Корни с чередованием
план-конспект занятия по русскому языку (10 класс)

Вакхов Сергей Александрович

Урок-повторения и обобщения метериала перед подготовкой к егэ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korni_s_cheredovaniem.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

  Русский язык                10 класс         

Тема: Чередующиеся гласные в корне слова

Цели урока:

1) создать условия для повторения правил и формирования навыка правильной постановки букв А или О, Е или И в корнях с чередованием

2) формировать у каждого ученика навыки самообучения и самоконтроля;

3) включить каждого школьника в осознанную учебную деятельность, предоставить возможность продвигаться в изучении материала в оптимальном для себя темпе.

Задачи: 1) уметь устно объяснять орфограммы в корнях слов;

2) развивать умение видеть и находить в художественном тексте слова с изученной орфограммой;

3) подготовить учащихся к ЕГЭ

Тип урока: урок практического применения ЗУН

Вид урока: урок-практикум

Технология: личностно-ориентированная с использованием ИКТ

Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, мультимедийные материалы, дидактические материалы «Подготовка к ЕГЭ», рабочая тетрадь для подготовки к ЕГЭ.

Ход урока.

  1. Орфоэпическая минутка.  (Слайд 1)

Описание: Описание: http://festival.1september.ru/articles/551762/img2.gif

  1. Работа с правилом

Ребята, сегодня мы с вами повторим и обобщим некоторые орфографические правила.

Основной принцип орфографии заключается в единообразном написании морфем. Что это значит?

Давайте представим себе, что было бы, если бы мы писали слова так, как они слышатся. Стихотворение, предлагаемое вашему вниманию, детское, но именно по нему мы можем понять суть основного принципа орфографии.

         Грустные вести.

Пришло письмо мне,

Гляжу –

Из лагеря, от Мишки…

«Здесь чудный лук, и я лижу»-

Написано в письмишке.

Лук лижет? Что за чудеса?

Наверно шутит плут.

Читаю дальше:

«Здесь лиса, красивый длинный прут»,-

И что такое он плетет –

Не разберусь, хоть тресни:

«Когда отряд идет вперед, я запиваю песни.

На днях в лису нашел я грусть, и очень был доволен».

Нет, нет, не шутит он! Боюсь,

Мой друг серьезно болен!

Вернется – надо подлечить:

Заставить правила учить.

Как видите, именно из-за несоблюдения орфографических правил и возникло непонимание смысла письма. А вот если морфемы всегда будут писаться нами единообразно, несмотря на то, что звуки в них могут стоять не только в сильной, но и в слабой позициях, то непонимания не возникнет.

- Давайте назовем известные нам орфограммы в корнях

                       Гласные                                                           Согласные

Проверяемые    Непроверяемые   Чередующиеся      Парные        Непроизносимые    Удвоенные

(подобрать         (запомнить)              (запомнить              (подобрать      (подобрать            (запомнить)

проверочное                                       причину                    проверочное      проверочное

слово)                                                  чередования)                слово)               слово)

- Итак, мы продолжаем работать с гласными буквами в корнях слов. Нами уже отработаны правила проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова.

- Закрепим эти правила (слайд 5) . Вставить пропущенные буквы и подобрать проверочные слова.

 - На прошлом уроке начали работу с чередующимися гласными.  Сегодня мы повторим и закрепим изученный материал по теме «Правописание корней с чередованием» 

- Существует 4 причины чередования гласных в корнях (слайд 6)

1) написание зависит от  суффикса -а, следующего за корнем; (слайд 7,8,9)

2) написание зависит от  ударения в слове; (слайд 10,11)

3) написание зависит от  согласной в корне; (слайд 12,13)

4) написание зависит от  лексического значения слова. (слайд 14,15)

        

!  Корни с чередующимися гласными нельзя проверять родственными словами.

  1. Закрепление материала.  Работа по станциям с проверкой
  1. Тесты в Normaluchenik «Правописание гласных в корне слова»

Задача: уметь применять правила

  1. Рабочие тетради с.90, №1. «Расставить пропущенные буквы, графически объяснить орфограмму»

Задача: уметь объяснять орфограммы в корнях слов.

  1. Онлайн-тесты. Сайт Захарьиной.

Задача: подготовка к ЕГЭ

  1. Онлайн-тесты ЕГЭ – 2013. А.14

Задача: подготовка к ЕГЭ

  1. Карточки с заданием (3,4,5,6) Приложение  (материал с сайта «По уши в ГИА)

Задача: умение находить в тексте слова с изученной орфограммой

  1. Закрепление правила о чередовании гласных в корне слова. Работа с карточками

Пример для анализа

Название орфограммы

Свой пример

1.

Касаться, прикасаться, коснуться

2.

Излагать, полагать, изложить

3.

Вырасти, выращенный, выросла

4.

ЗагАр, угАр, загорЕлый

5.

Обмакнуть, промокнуть, моченый

5. Итог урока.

- Над чем мы сегодня работали на уроке?

- Как проверить безударную гласную букву в корне слова?

- Как отличить безударную гласную букву в корне слова от чередующейся?

  1. Домашнее задание. Рабочая тетрадь с.90 упр.1 доделать

ПРИЛОЖЕНИЕ

Задание 3. Из данных предложений выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне, правописание которой зависит от ударения.
1. Сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в бриллиантах дождя.
2. С поля медленно поднимается туман и матовой пеленой застилает всё доступное для глаза.
3. В его руках лежит Людмила, свежа, как вешняя заря, и на плечо богатыря лицо спокойное склонила.
4. Когда разговор касался симпатичных ей поступков, чёрные глаза загорались радостным блеском и щёки озарялись ещё сильнее пылающим румянцем.
5. Из-за деревьев виднелась светлая крыша оранжереи, и из-под оврага поднимался растущий туман.
6. Кошевой и старшины сняли шапки и раскланялись на все стороны казакам.
7. Оливковые жуки-плавунцы ныряют в воде и нападают на стаи мальков.
8. Садовник насыпал земли в колясочку, пошлёпал сверху лопатой, чтобы уровнять, и прибавил ещё.
9. На станции и в вагонах запрещено было зажигать свет: даже по вспыхнувшей спичке стреляли.
10. Сотворив человека по своему образу и подобию, Бог вложил в него "духовный навигационный прибор" - совесть - и пустил человека в самостоятельное плавание.

Задание 4. Из данных предложений выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне, правописание которой зависит от согласной на конце корня.
1. Касаясь трёх великих океанов, страна лежит, раскинув города.
2. Юные туристы предполагали добраться до озера к восьми часам, но их предположение не оправдалось.
3. Шофёр был рослый, медно загоревший, даже волосы на его руках выгорали за лето до белизны.
4. Почти все друзья, приятели, товарищи, знакомые и коллеги вернулись откуда-то загорелые, хотели видеться, хотели делиться впечатлениями.
5. Поравнявшись с художником, она остановилась, вздохнула и задумалась, опираясь на посох.
6. Всё, к чему приходилось прикасаться, - топор, котелок, ветки, - было ледяное и обжигало пальцы.
7. В самом деле тулуп, из которого успел и я вырасти, был немножко для него узок.
8. Поезд проскакивал мимо горячих, блещущих маслом паровозов.
9. Цветов росло так много: журавлиного горошку, кашки, колокольчиков, незабудок, полевых гвоздик.
10. Поезд, уже готовый проскочить станцию, мгновенно, с шипением и грохотом, останавливался.

Задание 5. Из данных предложений выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне, правописание которой зависит от суффикса А.
1. Если нечаянно порежете палец, не прикасайтесь к ранке невымытой рукой: ранку можно загрязнить, тогда получится нарыв.
2. Белка забавно скачет по веткам, замирает, наклоняет голову вниз и - прыг, зарывается в снег.
3. Борьба пловцов в финальном заплыве обычно бывает крайне напряжённой.
4. Да отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь.
5. В своих прогулках с ребятами мы установили правило: покидая стан, убирать за собой.
6. Кишкин подтянул опояской свою старенькую шубёнку, крытую серым вытершимся сукном.
7. Звено единогласно решило, что бывшие друзья должны помириться.
8. Зайцы-песчаники довольствуются влагой, которую поглощают с корнями и стеблями растений, иногда увлажнённых росой.
9. Ненастный день потух, ненастной ночи мгла по небу стелется одеждою свинцовой; как привидение, за рощею сосновой луна туманная взошла.
10. Стеклянно позеленело небо, и в нём заблистала серебряной точкой Венера; вскоре она станет шестигранником, полным яркого, холодного света.

Задание 6. Из данных предложений выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне, правописание которой зависит от лексического значения.

1. Затем, сложив крылья, стремглав бросались книзу, но, едва коснувшись травы, снова быстро взмывали вверх.
2. Поравнявшись с пограничной вышкой, Сашук задирает голову и долго присматривается.
3. И когда я буду плавать в той далёкой стороне , хоть разочек, хоть немножко погрустите обо мне.
4. Обломов взял перо, обмакнул в чернильницу, но чернил не было.
5. Левин вошел на приступки, разбежался сверху сколько мог и пустился вниз, удерживая в непривычном движении равновесие руками.
6. Небольшой дворянский домик на московский манер, в котором проживала Авдотья Никитишна Кукшина, находился в одной из нововыгоревших улиц города.
7. И здесь растет зеленая трава для овец твоих, и здесь алеют цветы, из которых можно сплести венок для шляпы твоей.
8. Тот камердинер, который забыл подать Наполеону 24-го числа непромокаемые сапоги, был спасителем России.
9. И если уж кто нюхает табак, с какой предупредительностью он угощает им и с каким радушием предлагает его направо и налево.
10. Чуть не съехавшая на крыло Мария завизжала от страха, но самолет быстро выровнялся.

Давайте проверим!        
Задание 1
1 группа - загорелся, сотворение, наклонился, заря, сплавлять
2 группа - предлагать, заскочить, растение, сложение, выросли, скакать, выращенный
3 группа - предлагать, выбирать, заперли, блестит, прикосновение, сложение, расстилается, вычитать, касание, умирать, сдерёт, протирать, выжег
4 группа - намочил, подровнять, непромокаемый, обмакнуть, сравнять
Обратите внимание: слова предлагать и сложение можно отнести и ко 2-ой группе, и к 3-ей, так как правописание гласной в корнях -лаг-, -лож- зависит либо от согласной на конце корня, либо от суффикса А.


Задание 2 
1. Лишнее слово -
растение (т.к. правописание гласной А в корне -раст- зависит от согласной на конце корня, а в словах отдеру и блистательный правописание гласной в корне зависит от суффикса А)
2. Лишнее слово -
заскочил (т.к. правописание гласной О в корне -скоч- зависит от согласной на конце корня, а в словах намочил и выровненный - от лексического значения корня)
3. Лишнее слово -
загорается (т.к. правописание гласной О в корне -гор- зависит от ударения, а в словах коснуться и зажигать - от суффикса А)
4. Лишнее слово -
перила (т.к. правописание гласной Е в корне -пер- зависит от суффикса А, а в словах озарение и наклонился - от ударения)
5. Лишнее слово -
вытирать (т.к. правописание гласной И в корне -тир- зависит от
суффикса А, а в словах выплавлять и вытворять - от ударения)

Задание 3
Предложение
№ 3 - заря, склонение
Предложение
№ 4 - загорались, озарялись
Внимание! В предложении № 6 в слове расклАнялись гласная А в корне -клан- стоит под ударением, а, по заданию, нужно найти "...слово с чередующейся безударной гласной в корне...", поэтому данное слово не подходит.
Предложение
№ 7 - жуки-плавунцы
Предложение
№ 10 - сотворив. Внимание! Слово плАвания не подходит по той же причине, что и в предложении № 6.

Задание 4
Предложение
№ 2 - предполагали, предположение
Предложение
№ 7 - вырасти
Внимание! В предложении № 8 в слове проскАкивал гласная А в корне -скак- стоит под ударением, а, по заданию, нужно найти "...слово с чередующейся безударной гласной в корне...", поэтому данное слово не подходит.
Предложение
№ 9 - росло
Предложение
№ 10 - проскочить 

Задание 5
Предложение
№ 1 - не прикасайтесь
Предложение
№ 2 - замирает
Предложение
№ 5 - убирать
Предложение
№ 6 - вытершимсяВнимание! В предложении № 7 слово помириться не подходит, так как гласная в корне -мир- не чередующаяся, а проверяемая ударением (от слова МИР).
Внимание! В предложении № 9 слово стЕлется не подходит, так как гласная Е в нём стоит под ударением.
Предложение № 10 -
заблистала

Задание 6
Предложение
№ 2 – поравнявшись                       Предложение № 4 - обмакнул
Предложение
№ 5 – равновесие                            Предложение № 8 - непромокаемые
Предложение
№ 10 - выровнялся

Пример для анализа

Название орфограммы

Свой пример

1.

Касаться, прикасаться, коснуться

2.

Излагать, полагать, изложить

3.

Вырасти, выращенный, выросла

4.

ЗагАр, угАр, загорЕлый

5.

Обмакнуть, промокнуть, моченый

        

Рабочий лист ученицы  10 класса ______________________________________

Тема: Чередующиеся гласные в корне слова

  1. Расставить в словах ударение (25 баллов)

Аэропорты, баловать, балованный, включим, вручит, донельзя, жалюзи, завидно, звонит,

 избалованный,  исчерпать, каталог, красивее, налита, намерение, насорит, обеспечение,

облегчить, принудить, согнутый, средствами, столяр, черпать, шарфы, торты

  1. Расставить пропущенные буквы, графически объяснить орфограмму (тетрадь с.90, №1)  (25 баллов)______________________________________________________

  1. Онлайн – Тесты. ЕГЭ 2013 А.14  (18 баллов)_________________________________

_________________________________________________________________________

  1. Normaluchenik.  (Правописание гласных в корне № 35 – 37)   (72 балл)__________

__________________________________________________________________________

  1. Сайт Е.А.Захарьиной. Онлайн-тесты (20 баллов)______________________________

__________________________________________________________________________

  1. Найти в тексте слова на изученные орфограммы (задание 3, 4, 5, 6) (21 балл) __________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ИТОГО: ____181_____балл               оценка

         

Карточка 1.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание слов с пропущенными буквами.

        Скл..нение существительных, прид..раться по пустякам, вым..кнуть под д..ждем, сильно встр..хнуть, газовая г..релка, решить ур..внение, почтенный возр..ст, ок..заться рядом, прол..гать путь, п..тно на одежде, прот..реть зерк..ло.

Карточка 2.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание слов с пропущенными буквами.

        Отл..жить все д..ла, испуганно см..лкать, соб..рательный образ, быстро прибл..жаться, легко уг..варить, неприк..сновенный запас, прозрачно нам..кать, широкая р..внина, пром..кательная бумага, сг..реть со стыда, хорошее нач..нание, острый пл..вник.

Карточка 3.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание слов с пропущенными буквами.

        Прекл..няться перед талантом, знаменитый п..вец, предл..жить погулять, р..вноправные партнеры, сл..гка заг..реть, загл..нуть к друзьям, пож..нать пл..ды, м..кать сухари в мол..ко, ст..новиться взрослым, начинающие пл..вцы, серьезные оп..сения, выр..сли в саду.

Карточка 4.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание слов с пропущенными буквами.

        Отр..сль промышленности, ср..внение вел..чин, тв..рить д..бро, пол..жительный момент, зар..внять участок, непром..каемый плащ.., в..селая з..рница, покл..ниться з..мле-матушке, проск..чить во двор, х..роший з..гар, распл..вить металл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Корни с чередованием

таблица корней с чередованием...

Правописание корней с чередованием Е-И

Презентация к уроку русского языка в 5 классе....

Е-и в корнях с чередованием

Данная тема изучается в 5 классе, и далее учащиеся постоянно встречаются с этой орфограммой при формировании навыков грамотного письма. Очень важно на начальном этапе изучения научить ребят  виде...

Гласные в корнях с чередованием

На уроке отрабатываются правила и алгоритмы написания гласных в корнях с чередованием, формируется умение учитывать лексическое значение корней при выборе гласной, закрепляются теоретические и практич...

«Правописание корней с чередованием гласных. Буквы о-а в корне – лаг- - -лож-».

Урок русского языка в 5 классе. Тема: «Правописание корней с чередованием гласных. Буквы о-а в корне – лаг- - -лож-». Цели: а) образовательные расширить, углубить знания учащихся о чередовании бу...

Урок русского язык в 5 классе. Тема. Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием

С помощью материала урока ученики научатся распознавать слова с чередующимися гласными и согласными в корне, сопоставлять произношение и написание слова, изучат правило написания е, и в корнях с черед...

Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием

Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов.Буквы е, и в корнях с чередованием...