Итоговые контрольные работы по русскому языку
методическая разработка по русскому языку
5-9 классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kr_po_rya_5_kl.docx | 17.81 КБ |
itog_kr_6_kl_rya.docx | 16.04 КБ |
itog_kr_po_rya_7_kl.docx | 16.41 КБ |
itog_kr_po_rya_8_kl.docx | 17.29 КБ |
itog_kr_po_rya_9_kl.docx | 20.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 5 класса
____________________________________
А1. Укажите слово, в котором количество букв и звуков совпадает.
- Юла 3) поле
- Улыбается 4) единица
А2. Укажите слово, в котором нарушена произносительная норма.
- звонИт 3) звонЯт
- звОнит 4)цемЕнт
А3. Укажите слово с нулевым окончанием.
- Борщом 3) на столе
- Диван 4) цветочки
А4. Укажите ряд, в котором во всех словах пропущена одна и та же буква.
- Ра…щепить, ра..дать
- ..поздать, з...верить
- О..делка, о..дуваться
- Бе..ценный, бе...дарность
А5.Укажите ряд, в котором во всех словах пропущена одна и та же буква.
- Вык..сить, выр..сла;
- Нап..рать, уп..реться;
- Зам..рать, зам..реть;
- Сл..гать, сл..жить
А6. Укажите ряд, в котором во всех словах на месте пропуска пишется буква О.
1)врач..м , свинцом 3) товарищ..м , репортаж..м
2) марш..м , гонц..в 4) крыш..й, силач..м
А7. Укажите ряд, в котором во всех словах на месте пропуска пишется буква И.
- Ц..линдр 3) с улиц.., ц..ганочка
- Станц..я 4) лекц…я , ц… ркуль
А8. Укажите ряд, в котором во всех словах на месте пропуска пишется одна и та же буква.
- На уровн.. , на лошад..
- Они се..т , они кле..т
- Со старш..м братом , син…м цветом
- Около пристан.. , он плач..т
А9. Укажите ряд, в котором во всех словах на месте пропуска пишется Ь.
- Нож.. , молодёж..
- Расписат..ся , сбереч…
- Соб..ём , палоч…ка
- Комп..ютер , около дач..
А10. Укажите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.
- Цветы и травы покрывают зелёный холм.
- Почки набухли, но не распускались.
- Почки набухли и распустились.
- Лёгкий туман разливается во воздухе, и застилает поле.
А11. Укажите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.
- Я знаю что ты пришёл.
- Ветер завыл и загудел в проводах.
- Снег покрыл землю и скоро растаял.
- Поспела рожь, и скоро начнётся уборка урожая.
А12. Укажите предложение, в котором между подлежащим и сказуемым нужно поставить тире.
- Подлежащее и сказуемое это главные члены предложения.
- Она красивая.
- Старый парк очень красив.
- Он хороший поэт.
А13. Укажите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.
- Русь моя люблю тебя!
- Я не люблю тебя, герой!
- Николай подошёл к столу.
- Смилуйся, государыня рыбка.
Часть В
Прочитайте текст, выполните задания В1-В7
- В одном сказочном городе жили коротышки.
- Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие.
- В городе у них было очень красиво.
- Вокруг каждого дома росли маргаритки, ромашки, одуванчики.
- Там даже улицы назывались именами цветов: улица Колокольчиков, аллея Ромашек, бульвар Васильков.
- А сам город назывался Цветочным городом.
- Он стоял на берегу ручья.
- Этот ручей коротыши называли Огурцовой рекой, потому что по берегам ручья росли огурцы.
- За рекой был лес.
- Коротышки делали из берёзовой коры лодочки, переплывали через реку и ходили в лес за ягодами, за грибами, за орехами.
- Собирать ягоды было трудно, потому что коротышки ведь были крошечные, а за орехами и вовсе приходилось лазить на высокий куст да ещё тащить с собой пилу.
- Пилили пилой грибы и орехи.
- Спилят гриб под самый корень, потом распилят его на части и тащат по кусочкам домой.
- Одни коротышки назвались малышами, а другие – малышками.
- Малыши всегда ходили либо в длинных брюках навыпуск, либо в коротеньких штанишках на помочах, а малышки любили носить платьица из пёстренькой яркой материи.
- Некоторые читатели сразу скажут, что всё это выдумки, что в жизни таких малышей не бывает.
- Но никто ведь и не говорит, что они в жизни бывают.
- В жизни – это одно, а в сказочном городе – совсем другое.
- В сказочном городе всё бывает.
(По Н.Носову)
В1. Подчеркните зависимое слово в словосочетании улица Колокольчиков.
В2. Выпишите все имена существительные собственные._____________________________________________
В3. Найдите среди предложений 5-8 сложно предложение и напишите его номер._____________
В4. Среди предложений 1-8 найдите предложение(-я) с однородными членами и напишите его (-их) номер (-а).___________________________
В5. Выпишите из предложения 7 грамматическую основу._____________________________
В6. Выпишите из предложений 19 определение.________________________________
В7. Подберите к слову ТАЩАТ из предложения 13 синоним(-ы) и запишите его (их).______________________
Предварительный просмотр:
Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 6 класса
____________________________________
1. У какого слова НЕПРАВИЛЬНО определен способ образования?
1) премилый – суффиксальный способ
2) выход – бессуфиксный способ
3) подоконник – приставочно-суффиксальный способ
4) пешеходный – сложение
2. В каком ряду все слова пишутся слитно?
1) (пол)листа, (хлебо)завод, (северо)запад;
3) (крепко)накрепко, (штаб)квартира, (тёмно)зелёный;
2) (плащ)палатка, (вечно)зелёный, (еле)еле;
4) (железо)бетонный, (скоро)спелый, (кино)студия.
3. Найдите числительное с неверным окончанием.
1) в ста метрах; 3) в сорока сочинениях;
2) с девяносто литрами; 4) из ста лыж.
4. Найдите словосочетание с числительным.
1) «тройка» за ответ;
2) третий по списку;
3) утроить усилия;
4) трёхэтажный дом.
5. В каком слове пишется приставка ПРЕ-?
1) Пр…бивать 2) пр…растать 3) пр…сесть 4) пр…большой
6. В каком слове пишется приставка ПРИ-?
1) Пр…умолкла 2) пр…рвали 3) пр…лестный 4) пр…милый
7.Каким примером можно проиллюстрировать следующее высказывание: «Притяжательные местоимения в предложении являются определением»?
1) Он перестал понимать тебя.
3) Машина остановилась возле их подъезда.
2) К нам на целое лето приехал двоюродный брат.
4) На голову он нахлобучил папину шапку.
8. Найдите предложение с деепричастным оборотом.
1) Дождь, моросивший с утра, кончился.
3)Море, сверкающее на солнце, слепило наши глаза.
2)Появилась радуга, раскинувшись на всё небо.
4)Проснулся дедушка, задремавший в кресле.
9. В каком ряду все слова пишутся слитно?
1) (не)нашли, (не) был, (не)написав\
2) (не)громкий звук, (не)сколько, (не)годуя
3) (не)решили, (не)лепость
4) (не)зрелый, (не)один, (не) наш
10. В каком ряду все слова являются причастиями?
1) летящий, большой
2) прочитавший, засыпанный
3) поиграв, одиннадцать
4) любой, идущая
11. В каком ряду все слова являются деепричастиями?
1) расправляя, выполнив, пройдя, радуясь; укрыв;
2) бегая, присмотревшийся, немного, глядя;
3) стремглав, насыпанная, быстро,
4) навзничь, объевшись, белая, длинная.
12. В каком предложении НЕ с выделенным словом пишется раздельно?
1) Наша собака вовсе (не)послушная.
3) Мы решили (не)значительную проблему.
2) Мамина книга оказалась (не)интересной.
4) Они с Витей (не)разлучные друзья.
13. В каком ряду во всех прилагательных пишется НН?
1) Соломе__ый, серебря__ый, деревя__ый;
2) карма__ый, оловя__ый, клюкве__ый;
3) комарии__ый, песча__ый, стекля__ый;
4) овся__ый, оловя__ый, безветр__ый.
14. Укажите предложение с причастным оборотом.
1) Завыл сердито морозный северный ветер.
2)Ночью белая луна так и ныряла в клубах туч.
3) Книга, прочитанная вчера, исчезла.
4) Летящая паутина предвещает осень.
15. Какое прилагательное пишется слитно?
1) (Северо)восточный (ветер);
2) (железно) дорожное (полотно);
3) (англо)русская (академия);
4) (хитрый)хитрый взгляд.
16. В каком слове на месте пропуска пишется Ь?
1) Сем_надцать; 2) восем_сот; 3) восем_надцать 4) девят_надцать
17. У какого местоимения неверно определён разряд?
1) Думал обо мне – личное местоимение;
2) через несколько минут – неопределённое местоимение;
3) взял его книгу – притяжательное местоимение;
4) каждый из нас мечтал – относительное местоимение
18. В каком слове пишется одна Н?
1) зажаре…ые котлеты 2) дела сдела…ы 3) среза…ые цветы 4) вяза...ые бабушкой носки.
ЧАСТЬ 2
Внимательно прочитайте текст.
(1)Скворцы прилетают ранней весной, когда еще не весь снег сошел с полей. (2)Появление скворцов – признак близкой весны. (3)После прилета они выбирают удобное место и устраивают гнезда. (4)Скворцы чистят свои домики, носят в клювах мягкую подстилку, устраивают жилье. (5)Скворец садится на ветку, прикрепленную к скворечнику, трепещет черными крылышками и распевает песни. (6)Словно бодрая радость, звучат их голоса. (7)Разные звуки можно расслышать в скворцовой песне. (8) _____ птицы служат образцом доброй трудолюбивой жизни, ведь скворец и скворчиха вместе вскармливают своих птенцов. (9)Всегда любуешься жизнью скворцов, слушая их превосходное пение.
1. Какое утверждение является неверным для понимания текста?
1) Скворцы – непоющие птицы.
2) Когда появляются скворцы, это значит, что наступает весна.
3) Скворцы являются символом трудолюбия.
4) Эти птицы облагораживают свое гнездо.
2. В предложении 3 найдите слово с чередующейся гласной в корне. Выпишите это слово.____________
3. Из предложения 9 выпишите слово с орфограммой «Правописание приставок пре- и при-»._________________
4. Какое слово должно стоять на месте пропуска в предложении 8?
1) но 2) и 3) ведь 4) эти
5. Среди предложений 3-5 найдите предложение, где есть причастный оборот. Выпишите номер предложения.______________
6. Среди предложений 6-8 найдите притяжательные местоимения. Выпишите эти местоимения.______________________
Предварительный просмотр:
Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 7 класса
____________________________________
Часть А
А1. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ю?
1) та…щий снег
2) кле…щий карандаш
3) хорошо вид…щий
4) плещ…щиеся волны
А2. В каком ряду во всех словах пишется НН?
1) моче…ое яблоко, уроки не выуче…ы
2) нескоше…ая трава, медле…ый ход
3) незва…ые гости, льня…ое полотенце
4) стекля…ая посуда, были разочарова…ы
А3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
Запряжё(1)ые кони беше(2)о храпели и били о мостовую кова(3)ыми копытами; их пышные гривы были украше(4)ы яркими лентами, вплете(5)ыми накануне конюхом Архипом.
1) 1,5; 2) 3,5; 3) 1,3,5; 4) 2,4
А 4. В каком ряду НЕ пишется слитно?
1) (не)проглядная вьюга, (не)законченная работа
2) (не)видящий никого, (не)шерстяной
3) (не)большой дом, но удобный, (не)легче,
4) (не)чувствуя, (не)увидел
А5. Укажите строку, в которой все наречия пишутся через дефис:
1) (по)дружески, (в)миг, (в)низу
2) (в)слепую, (в)ничью, (в)третьих
3) (по)зимнему холодно, (волей)неволей , точь(в)точь
4) (в)пятых, (бок) о (бок), видимо(невидимо)
А6. В каком слове на месте пропуска пишется буква О:
1) свернуть направ.. 2) глядеть искос.. 3) наесться досыт.. 4) отмыть добел..
А7. Найдите строку, в которой на месте пропуска во всех словах пишется буква А:
1) предл…гать, р…стет, ук…ризна
2) пол…гать, оч…ровательный, р…скошный
3) сокр…щать, ср…стание, нас…ждать
4) насл…ждение, вопл…щение, об…ятельный
А8. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) не…говорчивый, бе…мятежный, ни…ходящий
2) пере…давать, и…подтишка, чере…чур
3) пр…землиться, пр…вышать, пр…ём
4) бе…церемонный, во…пылал, в…рыхлить
А9. В каком предложении выделенное слово – предлог?
1) (В) следстви.. по этому делу были допущены ошибки.
2) (На) счет в банке поступили новые средства.
3) (В) следстви.. включились новые люди.
4) (В) течени.. урока мы завершили работу.
А10. Укажите предложение, в котором нужно выделить причастный оборот (знаки препинания не расставлены).
1) По улице ехали машины заляпанные едкой грязью.
2) Машины везли налитые соком сосновые стволы.
3) Несколько скакавших рядом всадников вдруг свернули влево.
4) Поблескивающее звездами небо казалось еще выше.
А11.Укажите грамматически правильное продолжение предложения:
Читая текст учебника,
1) каждая фраза должна обдумываться.
2) необходим словарь.
3) ученики составляли план.
4) это займёт не меньше часа.
А12. Где допущена ошибка в употреблении наречия?
1) Говори немного медленнее.
2) Пиши более разборчивее.
3) Ты отвечал лучше всех.
4) Я стал писать аккуратнее.
ЧастьВ
Прочитайте текст.
(1) (В) продолжени.. нескольких минут на реку упал плотный туман (не) разве…вшийся до самого восхода солнца. (2)С высокого холма от старой полуразрушен…ой церкви открылась уд…вительная картина. (3)Над спящей рекой и сбегающей к ней улицей клубилось серое вспенен…ое море. (4) Бл…стящие крыши крайних изб усея…ы серебр…ыми каплями воды. (5)Рядом дымясь пок…зались печные трубы, словно корабли выстро…вшиеся в походном порядке. (6)Полузатоплен…ым маяком торчала вершина старого ра…весистого тополя. (7)Первые лучи во…ходящего солнца еще (не)выплывшего на небосвод к…снулись макушки тополя. (8)С во…ходом солнца все это застывшее море начинает оживать двигаясь и клубясь. (9)Люди пор…жен…ые этой картиной благодарили пр…красную русскую пр…роду за нечаян…ую радость подарен…ую им.
В1. Напишите, чем выражено сказуемое в предложении (4).
_____________________________________________________________________________________
В2. Из предложения (7) выпишите действительное причастие прошедшего времени. Укажите его вид. _________________________
В3. Выпишите причастия из предложения (3).
_____________________________________________________________________________________
В4. Разберите слово ПОКАЗАЛИСЬ по составу.
_____________________________________________________________________________________
В5. Выпишите из предложения (1) причастный оборот и подчеркните его как член предложения.
_____________________________________________________________________________________
В6. Выпишите из предложения (5) деепричастие и разберите его по составу.
_____________________________________________________________________________________
В7. В предложении (7) найдите слово с чередующейся безударной гласной, выпишите его.
_____________________________________________________________________________________
В8. В предложении (4) найдите прилагательное с суффиксом –ян-, выпишите его._______________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 8 класса
____________________________________
1. Найдите и отметьте словосочетание.
а) тёмный от загара
б) более высокий
в) у дороги
г) пришла зима
2. Чем выражается грамматическая связь зависимого слова с главным в словосочетании приехал на поезде?
а) окончанием
б) предлогом и окончанием
в) только по смыслу
3. Укажите словосочетание со связью согласование.
а) своих вещей
б) их дети
в) поросший мхом
г) голоса птиц
4. Укажите словосочетание со связью управление.
а) истинный друг
б) чрезвычайно приятно
в) второй из участников
г) сделать наспех
5. Укажите словосочетание со связью примыкание.
а) играть на рояле
б) рецензия на статью
в) точный расчёт
г) одеться по-летнему
6. Укажите словосочетание, где вид связи определён неверно.
а) постоянно заботиться – управление
б) справедливое решение – согласование
в) работать над чертежом – управление
г) успеть засветло – примыкание
7. Укажите ошибку в определении способа связи.
а) ярко озаряется − примыкание
б) лучший ученик – согласование
в) льёт свет – управление
г) прилетает с добычей – примыкание
8. Укажите словосочетание с ошибкой.
а) заплатить за проезд
б) беспокоиться за сына
в) рецензия на статью
г) беспокоиться о сыне
9. Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание.
Если же духовный потенциал слаб, то личность стирается, нивелируется, быстро теряет индивидуальные, присущие ей одной, черты.
10. Замените словосочетание металлическая банка, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.
11. В каком предложении неверно выделена грамматическая основа?
а) Утро было прекрасное.
б) Погасили мы костёр и пошли вниз по реке.
в) Тарелки поставили на нижнюю полку шкафа.
г) Отправился царевич на поиски невесты.
12. В каком предложении подлежащее выражено словосочетанием?
а) Ночью ветер злится да стучит в окно.
б) Три девицы пол окном пряли поздно вечерком.
в) Я памятник себе воздвиг нерукотворный.
г) И кто-то камень положил в его протянутую руку.
13. Укажите грамматическую основу предложения.
В июльские вечера и ночи уже не кричат перепела и коростели.
а) вечера не кричат
б) не кричат перепела
в) не кричат коростели
г) не кричат перепела и коростели
14. В каком предложении сказуемое выражено прилагательным?
а) Мрачен свод голубых небес.
б) Уж за горой дремучею погас вечерний луч.
в) Горные вершины спят во тьме ночной.
г) Сижу за решёткой в темнице сырой.
15. В каком предложении неверно выделено сказуемое?
а) Деревья начали желтеть.
б) Лес хранит почвенную влагу, смягчает климат.
в) В мае зацвели тюльпаны.
г) Дворец казался островом печали.
Прочитайте текст и выполните задания В4-В9.
Как я воспитывал волю.
(1) Мне всегда нравились люди, у которых есть сильная воля.
(2) И вот с прошлого понедельника я решил воспитывать свою волю. (3) Надо сделать её железной.
(4) Во-первых, каждое утро я стал вставать в 6:00 (без будильника), во-вторых, я решил целый месяц не есть мороженого. (5) И в-третьих, мне удалось выполнить главную задачу: я десять дней не звонил Майке, с которой давно дружил. (6) А когда она мне звонила, я брал трубку и говорил, что меня нет дома.
(7) На самом деле мне очень хотелось её увидеть, но я ведь воспитывал волю. (8) Я продолжал ставить перед собой все новые трудности. (9) Стал, например, в мороз ходить без шапки, на девятый этаж подниматься без лифта и стал заниматься по системе йогов.
(10) На этом первый этап воспитания воли кончился. (11) Я решил сделать перерыв на три дня. (12) Теперь я мог встретиться с Майкой. (13) И когда у меня появилась свободная минута, я позвонил ей.
(14) Майка обрадовалась моему звонку, но всё же удивлённо спросила:
- Вадим, где же ты был столько времени?
(15) Я важно объяснил ей, что всё это время воспитывал волю.
(16) - И тебе совсем не хотелось меня увидеть в эти дни? – обиженно спросила Майка.
(17) Я ответил, что в жизни всегда надо чем-то жертвовать, но зато теперь у меня железная воля.
(18) Затем я стал договариваться о встрече. (19) Майка согласилась, но сказала:
- Я, может быть, опоздаю, но ты подожди меня.
(20) В семь часов вечера я уже стоял на месте, где мы должны были встретиться. (21) Прошло десять минут – Майки не было. (22) Прошло полчаса. (23) Её все не было. (24) Был сильный мороз. (25) Ноги очень замёрзли, уши тоже. (26) И неудивительно – я был без шапки. (27) Теперь я ругал себя.
(28) Часы показывали уже половину десятого, я пошел домой. (29) На следующий день я заболел.
(30) Когда я выздоровел, позвонил Майке. (31) На мой вопрос, почему она не пришла на свидание, Майка сказала:
- А я как раз в тот день по твоему примеру начала воспитывать волю. (32) А при этом, как ты сам сказал, надо чем-то жертвовать.
(33) Я больше не стал тренировать свою волю в надежде, что Майка по моему примеру сделает то же самое. ( По рассказу Л. Некрасова)
Ответы к заданиям В4 – В7запишите словами
В3. Из предложения 17 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.___________________________
В4. Из предложений 7-9 выпишите слово, образованное приставочным способом.___________________
В5. Из предложения 7 выпишите составное глагольное сказуемое.______________________
В6. Из предложений 20-24 выпишите все обстоятельства времени._____________________
Ответы к заданиям В8- В10 запишите цифрами
В7. Из предложения 9 выпишите вводное слово._____________________
В8. Среди предложений 1-3 укажите номер простого односоставного безличного предложения.________
В9. Среди предложений 4 – 11 найдите двусоставное неполное предложение. Напишите номер этого предложения.______________________________
Предварительный просмотр:
Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 9 класса
____________________________________
2. Выполните синтаксический анализ предложений текста. Прочитайте текст.
(1)Неряшливость шотландского микробиолога Александра Флеминга явилась причиной открытия пенициллина. (2)Когда 3 сентября 1928 года он возвратился в свою лабораторию после месячного отсутствия, то обратил внимание на чашку Петри, внутри которой образовался участок с плесенью. (З)Учёный заметил, что вокруг плесени исчезли все микробные колонии. (4)Этот феномен заинтересовал Флеминга, и он провёл исследование содержимого чашки. (5)Плесень принадлежала к роду пенициллиновых, а вещество, погубившее микробов, учёный назвал пенициллином.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) неряшливость явилась причиной (предложение 1)
2) обратил внимание (предложение 2)
3) исчезли все (предложение 3)
4) феномен заинтересовал (предложение 4)
5) вещество назвал (предложение 5)
3. Выполните пунктуационный анализ предложения. Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Проходя (1) по рядам Колизея — одной из главных достопримечательностей Рима (2) и самого крупного древнего амфитеатра (3) сохранившегося до наших дней (4) невозможно не попытаться перенестись в прошлое (5) и представить себе то (6) что происходило на арене (7) и трибунах много веков назад (8) и при этом в воображении несомненно всплывают мускулистые гладиаторы (9) имена которых известны современным любителям, римской истории по фильмам и книгам.
4. Выполните синтаксический анализ словосочетания. Замените словосочетание «скатерть из льна», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
5. Выполните орфографический анализ слов. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ДЕРЖАЩИЙ — в суффиксе действительного причастия прошедшего времени пишется буква А, потому что причастие образовано от глагола II спряжения держать.
2) КОСНУТЬСЯ — написание безударной чередующейся гласной в корне проверяется подбором однокоренного слова с ударной проверяемой гласной.
3) ДОСРОЧНО — наречие образовано от прилагательного с приставкой до- (досрочный), поэтому в суффиксе наречия пишется буква О.
4) БЕСШУМНЫЙ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
5) ЗАМОЧЕК — в суффиксе существительного пишется буква Е, потому что при склонении гласный выпадает.
Прочитайте текст и выполните задания 6—9.
(1)Тамара Ивановна, наш классный руководитель, объявила: в последний учебный день четверти уроков не будет, класс соберётся на чаепитие и каждый расскажет о таланте одного из одноклассников. (2)Предполагалось, что это поможет нам лучше узнать друг друга и с хорошим настроением уйти на зимние каникулы. (З)Было решено разбиться на пары по принципу соседства по партам. (4)Без партнёра по заданию остался один Вовка Жуков, в одиночестве занимавший последнюю парту третьего ряда: он плохо учился, заикался и, наверное, поэтому держался особняком. (5)Ни в нашем классе, ни вне его у Жука, похоже, не было друзей, а нас, честно говоря, не заботило его одиночество: подумаешь, в каждом классе есть такой странный тихоня-троечник.
— (6)Ну а тебе, Вова, — задумавшись на секунду, пожала плечами учительница, — даже не знаю, что и делать. (7)Расскажешь нам о каком-нибудь человеке, чьим талантом ты восхищаешься.
— (8)Жук?! (9)Восхищается?! (10)Да он и слова-то такого не знает! — усмехнулся Макс Смирнов, капитан школьной баскетбольной команды. — (11)Он может только на нашу Лебедеву глазеть, не отрываясь, да, Катька?
(12)Вовка залился краской и почему-то с ужасом посмотрел на Катю: наверное, до этого момента он не понимал, что все в классе давно заметили, что первую красавицу параллели Лебедеву он выбрал предметом своего безмолвного обожания. (13)Он вызывался внеочередным добровольцем на дежурства по классу, когда подходила её очередь, ему же приписывалось авторство подкинутого однажды Кате в пенал двустишия, написанного простым карандашом на обрывке тетрадного листа: «Мне светло и хорошо. Что на свете ты живёшь».
— (14)Ему же светло и хорошо от тебя становится, — не унимался Смирнов, — про тебя и напишет! (15)В стихах!
— (16)Да больно нужны мне его стихи, — скривилась Лебедева, — тоже мне, талант нашёлся!
— (17)Ну, раз талант, может, про него ты и поведаешь народу?
— (18)Только для этого Жуку придётся тебе про себя рассказать, а у него это не очень хорошо получается, п-п-правда, Ж-ж-жук?
(19)Вовка сдёрнул со спинки стула портфель и выбежал из класса, оглушительно хлопнув дверью.
— (20)Псих, — бросила ему вслед Лебедева.
(21)Никто из нас не сомневался — несмотря на издёвки Смирнова, Жук свой рассказ посвятит ей. (22)И дело было не только в Катиной красоте. (23)Она действительно была талантлива: прекрасно пела, рисовала, хорошо училась.
(24) А ещё Катя вышивала живописные букеты, которые дарила в рамках учителям и избранным подругам, предварительно подписывая с обратной стороны: Е.Н. Лебедева.
(25) Она хвасталась, что дома у неё целая коллекция: «мой восхитительный сад» — так она называла её, и один папин коллега даже обещал организовать выставку её работ.
(26) Однажды она принесла несколько из них в класс, восхищалась: «Кажется, что они живые, правда? (27)Только жаль, что они не пахнут!»
(28) В такой рекламе, впрочем, Катина вышивка не нуждалась: её сад был действительно прекрасным.
(29) Поэтому в день чаепития Катя справедливо ждала два рассказа, посвящённых себе.
(30)3а партами, сдвинутыми в общий стол нашими талантливыми спортивными ребятами, уже собрался весь класс. (31)Вовка опаздывал, и было принято решение начать без него. (32)Мы выступали по очереди и уплетали выпечку, принесённую нашими талантливыми хозяйственными девочками. (ЗЗ)За хвалебными речами мы не сразу заметили, как в класс вошла Вовкина мать.
(34)Она дождалась, пока мы обратим на неё внимание, и сказала учительнице: «Вова слёг с гриппом и не смог прийти. (35)Он просил передать вам сочинение».
— (З6)О-о-о, здорово! (37)Читайте, читайте! — закричал Смирнов. — (38)Ода Лебедевой, часть вторая!
(39)Мы повернулись к учительнице, стоявшей у дверей. (40)Повернулись все, кроме Кати. (41)Она выглядела скучающей: класс уже удостоился чести увидеть её новую вышивку, иллюстрирующую рассказ подруги о таланте красавицы.
(42)Тамара Ивановна раскрыла тетрадь и начала читать: «Талант — это дар, который выделяет человека из остальных. (43)У меня нет таланта, и я ничем не выделяюсь. (44)Я иногда думаю: зачем я прожил вот этот день, если я ничего не умею создавать или изобретать? (45)Но я знаю одного человека, у которого, как мне кажется, есть настоящий талант. (46)Благодаря ей, я понял, что в нём главное — не только красота, которой можно любоваться. (47)Каждый день я прихожу в школу и я вижу, как замечателен её талант. (48)И особенно прекрасны её цветы...»
— (49)Ну то-о-очно, про меня! — с притворным недовольством протянула Катя.
(50)«Цветы, — продолжала читать Тамара Ивановна, — которые она посадила в горшках на подоконниках. (51)Самым талантливым человеком я считаю нашу школьную уборщицу Веру Павловну. (52)Она самая добрая в нашей школе, а настоящий талант без доброты — это как мёртвые цветы, которые даже не пахнут». (53)Гробовую тишину, воцарившуюся в классе, нарушила учительница:
— (54)Молодец, Жуков! (55)Какой же ты, оказывается, молодец!
* Ольга Павлова — современный блогер.
(По О. Павловой*)
6. Проанализируйте содержание текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) У Жукова в классе не было друзей.
2) Катя Лебедева была влюблена в Вовку Жукова.
3) У Кати Лебедевой было много талантов.
4) Лебедевой понравились стихи, написанные Вовкой Жуковым.
5) По мнению Вовки, настоящий талант немыслим без доброго отношения к окружающим.
7. Проанализируйте средства выразительности в тексте. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.
1) Тамара Ивановна, наш классный руководитель, объявила: в последний учебный день четверти уроков не будет, класс соберётся на чаепитие и каждый расскажет о таланте одного из одноклассников.
2) Никто из нас не сомневался — несмотря на издёвки Смирнова, Жук свой рассказ посвятит ей.
3) Я иногда думаю: зачем я прожил вот этот день, если я ничего не умею создавать или изобретать?
4) Она хвасталась, что дома у неё целая коллекция: «мой восхитительный сад» — так она называла её, и один папин коллега даже обещал организовать выставку её работ.
5) Гробовую тишину, воцарившуюся в классе, нарушила учительница.
8. Выполните лексический анализ слова. Найдите в тексте стилистически нейтральный синоним к просторечному слову БОЛЬНО (предложение 16).
Напишите этот синоним.
Часть 3.
9.3
Как Вы понимаете значение слова ЭГОИЗМ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое эгоизм?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговая контрольная работа по русскому языку для учащихся 10 класса
Работа содержит два варианта заданий по проверке знаний учащихся 10 класса по русскому языку. Приложением являются ключ к заданиям и бланк отчёта об итогах проведённой работы....
Итоговая контрольная работа по русскому языку 8 класс
итоговая контрольная работа по русскому языку 8 класс (два варианта)...
Итоговая контрольная работа по русскому языку
В данной работе представлены 2 варианта тестовых заданий для проведения итоговой контрольной работы за курс 7 класса....
Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 5 класса
Годовая контрольная работа для 5 класса по русскому языку в двух вариантах...
Контрольно-измерительный материал по русскому языку «Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 5-го класса»
Тестовые задания включают в себя 35 вопросов с вариантами ответов, где нужно выбрать один верный и записать в соответствующий столбец....
Итоговая контрольная работа по русскому языку 8 класс. Работа по тексту.
Работа с текстом...
Итоговая контрольная работа по русскому языку в 5 классе (в формате ВПР). Время выполнения работы 60 минут
Итоговая контрольная работа по русскому языку (ФГОС) 5 класс (в формате ВПР)(Время выполнения работы 60 минут)...