, душистая, подобно дыханию цветов, человеческая доброта исходила от страниц этой книги с золотым обрезом.
(20)Потом я задремал под елкой от усталости и жара свечей и сквозь эту дремоту увидел Андерсена, когда он обронил белую розу.
(21)С тех пор мое представление о нем всегда было связано с этим приятным сном. (22)Тогда я еще не знал, конечно, двойного смысла андерсеновских сказок. (23)Я не знал, что в каждой детской сказке заключена еще одна, которую в полной мере могут понять только взрослые. (24)Это я понял гораздо позже. (25)Понял, что мне просто повезло, когда в канун трудного и великого двадцатого века мне встретился милый чудак и поэт Андерсен и научил меня вере в победу солнца над мраком и доброго человеческого сердца над злом.
(По К.Г.Паустовскому)
1. В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему герой «зачитался» сказками «Андерсена»?
1) Около елки лежала толстая книга – подарок от мамы.
2) В ней было много цветных картинок, прикрытых папиросной бумагой.
3) Удивительная и, как мне показалось, душистая, подобно дыханию цветов, человеческая доброта исходила от страниц этой книги с золотым обрезом.
4) Я не знал, что в каждой детской сказке заключена вторая, которую в полной мере могут понять только взрослые.
2. Укажите предложение, в котором средством выразительности является сравнение.
1) Случилось это в зимний вечер, всего за несколько часов до наступления двадцатого столетия.
2) Он долго рассматривал меня, прищурив один глаз и посмеиваясь, потом достал из кармана белоснежный душистый платок, встряхнул им, и из платка вдруг выпала большая белая роза.
3) Удивительная и, как мне показалось, душистая, подобно дыханию цветов, человеческая доброта исходила от страниц этой книги с золотым обрезом.
4) Потом я задремал под елкой от усталости и жара свечей и сквозь эту дремоту увидел Андерсена, когда он обронил белую розу.
3. В каком предложении есть слово, в котором правописание приставки определяется её значением - "неполнота действия"
1.-14 2.-15 3.-16 4.-17
4. В каком предложении есть найдите слово, в котором правописание Н определяется правилом: «Одна буква Н пишется в суффиксах кратких страдательных причастий».
1.- 18 2.-19 3.-20 4.-21
5. Грамматическая основа предложения 11.
1.Книга – подарок 2. Лежала книга 3.Лежала около елки 4.Подарок от мамы
6. Укажите предложения, в котором есть обособленное приложение.
1.-9 2.-10 3.-11 4.-12
7. Укажите номер предложение, в котором есть обособленное определение.
1.-15 2.-16 3.-17 4.-18
8. Укажите предложение, в котором есть обособленное обстоятельство
1.- 16 2.- 17 3.-18 4.-19
9. Укажите предложение, в котором есть вводное слово
1.- 20 2.- 21 3.-22 4.-23
10. Укажите количество грамматических основ в предложении 25.
1.-1 2.-2 3.-3 4.-4
11. Укажите сложное бессоюзное предложение 1.-15 2.-16 3.-18 4.-19
12. Предложение 4 1-сложносочиненное 2-сложноподчиненное 3-бессоюзное 4-простое
13.В предложении 2 сказуемое 1-составное глагольное 2-простое глагольное 3-составное именное
14.Укажите предложение, в котором есть неоднородные определения 1.-4 2.-5 3.-9 4.-10
15.Сколько грамматических основ в предложении 16 ?
1.-1 2.-2 3.-3 4.-4
16.Сколько рядов однородных членов в предложении 20?
1.-1 2.-2 3.-3 4.-4
17.Укажите лишнее словосочетание 1.сказки Андерсена 2.-бенгальские огни 3.-белые дворцы
4.-оловянный солдатик
18. Укажите предложение, в котором есть фразеологический оборот 1.-2 2.-3 3.-17 4.-20
19.Морфемный состав слова обронил
1.приставка, корень суффикс
2.приставка, корень суффикс, окончание
3. корень, суффикс, суффикс, окончание
4.приставка, корень, суффикс, суффикс, окончание
20.Какой частью речи выражено сказуемое в предложении 21
1. –глаголом 2.-причастием 3-прилаг. 4 –существительным
Итоговая контрольная работа по русскому языку 8 класс
Вариант 2
Прочитайте текст и выполните 20 тестовых заданий (выберите один из предложенных ответов)
(1)Почти у каждого из нас остались в памяти еще с детства лесные поляны, засыпанные листвой, пышные и печальные уголки родины, что сияют под нежарким солнцем в синеве, в тишине безветренных вод, в криках кочующих птиц. (2)Потом эти воспоминания возникают с поразительной силой по самому ничтожному поводу: например, от мелькнувшего за окнами вагона мимолетного пейзажа, который вызывает непонятное нам самим чувство волнения и счастья… (3)Такое чувство давно виденных милых мест остается от «волжских» и «осенних» картин Левитана.
(4)Однажды художник плыл на пароходе по Волге. (5)Все дни он просиживал на палубе и смотрел на берега – искал места для этюдов. (6)Но хороших мест не было, Левитан все чаще хмурился и жаловался на усталость. (7)Берега наплывали медленно, однообразно, не радуя глаз ни живописными селами, ни задумчивыми и плавными поворотами. (8)Наконец в Плесе Левитан увидел с палубы старинную маленькую церковь, рубленную из сосновых кряжей. (9)Она чернела на ночном небе, и первая звезда горела над ней, переливаясь и блистая.
(10)В этой церкви, в тишине вечера, в певучих голосах деревенских женщин, продававших на пристани молоко, Левитану почудилось столько покоя, что он тут же решил остаться в Плесе. (11)С этого времени начался светлый промежуток в его жизни.
(12)Маленький городок был беззвучен и безлюден. (13)Тишину нарушали только колокольный звон и мычание стада, а по ночам – колотушки сторожей. (14)По уличным косогорам и оврагам цвел репейник и росла лебеда. (15)В домах за кисейными занавесками сушился на подоконниках липовый цвет.
(16)Дни стояли солнечные, устойчивые, сухие. (17)Русское лето, чем ближе к осени, тем больше бывает окрашено в спелые цвета. (18)Уже в августе розовеет листва яблоневых садов, сединой блестят поля; вечерами над Волгой стоят облака, покрытые жарким румянцем.
(19)Каждый день приносил трогательные неожиданности. (20)То подслеповатая старуха, приняв Левитана за нищего, положит ему на ящик с красками стертый пятак. (21)То дети, подталкивая друг друга в спину, попросят, чтобы их нарисовали, потом прыснут от смеха и разбегутся. (22)А то придет тайком молодая соседка и будет певуче жаловаться на свою долю. (23)Пожалуй, именно в Плёсе художник в полной мере ощутил тепло и ласковость русской земли. (24)В «волжских» работах Левитана впервые появились свет и блеск. (25)Об этих полотнах Чехов сказал ему: (26)«На твоих картинах уже есть улыбка».
(По К.Г. Паустовскому)
1. В каком(-их) предложении(-ях) содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему в Плесе «начался светлый промежуток» жизни Левитана?»
1) (1) Почти у каждого из нас остались в памяти еще с детства лесные поляны, засыпанные листвой, пышные и печальные уголки родины, что сияют под нежарким солнцем в синеве, в тишине безветренных вод, в криках кочующих птиц.
2) (15) В домах за кисейными занавесками сушился на подоконниках липовый цвет.
3) (16) Дни стояли солнечные, устойчивые, сухие. (17) Русское лето, чем ближе к осени, тем больше бывает окрашено в спелые цвета.
4) (23) Пожалуй, именно в Плёсе художник в полной мере ощутил тепло и ласковость русской земли. (24) Так в «волжских» работах впервые появились у Левитана свет и блеск.
2. Укажите предложение, в котором содержится фразеологизм.
1) Все дни он просиживал на палубе и смотрел на берега – искал места для этюдов.
2) То подслеповатая старуха, приняв Левитана за нищего, положит ему на ящик с красками стертый пятак.
3) Тишину нарушали только колокольный звон и мычание стада, а по ночам – колотушки сторожей.
4) То дети, подталкивая друг друга в спину, попросят, чтобы их нарисовали, потом прыснут от смеха и разбегутся в мгновение ока.
3. В каком предложении есть слово, в котором(-ых) правописание согласной в приставке зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.
1.-10 2.-11 3.-12 4.-13
4. В каком предложении есть найдите слово, в котором правописание Н определяется правилом: «Одна буква Н пишется в суффиксах кратких страдательных причастий».
1.- 18 2.-12 3.-17 4.-24
5. Грамматическая основа предложения 5.
1.Он просиживал 2. Он просиживал и смотрел 3. Все дни просиживал смотрел 4. Он просиживал смотрел искал
6. Укажите номер неполного предложения
1.-4 2.-5 3.-12 4.-13
7. Укажите номер предложения, в котором есть обособленное определение.
1.-6 2.-7 3.-8 4.-9
8. Укажите номер(-а) предложений, в котором (-ых) есть обособленное обстоятельство
1.- 8 2.- 9 3.-10 4.-11
9. Укажите номер(-а) предложений, в котором (-ых) есть вводные слова и предложения
1.- 20 2.- 21 3.-22 4.-23
10. Укажите количество грамматических основ в предложении 21.
1.-1 2.-2 3.-3 4.-4
11. Укажите сложное бессоюзное предложение 1.-6 2.-7 3.-8 4.-9
12. Предложение 7 1-сложносочиненное 2-сложноподчиненное 3-бессоюзное 4-простое
13.В предложении 16 сказуемое 1-составное глагольное 2-простое глагольное 3-составное именное
14.Укажите предложение, в котором есть неоднородные определения 1.-8 2.-9 3.-10 4.-11
15.Сколько грамматических основ в предложении 18 ?
1.-1 2.-2 3.-3 4.-4
16.Сколько рядов однородных членов в предложении 10?
1.-1 2.-2 3.-3 4.-4
17.Укажите лишнее словосочетание 1.солнечные дни 2.-лесные поляны 3.-ласковость земли
4.-русское лето
18. Укажите предложение, в котором есть прямое дополнение 1.-14 2.-15 3.-22 4.-23
19.Морфемный состав слова просиживал
1.приставка, корень суффикс
2.приставка, корень суффикс, окончание
3. корень, суффикс, суффикс, окончание
4.приставка, корень, суффикс, суффикс, окончание
20.Какой частью речи выражено сказуемое в предложении 12?
1. –глаголом 2.-причастием 3-прилаг. 4 -существительным
Ответы:
1 вариант 1-2, 2-3, 3-1. 4-4, 5-2, 6-3, 7-1, 8-1, 9-3,
10-3, 11-2, 12-1, 13-2, 14-1, 15-4, 16-2, 17-1, 18-3, 19-4, 20-2.
2 вариант 1-4, 2-4, 3-3, 4-3, 5-4, 6-4, 7-3. 8-2, 9_4, 10-2,
11-1, 12-4, 13-3. 14-1, 15-3, 16-1, 17-3, 18-4, 19- 4, 20-3
3. Из предложений 10–12 выпишите слово(-а), в котором(-ых) правописание согласной(-ых) в приставке зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.
4. В предложениях 1–3 найдите слово(-а), в котором(-ых) правописание НН определяется правилом: «Две буквы –Н пишутся в прилагательных, образованных от существительных при помощи суффиксов -онн- , -енн- ». Выпишите найденное(-ые) слово(-а).
5. Замените слово ДОЛЮ в предложении 22 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
6. Замените словосочетание КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН (предложение 13), построенное на основе согласование, синонимичным словосочетанием со связью управления. Напишите получившееся словосочетание.
7. Выпишите грамматическую основу предложения 12.
8. Среди предложений 5–8 найдите предложение(-я) с обособленным(-ими) определением(-ями). Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-й).
9. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
То дети,(1) подталкивая друг друга в спину,(2) попросят,(3) чтобы их нарисовали,(4) потом прыснут от смеха и разбегутся. А то придет тайком молодая соседка и будет певуче жаловаться на свою долю. Пожалуй,(5) именно в Плёсе художник ощутил тепло и ласковость русской земли.
10. Укажите количество грамматических основ в предложении 10.
11. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Почти у каждого из нас остались в памяти еще с детства лесные поляны,(1) засыпанные листвой,(2) также пышные и печальные
уголки родины,(3) что сияют под нежарким солнцем в синеве,(4) в тишине безветренных вод,(5) в криках кочующих птиц.
12. Среди предложений 13–18 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
Ключи к ответам
итоговой контрольной работы по русскому языку 8 класс
1 вариант | 2 вариант | 3 вариант | |
1 | 3 | 4 | 4 |
2 | 3 | 1 | 4 |
3 | прикрытых | приходить | беззвучен безлюден |
4 | связано, заключено | подхваченные | безветренный |
5 | рисунки | преподавателем (или педагогом) | судьба |
6 | Доброта человека | В процессе творчества | Звон колокола |
7 | Книга лежала | Я не мог найти | Городок был беззвучен безлюден |
8 | 14 15 | 13 | 8 |
9 | 1 2 | 12 | 5 |
10 | 3 | 2 | 2 |
11 | 4 | 4 | 3 |
12 | 16 | 14 | 18 |
Спецификация
итоговой контрольной работы
по РУССКОМУ ЯЗЫКУ в 8-х классах
1. Назначение контрольной работы – оценить уровень общеобразовательной подготовки по русскому языку учащихся 8-х классов к основному государственному экзамену.
2. Документы, определяющие содержание контрольной работы.
Содержание контрольной работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по русскому языку (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и
среднего (полного) общего образования»).
3. Структура контрольной работы
Работа по русскому языку состоит из Части 1 и выполняется на основе прочитанного текста. Она состоит из 12 заданий (1 – 12).
Ответами к заданиям 1–12 являются цифра (число), слово (несколько слов), словосочетание или последовательность цифр (чисел). Ответ записывается в поле ответа на бланке работы.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные обучающимися за выполненные задания, суммируются.
Контрольная работа составлена в трёх вариантах. Варианты работ являются параллельными, под одними и теми же порядковыми номерами во всех вариантах представлены задания одинаковой сложности, позволяющие проверить сформированность одних и тех же предметных умений у учащихся.
4. Характеристика структуры и содержания контрольной работы.
Каждый вариант контрольной работы состоит из двух частей и включает в себя 12 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.
Часть 1 (задания 1–12) – задания открытого типа на запись самостоятельно сформулированного краткого ответа.
Распределение заданий по частям контрольной работы представлено в таблице 1.
Таблица 1.
Части работы | Количество заданий | Максимальный первичный балл | Типы заданий |
Часть 1 | 12 (задания 1 – 12) | 12 | Задание с кратким ответом |
Итого | 12 | 12 |
5. Распределение заданий контрольной работы по содержанию, проверяемым умениям и способам деятельности
Распределение заданий по основным содержательным разделам учебного предмета «Русский язык»
Таблица 2.
Содержательные разделы | Количество заданий | Максимальный первичный балл | Процент максимального первичного балла за задания данного блока содержания от максимального первичного балла за всю работу, равного 12 баллам |
Речь. Чтение. Адекватное понимание письменной речи | 1 | 1 | 2 |
Синтаксис | 4 | 4 | 11 |
Орфография | 2 | 2 | 5 |
Пунктуация | 4 | 4 | 12 |
Выразительность русской речи | 1 | 1 | 2 |
Итого | 12 | 12 | 32 |
Распределение заданий контрольной работы по способам предъявления языкового материала. Ученик работает с языковыми явлениями, предъявленными в тексте.
Таблица 3.
Виды работы с языковым материалом | Количество заданий | Максимальный первичный балл | Процент максимального первичного балла за выполнение заданий, предусматривающих различные виды работы с языковым материалом, от максимального первичного балла за всю работу, равного 12 баллам |
Работа с текстом: работа с языковыми явлениями, предъявленными в тексте (языковой анализ текста) | 12 | 12 | 100 |
6. Распределение заданий контрольной работы по уровням сложности
Таблица 4.
Уровень сложности заданий | Количество заданий | Максимальный первичный балл | Процент максимального первичного балла за задания данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 12 баллам |
Базовый | 12 | 12 | 100 |
7. Кодификатор элементов содержания контрольной работы
Таблица 5.
Код контролируемого элемента | Элементы содержания, проверяемые заданиями контрольной работы |
1 | Фонетика |
1.1. | Звуки и буквы |
2 | Лексика и фразеология |
2.1. | Лексическое значение слова |
2.2. | Синонимы. Антонимы. Омонимы. |
2.3. | Фразеологические обороты |
3 | Морфемика и словообразование |
3.1. | Значимые части слова (морфемы) |
3.2. | Морфемный анализ слова |
5 | Грамматика. Синтаксис |
5.1. | Словосочетание |
5.2. | Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. |
5.7. | Осложненное простое предложение |
5.8. | Сложное предложение |
5.9. | Сложные бессоюзные предложения. Смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения. |
6 | Орфография |
6.1. | Орфограмма |
6.6. | Правописание приставок |
6.8. | Правописание – Н-/-НН\ в различных частях речи |
7 | Пунктуация |
7.3. | Знаки препинания при обособленных определениях |
7.4. | Знаки препинания при обособленных обстоятельствах |
7.7. | Знаки препинания при обособленных членах предложения (обобщение) |
7.11. | Знаки препинания в сложносочиненном предложении |
7.11. | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении |
7.15 | Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. |
7.19 | Пунктуационный анализ |
8 | Речь |
8.1. | Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. |
8.5. | Анализ текста |
10 | Выразительность русской речи |
10.1 | Анализ средств выразительности |
11 | Информационная обработка текстов различных стилей и жанров. |
8. Перечень проверяемых умений
Таблица 6.
Код требования | Умения, проверяемые на контрольной работе |
1 | Различные виды анализа |
1.1. | Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа. |
1.2. | Определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип текста или его фрагмента. |
1.3. | Различать разговорную речь, научный стиль, официально-деловой стиль, публицистический стиль, язык художественной литературы. |
2 | Аудирование и чтение |
2.1. | Адекватно понимать информацию письменного сообщения |
2.2. | Читать тексты разных стилей и жанров |
2.3. | Владеть разными видами чтения |
3 | Письмо |
3.8. | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации |
Примечание. В итоговой контрольной работе, выполняемой обучающимися, может проверяться только часть элементов содержания и умений, перечисленных в вышеприведенных таблицах.
9. Время выполнения работы
На выполнение контрольной работы отводиться 45 минут, из них:
- на чтение текста отводится 5 минут.
- на выполнение каждого задания требуется от 2 до 4 минут.
- на проверку всей работы отводится 10 минут.
10. Дополнительные материалы и оборудование
Строгое соблюдение инструкции по проведению контрольной работы. Дополнительные материалы и оборудование не предусмотрены. Работа рассчитана на обучающихся 8 класса, изучающих русский язык по учебнику Ладыженской в объеме 3 ч. в неделю.
11. Система оценивания выполнения отдельных заданий и контрольной работы в целом
За верное выполнение каждого задания работы ученик получает 1 балл.
За неверный ответ или его отсутствие выставляется ноль баллов.
Максимальное количество баллов, которое может получить учащийся за выполнение всей контрольной работы, – 12.
Шкала перевода баллов в оценку
Оценка "5" - от 11 до 12 баллов
Оценка "4" - от 9 до 10 баллов
Оценка "3" - от 6 до 8 баллов
Оценка "2" - от 5 и менее баллов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 5 класса
Годовая контрольная работа для 5 класса по русскому языку в двух вариантах...
Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 5 класса (диктант)
Материал охватывает весь курс 5 класса....
Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 7 класса (диктант)
Матераил охватывает весь курс 7 класса....
Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 8 класса (диктант)
Данный материал охватывает весь курс....
Контрольно-измерительный материал по русскому языку «Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 5-го класса»
Тестовые задания включают в себя 35 вопросов с вариантами ответов, где нужно выбрать один верный и записать в соответствующий столбец....
Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 5 класса Ладыженская
Итоговая контрольные работа по русскому языку за курс 5 класса Ладыженская...
Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 10 класса 2015 год
Данная работа составлена на материале открытого банка заданий ФИПИ, задания в формате ЕГЭ по темам "Текстоведение.Орфоэпия. Лексика. Синтаксис. Грамматика. Орфография"...