«Сложные моменты при изучении темы «Причастия»
рабочая программа по русскому языку

Калина Виктория Геннадьевна

В статье рассматривается сложность изучения темы «Причастия» и предлагается разработанный алгоритм запоминания, исключающий ошибки в написании окончаний причастий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudnye_momenty_pri_izuchenii_prichastiya.docx21.52 КБ

Предварительный просмотр:

Калина Виктория Геннадьевна

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №7 село Чкаловское

«Сложные моменты при изучении темы «Причастия»

     Аннотация: в статье рассматривается сложность изучения темы «Причастия» и предлагается разработанный алгоритм запоминания, исключающий ошибки в написании окончаний причастий.

     В этой статье поделюсь наблюдениями, с которыми я столкнулась на практике при объяснении темы «Причастие как особая форма глагола».

«Причастие» - одна из сложнейших тем в курсе изучения русского языка. Она включает множество орфограмм и пунктограмм.

     Рассмотрим два момента, с которыми ученики испытывают затруднения:

1. Отличие причастия от слов других частей речи.

2. Склонение причастий.

  1. Отличие причастия от слов других частей речи. Главную сложность в изучении этой темы представляет проблема узнаваемости причастий учащимися. Только при отличном владении навыком отличать причастия от других частей речи можно обрести навыки правописания орфограмм и пунктограмм, связанных с причастием.

Рационально представить сравнительную таблицу двух особых форм глагола. Когда учеников можно знакомить с подобной подачей материала?

  • При обобщении изучения тем “Причастие” и “Деепричастие” систематизируются знания путем составления таблицы “Отличительные признаки причастия и деепричастие»
  • Всем обучающимся предстоит сдавать экзамен по русскому языку на итоговой аттестации по окончании 9 класса. В этом случае составленная нами таблица поможет быстро вспомнить сведения о причастии и деепричастии.
  • Метапредметный навык. Ученики смогут составлять подобные сравнительные таблицы по другим темам. ведь знания, приведенные в систему, остаются в памяти прочно и надолго.

Рассмотрим таблицу.

Причастие – особая форма глагола,

Дееричастие – особая форма глагола,

Отвечающая на вопросы

какой? Что делающий?

как? что делая? Что сделав?

Имеющая признаки

глагола + прилагательного

глагола + наречия

Обозначает

признак предмета по действию

добавочное действие

Изменяется

как имя прилагательное (по родам, числам, падежам, могут иметь краткую форму)

Неизменяемая (как наречие)

Задаем вопрос от

существительного

глагола

В предложении выступает в роли

определения (полные причастия),

сказуемого (краткие формы)

обстоятельства

Оборот

выделяется запятыми только после определяемого слова

всегда выделяется запятыми

При обобщении материала можно добавить пункт, в котором будут перечислены все суффиксы.

2. Склонение причастий.

Чтобы не ошибиться в написании окончаний причастий, нужно запомнить алгоритм:

1. Определить, к какому существительному относится причастие.

2. Задать к причастию вопрос от определяемого слова, к которому оно относится.

3. Определить окончание вопроса.

4. Определить окончание причастия по окончанию вопроса и написать его.

5. Помнить, что окончание не входит в основу слова. При наличии постфикса основа будет прерывающейся.

Часто приходится сталкиваться с тем, что возвратный постфикс –ся/-сь в некоторых падежных формах теряется. Или окончание причастия не соответствует падежному вопросу. Именно эти недочеты работа в таблице устраняет.

падеж

Существитель-ное

приставка

корень

суффикс

суффикс

окончание

постфикс

И.п.

дом

-

стро

ящ

ий

ся

Р.п.

дома

-

стро

ящ

его

ся

Д.п.

дому

-

стро

ящ

ему

ся

В.п.

дом

-

стро

ящ

ий

ся

Т.п.

домом

-

стро

ящ

им

ся

П.п.

О доме

-

стро

ящ

ем

ся

Использование подобной таблицы можно предложить ученикам при первичном изучении темы, или обучающимся, испытывающим затруднение в изменении формы слова. Если у причастия несколько приставок, то можно в одной графе выделить обе приставки. Данная отработка материала закрепит навык морфемного разбора слова. Также дополнительная отработка таких орфографических правил как чередование гласных в корне слова, безударная гласная в корне слова, глагольные суффиксы причастий в формах прошедшего времени действительных и страдательных причастий.

Приложение.

падеж

Существитель-ное

приставка

корень

суффикс

суффикс

окончание

постфикс

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по теме "Повторение изученного по теме "Причастие""

Презентация предназначена для повторения изученного по теме "Причастие" в 7 классе, но может быть использована для подготовки к ГИА и ЕГЭ....

Разноуровневый контроль при изучении темы "Причастие"

В материале представлен комплект дидактического материала для осуществления разноуровневого контроля при изучении темы "Причастие" с подробным описанием его использования....

Формирование навыков УУД на уроке русского языка при изучении темы «Причастие» в 6 классе.

Формирование навыков УУд на уроке русского языка при изучении темы "Причастие" в 6 классе....

"Подготовка к ЕРТ. Сложные моменты в словообразовании"

Выступление по. теме: "Подготовка к ЕРТ. Сложные моменты в словообразовании". В докладе говорится о сложных моментах при подготовке к ЕРТ по татарскому языку, в частности, о словообразовании и о некот...

Лингвистические и методические аспекты изучения темы «Причастие» в свете обучения по стандартам второго поколения

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определяет программу развития личности ребенка через формирование универсальных учебных действий (УУД). Изучение...

Дидактический материал для изучения темы "Причастие" , 7 класс

Для изучения сложной темы "Причастие" в 7 классе предлагается материал, связанный с причинами ошибок в употреблении причастных оборотов в речи, а  также упражнения по устранению таких о...