Корни с чередованием гар/гор, зар/зор
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
формирование навыка определения и написания букв а- о в корнях гар/гор, зар/зор
Образовательные: научить обучающихся отличать корни с чередованием от омонимичных корней; выбирать гласную в корнях гар/гор, зар/зор
Развивающие: развивать орфографическую зоркость и логическое мышление; развивать исследовательские навыки; учиться анализировать, высказывать свои предположения.
Воспитательные: воспитывать интерес к познавательной деятельности, любовь к родному языку, родной природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_osnova_5_kl_gotova_3.docx | 42.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: русский язык
Класс: 5
УМК: «Русский язык» (авторы: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др.)
Тема | Корни с чередованием гар/гор, зар/зор |
Цель урока Задачи | формирование навыка определения и написания букв а- о в корнях гар/гор, зар/зор Образовательные: научить обучающихся отличать корни с чередованием от омонимичных корней; выбирать гласную в корнях гар/гор, зар/зор |
Тип урока | Урок открытия новых знаний |
Планируемые результаты (УУД) | Предметные: научиться выбирать гласную в орфограмме а-о в корнях гар/гор, зар/зор Понимать, что корни с чередованием вызывают затруднения, так как невидимы за приставками; пользоваться толковым словарем для определения значения слова. Метапредметные: 1. Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать. 2. Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы. 3. Коммуникативные: строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности группы. Личностные: формировать адекватную самооценку, устойчивую мотивацию к обучению, прививать интерес к познавательной деятельности, любовь к русскому языку, родной природе. |
Формы работы | Индивидуальная, фронтальная, групповая, парная |
Методы обучения | По источнику "передачи знаний": словесный, наглядный. По степени активности познавательной деятельности учащихся: проблемный. |
Приемы обучения | Фронтальный опрос, проблемная ситуация, яркое пятно, лови ошибку, работа в группах, индивидуальные задания, |
Оборудование | ЭОР: презентация, компьютер, проектор, аудиосопровождение |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Создает благоприятный психологический настрой на работу. - Здравствуйте, ребята! Я очень долго ждала встречи с вами и рада, что этот день настал. - Меня зовут Товарова Мария Михайловна, я проведу у вас урок русского языка. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность, создание условий для возникновения внутренней готовности включения в деятельность. - Пусть мы с вами почти не знакомы, (Слайд 2) - (Щелчок, воспроизведение). Знаете ли вы этих птиц? Первую птицу по-научному называют зарянка, а в простонародье малиновка. Она поёт на заре, приветствует зорьку (щелчок). А вторая птица – это горихвостка (щелчок). | Слушают. Высказывают мнения. |
2. Актуализация знаний | - Прежде чем мы начнем изучение нового, давайте обговорим некоторые моменты. У вас на партах лежат жёлтенькие листы, это маршрутные листы. Для того чтобы в конце урока получить хорошую оценку, вам нужно набрать как можно больше баллов по предложенным заданиям. Я надеюсь, что вы все настроены на отличный результат. - Итак, приступим. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. - Ра..свет т..жело разгорался над лесом. В самом разгаре стр..мительное лето. За окном ле..ко несутся обл..ка, л..тает обильный пух от одуванчиков. Вдали слышны трели мелодич..ной з..рянки и волшебной г..рихвостки. - С какими орфограммами мы работали? | Знакомятся с листами самооценивания. Подставляют пропущенные буквы, комментируют. Безударные гласные, проверяемые и непроверяемые ударением. |
3. Целеполагание, постановка проблемы | - Найдите однокоренные слова в этом тексте. (Слайд 4) - Выделите корни в этих словах (разгорался, разгар) - Как называются корни, в которых происходит замена буквы? -Какую проблему нам необходимо решить на уроке? - Итак, какая наша сегодняшняя тема? Откройте тетради, напишите дату «Семнадцатое апреля, классная работа». Запишем тему. | Разгорался и разгар Корни с чередованием В каких условиях в корнях гор-гар, зор-зар пишутся буквы о-а? Корни с чередованием гар/гор, зар/зор Записывают тему Научиться распознавать слова с корнем – гар/гор, зар/зор, познакомиться с правилами написания этих слов. |
4. Поиск путей решения проблемы | Цель этапа: зафиксировать задание, вызвавшее затруднение, выявить места и причины затруднений для осознания того, в чем именно состоит недостаточность знаний, умений. Организация учебного процесса на этапе 3 - В каких условиях в корнях гор-гар, зор-зар пишутся буквы о-а? (Слайд 5) - Чтобы решить эту проблему, предлагаю вам объединиться в группы и выполнить задания. Работа в группах: (Выключаю экран) Задание для группы 1
Гарь, пригорелый, загорать, горение, разгар, разгораться, горелка, загар, угореть, нагар. Задание для группы 2
Оз…рение, з…рница, оз…рённый, зори, зорька, озаряется, зорюшка, зарянка, заревой. После выступления 1 и 2 группы: - Молодцы, ребята! Давайте обратимся к теоретическому материалу в учебнике на стр. ______ и стр. _______. (Слайд 6 показать и выключить) - Есть ли в учебнике какая-то новая для вас информация? - Ребята, давайте все запишем в тетради правило и слова-исключения. Задание для группы 3 Распределите слова по группам. Вставьте пропущенные буквы в безударном положении. Сделайте вывод, в корне с каким значением происходит чередование гласных. Г…ремыка, гарь, г…ревать, приг…релый, пригорок, заг…рать, г…рняк, г…рение, разгар, горец, разг…раться, горестный, г…релка, сг…ряча, косогор, загар, уг…реть, горесть.
Задание для группы 4 Распределите слова по группам. Вставьте пропущенные буквы в безударном положении. Сделайте вывод, в корне с каким значением происходит чередование гласных. Раз…рение, оз…рение, обзорный, з…рница, взор, оз…рённый, раз…рительный, дозорный, зори, зоркий, зорька, раз..ренный, беспризорный, зарево, обзор.
- Какой мы можем сделать вывод? (Слайд 7-8) |
Учащиеся обсуждают, анализируют, планируют пути достижения целей в группах. Сравнивают с информацией в учебнике. Говорят о словах-исключениях. Работают в группах, делают выводы. Корни с чередованиями имеют следующие значения. |
5. Построение проекта выхода из затруднения | Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе плана действий для достижения целей. Организация учебного процесса на этапе 4 - Какие шаги мы должны предпринимать, чтобы правильно писать буквы о-а в корнях. - Что делаем первым шагом? Что делаем следующим? (Слайд 9) - Ребята, теперь давайте составим алгоритм написания букв а-о в корнях с чередованиями.
2) Уточнить значение слова. 3) Выявить, является ли корнем с чередованием или корнем с безударной гласной.
Корень с чередованием Безударная гласная в корне 4) Определить, ударный гласный в корне Подобрать проверочное слово или безударный. | Составляют план действий. |
6. Реализация построенного проекта | - А теперь, используя алгоритм, объясним написание гласной в словах зарянка и горихвостка. Сделаем вывод о чередовании гласных в корне гар/гор и зар/зор. | Используя алгоритм, объясняют написание гласной А и О в словах, делают вывод. |
7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции. Организация учебного процесса на этапе 6 - Попробуем выполнить следующее задание. Сейчас вы по очереди будете подходить к столу, брать со стола карточку, опускать её в нужную коробочку, объясняя свой выбор. В ваших листах самооценивания это задание под номером 3. Здесь вы можете получить 1 балл, если верно укажете букву, 2 балла, если объясните, почему необходимо писать ту или иную букву.
| - Выполняют задание, объясняют выбор буквы в корне, |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Организация учебного процесса на этапе 7 - Ребята, вы узнали правила, мы вместе составили алгоритм, теперь попробуйте выполнить работу самостоятельно. Выполните задание 4 на маршрутном листе. Задание 4. Найдите слова с ошибками, исправьте их в листах. Догорала румяная зоря, и на землю легли вечерние тени. Вдруг всё озорилось мягким сиянием. Верхушки деревьев загарелись нежным светом. Красой солнца озорена гладь моря. - Выставите себе баллы в лист самооценивания. 5 слов – 5 баллов. | Выполняют задание, затем проверяют. Проверяя упражнение, учащиеся отмечают ошибки, выставляют себе оценку по шкале баллов. Проводится анализ и исправление ошибок. |
8. Включение в систему знаний и повторения | Цель этапа: повторить и закрепить Организация учебного процесса на этапе 8 - Для того чтобы быть уверенными, что вы умеете находить слова с изученной орфограммой, поиграем в игру «Третий лишний». Работаем в парах. - Вы знаете такую игру? - (Слайд 10)
- Выставите баллы | Вычёркивают лишние слова, обозначают условия выбора орфограмм. Делают вывод о правописании корней -гар- /-гор-, -зар-/ -зор-. |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Цель этапа: зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность. Организация учебного процесса на этапе - Какие цели мы ставили на уроке? Достигли их? Докажите. - Посчитайте свои баллы. - Оцените свою деятельность на уроке при помощи фразеологизмов. (Слайд 10) - Ребята, спасибо за урок! Мне было приятно с вами работать.
| Осуществляют самоконтроль, оценивают свою работу. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результат. Обсуждают формы работы на уроке и возникшие трудности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Корни с чередованием
таблица корней с чередованием...
Правописание корней с чередованием Е-И
Презентация к уроку русского языка в 5 классе....
Е-и в корнях с чередованием
Данная тема изучается в 5 классе, и далее учащиеся постоянно встречаются с этой орфограммой при формировании навыков грамотного письма. Очень важно на начальном этапе изучения научить ребят виде...
Гласные в корнях с чередованием
На уроке отрабатываются правила и алгоритмы написания гласных в корнях с чередованием, формируется умение учитывать лексическое значение корней при выборе гласной, закрепляются теоретические и практич...
«Правописание корней с чередованием гласных. Буквы о-а в корне – лаг- - -лож-».
Урок русского языка в 5 классе. Тема: «Правописание корней с чередованием гласных. Буквы о-а в корне – лаг- - -лож-». Цели: а) образовательные расширить, углубить знания учащихся о чередовании бу...
Урок русского язык в 5 классе. Тема. Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием
С помощью материала урока ученики научатся распознавать слова с чередующимися гласными и согласными в корне, сопоставлять произношение и написание слова, изучат правило написания е, и в корнях с черед...
Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием
Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов.Буквы е, и в корнях с чередованием...