Корни с чередованием гар/гор, зар/зор
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

формирование навыка определения  и написания букв а- о в корнях гар/гор, зар/зор

Образовательные: научить обучающихся  отличать корни с чередованием от омонимичных корней; выбирать гласную в корнях гар/гор, зар/зор
Развивающие: развивать орфографическую зоркость и логическое мышление; развивать исследовательские навыки; учиться анализировать, высказывать свои предположения.
Воспитательные:  воспитывать интерес к познавательной деятельности, любовь к родному языку, родной природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_osnova_5_kl_gotova_3.docx42.67 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока      

                           

Предмет: русский язык

Класс:     5

УМК: «Русский язык» (авторы: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др.)

Тема

Корни с чередованием гар/гор, зар/зор

Цель урока

Задачи

формирование навыка определения  и написания букв а- о в корнях гар/гор, зар/зор

Образовательные: научить обучающихся  отличать корни с чередованием от омонимичных корней; выбирать гласную в корнях гар/гор, зар/зор
Развивающие: развивать орфографическую зоркость и логическое мышление; развивать исследовательские навыки; учиться анализировать, высказывать свои предположения.
Воспитательные:  воспитывать интерес к познавательной деятельности, любовь к родному языку, родной природе.

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Планируемые результаты (УУД)

Предметные: научиться выбирать гласную в орфограмме а-о в корнях   гар/гор, зар/зор  Понимать, что корни с чередованием  вызывают затруднения, так как невидимы за приставками; пользоваться толковым словарем для определения значения слова.

Метапредметные:     

  1. Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

  2. Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы.

  3. Коммуникативные: строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности группы.

Личностные:  формировать адекватную самооценку,  устойчивую мотивацию к обучению, прививать интерес  к познавательной деятельности,  любовь   к  русскому языку,  родной природе.

Формы работы

Индивидуальная,  фронтальная, групповая, парная

Методы обучения

По источнику "передачи знаний": словесный, наглядный.

По степени активности познавательной деятельности  учащихся: проблемный.

Приемы обучения

Фронтальный опрос, проблемная ситуация, яркое пятно, лови ошибку, работа в группах, индивидуальные задания,

Оборудование

ЭОР: презентация, компьютер, проектор, аудиосопровождение

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент 

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Создает благоприятный психологический настрой на работу.

- Здравствуйте, ребята! Я очень долго ждала встречи с вами и рада, что этот день настал.

- Меня зовут Товарова Мария Михайловна, я проведу у вас урок русского языка.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность, создание  условий  для возникновения внутренней готовности включения в деятельность.                                                                

- Пусть мы с вами почти не знакомы,
Но, надеюсь, друг друга поймём,
А помогут нам в этом птицы,
Мы их к нам на урок позовём.

(Слайд 2)

- (Щелчок, воспроизведение).  Знаете ли вы этих птиц?

Первую птицу по-научному называют зарянка, а в простонародье малиновка. Она поёт на заре, приветствует зорьку (щелчок).  А вторая птица – это горихвостка (щелчок).

Слушают.

Высказывают мнения.

2. Актуализация знаний

- Прежде чем мы начнем изучение нового, давайте обговорим некоторые моменты. У вас на партах лежат жёлтенькие листы, это маршрутные листы. Для того чтобы в конце урока получить хорошую оценку, вам нужно набрать как можно больше баллов по предложенным заданиям. Я надеюсь, что вы все настроены на отличный результат.

- Итак, приступим.

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы.

- Ра..свет т..жело разгорался над лесом. В самом разгаре стр..мительное лето. За окном ле..ко несутся обл..ка, л..тает обильный пух от одуванчиков. Вдали слышны трели мелодич..ной з..рянки и волшебной г..рихвостки.

- С какими орфограммами мы работали?

Знакомятся с листами самооценивания.

Подставляют пропущенные буквы, комментируют.

Безударные гласные, проверяемые и непроверяемые ударением.

3. Целеполагание, постановка проблемы

- Найдите однокоренные слова в этом тексте. (Слайд 4)

- Выделите корни в этих словах (разгорался, разгар)

- Как называются корни, в которых происходит замена буквы?

-Какую проблему нам необходимо решить на уроке?

- Итак, какая наша сегодняшняя тема?

Откройте тетради, напишите дату «Семнадцатое апреля, классная работа». Запишем тему.
Какие цели мы поставим перед собой сегодня на уроке?

Разгорался и разгар

Корни с чередованием

В каких условиях в корнях гор-гар, зор-зар пишутся буквы о-а?

Корни с чередованием гар/гор, зар/зор

Записывают тему

Научиться распознавать слова с корнем – гар/гор, зар/зор, познакомиться с правилами написания этих слов.

4. Поиск путей решения проблемы

Цель этапа: зафиксировать задание, вызвавшее затруднение, выявить места и причины затруднений для осознания того, в чем именно состоит недостаточность знаний, умений.

Организация учебного процесса на этапе 3

- В каких условиях в корнях гор-гар, зор-зар пишутся буквы о-а? (Слайд 5)

- Чтобы решить эту проблему, предлагаю вам объединиться в группы и выполнить задания.

Работа в группах: (Выключаю экран)

Задание для группы 1

  1. 1. Выделите в этих словах корни;
  2. 2. Попытайтесь определить, от чего зависит написание в корне «а» и «о» (в каких условиях появляется одна буква, а в каких – другая);
  3. 3. Обсудите версии в группе, придите к общему мнению, сформулируйте правило и графически его обозначьте.

        

Гарь, пригорелый, загорать, горение, разгар, разгораться, горелка, загар, угореть, нагар.

Задание для группы 2

  1. Выделите в этих словах корни;
  2. 2 .Попытайтесь определить, от чего зависит написание в корне «а» и «о» (в каких условиях появляется одна буква, а в каких – другая);
  3. 3. Обсудите версии в группе, придите к общему мнению, сформулируйте правило и графически его обозначьте.

Оз…рение, з…рница, оз…рённый, зори, зорька, озаряется, зорюшка, зарянка, заревой.

После выступления 1 и 2 группы:

- Молодцы, ребята! Давайте обратимся к теоретическому материалу в учебнике на стр. ______ и стр. _______. (Слайд 6 показать и выключить)

- Есть ли в учебнике какая-то новая для вас информация?

- Ребята, давайте все запишем в тетради правило и слова-исключения.

Задание для группы 3

Распределите слова по группам. Вставьте пропущенные буквы в безударном положении. Сделайте вывод, в корне с каким значением происходит чередование гласных.

Г…ремыка, гарь, г…ревать, приг…релый, пригорок, заг…рать, г…рняк, г…рение, разгар, горец, разг…раться, горестный, г…релка, сг…ряча, косогор, загар, уг…реть, горесть.

  1. Корни со значениями:
  • Огонь:
  • Горе, беда:
  • Возвышенность:

Задание для группы 4

Распределите слова по группам. Вставьте пропущенные буквы в безударном положении.  Сделайте вывод, в корне с каким значением происходит чередование гласных.

Раз…рение, оз…рение, обзорный, з…рница, взор, оз…рённый, раз…рительный, дозорный, зори, зоркий, зорька, раз..ренный,  беспризорный, зарево, обзор.

  1. Корни со значениями:
  • Явление природы:
  • Опустошить:
  • Смотреть:

- Какой мы можем сделать вывод? (Слайд 7-8)

     

 

Учащиеся обсуждают, анализируют, планируют пути достижения целей в группах.

Сравнивают  с  информацией в учебнике. Говорят о словах-исключениях.

Работают в группах, делают выводы.

Корни с чередованиями имеют следующие значения.

5. Построение проекта выхода из затруднения

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе плана действий для достижения целей.

Организация учебного процесса на этапе 4

- Какие шаги мы должны предпринимать, чтобы правильно писать буквы о-а в корнях.

- Что делаем первым шагом? Что делаем следующим? (Слайд 9)

- Ребята, теперь давайте составим алгоритм написания букв а-о в корнях с чередованиями.


1) Выделить корень

2) Уточнить значение слова.         

3) Выявить, является ли корнем с чередованием или корнем с безударной гласной.

       

    Корень с чередованием                                    Безударная гласная в корне

4) Определить, ударный гласный в корне              Подобрать проверочное слово

или безударный.

Составляют план действий.
Проговаривают   шаги  алгоритма.

6. Реализация построенного проекта

- А теперь, используя алгоритм,  объясним написание гласной в словах зарянка и горихвостка.

 Сделаем вывод о чередовании  гласных в корне гар/гор и зар/зор.

  Используя алгоритм, объясняют написание гласной А и О в словах, делают вывод.

7. Первичное закрепление с проговариванием       во внешней речи

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции.

  Организация учебного процесса на этапе 6

- Попробуем выполнить следующее задание. Сейчас вы по очереди будете подходить к столу, брать со стола карточку, опускать её в нужную коробочку, объясняя свой выбор. В ваших листах самооценивания это задание под номером  3. Здесь вы можете получить 1 балл, если верно укажете букву, 2 балла, если объясните, почему необходимо писать ту или иную букву.

  1. Подг…ревшее молоко
  2. Сильно заг…реть
  3. Выг…реть на солнце
  4. Красивый заг…р
  5. Заг…рать на пляже
  6. Газовая г…релка
  7. Июльские з…рницы
  8. Ог…рок свечи
  9. Утренняя з…ря
  10. Птица з…рянка
  11. Разг…рающийся день
  12. Пахнет г…рью
  13. Обг…ревшие лапы
  14. Оз…рилось сиянием
  15. З…ревой закат
  16. Сильно заг…реть
  17. Небо оз…ряется
  18. Петь на з…рьке
  19. Угореть от дыма
  20. Печные выгарки
  21. Перегоревшая лампочка
  22. Пригарь на плите
  23. Озарённый добротой
  24. Сгорать  от стыда

- Выполняют задание, объясняют выбор буквы в корне,

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Организация учебного процесса на этапе 7

- Ребята, вы узнали правила, мы вместе составили алгоритм, теперь попробуйте выполнить работу самостоятельно. Выполните задание 4 на маршрутном листе.

Задание 4. Найдите слова с ошибками, исправьте их в листах.

Догорала румяная зоря, и на землю легли вечерние тени. Вдруг всё озорилось мягким сиянием. Верхушки деревьев загарелись нежным светом. Красой солнца озорена гладь моря. 

- Выставите себе баллы в лист самооценивания. 5 слов – 5 баллов.

Выполняют задание, затем проверяют.   Проверяя упражнение, учащиеся отмечают  ошибки, выставляют себе оценку по шкале баллов.  Проводится анализ и исправление ошибок.  

8. Включение в систему знаний и повторения

Цель этапа: повторить и закрепить

Организация учебного процесса на этапе 8    

- Для того чтобы быть уверенными, что вы умеете находить слова с изученной орфограммой, поиграем в игру «Третий лишний». Работаем в парах.

- Вы знаете такую игру?

- (Слайд 10)

  1. г..рение, г..ре, пог..рельцы;
  2. з..ряд, оз..рённый, з..ря;
  3. приг..рок, заг..р, разг..реться;
  4. вз..р, оз..рять, з..рево.

- Выставите баллы

Вычёркивают лишние слова, обозначают условия выбора орфограмм.

Делают вывод о правописании корней  -гар- /-гор-,

-зар-/ -зор-.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель этапа: зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность.

Организация учебного процесса на этапе

- Какие цели мы ставили на уроке?  Достигли их? Докажите.

- Посчитайте свои баллы.

- Оцените свою деятельность на уроке при помощи фразеологизмов. (Слайд 10)

- Ребята, спасибо за урок! Мне было приятно с вами работать.

                                                               

Осуществляют  самоконтроль, оценивают свою работу. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результат. Обсуждают формы работы на уроке и возникшие трудности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Корни с чередованием

таблица корней с чередованием...

Правописание корней с чередованием Е-И

Презентация к уроку русского языка в 5 классе....

Е-и в корнях с чередованием

Данная тема изучается в 5 классе, и далее учащиеся постоянно встречаются с этой орфограммой при формировании навыков грамотного письма. Очень важно на начальном этапе изучения научить ребят  виде...

Гласные в корнях с чередованием

На уроке отрабатываются правила и алгоритмы написания гласных в корнях с чередованием, формируется умение учитывать лексическое значение корней при выборе гласной, закрепляются теоретические и практич...

«Правописание корней с чередованием гласных. Буквы о-а в корне – лаг- - -лож-».

Урок русского языка в 5 классе. Тема: «Правописание корней с чередованием гласных. Буквы о-а в корне – лаг- - -лож-». Цели: а) образовательные расширить, углубить знания учащихся о чередовании бу...

Урок русского язык в 5 классе. Тема. Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием

С помощью материала урока ученики научатся распознавать слова с чередующимися гласными и согласными в корне, сопоставлять произношение и написание слова, изучат правило написания е, и в корнях с черед...

Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием

Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов.Буквы е, и в корнях с чередованием...