Морфологический разбор числительного.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Сельдерханова Зарият Ахмедовна

Конспект урока для 6 класса . Тема урока: Морфологический разбор числительного.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гончарова Ирина Ивановна. «Морфологический разбор имени числительного» 19.02.2014 г.

Тема урока «Морфологический разбор числительного»

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цели: 

Образовательные цели: повторить морфологические признаки числительного

Развивающие:  развивать творческую, речевую, мыслительную активность; совершенствовать мыслительные (обобщение, классификация) и общеучебные умения и навыки;

Воспитательные: прививать любовь к языку, умение работать коллективно, преодолевать неуверенность.

Технология урока: системно-деятельностный подход

Оборудование: раздаточный материал, презентация, учебник   русского языка для 6 класса под редакцией Баранова

Технологическая карта урока

Этап урока

Содержание урока

Деятельность обучающихся

 Оргмомент  

Приветствие  учащихся, проверка готовности к уроку.

Работа в тетрадях, запись числа, работы. Слайд 1

Постановка учебной задачи.

Актуализация знаний

Лексический марафон – разгадаем кроссворд, используя фотографии и специальные словарики.

 

 

1

С

о

ч

и

 

 

 

2

к

е

р

л

и

н

г

 

 

 

3

б

о

б

с

л

е

й

 

 

4

с

к

е

л

е

т

о

н

б

и

а

т

л

о

н

 

 

 

Какой темой объединены эти слова? (спорт, олимпиада)

Словарная работа с раздаточным материалом

Анализ, вывод

Слайды 2-11

Мотивация

Действительно, весь мир сегодня прикован к олимпиаде в Сочи. А вы любите спорт?

Предлагаю вам сегодня тоже стать участниками олимпийских игр, но наша олимпиада будет лингвистическая, что это значит? (будем соревноваться в знаниях по русскому языку)

Целеполагание

Найдите слово, полученное по вертикали. Подумайте, как оно связано с темой сегодняшнего урока?  (число – числительное, часть речи, которую мы изучаем)

Итак, вы познакомились со всеми признаками и особенностями этой части речи, какой последний этап в ее изучении, что нам надо сделать? (обобщить, повторить)

Подумайте, нет ли в русском языке такого способа повторения, в котором последовательно повторяется весь изученный материал по определенной части речи?

Определите тему сегодняшнего урока

(тема сегодняшнего урока «Морфологический разбор имени числительного»)

Определите цель сегодняшнего урока

(повторить имя числительное, систематизировать свои знания по этой теме)

Анализ, вывод, преобразование информации

Запись темы в тетрадь

II. Решение  учебной задачи.

Повторение ранее изученного

Изучение нового материала с опорой на ранее изученное по теме «Числительное»

Физкульт-

минутка

Обобщение изученного

Закрепление материала.

Самостоятельная работа

Коррекция знаний

Итоги урока

Рефлексия

Начинаем нашу лингвистическую олимпиаду по числительному. В соревнованиях участвуют 3 команды (по рядам), учитывается и личный зачет (ответ – жетон). Давайте дадим названия нашим командам.

С чего начинается олимпиада? (с открытия)

Девиз нашей олимпиады:    Расчет во всяком деле нужен

И ты с числительным будь дружен!

Итак, вспомните, из каких логических «блоков» состоит морфологический разбор любой части речи?

Под цифрой  I дается общее значение речи (т.е. дается определение)

Под цифрой II  - его морфологические признаки

Под цифрой  III  - синтаксическая роль, которую эта часть речи выполняет в предложении  

Это наша с вами Олимпийская гора, которую нам предстоит преодолеть.

И первое командное соревнование - лингвистический керлинг. Вспомните, что это за вид спорта (командная игра, попасть снарядом в размеченную на ледяной площадке мишень) – жетон за ответ

Проведем разминку, игра «Верю - не верю». Ваша задача поднять руку, если вы согласны с утверждением:

  1. Числительное обозначает порядок при счет? Да
  2. Числительное обозначает признак? Нет
  3. Числительное обозначает количество? Да
  4. Отвечает на вопрос ЧТО? Нет
  5. Отвечает на вопрос КАКОЙ? Да
  6. Отвечает на вопрос ЧЕЙ? Нет

Молодцы! Обобщим, что такое числительное?

(Часть речи, которая обозначает число, количество и порядок при счете, отвечает на вопросы сколько, какой) – жетон за ответ

Зачем надо знать значение и вопросы части речи? (чтобы отличать числительное от других частей речи: глагола, прилагательного, существительного с числовым значением) – жетон за ответ

Запишите в блок-схему.

Каждой команде дается мишень (4слова). Ваша задача: выбить (найти и подчеркнуть) лишнее слово из мишени, обсудите (30 секунд), объясните выбор. Справившаяся команда получает балл.

1. Удвоить, двоиться, второй, раздвоить

2. Семь, семеро, седьмой, семидесятилетие

3. Три, третий, тройной, трое


Подведем итог по керлингу, команды получают баллы.

Переходим ко 2 блоку схемы и следующий конкурс - лингвистический биатлон. Что это за игра? (лыжная гонка со стрельбой из винтовки) – жетон за ответ

1 этап нашего биатлона – морфологическая гонка:  Распределите данные морфологические признаки на 3 столбика расположить их в нужном порядке в таблице (используется доска с магнитами)

1 команда выбирает постоянные признаки числительного

2 команда выбирает непостоянные признаки числительного

3 команда выбирает лишние признаки, которые не относятся к числительному

Относительные, количественные, простые, краткая форма, целые, притяжательные, дробные, число, падеж, собирательные, порядковые, спряжение, составные, род

Подведем итоги по 1 этапу гонка. За каждый правильный ответ команды получают баллы. Дополняем блок-схему

2 этап лингвистического биатлона – стрельба из винтовки: найти числительное, выписать в тетрадь, разделив на 2 столбика (порядковые – количественные), указав у каждого слова простое или составное).Можно обсуждать в парах. Время 3 минуты.

1. Седьмого февраля 2014 года в 20 часов14 минут по местному времени, в городе Сочи, на стадионе «Фишт», состоялась Церемония открытия XXII зимних Олимпийских Игр. Чашу Олимпийского огня зажгли двое российских спортсменов: фигуристка Ирина Роднина и хоккеист Владислав Третьяк

П.:  седьмого – п., две тысячи четырнадцатый – с., двадцать вторых - с.

К.: двадцать – п., четырнадцать – п., двое – прост, собират.

Подведем итоги второго этапа.

Проверка: каждый правильный ответ – попадание в мишень (жетоны, баллы командам)

Последний этап биатлона  - гонка непостоянных признаков: устно определяем падеж числительных в том же тексте.

Проверка: каждый правильный ответ – (жетоны, баллы командам)

Мы подошли к последнему этапу нашей лингвистической олимпиады. Назовите, что нам надо сделать?

(определить синтаксическую роль числительного) – жетон за ответ

Вспомните, чем является числительное в предложении?

Подлежащее

Сказуемое

Дополнение

Определение

Обстоятельство

Кто? Что?

Что такое?

Кто такой?

Вопросы косвенных падежей

Какой?

Чей?

Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как?

Пять баллов – отличная оценка

Семью шесть – сорок два

Мы прошли три этапа

Первое испытание прошло успешно

7 февраля  в Сочи прошло открытие зимних Олимпийских игр.

Нам предстоят соревнования по синтаксическому скелетону. Объясните значение слова (жетон за ответ). Ваша задача: проехать трассу на санках-бобах, для этого спишите предложение вашей команды, определите, каким членом предложения является числительное, и подчеркните. А остальным командам  - показать:  подлежащее – махи одной рукой, сказуемое – двумя, определение – волна, дополнение – рывки руками, обстоятельство – рывки руками с раскрытием

1. В число олимпийских видов спорта скелетон вошел в 1928 году – обстоятельство

2. Первое «золото» по скелетону в истории России завоевал Александр Третьяков  - определение

3. Это было   на чемпионате мира в 2013 в Санкт-Морице. - обстоятельство

Итоги скелетона

Итак, посмотрите на свои блок-схемы, они завершены. Сверим их с планом морфологического разбора в учебнике. Обратите внимание: количественные числительные не имеют числа и рода, кроме слова один. Членом предложения являются в составе  словосочетании с существительным, к которому относятся.

Внимание, самый важный этап нашей олимпиады -  используя схему, мы проходим заключительные соревнования по морфологическому бобслею. Вспомните значение слова, запишите (жетон за ответ).

В наших санках-бобах 4 места, что соответствует количеству пунктов нашей схемы. Наша задача – съехать на бобах, правильно заполнив сани,  то есть морфологический разбор числительного.

Читаем предложение, находим числительное,  разбираем.

История бобслея началась в Швейцарии в 1888 году.

  1. В тысяча восемьсот восемьдесят восьмом году – числ. (каком?)
  2. Н.Ф. – тысяча восемьсот восемьдесят восьмой; пост.признаки: порядковое, составное; непост.признаки:

в П.п., в м.р., ед.ч.

  1. Началась (когда?) в тысяча восемьсот восемьдесят восьмом году (обст.)

А теперь контрольный заезд: выполните разбор самостоятельно

 Английский путешественник Уилсон Смит, решив скатиться с горы, соединил двое саней при помощи доски и, сам того не ведая, изобрел новый вид спорта.

  1. Двое (саней) – числ. (сколько?)
  2. Н.Ф. – двое; пост.признаки: количественное,  собирательное, простое; непост.признаки:
  3. в В.п.
  4. Соединил (что?) двое саней  (доп.)

Проверяем ваши бобы, оцениваем работу: поменяйтесь                                                                                                                                                  

тетрадями, возьмите карандаши, проверяем, исправляем ошибки, считаем.

                                      Все правильно – 5 баллов,

                                      1-2 ошибки – 4 балла,

                                      3-4 ошибки – 3 балла,

                                      больше 4-х, надо пройти трассу еще раз

Друзья! Я поздравляю вас, мы на финише. Итак, кто же лидирует? Объявляется рейтинг команд.

Тройку победителей определим по жетонам.

Остальные ребята молодцы, вы старались, но вам надо еще поработать над именем числительным

Достигли ли мы целей, поставленных в начале урока?

Чему мы научились?

Поднимите красные карточки, кому все понятно по теме «Морфологический разбор числительного», зеленые, если у вас возникли проблемы или вопросы по каким-то пунктам, синие материал вы не поняли.

Домашнее задание: параграф № 67

Упражнение № 384  по заданию или выписать из СМИ текст из 4-5 предложений с использованием числительных и выполнить морфологический разбор двух числительных

Открытие новых знаний с опорой на ранее изученный материал

Составление  опорной схемы

Лексическая работа

Повторяют теоретический материал

Обобщают материал

Дополнение схемы.

Ответы на вопросы.

Морфологический анализ  слов

Дополнение схемы.

Работают в группе: анализ морфологического материала, выбор, распределение.

Практическая работа с текстом: выделить информацию, переработать, применить полученные знания

Устная взаимопроверка и самопроверка

Ответы на вопросы.

Дополнение схемы.

Работа с текстом: выделить информацию, переработать

Взаимопроверка и самопроверка

Выполнение практической работы

морфологический анализ числительного, по заданному алгоритму

Использование алгоритма  в самостоятельной работе

Сопоставление выполненной работы с шаблоном, коррекция, взаимооценка по шаблону



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка в 6 классе "Морфологический разбор числительного"

Презентация содержит дидактический и иллюстративный материал к уроку....

Урок русского языка в 6 классе «Морфологический разбор числительного»

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО. УМК Разумовская, 6 класс...

Морфологический разбор числительных

Карточка "Порядок  морфологического разбора числительных " поможет не только шестиклассникам выполнить морфологический разбор...

Технологическая карта урока :Морфологический разбор числительного.6 класс

Технологическая карта урока.Морфологический разбор числительного.6 класс...

Презентация к уроку по теме "Морфологический разбор числительного".

В презентации представлен план разбора, а также примеры разборов....