Н/НН в разных частях речи
план-конспект занятия по русскому языку (10 класс)
Урок повторения и обобщения перед подготовкой к егэ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_n_nn.doc | 855.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Правописание Н и НН в разных частях речи.
Обобщение и систематизация материала по теме.
Урок-практикум в 11 классе. Базовый уровень
Цель – систематизировать знания учащихся выпускного класса по теме в ходе подготовки к ЕГЭ, отработать правописные навыки и навыки различения частей речи.
Задачи:
Обучающие – формирование языковой и лингвистической компетенций по различению наречий, кратких прилагательных и причастий, комплексное повторение правил правописания Н и НН.
Развивающие – отработка правописных навыков, навыков работы с тестами, развитие коммуникативной компетенции у школьников.
Воспитательная – развитие культурологической компетенции, работа с выразительными средствами языка.
Оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, экран, электронный тестирующий комплекс, учебники, сборники тестовых заданий, таблицы, карточки
Ход урока
I. Языковая разминка.
Формирование языковой и лингвистической компетенции. Повторение орфоэпических норм: расстановка ударения в словах. (Задания проецируются на экран с помощью мультимедиапроектора и выполняются устно)
- вельможа, перепродажа, одежда, раджа
- почки, пассив, обсев, штатив
- двузуб, прилив, шофёр, ушанка
- афганка, диалог, добыча, филолог
Задания:
- В каком ряду все слова расположены по алфавиту? (4)
- В каком ряду все слова имеют ударение на втором слоге?(3)
- В каком ряду все слова трёхсложные? (4)
- В каком ряду во всех словах согласные звуки глухие? (2)
- В каком ряду во всех словах есть звук [а]? (1)
- В каком ряду во всех словах есть мягкие согласные звуки? (2)
II. Комплексная работа с текстом.
Развитие языковой, лингвистической и коммуникативной компетенций. (Текст напечатан на карточках для индивидуальной работы)
(1)… (2) Шумели волны, вырастая в белопенные бугры. (3) Молнии с треском и грохотом рвали чёрные тучи. (4) На океан обрушивались ливни дождя, казалось, всё небо задымилось от вспышек огня, но кто-то незримый сейчас же заливал их из гигантских шлангов, густо разбрызгивая струи воды. (5) М среди этой разбушевавшейся стихии, качаясь и черпая бортами волны, шла одинокая «Олдгамия». (6) …мучились кочегары, работая в закупоренной и душной преисподней. (7) Многие из них, страдая морской болезнью, выбывали из строя и заменялись верхнепалубными матросами.
(8) После полуночи 15 мая прошли мимо таинственного острова Аога. (9) Погода улучшилась, ветер стих, и на корабле наступило долгожданное успокоение.
Задания:
А. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
- На следующий день, прежде чем свистать команду на уборку, боцман появился на мостике.
- Два дня стояла хорошая погода.
- Трегубов окинул взглядом свинцовую муть начинающего волноваться моря и, повернувшись к своему помощнику, поспешно заговорил: «Значит, мы находимся недалеко от Курильских островов».
- Трое суток свирепствовал шторм, доходивший до десяти баллов.
Б. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении?
- Кроме того
- Больше всех
- Несмотря ни на что
- Благодаря этому
В. Какое сочетание слов является грамматической основой в предложении 7?
- Многие выбывали из строя и заменялись
- Многие из их выбывали из строя
- Многие из них выбывали из строя и заменялись
- Многие из них выбывали из строя и заменялись верхнепалубными матросами
Г. Укажите верную характеристику девятого предложения:
- Сложное с бессоюзной и сочинительной связью
- Сложносочинённое
- Сложноподчинённое
- Простое осложнённое
Д. Укажите предложение, в котором есть действительное причастие прошедшего времени:
1) 2 2) 4 3) 5 4) 6
Е. Укажите значение слова СТИХИЯ в пятом предложении
- Один из основных элементов природы, лежащих в основе всех вещей
- Явление природы, отличающееся могущественной, трудно преодолимой, часто разрушительной силой
- Явление общественной жизни, не поддающееся регулирующему воздействию людей, общества
- Привычное окружение, среда существования
Ответы:
А | Б | В | Г | Д | Е |
4 | 2 | 3 | 1 | 3 | 2 |
Дополнительные задания:
- Выполните синтаксический разбор 1 предложения.
- Укажите средства выразительности, использованные в тексте (метафора – «душная преисподняя», эпитеты – белопенные, гигантских; олицетворения – молнии рвали, ливни обрушивались; сравнение – кто-то незримый сейчас же заливал их…)
- Определите стиль и тип текста. (Художественный, повествование с элементами описания)
III. Систематизация и обобщение материала по теме.
Развитие коммуникативных, языковых и лингвистических компетенций. Отработка навыка различать части речи и применять орфографические нормы письма.
- Выпишите из текста слова с НН. Объясните правописание.
- Вспомните правило правописания Н и НН в наречиях, прилагательных и причастиях. (Работа с обобщающей таблицей. Таблица проецируется на экран. Можно использовать таблицы для индивидуальной работы.)
Правописание Н и НН
в суффиксах имен прилагательных, образованных от существительных
Н | НН |
ИН АН ЯН журавлиный, лебединый, серебряный, песчаный | ОНН ЕНН традиционный, торжественный |
Слова с непроизводной основой юный, румяный, зеленый, единый, свиной, пряный, багряный | Образовано от основы на Н осенний, старинный, временный |
Исключение ветреный | Исключения стеклянный, оловянный, деревянный |
В кратких прилагательных пишется столько же Н, сколько в полных
торжественный – торжественны
единый – едина
временный – временно
ПРАВОПИСАНИЕ Н И НН В ПРИЧАСТИЯХ
И ОТГЛАГОЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Н | НН |
КОВАНЫЙ СУНДУК – КОВАТЬ (НЕСОВ.ВИД) |
РЕШЕННАЯ ЗАДАЧА – РЕШИТЬ (СОВ.ВИД) |
КОШЕНОЕ СЕНО НЕКОШЕНОЕ СЕНО | 2. Есть приставка СКОШЕННОЕ СЕНО ВЫКОВАННАЯ ОГРАДА |
МОЩЕНЫЕ УЛИЦЫ КИПЯЧЕНОЕ МОЛОКО | 3.Есть зависимые слова МОЩЕННЫЕ БУЛЫЖНИКОМ УЛИЦЫ КИПЯЧЕННОЕ ВЕЧЕРОМ МОЛОКО |
УЛИЦЫ ВЫМОЩЕНЫ ЗАДАЧА РЕШЕНА | 4.Есть суффиксы ОВА, ЕВА, ИРОВА АСФАЛЬТИРОВАННЫЙ МАРИНОВАННЫЙ |
ЗАПОМНИ !
желанный священный нечаянный невиданный
неслыханный нежданный негаданный
вареный, печеный, печенка, жареный,
копченый, моченый, тушеный, тушенка,
топленый, соленый, рваный, путаный
Особое внимание уделяем правописанию Н и НН кратких прилагательных, кратких причастиях и наречиях.
3. Тренировочные упражнения.
№1
Тестирование с помощью мультимедийного программно-методического комплекса «Семейный наставник». НП ООО «ИНИС-СОФТ»
Учебный курс – Уроки и экзамены – Отработка практических навыков – Правописание причастий
Задание: Вставьте Н или НН. Ответы комментируйте.
Автоматизирова…ая система, тренирова…ый спортсмен, женщина хорошо воспита…а, избалова…ые дети, песча…ый бархан и т.п.
№2
Упр.296, стр.189.
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10 – 11 классы: Учебник для общеобразовательных школ. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005.
Упражнение переписываем частично: полностью записываем только предложения 1, 8, из остальных выписываем словосочетания со словами, в которых пропущены Н или НН. Обязательно указываем части речи для слов с пропусками.
№3
Упр.134.
Хлебинская Г.Ф. Русский язык.10 кл. Орфография и морфология: Учебник для общеобразоват.учреждений. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2002.
№4
Тестирование
1 вариант | 2 вариант |
В каком ряду во всех словах пишется НН
| В каком ряду во всех словах пишется НН
|
В каком ряду на месте пропуска во всех словах пишется Н?
| В каком ряду на месте пропуска во всех словах пишется Н?
|
Пишется одна буква Н
| Пишется одна буква Н
|
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН? В XX веке в Исландии была установле(1)а конституцио(2)ая республика – самый распространё(3)ый в Европе государстве(4)ый строй. 1) 1,2,3 2) 1,3,4 3) 3,4 4) 2,3,4 | В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН? Древняя цивилизация ацтеков, несомне(1)о могуществе(2)ая и культурная, была разруше(3)а во время коло(4)иальных захватов. 1) 1,3, 4 2) 2,3 3) 2,4 4) 1,2 |
Ответы: 4, 4, 3, 4 | Ответы: 2, 4, 1, 4 |
Задание на дом дифференцированное (по выбору учащихся):
- Составить тестовые задания для повторения материала по теме.
- Упр.291,293 Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10 – 11 классы: Учебник для общеобразовательных школ. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005.
- Стр.74-75, задания 383-398. Львова С.И., Цыбулько И.П. ЕГЗ-2007: Русский язык: сборник заданий. – М.: Просвещение, Эксмо, 2007.
Список литературы:
- Влодавская Е.А. ЕГЭ 2005, Русский язык. Поурочное планирование. Тематическое планирование уроков подготовки к экзамену. – М.: Издательство «Экзамен», 2005.
- Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Контрольные тесты: Орфография и пунктуация. 10 – 11 классы. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006.
- Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10 – 11 классы: Учебник для общеобразовательных школ. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005.
- Иссерс О.С., Кузьмина Н.А. Интенсивный курс русского языка. – Омск: ОГУ, 2000.
- Капинос В.И., Пучкова Л.И. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Русский язык. – М.: Интеллект-Центр, 2002.
- Львова С.И., Цыбулько И.П. ЕГЗ-2007: Русский язык: сборник заданий. – М.: Просвещение, Эксмо, 2007.
- Русский язык. Пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию: Учебно-методическое пособие – М.: Издательство «Экзамен», 2004.
- Симакова Е.С. Тренировочные задания и контрольные тесты по русскому языку для подготовки к экзаменам. – М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2005.
- Экзаменационные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. ЕГЭ-2007. Русский язык. М.: ООО «РУСТЕСТ», 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык. 11 кл. Урок по теме Типы речи. Н и НН в разных частях речи. Для интерактивной доски
Рууский язык Урок в 11 классе по повторению типов речи и Н и НН с применением Интерактивной доски...
Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. Совершенствование умения определять части речи.
Тип урока: повторительно-обобщающий. Цели урока 1) Обучающие: совершенствовать умение определять части речи и производить их морфологический разбор 2) Развивающие: систематизировать и обобщать правила...
Открытый урок русского языка "Буквы о-е после шипящих в словах разных частей речи"
Представлена методическая разработка открытого урока по русскому языку для 8-го класса....
интерактивный тест не с разными частями речи
Готовимся к ЕГЭ. Задание А18. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи для 10 класса...
Планы морфологических разборов слов русского языка разных частей речи
Документ содержит планы разборов самостоятельных и служебных частей речи, а также планы синтаксического рабора предложений. Данный материал необходим на каждом уроке русского языка....
Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Написание не с разными частями речи" по технологии РКМ
Учебно-методические материалы к урокам русского языка в 6 - 7 классах, связанных с изучением правил написания не с разными частями речи ( «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Прич...
Методическая разработка урока письма и развития речи на тему "Мягкий знак после шипящих в разных частях речи" с использованием технологий: ИКТ, здоровьесберегающей, коллективного взаимодействия, игровой, модульного обучения
Урок закрепления правописания мягкого знака после шипящих; раскрытие творческого потенциала; познавательных мотивов; обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной де...