«Комплексный анализ текста» ( подготовка к ЕГЭ)
учебно-методический материал по русскому языку (11 класс)

Попова Ирина Васильевна

урок-практикум

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-практикум по подготовке к ЕГЭ по русскому языку

Цели урока: закреплять знания,  развивать умения, необходимые для выполнения тестовых заданий

   Образовательные задачи: закреплять и расширять знания орфоэпических, морфологических и синтаксических норм.

   Развивающие задачи: развивать навык анализа, сопоставления, обобщения; продолжить работу по развитию речи учащихся.

   Воспитательные задачи: способствовать развитию интереса к изучению русского языка; воспитывать бережное отношение к русскому языку.

  Оборудование: карточки; компьютер, телевизор, рабочие листы.

Ход урока.

I .   Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

 -Здравствуйте. Садитесь.

Урок хочу начать с вопроса. Перед вами число. Что может оно значить. Подсказка

Сегодня мы проведем комплексную работу по подготовке к ЕГЭ и систематизации знаний, умений и навыков, полученных на уроках русского языка.

Мы закрепим и расширим знания орфоэпических, морфологических  норм, продолжим работу по развитию речи, поговорим о  бережном отношении  к русскому языку.

2. Проверка домашнего задания

Дома вам было предложено выполнить первые три задания ЕГЭ по карточкам.

 К доске  выходят 2 ученика, записывают ответы и закрывают листами.  Давайте сверим ответы на экране и прокомментируем их. 

Вариант № 1

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1)Московские меценаты не были ни великими художниками, ни гениальными артистами. (2)(...) они вошли в историю отечественной культуры, потому что способствовали её развитию. (3)Как правило, это были выходцы из московского купечества, представители богатейших промышленных и купеческих династий России.

1. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

Московские меценаты - представители богатейших промышленных и купеческих династий России.

Московские меценаты, как правило, представители богатейших промышленных и купеческих династий России, вошли в историю отечественной культуры потому, что способствовали её развитию.

Московские меценаты вошли в историю отечественной культуры, так как они были представителями богатейших промышленных и купеческих династий России.

Московские меценаты, будучи великими художниками и гениальными артистами, внесли большой вклад в развитие российской промышленности.

Представители богатейших промышленных и купеческих династий России, будучи меценатами, много сделали для развития отечественной культуры.

Ответ:____25_______________.

2. Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Запишите этот сочинительный союз.

Ответ:___однако________________.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИСТОРИЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ИСТОРИЯ, -и, ж.

Действительность в её развитии, движении. Законы истории.

Наука о развитии человеческого общества. История средних веков.

чего. Ход развития, движения чего-нибудь. История нашей дружбы. История болезни (карта, в которой регистрируются изменения в состоянии больного).

чего или какая. Наука о развитии какой-нибудь области природы, знания. Естественная история (устар.). История театра.

Прошлое, сохраняющееся в памяти человечества. События, вошедшие в историю. История мира. Рассказ, повествование (разг.). Рассказывать разные смешные истории.

Происшествие, событие, преимущественно неприятное (разг.). Попасть в историю.

Ответ:___4________________.


3 Работа с эпиграфом

-  Начнем нашу работу с чтения эпиграфа. «Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык, »- писал А. Н. Толстой. 
-
Как вы понимаете слова известного русского писателя? (По мнению автора, русский язык яркий, меткий, певучий, богатый, задушевный. Сравнивает яркость с радугой после весеннего ливня, меткость – со стрелами. Считает, что Родина – это, прежде всего, народ, культура , язык) 

(Культуру поведения, речи, одежды и п.)

-  Что такое  культура речи. Как вы считаете, для чего нужно говорить правильно? 
- Исправите ли вы собеседника, если он допустит речевую ошибку?.

 В классе был проведен социологический опрос, с результатами которого нас познакомит

-  ученик

 Существует выражение НЕЗЬЗЯ дважды произвести первое впечатление.  А оно формируется, прежде всего, благодаря поведению, умению говорить. Ошибки в устной речи могут надолго испортить впечатление о вас.

5. Орфоэпическая минутка

Грамотный человек должен правильно произносить слова. Орфоэпия учит нас этому. Я предлагаю вам выполнить орфоэпическую минутку. 
В ЕГЭ это задание 4. На слайде слова, которые я выбирала из вариантов ЕГЭ. 
На столах листы с этими же словами. Ваша задача: расставить ударения в предложенных словах. Начинайте работу.

.

Квартал, красивейший, свекла, закупорить, каталог, балуя, газопровод, договор, созвонимся, торты, одолжит, осведомишься, ободришься, вручит, снята, углубленный, шарфы, ходатайство, обеспечение, щавель.

Взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте работу друг друга. Оцените.

4. Орфографическая разминка.

Какие задания ЕГЭ позволяют оценить, насколько вы владеете орфографией? (9,10,11,12,13)

Найти лишнее слово в каждом ряду, вставляя пропущенные буквы и объясняя их.

 Бе..печный, и..пуг, во..хождение, ра..жег

Разжег (перед звонким согласным)

 Бор..шься, встреч..нный, знаком..шься, настраива..мый

Знакомишься(II спр.)

 Писа...ая маслом, изображё…ая девушка, серебря..ая медаль, посеребрё..ая цепочка

Серебряная медаль (прил.)

 (Не)приведена в порядок, (не)признавая авторитетов, (не)прикрытое шторами, на (не)высоком холме

На невысоком холме (= низком)

 Вз..скать, без..нициативный, сверх..зысканный, под..грать

Сверхизысканный(после приставок сверх- и меж- и не меняется на ы)

 Удоста..вать, масл..це, отво..вав, плать..це

Отвоевав (отвоюю)

6. Актуализация знаний  морфологических норм.

Выполним следующее задание, которое направлено на повторение морфологических норм. Это Задание 7. Работаем в парах

ДИРЕКТОРЫ школ,

ОБЕИХ сестёр

СЕМИДЕСЯТЬЮ процентами

БЕЛОГО тюля

КРАСИВШЕ

ПОЕЗЖАЙ вперед

Пара САПОГОВ

пара ТУФЛЕЙ

несколько ПОЛОТЕНЕЦ

к ДВЕ ТЫСЯЧИ ПЯТОМУ году

6. Редактирование текста

1 группа. Задание: 
Вы учитель русского языка. Вам на проверку попала тетрадь нового ученика в классе, которого вы не знаете. Проверьте тетрадь, исправьте ошибки. Определите вид ошибки.

1. Впереди лидирует команда наших спортсменов (употребление лишнего слова). 
2. На примере конкретных примеров покажите своеобразие чеховского пейзажа (употребление рядом однокоренных слов). 
3. Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать 
(употребление слова в несвойственном ему значении). 

4.Холодный снег набился в морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями.

5. В крупной фирме по продаже офисного оборудования имеется свободная вакансия менеджера.

6. Василий Алексеевич звёзд с неба не ловил, но всё же был довольно опытным в военном деле командиром, прошедшим хорошую школу в Семилетнюю войну.( Есть фразеологизм «не хватать звёзд с неба», поскольку фразеологизм − устойчивое сочетание, заменять в нём слова нельзя.)

2 группа

Вам я предлагаю поработать корректорами. Вы получили стихотворение для печати. Ваша задача – исправить речевые ошибки в стихотворении.

…Люблю майскую грозу в начале мая,

Когда весной весенний первый гром,

Как бы резвяся и в игру играя,

Грохочет громко в небе голубом.

Ещё люблю, когда холодные морозы

Покроют льдом, заледенят карниз,

Снежинки с неба падают как слёзы,

На землю приземляясь сверху вниз.

Но более всего предпочитаю осень,

Когда плодами всё плодоносит,

И в сенокос косою сено косят,

И масло масляное на столе стоит.

Расставить знаки препинания

7. Работа с текстом.

Обратимся к эпиграфу. Русский язык –это составляющая нашей нации. И сегодня мы  для работы над сочинением обратимся к тексту Д. С. Лихачева.

 Давайте посмотрим фрагмент интервью с академиком.

 Прочитайте текст.  



Самая большая ценность народа - это язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения - только окрашивают то, что мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.

Вернейший способ узнать человека - его умственное развитие, его моральный облик, его характер - прислушаться к тому, как он говорит.

Если мы замечаем манеру человека себя держать, его походку, его поведение и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека - гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры.

Итак, есть язык народа, как показатель его культуры, и язык отдельного человека, как показатель его личных качеств, качеств человека, который пользуется языком народа.

О русском языке как о языке народа писалось много. Это один из совершеннейших языков мира, язык, развивавшийся в течение более тысячелетия, давший в XIX веке лучшую в мире литературу и поэзию. Тургенев говорил о русском языке -«...нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!».

Русский язык с самого начала оказался в счастливом положении - с момента своего существования в недрах единого восточнославянского языка, языка Древней Руси.

Древнерусская народность, из которой выделились в дальнейшем русские, украинцы и белорусы, населяла огромные пространства с различными природными условиями, различным хозяйством, различным культурным наследием и различными степенями социальной продвинутости. А так как общение даже в эти древние века было очень интенсивным, то уже в силу этого разнообразия жизненных условий язык был богат - лексикой в первую очередь.

Уже древнерусский язык (язык Древней Руси) приобщился к богатству других языков - в первую очередь литературного староболгарского, затем греческого (через староболгарский и в непосредственных сношениях), скандинавских, тюркских, финно-угорских, западнославянских и пр. Он не только обогатился лексически и грамматически, он стал гибким и восприимчивым как таковой.

Благодаря тому, что литературный язык создался из соединения староболгарского с народным разговорным, деловым, юридическим, «литературным» языком фольклора (язык фольклора тоже не просто разговорный), в нем создалось множество синонимов с их оттенками значения и эмоциональной выразительности.

В языке сказались «внутренние силы» народа - его склонность к эмоциональности, разнообразие в нем характеров и типов отношения к миру. Если верно, что в языке народа сказывается его национальный характер (а это безусловно верно), то национальный характер русского народа чрезвычайно внутренне разнообразен, богат, противоречив. И все это должно было отразиться в языке.

Ясно, что язык не развивается один, но он обладает языковой памятью. Ему способствует существование тысячелетней литературы, письменности. А здесь такое множество жанров, типов литературного языка, разнообразие литературного опыта! Но больше всего развивает язык поэзия. От этого так значительна проза поэтов.

Да, для языка нужна его история, нужно хоть чуточку понимать историю слов и выражений, знать идиоматические выражения, знать поговорки и пословицы. Должен быть фон фольклора и диалектов, фон литературы и поэзии. Язык, отторгнутый от истории народа, станет песком во рту.
(По Д.С.Лихачеву)

  •  Определим проблемы. 1. Проблема ценности языка. ( В чем заключается ценность языка?)
  • 2. Проблема взаимосвязи языка и культуры. (Как взаимосвязаны язык и культура?)
  • 3. Проблема взаимосвязи языка и личных качеств человека. (Как взаимосвязаны язык и личные качества человека?)

  •  Позицию автора. 1. Проблема ценности языка. ( В чем заключается ценность языка?)
  • Вся сознательная жизнь человека связана с родным ему языком: с помощью языка человек пишет, говорит, думает.
  • 2. Проблема взаимосвязи языка и культуры. (Как взаимосвязаны язык и культура?)
  • Русский язык развивался на протяжении всего своего существования, обогащаясь как за счет других языков (лексически и грамматически), так и за счет литературы (больше всего развивает язык поэзия).
  • 3. Проблема взаимосвязи языка и личных качеств человека. (Как взаимосвязаны язык и личные качества человека?)
  • Язык является показателем личных качеств человека: по тому, как человек использует родной язык, можно судить о его культуре, моральном облике. 

 Какие литературные произведения мы  можем использовать для аргументации собственной позиции.

 8. Домашнее задание. Сочинение по тексту Лихачева.

9. Рефлексия. Как вы справились с работой сегодня? Поставьте оценку рядом с фамилией на рабочем листе.  Я, проверив ваши работы выведу оценку за урок.

 Скажите, трудно ли вам было выполнять задания?Уверенно ли справились с заданиями?.

 Волновались ли вы?. Надеюсь, что на экзамене вы с уверенностью справитесь с заданиями. А сейчас выберете смайлик, который отражает ваше впечатление от урока.  Положите его в тот конверт- файл, который соответствует ему. Урок окончен. Всем спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный анализ текста. Подготовка к написанию сочинения к части С ЕГЭ.

Урок комплесного анализа текста А.Приставкина "Фотографии". Итогом урока должно стать сочинение, написанное по критериям к части С ЕГЭ....

Повторение. Комплексный анализ текста. Подготовка к написанию сочинения- рассуждения (задание С – ЕГЭ) 11 класс

Урок повторения поможет учащимся не только вспомнить основные разделы языкознания,повторить орфограммы и пунктограммы. но и подготовиться к написанию сочинения- рассуждения ( часть С)...

Комплексный анализ текста(подготовка к гиа по русскому языку).

Методическая разроботка урока по русскому языку по теме "Комплексный анализ текста"....

Методическая разработка "Комплексный анализ текста. Подготовка к ЕГЭ"

При выполнении данной работы проверяются  и  отрабатываются умения  учащихся оценивать письменные высказывания с точки зрени...

Урок "Комплексный анализ текста" (подготовка к ГИА, 9 класс)

Открытый урок по русскому языку, направленный на подготовку учащихся 9 классов к сдаче ГИА. Рассматриваются приемы сжатия текста, тестовые задания....

Комплексный анализ текста. Подготовка к сочинению-рассуждению по части С ЕГЭ.

Урок предназначен для подготовки к сочинению - рассуждению по части С ЕГЭ в 11 классе....

Конспект урока русского языка 11 класс "Комплексный анализ текста. Подготовка к ЕГЭ"

Данный конспект содержит материал по подготовке к ЕГЭ по русскому языку....